Условия успешной организации тренингового процесса




Основной задачей тренинга является выработка практических навыков участников, идентичных условиям их повседневной жизнедеятельности. Для реализации этой задачи необходимо работать не только в логике моделирования взаимодействия людей в тренинговом процессе, но и добиваться реальных, в том числе конфликтных состояний. Эмоциональная напряженность процесса достигается за счет того, что:

- во-первых, содержательно программа строится на выявленной проблематике людей, пришедших на тренинг;

- во-вторых, вводится правила конкурентного взаимодействия при минимальной опеке тренера (каждый из происходящего возьмет то, что он захочет и сможет взять для себя);

- в-третьих, процесс строится по принципам дублирования реальных социальных событий, что затрудняет использование игровых форм психологической защиты (по принципу: «Это все игрушки и несерьезно»);

- в-четвертых, в тренинге допускаются жесткие рейтинговые процедуры, наказания, значимые для участников. Но следует помнить, что жесткий процесс чреват психотравмирующим воздействием на участников и его использование требует основательного опыта.

 

 

Организация тренингового процесса

Взаимодействие с участниками тренинга начать с прояснения их мотивации и привязки имеющихся ожиданий к тренинговой программе.

Для обеспечения продуктивности работы вводится ряд правил групповой работы на тренинговом процессе:

Правило конфиденциальности и закрытости группы вводится при работе с небольшой группой и использовании психотерапевтического режима; если идет макрогрупповая работа, то можно прибегать к возможности допуска посторонних людей, при этом важно правильно использовать приход новых людей для расширения возможностей тренинга.

Пунктуальность оговаривается достаточно жестко, поскольку «приходить раньше – не уважать себя, приходить позже – не уважать других». За нарушение временного режима также вводится наказание. Наказание, которое предлагается человеку, несет три ограничения: оно не может распространяться на финансовую сферу, ущемлять достоинство данного человека или выходить на уровень физического наказания.

Ответственность человека за сон и пищу, то есть за обеспечение условий собственного комфортного существования. Контроль за физическим состоянием участников представляется достаточно важным, так как у невыспавшегося человека резко снижаются возможности эффективного использования образного мышления; возможное использование на тренинге упражнения, приводящие к достаточно сильному нервно-психическому истощению.

Принять на себя ответственность за собственное состояние. Данное правило говорит о максимально свободных личностных реакциях в процессе встреч и ответственность за собственный выбор.

Правило организованной коммуникации: говорить только после поднятия руки и разрешения тренера; запрет на прием алкоголя, лекарств; правило максимальной включенности в процесс работы и др.

 

ЗАНЯТИЕ №1

Цель: 1. Знакомство участников тренинга.

2. Диагностировать индивидуальные особенности участников.

3. Создание положительного эмоционального фона групповой

деятельности.

 

Упражнение «Представление партнера». Группа разбивается на пары. В паре каждый рассказывает о себе. Затем участники представляют того человека, с которым работали в паре. По итогам представления тренеру имеет смысл произвести процедуру взаимооценивания говоривших людей. Для этого задаются следующие вопросы:

- Насколько было комфортно слушать другим рассказ о себе?

- За счет чего достигалась комфортность?

- Какие моменты в сообщении запоминались особенно ярко?

- Какие моменты в сообщении вызывали настороженность?

 

Необходимо особо остановиться и отметить те моменты, в которых удавалось наиболее хорошо создавать образ другого, поскольку это напрямую определяет механизмы социальной презентации. Такими моментами являются:

- достижение участниками явно выраженного личностного контакта (взгляд, прикосновение, выражение личного отношения и т.д.);

- эмоциональная заинтересованность говорящего человека;

- подчеркивание полезности данного человека всем остальным;

- контроль контакта с другим («Я правильно говорю?»).

 

Ошибки могут заключаться в:

- эмоциональной нейтральности, затянутости рассказа;

- оценочных суждениях в рассказе;

- использование другого как фона собственной самореализации;

- поведенческой зажатости и демонстрации дискомфорта в ситуации представления партнера;

- игнорирование реакций человека, которого представляет, ориентация только на выполнение задания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: