Вызывается несколько пар, произвольных или по симпатиям, и им предлагается за несколько минут договориться о взаимодействии в случае брака по расчету: кто глава семьи, как разделены обязанности, где будут жить, работать, дети, хобби и т.д.
Аудитория оценивает уровень взаимодействия в процессе обсуждения и конечный итог, а именно: выбирается пара общественной симпатии.
По итогам материалов первого и второго фильтра общения группе предлагается обсудить накопленный практический материал.
ЗАНЯТИЕ № 5
Цель: Знакомство и усвоение теоретического материала по теме «Имидж».
По итогам материалами первого и второго фильтра общения группе предлагается поработать с материалами темы «Имидж». Важно, чтобы люди не только усвоили теорию, но и подумали, что в их поведении (имидже) является конфликтогенным фактором и над чем можно поработать. Такие информационные вставки в структуру тренинга помогают, не уходя от основной темы, расширить поле информированности людей и увеличить зону анализа конфликтных ситуаций.
Информационная вставка: имидж как средство управления.
Параллельно происходит восприятие и формирование вашего имиджа в глазах собеседника. Рассмотрим некоторые из основных закономерностей восприятия образа другого человека, выделяющегося из большинства других:
1) общая информативность имиджа – его способность быть отличным от других;
2) положительная информативность – набор ассоциируемых имиджем социальных символов и сигналов, благожелательных для аудитории или партнеров по переговорам;
3) языковое соответствие – выраженность имиджа в сигналах: а) понятных аудитории, б) актуальных для аудитории в настоящем и будущем, в) соответствующих предварительному настрою аудитории;
|
4) престижность имиджа – его выраженность в символах и сигналах, являющихся высокими для данной социальной группы (косвенное подтверждение полномочий на ведение переговоров);
5) базальность имиджа – его опора на «авторитет», «опыт», «факты», «точность цифр», «осведомленность» и т.п.;
6) эмоциональная окрашенность (от экзальтированности до бесстрастности) – комплекс стимулов-сигналов, ассоциирующих желательные эмоции;
7) запоминаемость – введение в имидж специальных сигналов, кодирующих внимание;
8) контрастность – отсутствие двузначностей, недомолвок, непрописанных моментов;
9) стабильность имиджа – наличие постоянного набора сигналов, позволяющих идентифицировать его модификации.
Примечание: Эти и другие закономерности были выявлены практикой рекламной и политической психологии, начиная с 50-х годов. Каждый из пунктов имеет достойное теоретическое обоснование и разработан как пакет сопрягаемых приемов.
Имидж – это не только создаваемый нами образ, это и принятый нами алгоритм поведения. С точки зрения управления конфликтной ситуацией мы должны давать себе постоянный отчет о том впечатлении, которое может создавать в восприятии других наше поведение. Приведем факторы, вызывающие доверие или недоверие.
На возникновение доверия позитивно могут повлиять
следующие факторы:
- людей часто притягивают знающие опытные люди;
- человек лучше относится к тому, кто хорошо отзывается о симпатичных ему людях;
- твердое уверенное рукопожатие, сопровождаемое взглядом в глаза нравится почти всем;
|
- дипломатичное поведение предполагает осторожность, тактичность, элементарную учтивость;
- доброжелательная установка (а попросту - готовность человека) рождает состояние свободы и непринужденности; чем менее мы судим говорящего, тем более самокритичным он проявится, выражая свои мысли и чувства гораздо откровеннее, чем в ситуациях с осознанным контролем;
- беседовать нужно на привычном для собеседника «языке», не злоупотреблять незнакомыми словами (что раздражает) и не высказываясь чрезмерно упрощенно (вас могут заподозрить в низком уровне интеллекта);
- простейшие нейтральные слова («конечно», «разумеется») с сочувственным наклоном головы подбадривают собеседника и вызывают у него желание продолжать общение;
- ничто так не нравится безмолвствующему партнеру, как предложение высказать свое суждение, которое, конечно же, надо внимательно выслушать;
- не стоит задавать излишнее количество вопросов, поскольку это может помешать вам обрести необходимое доверие.
На возникновение недоверия могут повлиять следующие факторы:
- негативный эгоцентризм (речь о своих сугубо личных и интимных делах, будь то болезни или неприятности на работе);
- банальность (разговор об известных всем вещах, повторение избитых шуток и афоризмов);
- пассивность (поддакивание собеседнику и нежелание высказывать обдуманное мнение);
- самоуглубленность (сосредоточенность лишь на своих успехах и проблемах);
-низкая эмоциональность (неизменяемое выражение лица, однообразный голос);
- угрюмость (подчеркнутое нежелание поддерживать беседу);
- отсутствие тактичности и скоропалительные выводы;
- болтливость;
- непрошенные советы;
- люди болезненно относятся к напоминаниям о тех ошибках, которые они уже не совершают;
- нечеткий и невыразительный конец беседы способен развеять благоприятное впечатление от всех ваших высказываний;
- необходимо уметь вовремя остановиться, иначе эффективность проведенного контакта значительно понизится.
ЗАНЯТИЕ № 6
Цель: показать варианты стратегии поведения в конфликте;
Третий фильтр общения.