Упражнение «Ассоциативный образ».




Предлагается вытащить из сумки 1-2 предмета, которые чем-то дороги или интересны, и рассказать, что эти предметы могут сообщить об их хозяине, что они символизируют. Можно, наоборот, раздать чужие предметы и попросить спрогнозировать характер их хозяина. В качестве разновидности выполнения заданий можно предложить участникам тренинга нарисовать символические себя в виде чего угодно: предметов, цветов, фигур – и объяснить, почему они ассоциируют себя именно с этим образом.

Возможно, также просто зафиксировать эмоциональное состояние людей и попросить их описать свое самочувствие, настроение, ожидание в терминах Гидрометеоцентра. Основной принцип данного подхода заключается во включении людей в процесс изобретательства. Образного видения себя. К этому умению можно будет вернуться при разборе тактик защиты от эмоционально напряженных ситуаций в конфликте.

 

После этапа знакомства переходим к основной части тренинга.

В данной части выстраивается логика тренингового процесса, ориентируясь на потенциал группы.

В начале работы участникам предлагается разбиться на микрогруппы и нарисовать групповую картину на темы «Конфликт в семье», «Конфликт на работе», «Портрет конфликтного человека», «Неожиданный конфликт», «Внутриличностный конфликт».

Упражнение «Рисунок» хорошо тем, что люди очень быстро включаются в работу, создается положительный эмоциональный фон групповой деятельности. Непременное условие, что в рисовании должны принять участие все. В процессе создания рисунка быстро налаживается межличностное взаимодействие внутри группы. По окончании упражнения (максимум 10 минут на выполнение) тренер просит представителя от группы прокомментировать итог. В деталях рисунка обычно используются все те смысловые единицы, которые затем вводятся тренеров как теоретическая часть понятия «Конфликт». В дальнейшем процессе можно прибегать к созданным групповым рисункам как наглядному комментарию происходящих событий.

На примерах, которыми члены группы могут сопроводить свои рисунки, обсуждаются особенности каждого источника конфликта. Ведущим предлагается первичная теоретическая информация по теме тренинга, в том числе вводится понятие об источниках и механизме перевода конфликтов из ценностных в ресурсные.

 

ЗАНЯТИЕ №2

Цель: 1. В процессе игры исследуются барьеры общения.

2. Обратить внимание на тех способах решения ситуации,

которые ведут к возникновению или наращиванию конфликтного взаимодействия.

3. Познакомить с первичной теоретической информацией по

теме тренинга.

Ход игры.

Игра развивается таким образом, что участники, решая те или иные игровые задачи, осмысливают психологическую реальность общения людей. Игровые задания требуют от участников готовности здесь и сейчас в импровизационной форме продемонстрировать свои сложившиеся типы реакций на различные ситуации в общении. В данном случае тренер заостряет внимание на тех способах решения ситуации, которые ведут к возникновению или наращиванию конфликтного взаимодействия.

 

 

Теоретический материал.

 

Под «фильтрами общения» принято понимать уровни принятия людьми друг друга в процессе развития их отношений. После первого знакомства люди вступают в те или иные отношения, обмениваются информацией, сотрудничают, вместе работают и отдыхают. Но количество знакомств намного дольше у каждого человека, чем тех людей, с которыми он близок и в основном проводит свое свободное время.

Существуют определенные критерии, по которым люди оценивают и выбирают друг друга. Важно, чтобы эти оценки и сами критерии выбора совпадали, и тогда словно снимаются барьеры в отношениях, появляется значительно больше тем и поводов для общения и взаимодействия. Люди больше узнают друг о друге, больше доверяют.

Этот процесс не стихийный, как правило он разворачивается в определенной последовательности от простых форм восприятия друг друга до сложных способов взаимодействия и достаточно глубокого взаимопонимания. Различаются три барьера или фильтра общения.

1 фильтр. Можно представить, как перед каждым человеком стоят сотни знакомых и незнакомых ему людей, но, естественно, далеко не с каждым из них он с готовностью вступит в диалог. На первом этапе мы проводим некоторый визуальный отбор партнеров по общению. Для этого мы пользуемся невербальным языком, причем не только «считываем» партнера, но и сообщаем ему о себе. Используемые невербальные средства:

1.Визуальные:

- кинезика: движения рук, головы, ног, туловища;

- позы;

- выражение лица, выражение глаз;

- направление взгляда, визуальный контакт;

- кожные реакции: покраснение, побледнение, вспотение;

- проксемика: расстояние до собеседника, угол поворота к нему;

- персональное пространство;

- вспомогательные средства общения: особенности телосложения (признаки возраста, пола и т.п.), средства преобразования природного телосложения (одежда, прическа, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, мелкие предметы в руках и т.п.).

 

2. Акустические:

- связанные с речью: интонации (состоит из громкости, тембра, темпа, ритма, высота звука), речевые паузы;

- с речью не связанные: смех, плач, вздохи, кашель, хлопанье и др.

 

3. Тактильные:

- прямое физическое воздействие: ведение «слепого» за руку;

- контактный танец, борьба;

- такезика: пожатие руки, хлопанье по плечу, обнимание, поцелуй.

 

4. Ольфакторные (связанные с запахом):

- естественные и искусственные запахи в общении.

На невербальные средства накладывает сильный отпечаток каждая конкретная культура, поэтому нет общих норм для всего человечества: невербальный язык страны приходится учить так же. Как и словесный.

Итак, первым критерием выбора будет внешний вид человека, стиль его поведения, манеры, уровень его образованности и воспитанности.

 

2 фильтр. На уровне более близкого знакомства люди обмениваются информацией, своими идеями, взглядами на различные аспекты жизни, как бы погружаясь во внутренний мир друг друга, начинают понимать жизненные планы других, правила и ценности, которыми они руководствуются. И здесь возможно понятие или неприятие человека уже на более глубоком личностном уровне.

 

3 фильтр. Это уже очень близкие нам люди, по своему дорогие нам, в чем-то незаменимые. С ними мы чаще всего ищем встреч, поводов для совместного времяпрепровождения. Но впереди еще один, в жизни наиболее важный фильтр общения – на гармоничные отношения в процессе взаимодействия. В деятельности человека наиболее полно раскрывает себя как личность. Именно теперь проявляются действительные, не демонстрируемые ценности человека, уровень его воспитанности, в данном случае – готовность понять и принять другого, такого, каков он есть. На первом месте в процессе взаимодействия – способность к взаимопониманию друг друга, открытая готовность взять на себя то, что не по силам партнеру.

Понятно, что этот уровень обязателен для групп, связанных единой целью деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: