ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА




«ФИЛЬТРЫОБЩЕНИЯ».

В процессе игры исследуются барьеры общения.

 

ХОД ИГРЫ:

В основу игры положен известный в литературе феномен межличностных отношений «фильтры общения». Игра развивается таким образом, что участники, решая те или иные игровые задачи, осмысливают психологическую реальность общения людей. Игровые задания требуют от участников готовности здесь и сейчас в импровизационной форме продемонстрировать свои сложившиеся типы реакций на различные ситуации в общении. В данном случае психолог заостряет внимание на тех способах решения ситуации, которые ведут к возникновению или наращиванию конфликтного взаимодействия.

Участниками игры в данном случае являются люди разных возрастов, но работающих вместе в одной организации. В водной части игры актуализируется значение темы для данной аудитории, с учетом социально-психологической характеристики определяется ожидаемый результат, объясняются правила игры, характер игровых заданий. В том случае, если предполагается соревновательный характер игры, показываются призы будущих «победителей» и поощрительные – для наиболее активных участников. В некоторых вариантах возможны соревновательные элементы между группами-командами.

 

Первый фильтр общения.

Упражнение «Контакт».

 

Участнику предлагается войти в роль человека, сидящего в парке. Задача другого участника привлечь внимание человека, войти в диалог, заинтересовать его собой. Варианты этого упражнения берутся из обыденной жизни людей в типичных ситуациях первого знакомства.

Сложность для того, кто должен привлечь внимание, проявляется в том, что его партнер будет реагировать только на того, кто действительно вызовет к себе доверие, желание поддержать контакт.

 

Упражнение «Презентация».

Участники сидят в «президиуме» перед аудиторией. Задача: произвести впечатление, вызвать расположение партнеров, пока еще не произнесены слова. Обращается внимание на позы, одежду, улыбки, жесты. В общение этот этап называется «Установление контакта» - непосредственно перед началом обмена фразами приветствия.

Цель может считаться выполненной, если после визуального наблюдения за участниками на сцене у партнеров произошла коррекция их мысленного образа, то только в положительную сторону.

 

ЗАНЯТИЕ № 3

Цель: 1. Усвоение теории по теме «Фильтры общения»

через включенность в процесс тренинга.

2. Расширить поле информированности людей и увеличить

зону анализа конфликтных ситуаций.

3. Выработать определенный алгоритм поведения в

конфликтных ситуациях.

 

Второй фильтр общения.

Упражнение. «Роль».

Вызывается группа участников и каждому предлагается представить себя в определенной роли, например:

- деловой человек, заинтересованный в договоре со своими собеседниками;

- политик, собирающийся баллотироваться в своем избирательном округе;

- модный эстрадный артист;

- подчиненный, которого вызвали на «ковер» к начальству;

- начальник, собирающийся устроить разнос подчиненному и т.д.

 

Задача тех, кому достаются роли: войти в помещение, занять какую-либо позицию, например, сесть на стул и проговорить одно-два предложения так, чтобы в них не было прямых указаний на ролевую позицию. Задача зала – расшифровать предлагаемую роль.

 

 

Упражнение. «Шарж».

Это упражнение подходит в том случае, если участники хорошо знают друг друга, как в нашем случае.

Загадывается один из присутствующих участников игры, и предлагается изобразить его пантомимическими средствами, а именно: походка, Характерные позы, мимика и т.д. Остальные участники отгадывают.

Это упражнение несет в себе достаточно большой коррекционный потенциал, поскольку очень ценно в плане предоставляемой информации по внешнему образу для того человека, которого отгадывают.

 

Упражнение «Каверзные вопросы детей родителям».

Такое упражнение раскрывает значение единства для близких людей их ценностных ориентаций. В группе выбираются «родители» и их «дети». Вопросы детей, как правило, неожиданны, импровизационны, также импровизационно реагируют на вопросы «родители».

Готовность к открытому и откровенному диалогу на сложные интимно-личностные темы – показатель высокого уровня развития коммуникативности человека, тем более, если это беседы со значимо близкими людьми. Здесь очень важны проявления внимательности, доброжелательности к «детям», способность говорить на «равных» на темы, не менее важные для «родителей».

Комментарии:

- упражнение на демонстрацию данного феномена, выявление соответствия поведенческого опыта участников тренинга (так чаще всего поступаем);

- выявление опыта участников по анализу и решению проблем (так умеем решать ситуацию);

- цикл тренировочных упражнений, вызывающих выработку определенного алгоритма поведения участников (как можно действовать еще);

- правила переноса опыта в реальные социальные условия (как домашнее задание).

 

ЗАНЯТИЕ № 4

Цель: показать, через игру, важность умения публичного выступления

и умения бесконфликтного взаимодействия

 

Второй фильтр общения.

 

Упражнение «Гайд-парк».

Искусство общения предполагает:

1. Умение логически рассуждать, способность четко, кратко и в правильном порядке излагать свои аргументы.

2. Умение в некоторых ситуациях вовремя отказаться от рациональной аргументации и логики, если они не обеспечивают успех, и максимально использовать дополнительные источники силы слова.

3. Умение правильно распознавать ситуации, в которых логика бессильна.

Участникам предстоит войти в роль спикера, докладчика, т.е. в роль человека, которому необходимо убедить аудиторию в правомерности своих идей по тем или иным вопросам. Тему может предложить ведущий или ее выбирают сами участники. Сами темы могут быть серьезными или существенными для участников игры, юмористическими или даже фантастическими. Задача ораторов, чтобы их позиция вызвала одобрение как можно большей части слушателей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: