Упражнение «Геометрические фигуры».




Группа разбивается на пары. Люди в парах садятся спиной друг к другу. Один из них получает листок с изображением геометрических фигур. Задача тех, кто получает листок – передать информацию своему партнеру таким образом, чтобы у него получилось такое же изображение. При этом диктующий не может смотреть в листок рисующему, а также получать от него обратную связь.

Затем следует подробное обсуждение результатов упражнения с точки зрения качества передачи и получения информации в процессе взаимодействия сторон. На основании этого обсуждения участникам предлагается выявить основные факторы общения. Ведущий записывает факторы по мере их выявления с обсуждением и отработкой каждого из них:

· внимание;

· восприятие;

· понимание;

· стиль общения;

· ценности;

· основные установки (самоодобрение, одобрение другого, эмпатия);

· владение рекомендациями.

 

Итак, выявлены основные проблемы взаимодействия, общения в процессе ведения переговоров. Модель общения не является удовлетворительной; участники группы выявляют основные «камни преткновения», препятствия на пути достижения взаимопонимания, создания благоприятный психологической атмосферы, отношений доверительности.

ТЕХНИКА АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ.

Упражнение «Испорченный телефон».

Его содержание следующее: участники упражнения, человек 7-8, садятся в ряд, плечом друг к другу. После команды тренера они закрывают глаза, и тренер человеку, сидящему с края, передает жестом какую-либо информацию, выражающую отношение к человеку. Например, это может быть похлопывание по плечу, рукопожатие, обнимание и т.д. Жестов должно быть несколько. Человек, получивший «смысловой жест» тренера, не открывая глаз, передает такое же прикосновение своему соседу то, что он получил. И так далее по цепочке. Когда жест доходит до последнего в группе, тренер подсаживается к нему и предлагает всем открыть глаза и просит передать ему содержание сообщения демонстрацией прикосновения и с переводом его в словесную форму: «Как вам кажется, какое отношение к вам может выражать такой жест?» Остальные члены группы, не принимавшие участия в упражнении, наблюдают происходящие и в конце выявляют, из чего происходит искажение передачи.

Причины искажения передаваемой информации будут заключаться в затруднении или отсутствии ориентировки при передаче, отсутствии контроля правильности ее приема, личных проблемах человека (стеснение), искажении информации субъективным опытом человека. На основе анализа данного случая предлагается отработать технику, позволяющую минимизировать искажения, а именно технику активного слушания.

В процессе игровых упражнений отрабатываются все шесть аспектов техники:

* побуждение к рассказу;

* уточнение, выяснение;

* отражение содержания;

* резюме;

* придание значимости собеседнику.

 

Упражнение «Тройка».

Ведущий предлагает группе разбиться на тройки. Разделить роли – говорящий, слушающий, наблюдатель. Обычно говорящему предлагаются на выбор темы: «Что я хотел бы изменить в себе», «Мои планы на будующее», «Различия между мужчинами и женщинами» и т.д. Слушатель должен стремиться отработать полученные рекомендации. Наблюдатель анализирует процесс общения, реакции партнеров, докладывает свои выводы группе при обсуждении. Затем роли в тройках меняются. Каждый должен испытать технику на деле.

ТЕХНИКА Я- ВЫСКАЗЫВАНИЯ.

После упражнений ведущий напоминает, что процесс общения был условно разделен на две части – слушание и высказывание – и предлагает обсудить особенности высказываний. В группе обсуждается техника Я-высказываний по схеме: мои чувства, мое описание, моя оценка, мое решение проблем. Я-высказывания можно отрабатывать также в тройках, либо в кругу, где каждый строит высказывания по предложенной ведущим схеме.

Итак, любые переговоры преследуют две цели – относительно содержания проблемы и относительно отношений между диспутантами. Обе они достижимы при условии владения навыками конструктивного взаимодействия, наличия у человека позитивных установок. Ведущий предлагает участникам дать ее обратную связь – насколько новым был для них материал по общению, что изменилось в осознании этой проблемы, какие аспекты остались незатронутыми или нуждаются в более детальной проработке.

 

 

ЗАНЯТИЕ № 9.

Цель: показать участникам тренинга важность умения ориенти-

роваться на интересы обеих сторон в

процессе взаимодействия

КОМПОНЕНТЫПЕРЕГОВОРОВ (Продолжение)

2. ИНТЕРЕСЫ

Изучение этой темы начать с проведения ролевой переговорной игры, в сюжете которой заложены и интересы, и позиции сторон



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: