Ксения Н. (6 лет и 7 месяцев) 5 глава




С этой целью в октябре 1998 года на базе одного из муни­ципальных дошкольных образовательных учреждений был открыт Одинцовский филиал Московского областного педколледжа. Контингент студентов для дошкольного отделе­ния педколледжа был сформирован из воспитателей и их по­мощников (нянь), уже работающих в дошкольных учрежде­ниях района, но не имеющих специального педагогического образования. Учредителем нового учебного заведения стал Московский областной педагогический колледж г. Серпухова -одно из лучших государственных образовательных учреж­дений Московской области, которое реализует углублённые программы среднего профессионального образования, обес­печивая обучающимся высокий уровень квалификации. Так как Одинцовский филиал является его структурным подраз­делением, то непосредственно учебно-воспитательной рабо­той руководят высококвалифицированные преподаватели Московского областного педколледжа: совместно с препода­вателями филиала готовят учебные планы и программы, ока­зывают помощь в обеспечении филиала учебно-методичес­кими пособиями, систематически проводят консультации со

студентами и преподавателями филиала, принимают участие в экзаменационных сессиях.

Высокий уровень образовательной работы в Серпуховском педколледже предусматривает аналогичный её уровень в фи­лиале. Требования к учебно-воспитательному процессу до­статочно высокие. Несмотря на очно-заочную (вечернюю) форму обучения, занятия в филиале колледжа проводятся ре­гулярно 4 раза в неделю (один день индивидуальных консуль­таций) и учебная нагрузка составляет 22 учебных часа в не­делю, что максимально приближено к нормативам дневной формы обучения (28 часов).

В филиале колледжа работают высококвалифицированные преподаватели, имеющие высшее базовое образование (в том числе и кандидаты педагогических наук) и большой стаж работы по специальности. Осознавая ответственность и важность своей деятельности, цель которой - обеспечить высокий уровень квалификации учащихся, преподаватели стремятся сформировать у студентов глубокий и устойчивый интерес к педагогической деятельности, воспитать у них такие качества, как эмоциональную отзывчивость, коммуника­бельность, умение владеть собой, педагогический оптимизм. Только на основе этих качеств личности можно овладеть пе­дагогическим мастерством. Самоотдача и преданность свое­му делу преподавателей филиала колледжа неслучайна. Ведь большинство студентов не просто пришли получить диплом о среднем специальном образовании, многие из них уже не­сколько лет работают в детских садах, любят детей, и несмот­ря на все трудности своей профессии, планируют в дальней­шем работать в дошкольных учреждениях района. Такой со­знательный выбор профессии обусловливает и осознанный подход к обучению, направляя усилия учащихся на активное усвоение знаний.

Основу структуры учебного процесса составляет оптималь­ное сочетание лекционных и семинарских занятий и само­стоятельной и практической работы студентов в дошкольных учреждениях по месту основной работы. Методологическую основу процесса обучения составляет «активистская» кон­цепция, согласно которой процесс обучения зависит от ак­тивности учащихся, от уровня их самостоятельности в поз­навательной деятельности. Это предполагает значительное расширение традиционного спектра педагогического воз­действия, основой которого является субъективный подход к обучающемуся, предусматривающий перенос акцента с реп­родуктивных способов восприятия на стимулирование само­стоятельности и творческой инициативы, становление и раз­витие профессионального мышления и самосознания.

В связи с этим преподаватели филиала педколледжа разра­ботали систему преподавания педагогических дисциплин, и на её основе - методику обучения этим дисциплинам. Цель системы обучения подготовить высококвалифицированных специалистов, владеющих основами педагогического мас­терства. Главная задача заключается в развитии творческо­го мышления студентов путём изложения различных пози­ций и концепций, интеграции содержания различных педа­гогических дисциплин. Последовательность изучения педаго­гических дисциплин тесно связана с организацией педагоги­ческой практики в дошкольных учреждениях района. Причём студентам предоставляется возможность проходить практи­ку не только по месту работы, но и в лучших дошкольных образовательных учреждениях района, специализирующих­ся на конкретных направлениях в обучении и воспитании де­тей или творчески работающих по альтернативным програм­мам. Это способствует углублению знаний учащихся, расши­ряет их представления о педагогической работе с дошкольни­ками и их родителями.

Практическая подготовка специалистов начинается на пер­вом году обучения путём введения лабораторного практику­ма по дисциплинам предметного блока. В содержание лабо­раторного практикума, проводимого на местах работы сту­дентов, включаются задания по изучению, диагностике детей, наблюдению и анализу воспитательно-образовательной де­ятельности педагога, а также включение студентов - помощников воспитателей - в непосредственную работу с детьми. Мы считаем, что в процессе теоретической и практической подготовки студенты должны приобрести основные профес­сионально-педагогические умения, а именно:

проектировочно-прогностические: умение ставить цели и формулировать задачи педагогической деятельности, умение планировать и составлять план работы с детьми, умение прогнозировать развитие и воспитание личности ребёнка, результаты определённых педагогических воз­действий;

организаторские: умение организовать разные виды де­ятельности с детьми и взрослыми;

методические: владение приёмами работы с детьми, уме­ние осуществлять индивидуальный подход, развивать творческие способности;

диагностические: умение изучать личность ребёнка, условия и оснащённость педагогического процесса, пе­дагогическую документацию, умение анализировать де­ятельность детей, педагогов, родителей; разработать тест, диагностическую карту, определять уровень развития ребёнка, составлять психолого-педагогическую характе­ристику;

коммуникативные: умение целенаправленно организовы­вать общение и управлять им, публично выступать перед коллективом педагогов, родителями; разрешать конфлик­тные ситуации, управлять своим поведением и настроени­ем, чётко и убедительно выражать свои мысли;

исследовательские: владение исследовательскими мето­дами, умение изучать, обобщать передовой педагогичес­кий опыт;

прикладные: умение изготовлять дидактические мате­риалы, игрушки, эстетически и педагогически грамотно оформить выставки, стенды и др.

В начале обучения студенты знакомятся с перечнем умений, которыми они должны овладеть. Затем в процессе образова­тельной работы формируется стремление совершенствовать имеющиеся умения и овладеть отсутствующими, что способс­твует развитию у учащихся ряда важных личностных качеств (самоорганизации, самостоятельности и пр.). Этому также по­могает включение в процесс обучения заданий и тестов по са­модиагностике, определяющих степень готовности студентов к педагогической деятельности (например: тест на выявление творческого потенциала, тест «Определите, какой вы лектор» или тест на оценку самоконтроля в общении и т. д.).

Тесная связь образовательной работы с педагогической практикой обусловлена логикой формирования педагога как специалиста и предусматривает последовательность в изу­чении педагогических дисциплин, которые, на наш взгляд, должны быть заложены в основу учебных планов. Это:

цикл учебных дисциплин, предусмотренных программой педагогического училища;

специальная программа

«Воспитание будущего педаго­га», включающая следующие предметы:

ü «Основы самоподготовки будущего воспитателя»;

ü «Культура педагогического труда»;

ü «Основы актёрского мастерства»;

ü «Этикет».

дополнительные специализации по выбору студента:

ü «Руководитель дошкольного учреждения»;

ü «Руководитель изодеятельности»;

ü «Руководитель физвоспитания»;

ü «Воспитатель логопедических групп»;

ü «Воспитатель с правом обучения детей иностранно­му языку».

 

Эта система изучения педагогических дисциплин отлича­ется практической направленностью, имеет целью сформи­ровать стойкий профессиональный интерес к педагогической деятельности, вооружить студентов новейшими достижени­ями педагогической теории и практики в области современ­ного дошкольного воспитания, она подвижна в корректиров­ке, конкретна в содержании и формах организации учебного процесса. В методике, построенной на основе этой системы, ведущей является идея интенсификации учебного процес­са, предполагающая при наименьшей затрате времени качес­твенное улучшение подготовки будущего специалиста. Мы хотим, чтобы выпускники нашего педколледжа могли легко вписаться в инновационный режим современных дошколь­ных учреждений, были ориентированы на творчество, педа­гогическую импровизацию, поиск новых методов и форм вос­питания и обучения, были готовы к экспериментально-поис­ковой работе. Преподаватели надеются, что, достигнув тако­го профессионального уровня, наши выпускники никогда не изменят педагогической профессии.

 

 

Антонова А.В.

 

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК КОМПОНЕНТ КУЛЬТУРЫПЕДАГОГА

 

Современная подготовка специалистов в вузе ведётся на ос­нове государственных образовательных стандартов, но пот­ребности общества значительно шире их, особенно в части формирования культуры педагога.

Культура рассматривается нами как часть профессиональ­ной подготовки педагога в вузе, которая охватывает широ­кий спектр проблем, среди них - формирование эстетичес­кой культуры, содержание эстетического образования буду­щих педагогов. Проблема формирования культуры педагога рассматривается нами с позиций гуманизации, культуроло­гического подхода.

Анализ деятельности педагогов, учебного процесса в вузе сви­детельствует, что в современных условиях требуется новое ка­чество педагога: умение создать новое на основе уже известно­го, разрабатывать новые творческие методы и приёмы работы с детьми. Необходимо развивать у педагогов способность к твор­честву. Учитывая важность креативности в педагогической де­ятельности можно рассматривать её с нескольких сторон: во-первых, как качество, во-вторых, как дидактический принцип.

Эстетическое образование как компонент профессиональ­ной культуры педагога требует изменить содержание обра­зования, расширить эстетическую подготовку, развивать его креативность в учебном процессе. Особое место здесь зани­мает интеграция учебных дисциплин, образовательных про­грамм, создание интегрированных курсов.

Активизация эстетического воспитания детей дошкольно­го возраста, развитие дополнительного образования выдви­гает задачу углубить эстетическое образование, расширить его содержание. Совершенствование эстетического образо­вания будет способствовать подготовке педагогов, повыше­нию уровня их культуры, в том числе профессиональной.

Современная концепция подготовки специалиста до­школьного воспитания в вузе включает художественно-эс­тетическую подготовку как компонент вузовского образова­ния. Перемены в обществе и образовании, в частности до­школьном, требуют особое внимание обратить на духовное развитие личности педагога. Стержнем духовного разви­тия личности является нравственно-эстетическая культу­ра. Формирование эстетической культуры личности - слож­ный, процесс, который происходит в течение всей жизни че­ловека.

Формирование эстетической культуры личности предпола­гает овладение знаниями и умениями в эстетической, худо­жественной и нравственной областях. Это представления о художественной культуре (народное и профессиональное ис­кусство), эстетике разных видов деятельности, ландшафтной эстетике, экологической эстетике, теории эстетического вос­питания и теории эстетики.

Основы эстетической культуры закладываются в дошколь­ном возрасте. Они - фундамент будущего духовного разви­тия личности. Поэтому важной задачей эстетического вос­питания детей дошкольного возраста становится воспитание основ культуры личности, включающей эстетическую, худо­жественную и нравственную культуры. Это находит выраже­ние в развитии детского художественного творчества, зна­комстве детей с историей искусства, народным искусством, этикетом.

Новая задача требует качественных изменений в обучении будущих специалистов дошкольного профиля, повышения роли художественно-эстетического развития, а также специ­альной подготовки в области эстетического, художественного, нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

В основе нашей концепции подготовки специалистов до­школьного профиля лежат достижения отечественной и за­рубежной философской, эстетической, этической, психоло­го-педагогической наук. Ведущим в концепции является вы­сказанное К.Д. Ушинским положение о том, что педагогика -это наука и искусство, о главенствующей роли творческих способностей в развитии личности, о взаимосвязи разви­тия творческих и интеллектуальных способностей человека, о креативности педагогической деятельности. Особое место в концепции занимают выводы, сделанные Т.С. Комаровой в результате проведённых ею исследований: для развития твор­чества детям необходимо приобрести определённые знания, овладеть умениями и навыками, освоить способы деятель­ности, т. е. необходимо целенаправленно обучать детей, осва­ивать богатый художественный опыт. Она подчёркивает, что положительное отношение взрослого к инициативе и твор­честву детей выступает как стимул развития. Детское твор­чество основывается на формировании восприятия, памяти, мышления ребёнка. В качестве формы обучения предлагает­ся интегрированный тип занятий.

Т.С. Комарова считает, что для полноценного и целенаправленного эстетического воспитания педагогу надо иметь представления о конечном результате, т. е. о том, что будет знать, уметь ребёнок к концу пребывания в дошкольном уч­реждении. Т.С. Комарова говорит о необходимости повысить роль художественно-эстетического образования в професси­ональной подготовке специалистов, усилить внимание к фор­мированию их нравственно-эстетической культуры.

Художественно-эстетическая подготовка - компонент ву­зовского образования. В современных стандартах высшего профессионального образования слабо представлена роль этого компонента в подготовке специалиста. Преподавание таких дисциплин, как литература, мировая художественная культура и культурология, является обязательным в вузе, что само по себе хорошо. Однако недооценивается значение эсте­тики и этики, их интегрирующая роль в формировании куль­туры личности.

Эстетическое воспитание детей может осуществлять педа­гог, полупивший художественно-эстетическую подготовку в вузе. Такая подготовка состоит из нескольких блоков, вклю­чающих знания и умения, необходимые специалисту по до­школьному воспитанию:

Теоретический блок: знания в области философии, эс­тетики, дики, истории искусства, психологии и педагогики творчесч83-

Практический блок: умения и навыки в художественной области специальная подготовка в одной из художественных областей

Методический блок: теория эстетического и художест­венного воспитания, методика эстетического воспитания, специализация художественного направления, менеджмент и маркетинг в области дополнительного художественного образования, эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Специальный блок: развитое художественное воспри­ятие, память, мышление, воображение, креативность, худо­жественные интересы, потребности; художественная уста­новка как основа культуры личности.

Каждый блок интегрирует знания из Разных областей на­уки. Предметы эстетического цикла изучаются в течение все­го обучения, сочетаясь с активной творческой деятельностью студентов - учебной и внеучебной, в процессе педагогичес­кой практики.


Братухина М.Н.

 

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ МЕТОДИКЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ОСНОВЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Дошкольный возраст - наиболее восприимчивый ко всяко­го рода воздействиям, к усвоению разнообразного обществен­но-исторического опыта, накопленного веками, к овладению различными умениями и навыками. Именно в этом возрас­те приобретается тот эстетический запас, который человек пронесёт через всю жизнь, на что указывают многие отечес­твенные педагоги и психологи (Л.А. Венгер, НА. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, В.А. Сухомлинский, Д.Б. Эльконин и др.).

Одно из средств эстетического воспитания ребёнка-до­школьника, развития его творческой активности, которое максимально отвечает запросам ребёнка в получении зна­ний, опыта, положительных эмоций, - это устное народное творчество.

Поэтическое творчество народа - эффективное средс­тво формирования эстетического восприятия мира детьми дошкольного возраста, эстетического отношения к нему. Обращение к родным корням, по выражению Д.С. Лихачёва, расширяет и обогащает эстетическую восприимчивость че­ловека.

Рассматривая словесное творчество народа как средство эс­тетического воспитания и развития творческой активности детей дошкольного возраста, мы исходим из того, что его не­возможно использовать вне связи с другими видами народного искусства (музыкальным, декоративно-прикладным) и тем более отдавать предпочтение только одному какому-либо жанру, например, сказке. Важным аспектом является и то, что устное народное творчество должно быть максималь­но включено в быт и деятельность детей. Опираясь на кон­цепцию эстетического воспитания и развития художествен­но-творческих способностей детей дошкольного возраста и принцип интеграции разных видов деятельности, разрабо­танные Т.С. Комаровой, мы строили воспитательно-образо­вательную работу на занятиях и в свободное время таким об­разом, что материал, который давался детям в разнообраз­ных видах деятельности, объединялся в соответствии с конк­ретной темой, интересной детям, например, «Цветущий сад». Это позволяло более вдумчиво отнестись к ней, творчески ос­мыслить и передать её содержание в разных видах художест­венно-творческой деятельности. Такой подход позволяет бо­лее эффективно применять различные формы работы с де­тьми дошкольного возраста и создавать разнообразную мо­тивацию творческой деятельности, а также широко исполь­зовать продукты этой деятельности.

Чтобы решить задачи эстетического воспитания и разви­тия творческой активности дошкольников, важно правильно организовать работу с родителями, активно привлекать их к подготовке, организации и проведению праздничных мероп­риятий на основе фольклорного материала, повышать уро­вень знаний, умений и навыков родителей в использовании фольклорных произведений при воспитании детей.

Особое внимание необходимо обратить на подготовку буду­щих педагогов к эстетическому воспитанию и развитию твор­ческой активности дошкольников на основе интеграции раз­личных средств и видов художественно-творческой деятель­ности, поскольку это вызывает у них значительные трудно­сти. Следует уделить большее внимание курсу «Детская ли­тература», который должен заложить у студентов факультета дошкольного воспитания основы эстетического восприятия фольклорных произведений. Проведённый нами анализ про-

п0дг0т0вка педагогических кадров грамм по «Детской литературе» свидетельствует, что коли­чество часов, отведённых на изучение фольклорных произ­ведений, невелико, особенно это касается малых фольклор­ных жанров (загадка, пословица, поговорка и т. д.). К тому же предусмотренные программой занятия носят общий, оз­накомительный характер, что не позволяет студентам глубо­ко вникнуть в суть этих произведений, воспринять их худо­жественную ценность.

При подготовке студентов к эстетическому воспитанию на основе интеграции различных видов деятельности сущест­венную помощь окажет спецкурс «Устное народное творчес­тво в эстетическом воспитании детей дошкольного возрас­та».

Задачи этого спецкурса следующие:

рассмотреть особенности восприятия детьми дошкольно­го возраста произведений фольклора различных жанров;

развить практические навыки эффективного использо­вания устного народного творчества в педагогическом процессе детского сада на основе интеграции различных видов художественно-творческой деятельности.

Этот спецкурс помогает студентам понять особенности принципа интеграции разных видов художественно-твор­ческой деятельности на основе тематического объединения материала.

Эстетическое воспитание и творческое развитие дошколь­ников эффективно только тогда, когда сами педагоги владе­ют эмоционально-эстетическим восприятием фольклорных произведений, знаниями об устном народном творчестве, ме­тодами формирования у детей интереса к фольклорным про­изведениям и желания выразить полученные впечатления в различных видах художественно-творческой деятельности.

 

Елисеева Л.И.

 

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ОБЛАСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

 

Современная школа испытывает явный дефицит высококва­лифицированных специалистов. Высокий профессиональный уровень педагога подразумевает не только глубокие знания предмета, но и способность воспитать творческую личность ученика. Для этого педагог в первую очередь сам должен быть творческой личностью, вовлекающей учащихся в творческий процесс и пробуждающей их творческую активность.

В профессиональной деятельности учителя велика роль его теоретической, методической и практической подготовки. С нашей точки зрения, повышение квалификации учителя на­чальных классов в области эстетического воспитания - это система, которую составляют взаимосвязанные элементы, чьи действия подчинены единой цели.

Теоретико-педагогический анализ проблемы позволил ус­тановить, что эффективность повышения квалификации учителей начальных классов в области эстетического воспи­тания находится в тесной связи с более глубоким изучени­ем теоретических курсов в процессе повышения квалифика­ции. Этому способствует выполнение ряда условий, исполь­зование различных методик, способствующих развитию у пе­дагогов творческого мышления, собственного педагогическо­го стиля, общей культуры. Повышение квалификации учите­лей начальных классов в области эстетического воспитания сложный, динамичный, противоречивый процесс.

В ходе исследования выявлены тенденции качественного повышения квалификации. Было установлено, что эффективность повышения квалификации зависит от степени осоз­нанности педагогом необходимости собственного профес­сионального роста; от содержания повышения квалифика­ции, включающего в себя как психолого-педагогические, так и узкопрофессиональные вопросы, как теоретическую, так и практическую подготовку; от профессиональной компетент­ности преподавательского состава.

Результаты исследования свидетельствуют, что с позиции современных требований, предъявляемых к учителю, уро­вень повышения квалификации учителей начальных клас­сов в области эстетического воспитания нельзя считать вы­соким. Требования к повышению квалификации формирова­лись под влиянием стереотипа представления о деятельности учителя конца 1980-х годов, поэтому уровень знаний по пси­хологии и педагогике, практических умений, которые получа­ет педагог, отстаёт от запросов современной школы и семьи.

Современный учебный процесс представляет собой систе­му формирования личности ребёнка, реализующую потреб­ность общества в воспитании высококультурного граждани­на. Эта задача не может быть решена в полной мере без вклю­чения в процесс воспитания и образования эстетического цикла для младшего школьного возраста, где закладываются основы нравственности, эстетического восприятия окружа­ющего мира, основы культуры общения; без повышения ква­лификации учителей начальных классов в области эстетичес­кого воспитания.

На основе теоретического анализа разработан и апробиро­ван проект программы повышения квалификации педагогов начальных классов в области эстетического воспитания, кото­рый позволил добиться следующих результатов: в ходе учебно­го процесса по предметам эстетического цикла удалось повы­сить уровень знаний и умений учащихся, возросла их творчес­кая активность. Эти положительные результаты, как нам ка­жется, напрямую связаны с улучшением творческой и методи­ческой подготовки педагогов в соответствии с запросами, по­лученными в процессе диагностики деятельности учителя.

Программа повышения квалификации позволила обеспе­чить целостное представление о сущности и значимости пре­подавания предметов эстетического цикла в начальной школе на основе широкого использования конкретного педагоги­ческого опыта различных педагогических коллективов, показать типичные трудности и недостатки в процессе повыше­ния квалификации.

Разработанная и апробированная программа повышения квалификации учителей начальных классов в области эсте­тического воспитания позволяет педагогам пополнить про­фессиональные знания, стимулирует их к совершенствова­нию педагогической деятельности.

Повышение квалификации учителей начальных классов в области эстетического воспитания более эффективно при ус­ловии, если определён исходный уровень профессиональной деятельности с помощью диагностики педагогического тру­да; выявлены причины, тормозящие педагогический процесс; определены основные затруднения в профессиональной де­ятельности; изучен передовой опыт работы образовательных учреждений по эстетическому воспитанию учащихся и осво­ен педагогами в процессе повышения квалификации.

 

Брыкина Е.К.

 

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ

 

Исследователями Т.С. Комаровой, Т.Я. Шпикаловой,Л.В. Куцаковой, Н.Ф. Тарловской, Л.А. Топорковой, Б. Неменским и другими созданы интересные программы, цель которых -развить художественно-творческие способности дошкольни­ков и школьников.

Работа с различными материалами, как всякая продуктив­ная деятельность, оказывает огромное влияние на всесторон­нее развитие ребёнка. Дошкольники и младшие школьники знакомятся со свойствами бумаги и ткани, особенностями и разнообразием природного и использованного материалов, учатся применять полученные знания для создания вырази­тельного образа. В процессе создания поделок у детей разви­ваются умения видеть прекрасное, анализировать предмет, выделяя основные детали и нюансы, делающие предметы эс­тетичными. Преобразование одной формы в другую развива­ет воображение, которое лежит в основе формирования ху­дожественно-творческих способностей.

Дошкольникам и младшим школьникам доставляет удо­вольствие делать игрушки своими руками. И хотя создание по­делок из разных материалов часто сопряжено со сложностью технического выполнения, в преодолении трудностей ребя­та получают эмоциональное удовлетворение. Эмоционально-положительное отношение к деятельности многие исследова­тели считают условием формирования художественно-твор­ческих способностей.

Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, А.А. Мелик-Пашаев и другие выделяют ещё одно необходимое условие - наличие у детей до­школьного и младшего школьного возраста необходимых на­выков и умений, чтобы они овладели основными приёмами ра­боты с различными видами бумаги и ткани, шишками, ракуш­ками, соломой, семенами растений, листьями, пробками, про­волокой, а также изготовлением поделок из разных материа­лов, созданием образов, отвечающих основным художествен­ным требованиям. Научить творчеству дошкольников и млад­ших школьников сможет только тот, кто пытается творчески решать поставленные задачи.

Для развития у студентов творческого потенциала мы раз­работали два спецсеминара - «Развитие художественно-творческих способностей детей в процессе обучения техни­ке "оригами"» и «Театр своими руками». В рамках этих спец­семинаров студенты получают теоретические знания о рабо­те с бумагой и тканью, нитками, пластмассой и проволокой, природным материалом, о возможностях их использования в дошкольных учреждениях и школе. Будущие педагоги узнают историю создания того или иного вида изделий, чтобы потом передать эти сведения детям.

Задача спецсеминара «Развитие художественно-творческих способностей детей в процессе обучения технике "оригами"» -ознакомить с различными способами складывания бумаги, формировать навыки и умения работы с бумагой, исполь­зовать полученные знания в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Знания, умения и навыки, полученные на занятиях, позволят использовать возмож­ности этой техники в развитии творчества детей совмест­но с другими видами изобразительной деятельности в рам­ках концепции формирования художественно-творческих способностей, разработанной Т.С. Комаровой. Как одно из условий развития детского творчества Т.С. Комарова рас­сматривает разработку интегрированных занятий, постро­енных на взаимодействии различных видов искусства и де­ятельности. В нашей программе наиболее тесная связь прослеживается между литературой, музыкой, аппликацией, учебной деятельностью и искусством «оригами». На заня­тиях студентам демонстрируются возможности творческо­го применения поделок в качестве атрибутов для игр и по­собий в процессе учебной деятельности. В содержание спец­семинара включаются вопросы эффективного применения различных методов и приёмов обучения технике «оригами» для формирования творчества дошкольников и младших школьников.

Мир театра привлекает ребёнка своей загадочностью, осо­бой выразительностью и эмоциональностью. Особенно инте­ресен детям кукольный театр. Кукла, сделанная малышом или с его участием, имеет для него особую ценность. Спецсеминар «Театр своими руками» помогает будущим преподавателям ознакомиться с методикой работы по организации различ­ных видов кукольных театров и привлечению детей дошколь­ного и младшего школьного возраста к изготовлению персо­нажей для них. У студентов развиваются умения и навыки из­готовления поделок из различных материалов для пальчико­вого, теневого, настольного театров, театра Петрушки и ма­рионетки. Занятия способствуют воспитанию художествен­ного вкуса и развитию творчества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: