С этой целью в октябре 1998 года на базе одного из муниципальных дошкольных образовательных учреждений был открыт Одинцовский филиал Московского областного педколледжа. Контингент студентов для дошкольного отделения педколледжа был сформирован из воспитателей и их помощников (нянь), уже работающих в дошкольных учреждениях района, но не имеющих специального педагогического образования. Учредителем нового учебного заведения стал Московский областной педагогический колледж г. Серпухова -одно из лучших государственных образовательных учреждений Московской области, которое реализует углублённые программы среднего профессионального образования, обеспечивая обучающимся высокий уровень квалификации. Так как Одинцовский филиал является его структурным подразделением, то непосредственно учебно-воспитательной работой руководят высококвалифицированные преподаватели Московского областного педколледжа: совместно с преподавателями филиала готовят учебные планы и программы, оказывают помощь в обеспечении филиала учебно-методическими пособиями, систематически проводят консультации со
студентами и преподавателями филиала, принимают участие в экзаменационных сессиях.
Высокий уровень образовательной работы в Серпуховском педколледже предусматривает аналогичный её уровень в филиале. Требования к учебно-воспитательному процессу достаточно высокие. Несмотря на очно-заочную (вечернюю) форму обучения, занятия в филиале колледжа проводятся регулярно 4 раза в неделю (один день индивидуальных консультаций) и учебная нагрузка составляет 22 учебных часа в неделю, что максимально приближено к нормативам дневной формы обучения (28 часов).
|
В филиале колледжа работают высококвалифицированные преподаватели, имеющие высшее базовое образование (в том числе и кандидаты педагогических наук) и большой стаж работы по специальности. Осознавая ответственность и важность своей деятельности, цель которой - обеспечить высокий уровень квалификации учащихся, преподаватели стремятся сформировать у студентов глубокий и устойчивый интерес к педагогической деятельности, воспитать у них такие качества, как эмоциональную отзывчивость, коммуникабельность, умение владеть собой, педагогический оптимизм. Только на основе этих качеств личности можно овладеть педагогическим мастерством. Самоотдача и преданность своему делу преподавателей филиала колледжа неслучайна. Ведь большинство студентов не просто пришли получить диплом о среднем специальном образовании, многие из них уже несколько лет работают в детских садах, любят детей, и несмотря на все трудности своей профессии, планируют в дальнейшем работать в дошкольных учреждениях района. Такой сознательный выбор профессии обусловливает и осознанный подход к обучению, направляя усилия учащихся на активное усвоение знаний.
Основу структуры учебного процесса составляет оптимальное сочетание лекционных и семинарских занятий и самостоятельной и практической работы студентов в дошкольных учреждениях по месту основной работы. Методологическую основу процесса обучения составляет «активистская» концепция, согласно которой процесс обучения зависит от активности учащихся, от уровня их самостоятельности в познавательной деятельности. Это предполагает значительное расширение традиционного спектра педагогического воздействия, основой которого является субъективный подход к обучающемуся, предусматривающий перенос акцента с репродуктивных способов восприятия на стимулирование самостоятельности и творческой инициативы, становление и развитие профессионального мышления и самосознания.
|
В связи с этим преподаватели филиала педколледжа разработали систему преподавания педагогических дисциплин, и на её основе - методику обучения этим дисциплинам. Цель системы обучения подготовить высококвалифицированных специалистов, владеющих основами педагогического мастерства. Главная задача заключается в развитии творческого мышления студентов путём изложения различных позиций и концепций, интеграции содержания различных педагогических дисциплин. Последовательность изучения педагогических дисциплин тесно связана с организацией педагогической практики в дошкольных учреждениях района. Причём студентам предоставляется возможность проходить практику не только по месту работы, но и в лучших дошкольных образовательных учреждениях района, специализирующихся на конкретных направлениях в обучении и воспитании детей или творчески работающих по альтернативным программам. Это способствует углублению знаний учащихся, расширяет их представления о педагогической работе с дошкольниками и их родителями.
Практическая подготовка специалистов начинается на первом году обучения путём введения лабораторного практикума по дисциплинам предметного блока. В содержание лабораторного практикума, проводимого на местах работы студентов, включаются задания по изучению, диагностике детей, наблюдению и анализу воспитательно-образовательной деятельности педагога, а также включение студентов - помощников воспитателей - в непосредственную работу с детьми. Мы считаем, что в процессе теоретической и практической подготовки студенты должны приобрести основные профессионально-педагогические умения, а именно:
|
проектировочно-прогностические: умение ставить цели и формулировать задачи педагогической деятельности, умение планировать и составлять план работы с детьми, умение прогнозировать развитие и воспитание личности ребёнка, результаты определённых педагогических воздействий;
организаторские: умение организовать разные виды деятельности с детьми и взрослыми;
методические: владение приёмами работы с детьми, умение осуществлять индивидуальный подход, развивать творческие способности;
диагностические: умение изучать личность ребёнка, условия и оснащённость педагогического процесса, педагогическую документацию, умение анализировать деятельность детей, педагогов, родителей; разработать тест, диагностическую карту, определять уровень развития ребёнка, составлять психолого-педагогическую характеристику;
коммуникативные: умение целенаправленно организовывать общение и управлять им, публично выступать перед коллективом педагогов, родителями; разрешать конфликтные ситуации, управлять своим поведением и настроением, чётко и убедительно выражать свои мысли;
исследовательские: владение исследовательскими методами, умение изучать, обобщать передовой педагогический опыт;
прикладные: умение изготовлять дидактические материалы, игрушки, эстетически и педагогически грамотно оформить выставки, стенды и др.
В начале обучения студенты знакомятся с перечнем умений, которыми они должны овладеть. Затем в процессе образовательной работы формируется стремление совершенствовать имеющиеся умения и овладеть отсутствующими, что способствует развитию у учащихся ряда важных личностных качеств (самоорганизации, самостоятельности и пр.). Этому также помогает включение в процесс обучения заданий и тестов по самодиагностике, определяющих степень готовности студентов к педагогической деятельности (например: тест на выявление творческого потенциала, тест «Определите, какой вы лектор» или тест на оценку самоконтроля в общении и т. д.).
Тесная связь образовательной работы с педагогической практикой обусловлена логикой формирования педагога как специалиста и предусматривает последовательность в изучении педагогических дисциплин, которые, на наш взгляд, должны быть заложены в основу учебных планов. Это:
цикл учебных дисциплин, предусмотренных программой педагогического училища;
специальная программа
«Воспитание будущего педагога», включающая следующие предметы:
ü «Основы самоподготовки будущего воспитателя»;
ü «Культура педагогического труда»;
ü «Основы актёрского мастерства»;
ü «Этикет».
дополнительные специализации по выбору студента:
ü «Руководитель дошкольного учреждения»;
ü «Руководитель изодеятельности»;
ü «Руководитель физвоспитания»;
ü «Воспитатель логопедических групп»;
ü «Воспитатель с правом обучения детей иностранному языку».
Эта система изучения педагогических дисциплин отличается практической направленностью, имеет целью сформировать стойкий профессиональный интерес к педагогической деятельности, вооружить студентов новейшими достижениями педагогической теории и практики в области современного дошкольного воспитания, она подвижна в корректировке, конкретна в содержании и формах организации учебного процесса. В методике, построенной на основе этой системы, ведущей является идея интенсификации учебного процесса, предполагающая при наименьшей затрате времени качественное улучшение подготовки будущего специалиста. Мы хотим, чтобы выпускники нашего педколледжа могли легко вписаться в инновационный режим современных дошкольных учреждений, были ориентированы на творчество, педагогическую импровизацию, поиск новых методов и форм воспитания и обучения, были готовы к экспериментально-поисковой работе. Преподаватели надеются, что, достигнув такого профессионального уровня, наши выпускники никогда не изменят педагогической профессии.
Антонова А.В.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК КОМПОНЕНТ КУЛЬТУРЫПЕДАГОГА
Современная подготовка специалистов в вузе ведётся на основе государственных образовательных стандартов, но потребности общества значительно шире их, особенно в части формирования культуры педагога.
Культура рассматривается нами как часть профессиональной подготовки педагога в вузе, которая охватывает широкий спектр проблем, среди них - формирование эстетической культуры, содержание эстетического образования будущих педагогов. Проблема формирования культуры педагога рассматривается нами с позиций гуманизации, культурологического подхода.
Анализ деятельности педагогов, учебного процесса в вузе свидетельствует, что в современных условиях требуется новое качество педагога: умение создать новое на основе уже известного, разрабатывать новые творческие методы и приёмы работы с детьми. Необходимо развивать у педагогов способность к творчеству. Учитывая важность креативности в педагогической деятельности можно рассматривать её с нескольких сторон: во-первых, как качество, во-вторых, как дидактический принцип.
Эстетическое образование как компонент профессиональной культуры педагога требует изменить содержание образования, расширить эстетическую подготовку, развивать его креативность в учебном процессе. Особое место здесь занимает интеграция учебных дисциплин, образовательных программ, создание интегрированных курсов.
Активизация эстетического воспитания детей дошкольного возраста, развитие дополнительного образования выдвигает задачу углубить эстетическое образование, расширить его содержание. Совершенствование эстетического образования будет способствовать подготовке педагогов, повышению уровня их культуры, в том числе профессиональной.
Современная концепция подготовки специалиста дошкольного воспитания в вузе включает художественно-эстетическую подготовку как компонент вузовского образования. Перемены в обществе и образовании, в частности дошкольном, требуют особое внимание обратить на духовное развитие личности педагога. Стержнем духовного развития личности является нравственно-эстетическая культура. Формирование эстетической культуры личности - сложный, процесс, который происходит в течение всей жизни человека.
Формирование эстетической культуры личности предполагает овладение знаниями и умениями в эстетической, художественной и нравственной областях. Это представления о художественной культуре (народное и профессиональное искусство), эстетике разных видов деятельности, ландшафтной эстетике, экологической эстетике, теории эстетического воспитания и теории эстетики.
Основы эстетической культуры закладываются в дошкольном возрасте. Они - фундамент будущего духовного развития личности. Поэтому важной задачей эстетического воспитания детей дошкольного возраста становится воспитание основ культуры личности, включающей эстетическую, художественную и нравственную культуры. Это находит выражение в развитии детского художественного творчества, знакомстве детей с историей искусства, народным искусством, этикетом.
Новая задача требует качественных изменений в обучении будущих специалистов дошкольного профиля, повышения роли художественно-эстетического развития, а также специальной подготовки в области эстетического, художественного, нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
В основе нашей концепции подготовки специалистов дошкольного профиля лежат достижения отечественной и зарубежной философской, эстетической, этической, психолого-педагогической наук. Ведущим в концепции является высказанное К.Д. Ушинским положение о том, что педагогика -это наука и искусство, о главенствующей роли творческих способностей в развитии личности, о взаимосвязи развития творческих и интеллектуальных способностей человека, о креативности педагогической деятельности. Особое место в концепции занимают выводы, сделанные Т.С. Комаровой в результате проведённых ею исследований: для развития творчества детям необходимо приобрести определённые знания, овладеть умениями и навыками, освоить способы деятельности, т. е. необходимо целенаправленно обучать детей, осваивать богатый художественный опыт. Она подчёркивает, что положительное отношение взрослого к инициативе и творчеству детей выступает как стимул развития. Детское творчество основывается на формировании восприятия, памяти, мышления ребёнка. В качестве формы обучения предлагается интегрированный тип занятий.
Т.С. Комарова считает, что для полноценного и целенаправленного эстетического воспитания педагогу надо иметь представления о конечном результате, т. е. о том, что будет знать, уметь ребёнок к концу пребывания в дошкольном учреждении. Т.С. Комарова говорит о необходимости повысить роль художественно-эстетического образования в профессиональной подготовке специалистов, усилить внимание к формированию их нравственно-эстетической культуры.
Художественно-эстетическая подготовка - компонент вузовского образования. В современных стандартах высшего профессионального образования слабо представлена роль этого компонента в подготовке специалиста. Преподавание таких дисциплин, как литература, мировая художественная культура и культурология, является обязательным в вузе, что само по себе хорошо. Однако недооценивается значение эстетики и этики, их интегрирующая роль в формировании культуры личности.
Эстетическое воспитание детей может осуществлять педагог, полупивший художественно-эстетическую подготовку в вузе. Такая подготовка состоит из нескольких блоков, включающих знания и умения, необходимые специалисту по дошкольному воспитанию:
Теоретический блок: знания в области философии, эстетики, дики, истории искусства, психологии и педагогики творчесч83-
Практический блок: умения и навыки в художественной области специальная подготовка в одной из художественных областей
Методический блок: теория эстетического и художественного воспитания, методика эстетического воспитания, специализация художественного направления, менеджмент и маркетинг в области дополнительного художественного образования, эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Специальный блок: развитое художественное восприятие, память, мышление, воображение, креативность, художественные интересы, потребности; художественная установка как основа культуры личности.
Каждый блок интегрирует знания из Разных областей науки. Предметы эстетического цикла изучаются в течение всего обучения, сочетаясь с активной творческой деятельностью студентов - учебной и внеучебной, в процессе педагогической практики.
Братухина М.Н.
ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ МЕТОДИКЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ОСНОВЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дошкольный возраст - наиболее восприимчивый ко всякого рода воздействиям, к усвоению разнообразного общественно-исторического опыта, накопленного веками, к овладению различными умениями и навыками. Именно в этом возрасте приобретается тот эстетический запас, который человек пронесёт через всю жизнь, на что указывают многие отечественные педагоги и психологи (Л.А. Венгер, НА. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, В.А. Сухомлинский, Д.Б. Эльконин и др.).
Одно из средств эстетического воспитания ребёнка-дошкольника, развития его творческой активности, которое максимально отвечает запросам ребёнка в получении знаний, опыта, положительных эмоций, - это устное народное творчество.
Поэтическое творчество народа - эффективное средство формирования эстетического восприятия мира детьми дошкольного возраста, эстетического отношения к нему. Обращение к родным корням, по выражению Д.С. Лихачёва, расширяет и обогащает эстетическую восприимчивость человека.
Рассматривая словесное творчество народа как средство эстетического воспитания и развития творческой активности детей дошкольного возраста, мы исходим из того, что его невозможно использовать вне связи с другими видами народного искусства (музыкальным, декоративно-прикладным) и тем более отдавать предпочтение только одному какому-либо жанру, например, сказке. Важным аспектом является и то, что устное народное творчество должно быть максимально включено в быт и деятельность детей. Опираясь на концепцию эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста и принцип интеграции разных видов деятельности, разработанные Т.С. Комаровой, мы строили воспитательно-образовательную работу на занятиях и в свободное время таким образом, что материал, который давался детям в разнообразных видах деятельности, объединялся в соответствии с конкретной темой, интересной детям, например, «Цветущий сад». Это позволяло более вдумчиво отнестись к ней, творчески осмыслить и передать её содержание в разных видах художественно-творческой деятельности. Такой подход позволяет более эффективно применять различные формы работы с детьми дошкольного возраста и создавать разнообразную мотивацию творческой деятельности, а также широко использовать продукты этой деятельности.
Чтобы решить задачи эстетического воспитания и развития творческой активности дошкольников, важно правильно организовать работу с родителями, активно привлекать их к подготовке, организации и проведению праздничных мероприятий на основе фольклорного материала, повышать уровень знаний, умений и навыков родителей в использовании фольклорных произведений при воспитании детей.
Особое внимание необходимо обратить на подготовку будущих педагогов к эстетическому воспитанию и развитию творческой активности дошкольников на основе интеграции различных средств и видов художественно-творческой деятельности, поскольку это вызывает у них значительные трудности. Следует уделить большее внимание курсу «Детская литература», который должен заложить у студентов факультета дошкольного воспитания основы эстетического восприятия фольклорных произведений. Проведённый нами анализ про-
п0дг0т0вка педагогических кадров грамм по «Детской литературе» свидетельствует, что количество часов, отведённых на изучение фольклорных произведений, невелико, особенно это касается малых фольклорных жанров (загадка, пословица, поговорка и т. д.). К тому же предусмотренные программой занятия носят общий, ознакомительный характер, что не позволяет студентам глубоко вникнуть в суть этих произведений, воспринять их художественную ценность.
При подготовке студентов к эстетическому воспитанию на основе интеграции различных видов деятельности существенную помощь окажет спецкурс «Устное народное творчество в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста».
Задачи этого спецкурса следующие:
рассмотреть особенности восприятия детьми дошкольного возраста произведений фольклора различных жанров;
развить практические навыки эффективного использования устного народного творчества в педагогическом процессе детского сада на основе интеграции различных видов художественно-творческой деятельности.
Этот спецкурс помогает студентам понять особенности принципа интеграции разных видов художественно-творческой деятельности на основе тематического объединения материала.
Эстетическое воспитание и творческое развитие дошкольников эффективно только тогда, когда сами педагоги владеют эмоционально-эстетическим восприятием фольклорных произведений, знаниями об устном народном творчестве, методами формирования у детей интереса к фольклорным произведениям и желания выразить полученные впечатления в различных видах художественно-творческой деятельности.
Елисеева Л.И.
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ОБЛАСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
Современная школа испытывает явный дефицит высококвалифицированных специалистов. Высокий профессиональный уровень педагога подразумевает не только глубокие знания предмета, но и способность воспитать творческую личность ученика. Для этого педагог в первую очередь сам должен быть творческой личностью, вовлекающей учащихся в творческий процесс и пробуждающей их творческую активность.
В профессиональной деятельности учителя велика роль его теоретической, методической и практической подготовки. С нашей точки зрения, повышение квалификации учителя начальных классов в области эстетического воспитания - это система, которую составляют взаимосвязанные элементы, чьи действия подчинены единой цели.
Теоретико-педагогический анализ проблемы позволил установить, что эффективность повышения квалификации учителей начальных классов в области эстетического воспитания находится в тесной связи с более глубоким изучением теоретических курсов в процессе повышения квалификации. Этому способствует выполнение ряда условий, использование различных методик, способствующих развитию у педагогов творческого мышления, собственного педагогического стиля, общей культуры. Повышение квалификации учителей начальных классов в области эстетического воспитания сложный, динамичный, противоречивый процесс.
В ходе исследования выявлены тенденции качественного повышения квалификации. Было установлено, что эффективность повышения квалификации зависит от степени осознанности педагогом необходимости собственного профессионального роста; от содержания повышения квалификации, включающего в себя как психолого-педагогические, так и узкопрофессиональные вопросы, как теоретическую, так и практическую подготовку; от профессиональной компетентности преподавательского состава.
Результаты исследования свидетельствуют, что с позиции современных требований, предъявляемых к учителю, уровень повышения квалификации учителей начальных классов в области эстетического воспитания нельзя считать высоким. Требования к повышению квалификации формировались под влиянием стереотипа представления о деятельности учителя конца 1980-х годов, поэтому уровень знаний по психологии и педагогике, практических умений, которые получает педагог, отстаёт от запросов современной школы и семьи.
Современный учебный процесс представляет собой систему формирования личности ребёнка, реализующую потребность общества в воспитании высококультурного гражданина. Эта задача не может быть решена в полной мере без включения в процесс воспитания и образования эстетического цикла для младшего школьного возраста, где закладываются основы нравственности, эстетического восприятия окружающего мира, основы культуры общения; без повышения квалификации учителей начальных классов в области эстетического воспитания.
На основе теоретического анализа разработан и апробирован проект программы повышения квалификации педагогов начальных классов в области эстетического воспитания, который позволил добиться следующих результатов: в ходе учебного процесса по предметам эстетического цикла удалось повысить уровень знаний и умений учащихся, возросла их творческая активность. Эти положительные результаты, как нам кажется, напрямую связаны с улучшением творческой и методической подготовки педагогов в соответствии с запросами, полученными в процессе диагностики деятельности учителя.
Программа повышения квалификации позволила обеспечить целостное представление о сущности и значимости преподавания предметов эстетического цикла в начальной школе на основе широкого использования конкретного педагогического опыта различных педагогических коллективов, показать типичные трудности и недостатки в процессе повышения квалификации.
Разработанная и апробированная программа повышения квалификации учителей начальных классов в области эстетического воспитания позволяет педагогам пополнить профессиональные знания, стимулирует их к совершенствованию педагогической деятельности.
Повышение квалификации учителей начальных классов в области эстетического воспитания более эффективно при условии, если определён исходный уровень профессиональной деятельности с помощью диагностики педагогического труда; выявлены причины, тормозящие педагогический процесс; определены основные затруднения в профессиональной деятельности; изучен передовой опыт работы образовательных учреждений по эстетическому воспитанию учащихся и освоен педагогами в процессе повышения квалификации.
Брыкина Е.К.
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ
Исследователями Т.С. Комаровой, Т.Я. Шпикаловой,Л.В. Куцаковой, Н.Ф. Тарловской, Л.А. Топорковой, Б. Неменским и другими созданы интересные программы, цель которых -развить художественно-творческие способности дошкольников и школьников.
Работа с различными материалами, как всякая продуктивная деятельность, оказывает огромное влияние на всестороннее развитие ребёнка. Дошкольники и младшие школьники знакомятся со свойствами бумаги и ткани, особенностями и разнообразием природного и использованного материалов, учатся применять полученные знания для создания выразительного образа. В процессе создания поделок у детей развиваются умения видеть прекрасное, анализировать предмет, выделяя основные детали и нюансы, делающие предметы эстетичными. Преобразование одной формы в другую развивает воображение, которое лежит в основе формирования художественно-творческих способностей.
Дошкольникам и младшим школьникам доставляет удовольствие делать игрушки своими руками. И хотя создание поделок из разных материалов часто сопряжено со сложностью технического выполнения, в преодолении трудностей ребята получают эмоциональное удовлетворение. Эмоционально-положительное отношение к деятельности многие исследователи считают условием формирования художественно-творческих способностей.
Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, А.А. Мелик-Пашаев и другие выделяют ещё одно необходимое условие - наличие у детей дошкольного и младшего школьного возраста необходимых навыков и умений, чтобы они овладели основными приёмами работы с различными видами бумаги и ткани, шишками, ракушками, соломой, семенами растений, листьями, пробками, проволокой, а также изготовлением поделок из разных материалов, созданием образов, отвечающих основным художественным требованиям. Научить творчеству дошкольников и младших школьников сможет только тот, кто пытается творчески решать поставленные задачи.
Для развития у студентов творческого потенциала мы разработали два спецсеминара - «Развитие художественно-творческих способностей детей в процессе обучения технике "оригами"» и «Театр своими руками». В рамках этих спецсеминаров студенты получают теоретические знания о работе с бумагой и тканью, нитками, пластмассой и проволокой, природным материалом, о возможностях их использования в дошкольных учреждениях и школе. Будущие педагоги узнают историю создания того или иного вида изделий, чтобы потом передать эти сведения детям.
Задача спецсеминара «Развитие художественно-творческих способностей детей в процессе обучения технике "оригами"» -ознакомить с различными способами складывания бумаги, формировать навыки и умения работы с бумагой, использовать полученные знания в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Знания, умения и навыки, полученные на занятиях, позволят использовать возможности этой техники в развитии творчества детей совместно с другими видами изобразительной деятельности в рамках концепции формирования художественно-творческих способностей, разработанной Т.С. Комаровой. Как одно из условий развития детского творчества Т.С. Комарова рассматривает разработку интегрированных занятий, построенных на взаимодействии различных видов искусства и деятельности. В нашей программе наиболее тесная связь прослеживается между литературой, музыкой, аппликацией, учебной деятельностью и искусством «оригами». На занятиях студентам демонстрируются возможности творческого применения поделок в качестве атрибутов для игр и пособий в процессе учебной деятельности. В содержание спецсеминара включаются вопросы эффективного применения различных методов и приёмов обучения технике «оригами» для формирования творчества дошкольников и младших школьников.
Мир театра привлекает ребёнка своей загадочностью, особой выразительностью и эмоциональностью. Особенно интересен детям кукольный театр. Кукла, сделанная малышом или с его участием, имеет для него особую ценность. Спецсеминар «Театр своими руками» помогает будущим преподавателям ознакомиться с методикой работы по организации различных видов кукольных театров и привлечению детей дошкольного и младшего школьного возраста к изготовлению персонажей для них. У студентов развиваются умения и навыки изготовления поделок из различных материалов для пальчикового, теневого, настольного театров, театра Петрушки и марионетки. Занятия способствуют воспитанию художественного вкуса и развитию творчества.