Этому же способствуют продуктивные свойства интереса: его социальная обусловленность, предметная направленность, осознанность, полифункциональность, динамичность и личностная направленность. Дети старшего дошкольного возраста значительно различаются в развитии познавательных интересов, что проявляется в объёме интереса, его углублённости, активности и действенности. Если у детей сформирован устойчивый познавательный интерес к одной области действительности, то возможен его перенос на новое содержание.
Процессы, включённые в познавательный интерес, не изолированы, они - условие интеллектуально-творческого развития личности.
Рассматривая весь учебно-воспитательный процесс как единство внутреннего и внешнего, педагог должен активизировать столь важные для развития личности процессы, как интеллект, эмоции, волю, творчество - всё, что в органичном сцеплении и составляет основу познавательного интереса.
Основными педагогическими условиями развития познавательных интересов в процессе творческой деятельности являются:
организация разнообразной деятельности детей (продуктивной, игровой, обучения, общения). При этом к деятельности ребёнка необходимо предъявлять следующие требования:
творческий характер, оптимальный уровень трудности, положительная мотивация;
расширение и углубление знаний каждого ребёнка. При этом важно поддерживать у детей чувство удивления перед окружающим миром;
успешное овладение детьми общими и специальными навыками умственной деятельности. По мере овладения детьми теми или иными умственными действиями, на уровне их словесного выражения интерес с материализованных действий будет переключаться на сами знания;
|
включение детей в активный поиск знаний. Элементарный самостоятельный поиск знаний, ответов на поставленные вопросы активизирует умственную деятельность.
Таким образом, при всём многообразии процессов, включённых в познавательный интерес, они не изолированы и их наличие является условием интеллектуально-творческого развития личности. Познавательный интерес выступает как чувство, воля, влечение, побуждение, мотив, как отношение к окружающей действительности, как направленность личности, и, наконец, как интеллектуальный процесс. Только в единстве всех составляющих этого понятия возможно подлинное, всестороннее развитие познавательного интереса как непременного условия развития личности ребёнка.
Янакиева Е.К.
ЭТНОКУЛЬТУРА И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
В сложном комплексе проблем, характеризирующих сегодняшний этап экологического воспитания, особенно актуальна проблема отношений этнокультуры и экологического воспитания, этнопсихологии и развития экологической культуры личности. В процессе культурно-исторического развития люди приспособились к разным условиям окружающей среды (климат, ландшафт, экосистемы). В этом смысле, по Л.С. Гумилёву, этнос является продуктом развития взаимодействия человеческого общества с природой, и поэтому этнос навсегда связан со «своим» ландшафтом, который обеспечивает жизнь принадлежащих к нему людей. Мы утверждаем, что этническая культура общества составляет важную часть его экологической культуры.
|
В процессе адаптации к природе каждый этнос выработал такие стереотипы поведения и такие воззрения на природу, которые позволяли сохранить равновесие внутри неё и в её отношении с обществом. Эти идеи выражались в правилах взаимодействия человека с природой, они проявляются в содержании сказок, легенд и мифов, праздников, обрядах и ритуалах. Если проанализировать форму и содержание отношений этноса с природой, то можно увидеть, что они очень близки по своему выражению к наглядно-действенному и наглядно-образному мышлению, что характерно и для уровня умственного развития ребёнка дошкольного возраста. Поэтому ознакомление дошкольника с поэтическими воззрениями его народа на природу и с правилами обращения с ней оказывает существенное воздействие на воспитание его экологической культуры, формируя мотивацию экологосообразного поведения и стимулируя образование аналогичных стереотипов поведения. Вот, например, некоторые правила поведения болгар в природе, которые понятны детям: «Солнце надо встречать и провожать стоя», «Против солнца и в чистую воду нельзя писать, это большой грех», «Нельзя убивать аиста, иначе кто-то из твоих близких погибнет».
Дети узнают и другие правила, которые регламентируют отношение человека к объектам природы, например: «Когда увидишь змею, убей её, потому что она выпивает глаза солнца». В данном случае воспитатель вместе с детьми ищет причину возникновения этого правила, потому что в его основе тоже имеется связь человека с природой и идея равновесия в отношении с нею. Когда-то существовало поверие, что каждый день солнце смотрит на мир новым глазом. Однажды ему сильно захотелось пить. Нагнулось солнце над колодцем, а змея, которая жила там, набросилась на него и выпила глаз. Этот образ возник из-за того, что солнце отражается в воде, а там живёт обыкновенная водяная змея. По мере приобретения естественнонаучных и этических знаний ребёнок самостоятельно отбрасывает идею жестокости и проникается сочувствием к безобидной змее.
|
Открывая для себя природу, дети могут и сами раскрыть источники поэтического образа. Так, например, недостаточно, чтобы воспитатель рассказал детям, как радуга пьёт воду серебряным стаканом прямо из реки. Дети должны увидеть этот образ. Экскурсия на вершину близкого холма даёт возможность детям увидеть серебряную ленту реки и представить её в образе серебряного стакана и радугу, пьющую из него. Воображение ребёнка здесь стимулирует создание желаемого образа, который отсутствует в наличном опыте, но может быть воссоздан на основе конкретных восприятий. Эти образы продуктивны, они формируют личностные предпосылки регулирования отношений с природой. «Откуда взялся серебряный стакан?» В поисках ответа воспитатель не только направляет детей к естественнонаучному объяснению этого явления, но и формирует эстетическое восприятие окружающего мира.
Разные народы, наблюдая одни и те же явления природы, зачастую создавали близкие по содержанию поэтические воззрения. Так, например, и болгары, и турки считают, что аист -священная птица, которая каждый год совершает Хадж (путешествие к Божьему гробу). Его осанка и поведение ассоциируются с проявлением человеческого достоинства, когда духовное начало превосходит материальное. И те и другие считают, что дом, на крыше которого аист построил гнездо, будет счастливым и что уничтожение этой птицы - большой грех. Такое представление характерно и для славянских, народов. Посредством понимания поэтического воззрения своего и других народов на природу ребёнок учится быть толерантным к другим культурам, и его национальное самосознание зиждется не на основе противопоставления «всё наше -лучше, а у других всё хуже», а на представлении: «то, что есть у нас, может быть у других». Эхо особенно важно в работе воспитателя детского сада, так как формирование национального самосознания начинается уже в дошкольном возрасте и в своей структуре оно тоже связано с экологической культурой личности. А если у ребёнка, формируется способность видеть элементы народного творчества в окружающей природной среде, то это означает, что ему будет легче понять и чужие культуры.
Экологическая культура формируется под влиянием и других этносов, с представителями которых ребёнок может столкнуться непосредственно (для Болгарии, например, это цыгане, турки, армяне,, евреи, румыны, греки, сербы). Это относится и к другим этносам - их местообитание далеко, от Болгарии, но они вызывают бесспорный интерес у детей (индейцы). Очень важно на конкретных примерах раскрыть детям и общие черты поэтических воззрений на природу у славянских народов.
В процессе приобщения детей к другим этносам и их взглядам на природу очень важно, чтобы воспитатель пользовался наглядными средствами. Если это куклы или нарисованные человеческие фигуры, то они должны иметь признаки соответствующего этноса (черты лица, одежду). Воспитатель демонстрирует с помощью кукол и характерное поведение (японцы кланяются, европейцы пожимают друг другу руки). При этом звучит музыка того народа, о котором идёт рассказ.
Рассмотрим, как знакомили детей с тем, какие образы вызывает у разных народов цветок хризантема.
Материалы: магнитная доска, силуэты детей Болгарии, Японии, Китая, Италии и Франции в национальной одежде, открытки с нарисованными или сфотографированными хризантемами.
Ход занятия: воспитатель рассказывает детям историю и при упоминании каждого персонажа помещает его на магнитной доске. Одновременно может звучать соответствующая национальная мелодия.
«Жил-был в Болгарии один мальчик. Звали его Дмитрий. Любил он надевать национальный костюм и дружить с детьми разных стран мира. Во дворе дома, где жил мальчик, был прекрасный сад цветов. Однажды, поздней осенью, когда хризантемы расцвели во всех дворах Болгарии, мальчик решил похвастаться своим друзьям, показать, какой красивый цветок украшает его страну в это время года. Он послал вот эти открытки своим товарищам и стал ждать ответа.
Его маленький друг из Японии ответил: «Спасибо, что ты пожелал мне счастья и удачи!». Его друг из Китая ответил: «Спасибо, что ты пожелал мне мудрости и долголетия!». Его друзья из Италии и Франции спросили: «Почему ты такой грустный и печальный? Неужели кто-то из твоих близких болеет?» Так Дмитрий понял, что и в других странах осенние сады утопают в цветах хризантем».
«А как он об этом догадался?» - спрашивает педагог. А затем говорит, что в разных странах этот цветок вызывает разные чувства.
Работу можно продолжать, знакомя детей с мифами о хризантеме, с поэтическими наименованиями, данными этому растению разными этносами, с историей её распространения, с театрализованными играми на основе сказок разных народов. Таким образом, формирование экологической культуры личности совершается на основе современного соблюдения принципа культуросообразности, выдвинутого немецким педагогом А. Дистервегом, который считал, что настоящие люди - те, которые объединяют в себе общечеловеческое начало, национальные и индивидуальные черты характера.
Клюева Е.В.
ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ИНТЕРЕСА К ПРИРОДЕ
Идея гармонизации отношений человека и природы в воспитании подрастающего поколения одна из приоритетных. В связи с этим педагогов дошкольных учреждений волнует вопрос: как ознакомить детей с природой, чтобы воспитать у них бережное, осознанное и ответственное отношение к природе.
Это возможно в том случае, если встречи с природой не оставляют детей равнодушными, вызывают у них живой интерес. Именно интерес к природе как особое избирательное отношение к её объектам, стремление их изучать, которое приносит удовлетворение, способствует выработке ответственного отношения к ней. По утверждению Н.Ф. Добрынина, Н.Г. Морозовой, интерес сам имеет тенденцию развития и в то же время несёт в себе большие возможности развития ребёнка.
Учёные в качестве структурных компонентов интереса называют познавательный, эмоциональный и волевой. Основой возникновения и развития интереса, по их мнению, служит наличие знаний (Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина и др.). У дошкольников, наиболее ярко выражен эмоциональный компонент интереса (Л.А. Блащук, Н.Ф. Виноградова, И.Ч. Красовская). Поэтому, воспитывая у дошкольников интерес к природе, необходимо насыщать ознакомление с природой разнообразными эмоциями. Этому способствует общение с эстетически ценными объектами природы, способными вызвать у детей восхищение, удивление, удовлетворение и т. д.
Этому поможет чтение произведений о природе К. Паустовского, В. Бианки, М. Пришвина и других писателей.
В понимании красоты природы велика роль занятий рисованием, лепкой, аппликацией. Большое внимание следует уделять синтезу этих занятий с занятиями по ознакомлению детей с природой в системе обучения дошкольников изобразительной деятельности, разработанной Т.С. Комаровой. Включение в тематику занятий по изобразительной деятельности предметов и явлений природы, по мнению учёного, «стимулирует детское творчество, обогащает его новыми образами, формирует интерес к окружающей природе, закладывает основы бережного отношения к ней».
Л.В. Компанцева рассматривает непосредственные наблюдения природных явлений как один из факторов, влияющих на развитие и проявление творческих способностей. Использование репродукций картин в сочетании с произведениями литературы, иллюстраций к стихам о природе помогает добиться выразительности детских рисунков.
Е.К. Янакиева, изучая взаимосвязь изобразительной деятельности детей и ознакомление их с природой, приходит к выводу: с одной стороны, приобретение ребёнком знаний на основе восприятия природных объектов является источником детского творчества, с другой - изображение детьми предметов и явлений природы влияет на развитие, углубление знаний и представлений о них.
Основу формирования эстетического отношения дошкольников к природе составляют процессы, выделенные Т.С. Комаровой: восприятие предметов действительности, образное мышление, воображение, способы деятельности, эмоциональное отношение к объектам эстетического характера. Для эстетического воспитания детей дошкольного возраста при ознакомлении с природой важно формировать их разнообразный сенсорный опыт. Начиная с младшего дошкольного возраста необходимо так организовать наблюдения, чтобы как можно больше органов чувств малышей включались в обследование объектов природы. Это обеспечивает развитие зрительного, слухового, осязательного, кинестезического восприятия.
Пожалуй, человеку в его деятельности никогда не превзойти природное многообразие цветов, оттенков, форм, звуков, запахов и т. д. И педагогу очень важно не навязывать своего видения предметов природы, что нередко случается в работе воспитателя.
Проведение наблюдений непосредственно в природе трудно ограничить какими-то рамками, его невозможно запрограммировать. Внимание детей могут привлечь объекты природы, рассматривание которых не было предусмотрено планом. На наш взгляд, не следует оставлять без внимания эти объекты. Но подбирать природные объекты нужно продуманно и с учётом возрастных особенностей детей.
Наблюдения и эксперименты отечественных психологов и педагогов доказали, что у дошкольников проявляется влечение к яркому, контрастному, ритмичному. В соответствии с этим и надо подбирать объекты природы. В работе по ознакомлению младших дошкольников с природой следует использовать объекты, у которых все признаки отчётливо выражены, преобладает ритмичное расположение деталей, доминирующий цвет интенсивен.
Восприимчивы малыши и к контрастным предметам, поэтому целесообразно подбирать природные предметы, контрастные не только по цвету, но и по размеру, фактуре.
Старшим дошкольникам присущи большая осознанность и дифференцированность восприятия. Это позволяет знакомить их с природными объектами, более сложными по структуре, по окраске. В работе с детьми этого возраста больше внимания следует уделять упражнениям в составлении описаний объектов природы, включая их в разнообразные игры. Проведение игр необходимо организовать так, чтобы они стимулировали развитие воображения у детей. Ведь каждый предмет обладает множеством свойств и признаков, которые роднят его с другими предметами и явлениями окружающей жизни. Важно научить детей видеть эти связи.
Первым шагом на этом пути является, на наш взгляд, нахождение сходств и различий однородных предметов природы, например, деревьев, травянистых растений. Целесообразно при рассматривании однородных объектов предложить подумать, на что похож тот или иной предмет. Стимулирует детей и рассказ воспитателя о его собственных ассоциациях, использование педагогом художественных произведений, содержащих образные сравнения. Так, при рассматривании комнатных растений детям подготовительной группы запомнилось моё сравнение чёрных пятен на зелёных листьях маранты с мазками кисти художника, которые он сделал чёрной краской. Листья аспарагуса напомнили детям иголки. Длинные, прямые листья сансевьеры вызвали у них ассоциации с саблей, копьём, крупные листья бегонии - с паутинкой.
Развить у детей способность находить сходство между отдалёнными предметами и явлениями помогает загадывание и придумывание загадок. С этой целью им можно предложить поиграть в игры типа «Найди по описанию», «Загадай, а мы отгадаем», «Цветочный магазин» и т. д.
ПРИЛОЖЕНИЕ
СПИСОК АСПИРАНТОВ Т.С. КОМАРОВОЙ
ФИО | Год защиты | Город (страна), откуда аспирант поступил в аспирантуру | |
Котляр Владимир Филиппович | Запорожье | ||
Доронова Татьяна Николаевна | Москва | ||
Какауридзе Нателла Григорьевна | Тбилиси | ||
4' | Лазарь Тамара Ивановна | Минск | |
5- | Григорьева Галина Григорьевна | Горький | |
6. | Галайда Сима Дмитриевна | Орёл | |
7. | Троян Альбина Николаевна | Магнитогорск | |
8. | Ибрагимов Улыкбек Шаракынович | Талды-Курган | |
9. | Козырева Светлана Петровна | Бельцы | |
10. | Спружа Рита Яновна | Рига | |
11. | Баранов Владимир Федорович | Липецк | |
12. | Горунович Луиза Брониславовна | Минск | |
13. | Трусова Елена Леонидовна | Ровно | |
14. | Янакиева Элка Кирилова | Болгария | |
15. | Михальченко Юрий Иванович | Благовещенск | |
16. | Балабина Ирина Анатольевна | Пермь | |
17. | Грибовская Ася Андреевна | Москва | |
18. | Савенков Александр Ильич | Новосибирск | |
19. | Липкина Нина Григорьевна | Пермь | |
20. | Силивон Валентина Артемовна | Минск | |
21. | Хамидулина Гульшат Ахметзияновна | Ош | |
22. | Карпова Нина Ивановна | Иркутск | |
23. | Чан Ван Тинь | Ханой | |
24. | Зацепина Мария Борисовна | Москва | |
25. | Машарова Татьяна Викторовна | Киров | |
26. | Новосельцев Виктор Иванович | Прохоровка (Белгородская обл.) | |
27. | Фалюшина Лариса Игоревна | Челябинск | |
28. | Быховец Галина Валентиновна | Москва | |
29. | Лысова Валентина Яковлевна | Саранск | |
30. | Антонова Анна Викторовна | Москва | |
31. | Старкова Ирина Анатольевна | Ставрополь | |
32. | Новикова Галина Павловна | Москва | |
33. | Хмарский Сергей Иванович | Ульяновск | |
34. | Харчевникова Елена Владимировна | Биробиджан | |
35. | Бологова Светлана Юрьевна | Орёл | |
36. | Клюева Елена Викторовна | Арзамас | |
37. | Хамаева Ольга Лапсоновна | Иркутск | |
38. | Евдокимова Елена Сергеевна | Волгоград | |
39. | Спиренкова Наталья Леонидовна | Саранск | |
40. | Морковичева Елена | Орёл | |
41. | Виноградова Елена Владимировна | Москва |
42. | Соломенникова Ольга Анатольевна | Абакан | |
43. | Никитина Эмилия Викторовна | Шуя | |
44. | Размыслова Алевтина Васильевна | Москва | |
45. | Кахнович Светлана Вячеславовна | Саранск | |
46. | Букатина Светлана Ивановна | Одинцово (Московская обл.) | |
47. | Горбова Ольга Вадимовна | Северодвинск | |
48. | Чайчиц Лариса Ивановна | Шуя | |
49. | Елисеева Любовь Ильинична | Королёв (Московская обл.) | |
50. | Максимова Светлана Ивановна | Москва | |
51. | Краснова Вероника Анатольевна | Москва | |
52. | Халезова Наталья Андреевна | Москва | |
53. | Кузнецова Галина Васильевна | Москва | |
54. | Зырянова Ольга Юрьевна | Москва | |
55. | Гусарова Светлана Витальевна | Обнинск | |
56. | Дьячкова Наталья Леонидовна | Северодвинск | |
57. | Антонова Татьяна Викторовна | Москва | |
58. | Братухина Марина Николаевна | Москва | |
59. | Белая Елена Борисовна | Москва | |
60. | Мурзакова Ольга Геннадиевна | Москва |
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
АНТОНОВА Анна Викторовна.
Родилась в Москве в 1955 году. В 1974 году окончила педагогическое училище № 7. В 1979 году окончила с отличием МГПИ им. В.И. Ленина, факультет дошкольного воспитания, в 1986 году - философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Педагогический стаж работы - 16 лет. С 1979 по 1994 год работала в педагогическом училище № 7 г. Москвы в качестве заведующей дошкольным отделением.
С 1989 по 1993 год училась в аспирантуре МГЗПИ. В 1994 году защитила кандидатскую диссертацию по специальности 13.00.07 - теория и методика дошкольного образования. Тема кандидатской диссертации: «Подготовка студентов педагогического училища к руководству эстетическим воспитанием детей дошкольного возраста».
С 1994 работала в МГОПУ заместителем декана, с 1996 года -декан факультета дошкольного воспитания. Отличник народного просвещения. Награждена медалью к 850-летию Москвы. Отмечена грамотой Министерства образования РФ.
Защитила докторскую диссертацию на тему «Эстетическое образование как фактор профессиональной подготовки специалистов дошкольного воспитания в педагогическом вузе». Имеет более 30 публикаций.
АНТОНОВА Татьяна Викторовна.
Родилась 25 июня 1960 года в Москве. В 1991 году окончила факультет дошкольного воспитания МГЗПИ. Общий стаж работы 20 лет. Имеет более 10 публикаций. Старший преподаватель кафедры эстетического воспитания МГОПУ. Аспирант кафедры. Тема диссертационного исследования: «Фольклор в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников».
БЕЛАЯ Елена Борисовна.
Родилась 22 июня 1965 года. В 1990 году окончила с отличием художественно-графический факультет МГОПИ по специальности: «Учитель изо и черчения». В 1997 году поступила в заочную аспирантуру МГОПУ Стаж работы в вузе - 7 лет. Педагогический стаж - 19 лет. Имеет более десяти публикаций. Тема диссертационного исследования: «Подготовка студентов факультета дошкольного воспитания к работе с детьми 5-9 лет по формированию развивающей среды средствами дизайна».