Главная идея наших игр - научить детей понимать, что то, чего не дала человеку природа, он придумал себе сам (нет крыльев, не умеет летать, поэтому создал предмет и постоянно его совершенствует: аэроплан, аэростат, вертолёт, самолёт и т. д.; не умеет плавать на большие расстояния, нет плавников - создал корабли; не имеет высокого роста, чтобы подняться на высоту, - придумал подъёмный кран и видоизменял его, делая удобным для людей), и в этом заключается различие. Сходство состоит в том, что предметы рукотворного мира созданы по подобию объектов природы. Дошкольникам предлагаются игры «Что на что похоже», «Найди сходство», «Откуда возникло название», «Чудеса рукотворного мира» и т. д.
Со среднего дошкольного возраста мы стремились обучать детей умению устанавливать связи между объектами природы и продуктами творческой мысли человека. Например, в игре «Откуда возникло название?» дети учатся понимать, как возникают названия предметов рукотворного мира, и объяснять их смысл. Дошкольникам предлагается поиграть с «волшебными» словами, которые схожи по звучанию, но различны по смыслу. Взрослый просит называть такие слова. Например, мышка - животное и элемент компьютера, ключ -от замка и родник, гусеница - насекомое и часть трактора, молния - явление природы и застёжка, лук - овощ и оружие, ручка - дверная и у ребёнка, игла - у сосны и швейная, акула - рыба и модель вертолёта, бананы - экзотический фрукт и модель брюк, губка - морское растение и предмет личной гигиены, лист - у дерева и бумага и т. д. Если дети затрудняются начать игру, взрослый помогает им.
Игры второй группы направлены на развитие у детей способов действий разного характера. Овладение способами взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост, творческие проявления.
|
Иногда рамки традиционной дидактической игры, её чёткая структура ограничивают возможности реализации задач действенно-мыслительного плана. Возникает необходимость в таких дидактических играх, в которых сохранились бы и синтезировались элементы познавательного, игрового и учебного взаимодействия детей (исследования, экспериментирования), а также общения со взрослым. В нашем исследовании предлагается серия «игры-эксперименты», «игры-опыты (исследования»), алгоритмические игры, которые включают экспериментальные, алгоритмические, моделирующие действия. Например, «Игры с соломинкой», «Наши помощники», «Что звучит», «Бумага, какая она», «Как согреть руки», «Удивительное стекло», «Мы - фокусники», «Мир пластмассы» и др. В этих играх дети исследуют объекты для выяснения их скрытых, существенных связей в системах «человек - предмет», «природа - человек - предмет».
Серия игр предполагает решить следующие задачи:
сформировать у детей 3-7 лет умения видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
развить собственный практический, познавательный, творческий опыт в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заменителей, алгоритмов, моделей);
расширить перспективы преобразовательной деятельности путём включения детей в мыслительные, моделирующие действия.
Разработанные занимательные игры-опыты, игры-эксперименты, алгоритмические игры побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как созданы с учётом актуального развития дошкольников. Дидактический материал (рисунки, схемы, модели, алгоритмы, пиктограммы), используемый в ходе игр, развивает у дошкольника два типа активности: собственную активность ребёнка и активность, стимулируемую взрослым.
|
Игры третьей группы направлены к тому, чтобы приобщить дошкольников к преобразованию предметов. В ходе игр дети самостоятельно могут объяснить, почему и как один и тот же предмет видоизменялся, как еще можно его изменить, чтобы он в наибольшей степени удовлетворял потребности человека.
Была разработана серия дидактических игр, моделирующих творческий процесс, создающих микроклимат, в котором проявляются возможности для развития воображения, мышления (актов творчества), раскрытия творческого потенциала. При обучении детей изменять и творчески преобразовывать предметы необходимо сформировать умение находить как можно больше вариантов и способов использования предметов, расширять понимание многофункциональности. Это - серия «игры-преобразования», к которой относятся игры типа «Используй по-другому»: «Магазин», «Назови по-другому», «Сделай по-другому», «Можно - нельзя» и т. д.
Игры-преобразования типа «Прогноз будущего» предлагали детям набор задач по совершенствованию вещей. Для их решения использовался разнообразный дидактический материал (разрезные детали и части предметов, «незавершённые» продукты аппликации, рисования, лепки, конструирования). Кроме того, дошкольникам предлагалось изменять предмет и в вербальном плане. К таким играм относились: «Цепочка слов», «Эволюция предметов», «Соедини точки», «Соедини детали - получи новый предмет», «Кто интереснее закончит рисунок», «У кого необычнее получится предмет» и т. д.
|
Эти игры позволяют развивать стремление и умение настойчиво решать задачи независимо от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, используя действия разного характера. При этом игры-преобразования создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Игры-преобразования типа «Измени материал», «Измени предмет» побуждали детей выступать в роли творцов, преобразователей. В результате проведения таких игр появлялась потребность в творчестве, самовыражении. Это достигалось в играх: «Украсим ёлочку», «Вертушка», «Парусные гонки»,
«Согреем заюшкину избушку», «Теневой театр», «Лодка», «Дом из ткани» и т. д.
В ходе игр-преобразований дети учатся решать задачи преобразовательной деятельности без помощи других людей (взрослых, сверстников). В старшем дошкольном возрасте они учатся умению поставить цель, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также учатся умению проявлять инициативу и творчество в решении задач. Проявления самостоятельности, оригинальности, выдумки, фантазии, стремления к прогнозированию и предвосхищению выступают в играх-преобразованиях как основа для развития преобразовательной деятельности.
Результаты проведённых игр показывают, что у дошкольников есть возможности для развития логического мышления, связанной речи, воображения, осознания мотивов деятельности людей. Разработанная нами система дидактических игр имеет педагогическую ценность, создают атмосферу свободного и радостного творчества.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Лупанина СВ.
НАРОДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНО ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ 6-8 ЛЕТ
Духовное возрождение России закономерно связано с возросшим интересом общества к народной культуре. Народное искусство, являясь фундаментальным пластом национальной культуры, рассматривается как действенный фактор социализации и развития личности (В.П. Аникин, Т.К. Акаян, Т.И. Бабаева, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др.)
В настоящее время возросло число детей с признаками социальной дезадаптации, выражающейся в неадекватной ориентировке ребёнка в жизни, в деятельности, в непродуктивном сотрудничестве со взрослыми и сверстниками, в низком уровне способности к произвольной регуляции собственной деятельности, в неуспеваемости, в высокой тревожности и негативном эмоциональном отношении к школе. Помимо явных признаков дезадаптации широко распространены скрытые её признаки, например, повышенная тревожность, заниженная или завышенная самооценка, низкий уровень учебной мотивации на фоне хорошей успеваемости и дисциплинированности, которые в силу «завуалированное™» не привлекают к себе внимания психологов и педагогов. Поэтому особенно актуальна проблема предсказания, предупреждения, ранней диагностики и своевременной коррекции школьной дезадаптации.
Медики, психологи и педагоги, осознавая всю важность этой проблемы, разрабатывают свои критерии, способы диагностики и коррекции, основываясь на профессиональном понимании главных причин развития дезадаптивных состояний у детей. В исследованиях педагогической направленности выделяется такая ведущая причина школьной дезадаптации, как несформированность навыков учебной деятельности и учебной мотивации у младших школьников (Е.Н. Новикова, А.Л. Венгер и др.).
Психологи в качестве причин школьной дезадаптации прежде всего называют индивидуальные особенности личности ребёнка, особенности семейных отношений, специфику процессов обучения, направленность поведения педагога (Н.А. Березин, Я.Л. Коломенский, И.Н. Невский и др.). Медики склонны отождествлять школьную дезадаптацию с нервно-психическими отклонениями и в качестве предрасполагающих факторов выделяют слабость нервной системы, перенесённые травмы, тяжёлую наследственность и т. д. (Е.А. Глушкова, Е.И. Попова, Д.И. Исаев, Б.Н. Воронков и др.).
Расхождения в понимании основных причин дезадаптационных состояний школьников приводят не только к терминологическим различиям, но и к разным подходам к предупреждению и своевременной коррекции этих состояний, что значительно снижает эффективность практического применения множества разрабатываемых в этих целях программ.
Назрела необходимость объединить усилия медиков, психологов и педагогов в создании единого комплексного подхода к предупреждению школьной дезадаптации и своевременной коррекции её ранних проявлений, решить в рамках этого подхода проблему динамического взаимовлияния, взаимоподчинённости и взаимодополняемости, а также выработать рациональную тактику приоритетности того или иного специалиста на разных этапах работы с каждым учащимся.
В условиях пересмотра базовых ценностей происходят существенные изменения в системе «человек - человек». Особо важную роль в педагогической науке приобретает эмоционально-личностный фактор во взаимоотношениях педагога и детей, способность педагога к такому взаимодействию, которое порождает творческую активность ребёнка.
Среди прочих факторов на становление творческой личности ребёнка влияет развитие его эмоциональной, интеллектуальной, нравственной сфер. На его взаимоотношения с другими людьми оказывает влияние народное искусство. Остается актуальной точка зрения М.М. Бахтина на искусство: ценность искусства не в отражении бытия, не в его познании, а в эстетическом преобразовании мира в новой форме. Эстетическая теория рассматривает искусство как средство общения людей (М.М. Бахтин, М.С. Каган, А.А. Леонтьев и др.). Качественно новая роль восприятия искусства с позиции общения состоит в том, что эстетические ценности вырабатываются воспринимающим самостоятельно на основе переживаний, а не принимаются готовыми.
В связи с этим важное значение приобретает характер взаимодействия педагога и детей в процессе формирования эстетического восприятия произведений искусства. Именно в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, когда сознание ребёнка целостно, в это благоприятное для приобщения к искусству время (Л.С. Выготский, Н.И. Киященко, Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова и др.) под влиянием искусства меняется отношение человека к тем или иным явлениям, преобразуется его мировоззрение.
Искусство развивает в человеке творческое начало, оно учит творить и переделывать окружающий мир и себя самого, свои поступки, привычки по законам красоты, в соответствии с понятием об эстетическом идеале.
Сила воздействия искусства на человека определяется прежде всего тем, что оно черпает своё содержание и изобразительно-выразительные средства из действительности, отбирая всё наиболее значимое для человека и, прежде всего, значимое в эстетическом плане.
Кузнецова Г.В.
ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
При формировании изобразительной деятельности у детей с детским церебральным параличом (ДЦП) необходимо учитывать наличие сложного комплекса нарушений речи, моторики, познавательной деятельности. Особое значение имеют недостаточная дифференцированность зрительного восприятия, слабая сформированность сенсорных эталонов, недостаточность пространственных представлений. Препятствием для овладения различными формами изобразительной деятельности могут быть множественные двигательные нарушения различной степени тяжести: использование левой руки в качестве ведущей, нарушение тонуса мышц верхних конечностей, наличие тугоподвижности и контрактур суставов кисти и пальцев, гиперкинезов, а также дизметрий и атаксий.
В изодеятельности этих детей проявляется также характерная для структуры задержки психического развития при ДЦП повышенная истощаемость психических процессов, быстрая утомляемость, неустойчивость внимания.
Подавляющее большинство детей с церебральными параличами в старшем дошкольном возрасте, а некоторые и в младшем школьном не могут выполнить даже самых примитивных рисунков. Их графическая деятельность носит характер доизобразительного черкания. Дети с непроизвольными навязчивыми движениями, даже стараясь воспроизвести форму, хаотически чертят, выходя за пределы листа бумаги.
Большие трудности испытывают дети при проведении прямых, горизонтальных и вертикальных линий, особенно те, которые вследствие поражения правой руки начинают рисовать левой. Такие больные часто игнорируют левую сторону листа, размещают свой рисунок справа, проводят прямую линию справа налево, а асимметричные фигуры изображают повёрнутыми в противоположную сторону. В дальнейшем эти дети могут испытывать большие трудности при овладении письмом и чтением.
Ещё одна особенность изобразительной деятельности детей с церебральными параличами - разбросанность изображения по пространству листа, когда части предмета не соединены между собой. Особенно ярко это проявляется при рисовании человека (например, руки и ноги нарисованы отдельно от туловища, глаза, рот - вне овала, изображающего лицо).
В связи с имеющимися у детей с ДЦП нарушениями изображение тела человека у них всегда вызывает большие трудности: иногда «выпадают» некоторые части тела (туловище, шея и т. п.); в других случаях наиболее «страдают» конечности; лицо может быть изображено без рта или носа, либо части лица неправильно соотнесены между собой.
Недостаточно дифференцированное зрительное восприятие у детей с церебральными параличами служит причиной того, что дети нечётко воспринимают форму предметов и слабо различают близкие формы - круг и овал, ромб и квадрат и т. д. Поэтому в их рисунках часто форма изображаемых предметов упрощается и искажается; одна форма употребляется вместо другой - квадрат вместо круга, круг вместо треугольника и т. д.
Нарушения оптико-пространственного восприятия, свойственные больным церебральными параличами, в рисунках выражаются неправильной передачей пространственных отношений между отдельными предметами или их элементами, смещением изображения относительно центра листа. При выполнении заданий по словесной инструкции дети обычно не могут разместить предметы на листе в соответствии с инструкцией, а при срисовывании часто выполняют рисунок в зеркальном изображении.
Дети с ДЦП испытывают трудности при передаче величины предметов: чаще они рисуют все предметы сильно уменьшенными. Дети с непроизвольными навязчивыми движениями сильно увеличивают изображения, так как им легче рисовать большие формы.
Недостаточно дифференцированное цветовое восприятие ведёт к тому, что дети с трудом различают и называют оттеночные и промежуточные цвета. В рисунках они обычно используют четыре основных цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный. Именно в эти цвета окрашивают они изображения предметов соответственно их действительной окраске, но без характерных оттенков.
Дети, страдающие церебральными параличами, так же, как и их здоровые сверстники, стремятся придать своей изобразительной деятельности сюжетный характер. Но множественные недостатки изображений, связанные с качественным своеобразием рисунков больных детей, как правило, не позволяют выразить все элементы задуманного сюжета.
Трудности формирования графических способностей у детей с церебральными параличами обусловлены нарушением моторики, зрительно-моторной координации и сенсорной сферы.
Изобразительную деятельность можно рассматривать как средство коррекции нарушенной познавательной деятельности, как средство интеллектуального развития, как метод обучения и, наконец, как средство эмоционально-эстетического воспитания.
Наличие двигательных нарушений и специфических нарушений познавательной деятельности ставит клинико-педагогические задачи, решение которых необходимо при обучении детей рисованию и другим видам изобразительной деятельности. При обучении важно учитывать клинико-психологические особенности этих детей. На занятиях изодеятельностью с детьми, страдающими церебральными параличами, необходимо решать следующие задачи:
развивать мелкую моторику рук и зрительно-двигательную координацию для подготовки к овладению навыками письма;
формировать правильное восприятие формы, величины, цвета и умение передавать их в изображении;
формировать правильное восприятие пространства, корректировать нарушения зрительно-пространственного восприятия;
формировать целостное восприятие предмета и добиваться его отражения средствами изобразительной деятельности;
развивать навыки конструирования, воспитывать положительное эмоциональное отношение к изобразительной деятельности и её результатам;
развивать любознательность, воображение, расширять запас знаний и представлений.
Методы обучения различным видам изобразительной деятельности детей с ДЦП должны строиться на применении средств, отвечающих клинико-психологическим особенностям психического развития этой категории больных. Необходимо выделить виды деятельности, наиболее способствующие решению коррекционных задач. К ним можно отнести аппликацию, лепку, тренировочное рисование и рисование с применением трафарета. Аппликация очень полезна в системе коррекционных занятий, так как способствует развитию конструктивных возможностей, формирует представление о форме и цвете. Этот вид деятельности доступен тем детям, которые имеют низкий уровень графических возможностей вследствие поражения рук. Лепка способствует развитию мелкой моторики рук, развивает точность выполняемых движений, корректирует нарушения узнавания предметов по мышечно-суставному чувству.
Трафарет помогает воспитанию правильного движения, использование трафарета позволяет расширить графические возможности детей с поражёнными руками. Тренировочное рисование - система графических упражнений для развития манипулятивной деятельности рук. В упражнениях задействованы различные группы мышц кисти руки. Эти упражнения выглядят как сюжетные рисунки и вызывают интерес у детей.
На первом этапе обучения рисованию необходимо добиться того, чтобы дети научились фиксировать внимание на предъявленном им предмете. Затем им предлагают занятия типа «покажи такой же», то есть показав картинку с изображением шара, мяча, другой игрушки, учитель просит найти среди нескольких игрушек ту, которая изображена на картинке. Интерес к изображениям предметов повышается, если учитель проводит занятия эмоционально и включает в них чтение стихов, загадок о показываемых предметах.
Обучение необходимо начинать с простейших изобразительных упражнений. В это время дети знакомятся с основными материалами (пластилин, краски, бумага) и орудиями изобразительной деятельности (карандаш, кисти). Одновременно они осваивают элементарные технические умения - правильно держать карандаш, кисть. Очень важно включать в занятия упражнения по развитию мышечно-суставного чувства, например, ребёнок показывает, как он правильно держит карандаш, а затем учитель просит его без зрительного контроля придать пальцам положение, соответствующее удержанию карандаша. На начальном этапе обучения важная роль отводится использованию приёма пассивных движений: воспитатель вкладывает в руку ребёнка карандаш и рисует его рукой.
Наибольшие трудности испытывают дети при обучении рисованию левой рукой. В этом случае необходимо проводить направленную коррекционную работу. Следует отмечать начало рисунка - верхний левый угол листа; вырабатывать автоматизированные движения слева направо. Для этого нужно вызывать у ребёнка ощущение соответствующего движения, предлагая ему проделать это движение пальцами в воз духе, мокрым пальцем на грифельной доске и т. д. Следует поощрять желание ребёнка многократно повторять штрихи и линии, как горизонтальные, так и вертикальные. Постепенно движение его руки становится увереннее. В начале каждого занятия рекомендуется проводить специальные гимнастические упражнения для развития мышц кистей и пальцев.
По своим целям с гимнастическими упражнениями сходно тренировочное рисование. Оно также должно проходить в форме игры или иллюстрации к какому-либо рассказу, действию или явлению. Так как эти занятия рассчитаны на конкретные движения кисти руки, чтобы включить в работу различные группы мышц, ребёнок не станет сознательно выполнять такие сложные графические изображения, тем более, что наличие парезов затрудняет ему эту задачу. Так, например, чтобы он мог выполнить кругообразные движения образующие «петли», предлагают нарисовать облака на небе, а когда их собирается много, то из них пойдёт дождь - штриховые линии сверху вниз до земли, из которой растёт травка снизу вверх (облака и дождь - синий карандаш, а травка - зелёный). Познакомиться с ломаной линией дети могут, изображая горы, с волнистой - море и т. д.
Хороший результат даёт сотрудничество взрослого и больного ребёнка: взрослый изображает тучу, а ребёнок - дождь, или взрослый - машину, а ребёнок - след колёс. Это позволяет развить малейший успех ребёнка, создать мотивацию для дальнейших самостоятельных действий.
Целесообразно использовать коллективное рисование и другие виды изобразительной деятельности. Оно позволяет подобрать задания в соответствии с возможностями каждого ребёнка. Например, в лепке одни разминают пластилин, другие изготовляют бруски, третьи соединяют их. Таким образом, все участвуют в постройке избы.
На занятиях изобразительной деятельностью необходимо особое внимание уделять восприятию и изображению форм предметов (круг, овал, четырёхугольник и т. д.). Изображение геометрических форм следует закреплять в разных видах деятельности и развивать умение видеть геометрические формы в окружающих предметах, а также дифференцировать близкие формы.
Зрительный образ предметов, имеющих разные формы, закрепляется на занятиях аппликацией и лепкой. Чтобы сформировать навыки, нужно использовать специальные трафареты, которые дети обводят и раскрашивают.
Прежде чем учить ребёнка ориентироваться на плоскости листа бумаги, необходимо в игровой ситуации ознакомить его с основными пространственными понятиями. Участвуя совместно с учителем в перемещении игрушек, дети усваивают такие понятия, как «вверху», «внизу», «справа», «слева».
Особое внимание во время занятий рисованием с младшими школьниками, страдающими детским церебральным параличом, следует уделять коррекции элементов зеркального рисунка, а затем и письма. В процессе рисования необходимо проводить анализ направления линии, сопоставлять правильно и неправильно нарисованные предметы и фигуры, проводить рисование асимметричных фигур по трафарету и образцу.
Мы разработали программу, направленную на решение общепедагогических и коррекционных задач воспитания и обучения детей с ДЦП в пропедевтическом периоде.
Программа включает в себя следующие основные разделы:
1. Знакомство детей с изобразительным искусством.
2. Предметное и сюжетное рисование.
3. Лепка.
4. Аппликация.
5. Декоративное рисование.
Мурзакова О.Г.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ КАК СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
В дошкольных образовательных учреждениях встречаются дети, испытывающие трудности общения межличностного и деятельностного характера. Помощь этим детям со стороны педагога заключается в коррекции отклонений их поведения и создании оптимальных условий для содержательного общения со взрослыми и детьми.
Под педагогический коррекцией следует понимать воздействие, направленное на систему личностных связей детей с целью устранения негативных явлений, происходящих в условиях естественного педагогического процесса, и способствующее его оптимизации. Основными путями коррекционной и воспитательной работы педагога являются организация общественно значимой деятельности и изменение её структуры, организация деятельности, представляющей творческий интерес, перестройка сферы общения ребёнка.
Изобразительную и речевую деятельности следует использовать в качестве средств, направленных на преодоление трудностей процесса общения, так как искусство (именно изобразительная и художественно-речевая деятельность) по своей наглядно-образной форме передачи действительности для ребёнка 5-6 лет доступнее по восприятию и соотнесению художественного образа (вызванного эмоционально-личностным сопереживанием) с теми житейскими установками, с которыми приходится считаться при усвоении межпоколенческих связей, отношений и социальной адаптации. Подтверждение этому находим в работах Т.С. Комаровой: «Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений об окружающей жизни».
Результаты констатирующей части нашего исследования показали, что дети 5-6 лет, испытывающие трудности в общении различного характера - личностного, мотивационного, деятельностного, - демонстрируют разные результаты в художественной деятельности.
Дети, имеющие личностные трудности в общении, передают содержание темы, характер персонажей, но людей, животных изображают маленьких размеров, хотя цветовая гамма реалистична. В ходе работы дети не обращаются за помощью к педагогу, а при оказании помощи выражают отрицательные эмоции или невнимательно выслушивают советы и замечания, не учитывают рекомендации. Эмпатийное общение у таких дошкольников бедно, речь соответствует возрастным показателям, но говорят они мало, лишь в отдельных ситуациях.
Дети, с трудностями общения мотивационного характера, как правило, склонны к эмпатийно-экспрессивным проявлениям в общении. Анализ содержания этого общения позволяет сделать заключение о его бедности. Речь также бедна, в связях межличностного характера используется только бытовая лексика. Контакты со сверстниками и взрослыми носят эпизодический характер.
В изобразительной деятельности эти дети используют бедную цветовую гамму с преобладанием холодных цветов, содержание изображения в целом соответствует предъявляемым требованиям.
В организации исследовательской работы мы учитывали следующие положения: «Эстетическое воздействие на детей занятий изобразительной деятельностью зависит от того, во-первых, что отбирается для изображения (это не только хорошо знакомые игрушки, но и просто красивые предметы,
явления природы, вызывающие радостное удивление, восхищение ребёнка), и, во-вторых, от нацеленности этих занятий на развитие детского творчества».
Формирующая часть нашего исследования проходила в три этапа:
Первый этап. «Современная семья в развитии ребёнка как субъекта деятельности».
Цель: воспитать у ребёнка осознание собственной значимости как члена семьи разными видами вербального и невербального общения с помощью средств изобразительной деятельности и развития речи.
Темы занятий:
«Я и моя семья», «Дождик на улице, солнышко дома», «Мой дом моя крепость», «Улица, город», «Мама, папа, я на...»
Второй этап. «Детский сад: педагоги и сверстники в жизни ребёнка».
Цель: воспитать у старшего дошкольника уважительное отношение при межличностном взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Темы занятий:
«Мои воспитатели», «Детский сад», «Мои друзья в детском саду», «Стихи и сказки для друзей»
Третий этап. «Ребёнок и окружающий мир».
Цель: воспитать познавательный интерес к окружающей действительности с применением средств художественных произведений.
Темы занятий:
«Игры и игрушки», «Земля и небо», «Времена года», «Мир растений», «Нехворайка», «Мы в библиотеке», «Сочиняйка», «Что такое хорошо».
Рисунок в жизни ребёнка - это определитель общего развития, становления характера, отношения к жизни. Старший дошкольник самостоятельно подходит к выбору содержания для своего рисунка. А намерение изобразить определённый предмет и постановка задач сопровождаются и уточняются с помощью слова.
Для расширения границ общения старших дошкольников, испытывающих трудности в коммуникации, использовали инсценирование сказок, что помогло наладить эмпатийное общение. От ребёнка требовалось самостоятельно изготовить атрибуты, показать в избранной роли характер героя и собственное к нему отношение. Так, в рассуждениях по ходу выполнения деятельности старшие дошкольники выражают свои чувства, мысли. Развитие анализирующего и обобщающего видения ребёнком предмета повышало качественный уровень его изобразительной деятельности.