Формирование интереса к русской народной песне у детей пятого года жизни 12 глава




В психологии проблема интереса тесно связывается с проблемой способностей. Способности - это те качества, которые нужны для деятельности. Успешность в избранном виде деятельности обеспечивает интерес к ней.

Согласно исследованию О.П. Радыновой, дети проявляют к музыке, к конкретным видам музыкальной деятельности с четвёртого года жизни. Учитывая объект воспитания интереса (русская народная песня) в нашем исследовании, мы обратили внимание на работы, в которых определяются особенности музыкальных интересов. В исследованиях О.А. Апраксиной, Б.М. Теплова, В.А. Филипповой определено, что их основу составляет эмоциональный компонент и ведущую роль играет эмоциональный фактор, Положительно-эмоциональный отклик на русскую народную песню - один из основных показателей интереса.

В процессе обогащения певческого опыта детей и совершенствования их вокально-хоровых умений и навыков интерес переходит на следующий этап развития. Звучащие русские народные песни дети слушают с большим желанием, принимают увлечённо. Появляются попытки исполнения и различных ситуациях.

Более высокий уровень интереса к русской народной песне будет характеризоваться глубиной и устойчивостью. На этом этапе появляются любимые русские народные песни, начина ют выделять их из общего потока звучащих песен. Дошкольники охотно исполняют русские народные песни для сверстников, знакомых, родителей и т. д. Образы песни оказывают влияние на образы, создаваемые детьми в других видах художественно-творческой деятельности. Этот этап характеризуется развитым музыкальным восприятием.

Русская народная песня имеет богатую и интересную историю, неразрывно связанную с историей России, оказывает огромное влияние на духовную культуру народа. Народные песни связаны с различными сторонами жизни людей; их мечты, раздумья и надежды, воплотились в художественные образы народных песен. Это и объясняет их разнообразие и многожанровость.

В традициях народной педагогики приобщение ребёнка к устно - поэтическому творчеству и к русской народной песне начиналось уже с первых месяцев его жизни. Она была не­заменимым средством воспитания вкуса, доброты, разви­тия оптимизма, юмора. Именно с помощью русской народ­ной песни маленький человек получал первые представлении о культуре русского народа.

Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообра­зие ритма, ясность и красота формы - характерные черты рус­ского народного песенного творчества. Русская народная пес­ня доступна восприятию детей дошкольного возраста, ибо её мелодический материал близок детям, а яркие музыкальные образы раскрываются как средствами музыкальной вырази­тельности самой мелодии, так и художественными особенностями текстов. С поразительной быстротой дошкольники овладевают музыкальным наследием русского народа.

Анализ музыковедческой литературы и рассмотрение осо­бенностей русской народной песни свидетельствует, что:

она обладает всеми возможностями (по своей ладово - интонационной основе и по эмоциональному настрою) дли постановки голоса детей 4-5лет;

содержание русских народных песен, возможность их драматизации служат залогом успеха в воспитании интереса к ним.

Наблюдения над постановкой голоса у взрослых и выборочное применение используемых методов в нашей работе позволили сделать следующие выводы:

1. При постановке голоса у детей необходимо фиксировать внимание на мышечных ощущениях.

2. Важно вырабатывать у дошкольников правильные певческие привычки, одна из которых - привычка мышечных ощущений к определённому способу артикуляции - пению на полуулыбке.

3. Процесс освоения вокальной техники дошкольниками необходимо строить по принципу комплексности, т. е. одновременно обучая певческой артикуляции, дикции, звукообразованию и некоторым типам голосоведения (кантилена, речитатив).

4. В процессе пения у дошкольников нужно развивать слуховую функцию, вокальный слух, так как восприятие и вос-
произведение звуков происходит при непосредственном и постоянном участии слуха.

5. В процессе певческой деятельности на основе слухового самоконтроля у детей 4-6 лет необходимо формировать внимание к собственному пению и пению других людей.

 

 

Краснова В.А.

 

О СПОСОБНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ к СОЧИНЕНИЮ СКАЗОК В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ«СОЧИНЯЕМ СКАЗКИ»

 

Способность к сочинению сказок у детей-дошкольников это художественно-творческая активность, выражающаяся и в умении придумать и выразительно рассказать сказку, ис­пользуя знания о её жанровых особенностях и композици­онном построении. Возможно, кому-то покажется, что такие определение рассчитано на взрослых, а не на дошкольников, но практика нашего исследования показала яркие творческие возможности детей в условиях специального обучения таком способности, а точнее, - в процессе формирования компонентов этой способности («языковое чутьё», знание компо­зиции сказки, образная память, богатое воображение, выразительная речь). Наше определение основывается на анализе научных трудов отечественных и зарубежных учёных в области детской педагогики и психологии.

О роли сказок в развитии личности ребёнка говорилось и говорится немало. Её значение в формировании воображе­ния (фантазии), речи, мышления, памяти, наблюдательнос­ти, даже характера, весьма велико. Исследователи сказок, пе­дагоги и психологи в один голос утверждают, что сказка даёт возможность «примерить» на себя роль сказочника, причем не только как рассказчика знакомой сказки, но и автора coбственной. От этого сказка сама по себе уже становится для де­тей первой ступенью в мир речевого творчества. Чтобы придумывать сказки самостоятельно, необходимо иметь знании о том, что такое сказка, как она «устроена», как её рассказывать, чтобы привлечь внимание слушателей. Да и чувство артистизма должно быть, иначе никто и слушать не будет. Такое творчество иногда и взрослому не под силу, а если это ребёнок-дошкольник?

Талант сказочника свойствен любому ребёнку, но развить он сможет только путём «тренировок» - обучения придумыванию сказок. Вполне естественно, что сказки, придуманные детьми в этом возрасте, несколько размыты по своей структуре, в них может отсутствовать единая тема, однако они не лишены оригинальности (исследования Л.И. Ворошниной, М.М. Рыбаковой, О.С. Ушаковой, С.М. Чемортан, А.Е. Шибицкой и др.).

Обнаружив такие возможности детей, мы посчитали наиболее важным в обучении дошкольников речевому творчеству обеспечить условия, при которых способность к придумыванию сказок в этот период детства будет развиваться максимально, с учётом особенностей восприятия жанровых особенностей сказки и её композиции.

К таким условиям мы отнесли:

1.Создание благоприятной среды. Был оформлен кабинет «В гостях у сказки» для занятий с детьми. Мы постарались создать в нём уют и позаботились о том, чтобы детям там

было интересно. Пособия, костюмы «сказочника» и «сказочницы»,

разнообразные книги со сказками, игрушки и декорации к театральным постановкам, картины – иллюстрации к сказкам - всё это способствовало желанию детей придумывать сказки.

2. Эмоционально-положительное общение педагога и детей как на занятиях, так и в повседневной жизни, включение в речь детей и педагогов метафор, сравнений, эпитетов, которыми изобилует народная и авторская сказка.

3. Проведение консультаций, открытых занятий, посвящённых сказкам, для педколлектива детского сада с целью повышения у педагогов умения стимулировать дошкольников у придумыванию сказок.

4. Разработка программы «Сочиняем сказки» и методики работы по формированию у старших дошкольников способности к сочинению сказок.

В основу экспериментальной программы была положена «Программа воспитания и обучения в детском саду», раздели «Ознакомление с художественной литературой» и «Развитие речи». Экспериментальная программа предусматривает объём сведений для детей по ознакомлению их с жанром авторского и народного словесного искусства - сказкой, вида­ми сказок (волшебная, о животных). В рамках программы «Сочиняем сказки» осуществлялось нравственно-этическое воспитание детей (обогащение их духовного мира, форми­рование чувства любви к народному словесному искусству, к литературе); умственное развитие (расширение словарного запаса, работа над выразительностью речи, обучение рассуж­дению, работа над воображением, памятью).

Эта программа разработана для занятий с детьми старше­го дошкольного возраста, так как это оптимальный возраст для овладения ребёнком теми знаниями и умениями, которые в ней предусмотрены. Но мы не исключаем возможности более раннего обучения, если уровень развития детей это позволяет.

Структура программы имеет два раздела: пропедевтичес­кая работа и собственно обучающая часть (сочинение сказом детьми). Цель пропедевтической работы - введение детей и мир сказки, подготовка к восприятию сказок (в программе приводятся сказки, с которыми мы рекомендуем ознакомить детей). Пропедевтический этап работы должен начинаться в старшей группе со второго полугодия. Формы работы: занятия-чтения, занятия-беседы, пересказы сказок во второй половине дня (30 минут).

Итог этой работы - альбомы с рисунками детей к сказкам, первые (пробные) детские сочинения.

Собственно обучающая часть эксперимента проходила и подготовительной группе в начале учебного года в четыре этапа:

1.Формирование первого блока-компонента способности сочинять сказки — «языковое чутьё », знание жанровых особенностей сказки, её видов, умение классифицировать по признакам: авторская, народная, волшебная, о животных, в стихах (в прозе). Работа проводилась с использованием созданных для этого моделей.

2.Формирование второго блока-компонента способнос­ти сочинять сказки - «Введение в структуру сказки» (зачин, кульминация, развязка или концовка). Эта работа проводилась также на наглядной основе - моделях «Волшебный паровоз», «Сложи цветок-сказку».

3. Работа над формированием третьего блока-компонента «Интеграция воображения и речи» - развитие выразитель­ной связной речи, формирование артистических умений, ак­тивизация фантазии с помощью игр-упражнений).

4. Итоговая работа - срез (диагностика) на определение уровня способности придумывать сказки у детей в конце учебного года.

В результате проведённой работы мы установили, что способность придумывать сказки в старшем дошкольном возрасте существует. Наиболее ярко и активно она проявляется тогда, когда педагоги руководят этой деятельностью по разработанной программе, когда созданы все необходимые условия для развития фантазии детей, когда сами педагоги работают заинтересованно и творчески. Приведём пример одного из детских сочинений:

 

БАБА – ЯГА И ТЕЛЕВИЗОР



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: