В психологии проблема интереса тесно связывается с проблемой способностей. Способности - это те качества, которые нужны для деятельности. Успешность в избранном виде деятельности обеспечивает интерес к ней.
Согласно исследованию О.П. Радыновой, дети проявляют к музыке, к конкретным видам музыкальной деятельности с четвёртого года жизни. Учитывая объект воспитания интереса (русская народная песня) в нашем исследовании, мы обратили внимание на работы, в которых определяются особенности музыкальных интересов. В исследованиях О.А. Апраксиной, Б.М. Теплова, В.А. Филипповой определено, что их основу составляет эмоциональный компонент и ведущую роль играет эмоциональный фактор, Положительно-эмоциональный отклик на русскую народную песню - один из основных показателей интереса.
В процессе обогащения певческого опыта детей и совершенствования их вокально-хоровых умений и навыков интерес переходит на следующий этап развития. Звучащие русские народные песни дети слушают с большим желанием, принимают увлечённо. Появляются попытки исполнения и различных ситуациях.
Более высокий уровень интереса к русской народной песне будет характеризоваться глубиной и устойчивостью. На этом этапе появляются любимые русские народные песни, начина ют выделять их из общего потока звучащих песен. Дошкольники охотно исполняют русские народные песни для сверстников, знакомых, родителей и т. д. Образы песни оказывают влияние на образы, создаваемые детьми в других видах художественно-творческой деятельности. Этот этап характеризуется развитым музыкальным восприятием.
Русская народная песня имеет богатую и интересную историю, неразрывно связанную с историей России, оказывает огромное влияние на духовную культуру народа. Народные песни связаны с различными сторонами жизни людей; их мечты, раздумья и надежды, воплотились в художественные образы народных песен. Это и объясняет их разнообразие и многожанровость.
|
В традициях народной педагогики приобщение ребёнка к устно - поэтическому творчеству и к русской народной песне начиналось уже с первых месяцев его жизни. Она была незаменимым средством воспитания вкуса, доброты, развития оптимизма, юмора. Именно с помощью русской народной песни маленький человек получал первые представлении о культуре русского народа.
Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность и красота формы - характерные черты русского народного песенного творчества. Русская народная песня доступна восприятию детей дошкольного возраста, ибо её мелодический материал близок детям, а яркие музыкальные образы раскрываются как средствами музыкальной выразительности самой мелодии, так и художественными особенностями текстов. С поразительной быстротой дошкольники овладевают музыкальным наследием русского народа.
Анализ музыковедческой литературы и рассмотрение особенностей русской народной песни свидетельствует, что:
она обладает всеми возможностями (по своей ладово - интонационной основе и по эмоциональному настрою) дли постановки голоса детей 4-5лет;
содержание русских народных песен, возможность их драматизации служат залогом успеха в воспитании интереса к ним.
Наблюдения над постановкой голоса у взрослых и выборочное применение используемых методов в нашей работе позволили сделать следующие выводы:
|
1. При постановке голоса у детей необходимо фиксировать внимание на мышечных ощущениях.
2. Важно вырабатывать у дошкольников правильные певческие привычки, одна из которых - привычка мышечных ощущений к определённому способу артикуляции - пению на полуулыбке.
3. Процесс освоения вокальной техники дошкольниками необходимо строить по принципу комплексности, т. е. одновременно обучая певческой артикуляции, дикции, звукообразованию и некоторым типам голосоведения (кантилена, речитатив).
4. В процессе пения у дошкольников нужно развивать слуховую функцию, вокальный слух, так как восприятие и вос-
произведение звуков происходит при непосредственном и постоянном участии слуха.
5. В процессе певческой деятельности на основе слухового самоконтроля у детей 4-6 лет необходимо формировать внимание к собственному пению и пению других людей.
Краснова В.А.
О СПОСОБНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ к СОЧИНЕНИЮ СКАЗОК В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ«СОЧИНЯЕМ СКАЗКИ»
Способность к сочинению сказок у детей-дошкольников это художественно-творческая активность, выражающаяся и в умении придумать и выразительно рассказать сказку, используя знания о её жанровых особенностях и композиционном построении. Возможно, кому-то покажется, что такие определение рассчитано на взрослых, а не на дошкольников, но практика нашего исследования показала яркие творческие возможности детей в условиях специального обучения таком способности, а точнее, - в процессе формирования компонентов этой способности («языковое чутьё», знание композиции сказки, образная память, богатое воображение, выразительная речь). Наше определение основывается на анализе научных трудов отечественных и зарубежных учёных в области детской педагогики и психологии.
|
О роли сказок в развитии личности ребёнка говорилось и говорится немало. Её значение в формировании воображения (фантазии), речи, мышления, памяти, наблюдательности, даже характера, весьма велико. Исследователи сказок, педагоги и психологи в один голос утверждают, что сказка даёт возможность «примерить» на себя роль сказочника, причем не только как рассказчика знакомой сказки, но и автора coбственной. От этого сказка сама по себе уже становится для детей первой ступенью в мир речевого творчества. Чтобы придумывать сказки самостоятельно, необходимо иметь знании о том, что такое сказка, как она «устроена», как её рассказывать, чтобы привлечь внимание слушателей. Да и чувство артистизма должно быть, иначе никто и слушать не будет. Такое творчество иногда и взрослому не под силу, а если это ребёнок-дошкольник?
Талант сказочника свойствен любому ребёнку, но развить он сможет только путём «тренировок» - обучения придумыванию сказок. Вполне естественно, что сказки, придуманные детьми в этом возрасте, несколько размыты по своей структуре, в них может отсутствовать единая тема, однако они не лишены оригинальности (исследования Л.И. Ворошниной, М.М. Рыбаковой, О.С. Ушаковой, С.М. Чемортан, А.Е. Шибицкой и др.).
Обнаружив такие возможности детей, мы посчитали наиболее важным в обучении дошкольников речевому творчеству обеспечить условия, при которых способность к придумыванию сказок в этот период детства будет развиваться максимально, с учётом особенностей восприятия жанровых особенностей сказки и её композиции.
К таким условиям мы отнесли:
1.Создание благоприятной среды. Был оформлен кабинет «В гостях у сказки» для занятий с детьми. Мы постарались создать в нём уют и позаботились о том, чтобы детям там
было интересно. Пособия, костюмы «сказочника» и «сказочницы»,
разнообразные книги со сказками, игрушки и декорации к театральным постановкам, картины – иллюстрации к сказкам - всё это способствовало желанию детей придумывать сказки.
2. Эмоционально-положительное общение педагога и детей как на занятиях, так и в повседневной жизни, включение в речь детей и педагогов метафор, сравнений, эпитетов, которыми изобилует народная и авторская сказка.
3. Проведение консультаций, открытых занятий, посвящённых сказкам, для педколлектива детского сада с целью повышения у педагогов умения стимулировать дошкольников у придумыванию сказок.
4. Разработка программы «Сочиняем сказки» и методики работы по формированию у старших дошкольников способности к сочинению сказок.
В основу экспериментальной программы была положена «Программа воспитания и обучения в детском саду», раздели «Ознакомление с художественной литературой» и «Развитие речи». Экспериментальная программа предусматривает объём сведений для детей по ознакомлению их с жанром авторского и народного словесного искусства - сказкой, видами сказок (волшебная, о животных). В рамках программы «Сочиняем сказки» осуществлялось нравственно-этическое воспитание детей (обогащение их духовного мира, формирование чувства любви к народному словесному искусству, к литературе); умственное развитие (расширение словарного запаса, работа над выразительностью речи, обучение рассуждению, работа над воображением, памятью).
Эта программа разработана для занятий с детьми старшего дошкольного возраста, так как это оптимальный возраст для овладения ребёнком теми знаниями и умениями, которые в ней предусмотрены. Но мы не исключаем возможности более раннего обучения, если уровень развития детей это позволяет.
Структура программы имеет два раздела: пропедевтическая работа и собственно обучающая часть (сочинение сказом детьми). Цель пропедевтической работы - введение детей и мир сказки, подготовка к восприятию сказок (в программе приводятся сказки, с которыми мы рекомендуем ознакомить детей). Пропедевтический этап работы должен начинаться в старшей группе со второго полугодия. Формы работы: занятия-чтения, занятия-беседы, пересказы сказок во второй половине дня (30 минут).
Итог этой работы - альбомы с рисунками детей к сказкам, первые (пробные) детские сочинения.
Собственно обучающая часть эксперимента проходила и подготовительной группе в начале учебного года в четыре этапа:
1.Формирование первого блока-компонента способности сочинять сказки — «языковое чутьё », знание жанровых особенностей сказки, её видов, умение классифицировать по признакам: авторская, народная, волшебная, о животных, в стихах (в прозе). Работа проводилась с использованием созданных для этого моделей.
2.Формирование второго блока-компонента способности сочинять сказки - «Введение в структуру сказки» (зачин, кульминация, развязка или концовка). Эта работа проводилась также на наглядной основе - моделях «Волшебный паровоз», «Сложи цветок-сказку».
3. Работа над формированием третьего блока-компонента «Интеграция воображения и речи» - развитие выразительной связной речи, формирование артистических умений, активизация фантазии с помощью игр-упражнений).
4. Итоговая работа - срез (диагностика) на определение уровня способности придумывать сказки у детей в конце учебного года.
В результате проведённой работы мы установили, что способность придумывать сказки в старшем дошкольном возрасте существует. Наиболее ярко и активно она проявляется тогда, когда педагоги руководят этой деятельностью по разработанной программе, когда созданы все необходимые условия для развития фантазии детей, когда сами педагоги работают заинтересованно и творчески. Приведём пример одного из детских сочинений:
БАБА – ЯГА И ТЕЛЕВИЗОР