Начав с выбора цвета, дети постепенно переходят к самостоятельному выбору форм бумаги, композиции, элементов, выдерживая традиции конкретной росписи или решая поставленные задачи: ткань для Снегурочки, Веснянки, платок для мамы, придумать узор для любого предмета. Создание предметных и сюжетных композиций с использованием украшений - один из показателей осознанного понимания и применения детьми принципов декоративного искусства.
Была определена следующая последовательность в работе:
1. Составляется перспективный план на год, в котором определяется, в какой возрастной группе, в какой последовательности проводится работа по знакомству детей с народным декоративно-прикладным искусством с учётом возможностей детского сада (наличие предметов и пособий по на родному искусству, ближайших выставочных залов, музеев).
2. Намечаются разнообразные выставки: одного предмета, одного вида, одного образа, двух-трёх видов, итоговые выставки и др. В дошкольных учреждениях создаются «музеи», «избы», «горницы», для которых собираются предметы народного быта, народные игрушки, одежда. Приглашаются народные мастера, художники, умельцы, чтобы показать детям некоторые приёмы лепки, росписи, плетения и проч.
Планируются экскурсии в музеи народного искусства, выставочные залы, краеведческие музеи, в мастерские художников, знакомство детей с изделиями Жостова, Гжели, павлово-посадскими платками, матрёшками, богородскими, филимоновскими игрушками и другими.
На занятиях декоративным рисованием, лепкой, аппликацией продолжается работа по знакомству детей с предметами народного искусства, но выделяются только те средства выразительности, которые найдут отражение в рисунке или лепке. Чем старше дети, тем больше внимания уделяется вариативности в изображении одного из мотивов, сочетании цветов, украшений, композиции.
|
На каждом занятии воспитатель чётко ставит учебные и творческие задачи, определяет, в чём ребёнок может проявить выбор, самостоятельность. Чем старше дети, тем сложнее творческие задачи.
Итоговыми являются занятия по замыслу, занятия творческого характера, на которых дети составляют узоры для новых предметов: ткань на платье Снежной королеве, ковёр, кокошник, обои, костюмы сказочных героев и прочее.
Чтобы воспитывать творчество, используются разные методы и приёмы, которые активизируют ребёнка, ставят в ситуацию поиска, необходимости использовать имеющийся опыт, например:
• создание игровой ситуации в начале занятия («одевание» дымковских игрушек, «мастерские народных умельцев», «магазины», «выставки народного искусства» и др.);
сравнение вариантов сочетания элементов композиции.
Развитию изобразительных умений детей способствуют:
движения руки («очерчивающий жест») - чтобы выделить элементы узора на предмете, определить их расположение и последовательность рисования;
упражнения в начале занятия с детьми 5-7 лет при изображении элементов узора после их рассматривания;
показ воспитателем изображения, нового элемента детям 4- 5 лет и некоторых наиболее сложных элементов детям 5 7 лет. Показ некоторых приёмов кистевого письма народных мастеров помогает выработать лёгкие ритмичные движения, убыстряет создание узора;
|
использование фланелеграфа для обучения композиции или поисков вариантов расположения элементов узора;
называние направления движения в процессе рисования (вырезывания);
взаимосвязь видов изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
использование художественного слова, образных сравнений, характерных для конкретного вида росписи («оживки», «реснички», «жемчужинки», «росинки» и пр.).
Главное в этой работе - приобщить детей к истокам народного творчества, традициям, обычаям своего народа, дать им возможность почувствовать радость творчества.
Зацепина М.Б.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В современных условиях всё активнее заявляет о себе сравнительно новая область педагогической практики - дополни тельное образование. Учреждения дополнительного образования детей призваны удовлетворить индивидуальные социокультурные и образовательные потребности ребят. Их цель -создать условия для саморазвития и самореализации творческого потенциала детей. Основные задачи дополнительного образования - выявить интересы, наклонности, способности к различным видам деятельности; создать необходимые условия для формирования и развития специальных знаний, умений, отношений, чувств, а также для реализации приобретённых навыков.
Дополнительное образование развивается в едином социально-образовательном пространстве и является составном частью межведомственной программы «Столичное образование». Система дополнительного образования в основном складывается на базе таких учреждений, как Центры детского и юношеского творчества (бывшие внешкольные учреждения), объединения по интересам в общеобразовательных школах, дошкольные образовательные учреждения, муниципальные клубы и т. п. В отличие от традиционного образования дополнительное в меньшей мере имеет разработанные и утверждённые на соответствующем уровне законодательно-нормативные регламентации. Оно выступает как абсолютно добровольный институт, мало связанный с возрастным цензом обучающихся, с получением образовательных сертификатов, жёстким режимом учебных занятий, обязательным набором учебных средств. И вместе с тем, как считают специалисты, это особо ценный тип образования, поскольку оно всеохватно по своему содержанию. Нет ничего в окружающей нас среде, социальной действительности, общественных отношениях, что не могло бы быть темой для занятий в системе дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворить самые разнообразные интересы личности. В связи с этим в педагогической литературе, материалах А.Б. Фоминой, выступлениях Г.Д. Кузнецова, В.Б. Новичкова и других на городской научно-практической конференции «Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования» как благоприятное рассматривается пространство расширения возможностей развития личности, введение ребёнка в культуру посредством творчества. При этом творчество понимается как свободная, ничем не регламентированная, кроме собственных интересов и волевых усилий личности, деятельность. Дополнительное образование создаёт не только условия для развития личностью и «зону перспективного развития» для каждого образовательного учреждения. Ценность такого образования в том, что оно служит площадкой для работы с одарёнными детьми, с ребятами, нуждающимися в индивидуальном подходе.
|
Современные условия требуют, чтобы обучение, получаемое детьми в ДОУ, дополнялось и углублялось знаниями и навыками, которые они приобретают в системе дополнительного образования.
Цели дополнительного образования в дошкольных образовательных и других детских учреждениях:
реализация компенсаторной функции;
создание условий для более интенсивного развития личности ребёнка, которые не всегда обеспечиваются в рамках детского сада и в семье. Кроме того, в кружках, студиях и секциях дополнительного образования более успешно и активно внедряются социально-педагогические модели деятельности и образа жизни, поскольку стиль и методы работы системы дополнительного образования максимально учитывают особенности социума. В результате дети имеют возможность приобрести опыт гражданского поведения, основы культуры, получить квалифицированную помощь в различных аспектах социальной жизни, возможность духовного и физического роста.
Дополнительное образование - это процесс непрерывный. Здесь развиваются творческие способности ребёнка. Логика образовательного процесса такова, что позволяет предлагать образовательные услуги всем детям. На первых стадиях идёт апробация творческих способностей дошкольников, затем, по мере углубления знаний, - их развитие и в итоге - полностью самостоятельное творчество в старшем возрасте.
Наряду с компенсаторной функцией в системе дополнительного образования проявляются мощные стимулы к росту творческой активности детей, формированию естественной мотивации обучения. В том, что ребята участвуют в работе кружков и студий системы дополнительного образования проявляются их творческая активность, так как занятия ведутся на добровольной основе - как реализация желаний детей и заинтересованности родителей.
Система дополнительного образования - достаточно подвижная функциональная структура, поэтому кружки, студии постоянно развиваются, и одновременно совершенствуются методики обучения. С другой стороны, по уровню организации и управления социально-педагогической деятельностью, по её целостности, содержанию и формам, наличию комплексных программ, проводимой учебно-методической работе учреждения дополнительного образования детей претендуют на роль социально-образовательных комплексов, требующих своего нормативного закрепления и организационно-правового оформления.
Дополнительное образование для дошкольников может осуществляться на следующих уровнях:
в дошкольных образовательных учреждениях на государственной, частной и коммерческой основах;
в домах и дворцах творчества, студиях и клубах на средства из госбюджета и на коммерческой основе;
в экспериментальных комплексах «детсад - школа - академия», ведущих свою деятельность на средства государства и коммерческих структур.
Платное дополнительное образование должно предусматриваться уставом образовательного учреждения и осуществляться за счёт внебюджетных средств (средств спонсоров, сторонних организаций и родителей), эти средства не могут быть использованы взамен или в рамках основной деятельности, финансируемой из бюджета. Услуги, которые оказываются в рамках основных образовательных программ и го-I у дарственных стандартов согласно статусу образовательного учреждения и направлены на совершенствование образовательного процесса, при наличии имеющихся условий и средств (например, снижение наполняемости групп, деление НІ подгруппы против установленных норм, дополнительные занятия с неуспевающими детьми и некоторые другие, предусмотренные типовыми положениями об образовательных учреждениях), не рассматриваются как платные дополнительные образовательные услуги, и привлечение на эти цели средств не допускается (Инструктивное письмо МО РФ № 52 01 21.03.95 г.).
Предварительное изучение состояния дополнительного образования в рамках ДОУ позволяет отметить такие характерные особенности:
кадровое обеспечение специалистами дополнительного образования происходит за счёт сотрудников дошкольных учреждений и учителей-предметников, приглашённых из внешкольных организаций;
наиболее распространены следующие виды дополнительного образования: художественно-эстетическое (студии но изобразительной деятельности, музыкальной, театральной и т. д.) и экологическое воспитание, моделирование из бумаги, природного материала, изучение иностранных языков;
в системе дополнительного образования существует значительное разнообразие образовательных программ. Есть программы цикловые, повторяющиеся из года в год для данной возрастной группы. Имеются программы, которые охватывают 2-3 года обучения, краткосрочные и т. д. Они разрабатываются, как правило, на основе общепринятых программ воспитания и обучения дошкольников. Довольно часто авторские программы - это, по сути, расширенные тематические планы, т. е. государственная программа, дополненная авторским содержанием. Анализ этих документов свидетельствует о том, что они часто перегружены и это приводит к быстрой утомляемости детей, увеличению длительности занятий, сокращению времени пребывания ребят на свежем воздухе, что в итоге может стать фактором риска для здоровья дошкольника;
не учитываются возможности дополнительного образования для работы с семьёй. Именно этот тип образования, который осуществляется вне возрастных цензов, может быть использован для работы с семейными объединениями. И в этом может проявиться огромная социальная и культурнообразующая ценность, приводящая к стиранию возрастных граней в образовательно-культурном досуге.
Отставание теории в области дополнительного образования дошкольников привело к тому, что в настоящий момент отсутствуют общепринятые представления о целях, ценностях и принципах организации системы дополнительного образования детей этого возраста. Встаёт вопрос также о содержании образовательного процесса, учебной деятельности и О соотношении воспитания и обучения.
Для решения всех этих вопросов необходимо разработать базовую концепцию дополнительного образования, которая позволила бы осуществлять его в разных типах образовательных учреждений с одинаковыми требованиями, предъявляемыми к этому направлению педагогической практики.
Степанова А.В.
РУКОВОДСТВО ДЕТСКИМ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТВОРЧЕСТВОМ И ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
Готовить ребёнка к жизни - это, прежде всего, развивать у него потребность в творчестве, в совершенствовании и реализации в деятельности своих дарований и способностей. Творчество - самовыражение и самоутверждение личности. «Творчество, - как отмечал Л.С. Выготский, - это необходимое условие существования, и всё, что выходит за пределы рутины и в чём заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека».
Каждый ребёнок индивидуален, имеет определённые задатки и способности. Вовремя увидеть эти способности и правильно организовать работу по их развитию и реализации -задача весьма важная.
Пытаясь понять мир, дети фантазируют, поскольку не могут ещё объяснить те или иные явления реальности. Воображение дошкольника, младшего школьника есть доминирующая способность и наивысшая форма интеллектуального развития, характерная для этого возраста.
По мере накопления жизненного опыта ребёнок всё больше узнаёт и умеет делать. И чем больше и шире объём его знании, чем богаче и разнообразнее представления и воображение, тем больше уверенности и изобретательности в умениях и навыках, а значит, любознательности и заинтересованности в различных видах деятельности. «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок», - писал В.А. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям». Если же у него недостаточно знаний, умений, он не может выразить свои мысли и чувства, в полной мере. Это грозит потерей интереса, сужением кругозора, отказом заниматься тем или иным видом деятельности. «Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство черпает свои силы в разуме».
Сможет ли ребёнок не растерять, перенести с собой во взрослую жизнь то лучшее, что даёт ему детство, - от этого во многом зависит, будет ли он творческим человеком. И важная роль в воспитании творческой натуры, раскрытии творческого потенциала и направлении творческой деятельности в нужное русло принадлежит взрослым. Научить преодолевать препятствия, вселить уверенность в собственные силы, привести к успеху - вот задача родителей, воспитателей, педагогов. Безразличие к судьбе ребёнка может обернуться угасанием творческой энергии, потерей любознательности, интереса к деятельности.
Одна из причин потери способности к творчеству - недостаточность или односторонность умственного, эмоционального и эстетического развития. Поэтому весьма важно знать, насколько ребёнок занят деятельностью, требующей применения творческих способностей, воображения, насколько она способствует развитию познавательной сферы, даёт толчок к проявлению фантазии, вызывает положительные чувства. Если деятельность вызывает интерес, захватывает ребенка, его умственные и физические силы, то возникает установка на преодоление трудностей, а это побуждает к самостоятельному поиску вариантов решения, т. е. к активности.
Реализовать себя, проявить фантазию, смекалку, изобретательность, творческое мышление ребёнок может в первую очередь в художественной деятельности. Это объясняется тем, что:
изобразительная, музыкальная, танцевальная, театральная деятельности - это наиболее доступные и активные формы эстетического освоения мира детьми. Н процессе художественного творчества ребёнок получает возможность выразить своё отношение к увиденному, услышанному, прочитанному в рисунке, музыке, танце, и импровизациях, в лепке, в художественном конструировании и т. д.;
в собственном художественном творчестве ребёнок пропил нет мысли и чувства, своё эстетическое и нравственное отношение к предметам и явлениям действительности. Присущие детскому возрасту богатая фантазия и воображение, стремление подражать взрослым - движущая Сила как художественного творчества, так и любого проявления творчества в других видах деятельности (например, в технической). Это, с одной стороны, придаёт детскому творчеству наивность и непосредственность. С другой -яркую образность, оригинальность, искренность. Поэтому детское творчество - процесс особенный, уникальный.
В детском возрасте потребность в творчестве очень велика и способность к художественному творчеству проявляется достаточно рано, поскольку в самой природе ребёнка заложена восприимчивость и предрасположенность к нему, отмечал Л.С. Выготский: «...творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве», творческие задатки выражаются в лепке, аппликации, в моделировании одежды для кукол, в импровизациях на музыкальных инструментах, в сочинении сказок, стихотворений. Игры детей- это тоже творчество, где сюжеты дети берут из жизни, подражание поведению взрослых есть творческое преломление этого поведения в детском сознании. Поэтому структура творческого процесса, его развитие и значение для формирования личности, созревания каждого ребёнка – важные вопросы детской психологии и педагогики.
По утверждению И.Я. Лернера, творчеству можно и нужно учить. В первую очередь потому, что оно способствует наблюдательности, внимания, обогащает сознание ребёнка новыми представлениями, будит фантазию, развивает мышление, воображение, воспитывает настойчивость и волю, развивает чувства. «Воспитание творчества - разностороннее и сложное воздействие на ребёнка», - так характеризует творчество педагог А.А. Волкова. - «Поэтому важным моментом в развитии детского творчества является своевременное и правильное руководство со стороны взрослых творческим процессом, которое должно способствовать приобщению каждого ребёнка к самым разнообразным видам художественной деятельности с целью выявления круга познавательных интересов, раскрытия способностей к определённому виду творчества, а в целом - развития творческого потенциала. Как явление "уникальное", "детское" творчество -процесс тонкий, требующий большого такта, внимания со стороны педагога и творческого руководства деятельностью детей и особой творческой атмосферы».
Детское творчество рассматривается учёными в условиях эстетического воспитания «...как метод наиболее совершенного овладения определённым видом искусства и формирования эстетически развитой личности», поскольку результатом детского творчества не являются объективные художественные ценности - произведения искусства. Детское творчество - это сам процесс создания ребёнком образов сказки, рассказа, игры-драматизации в рисовании, в лепке и т. д. Это также создание субъективно нового, значимого для самого ребёнка продукта его деятельности: это придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, уточнений, домыслов; это применение усвоенных ранее способов и средств выразительности в новых ситуациях; это проявле ние инициативы, самостоятельности, решимости, поиск в процессе деятельности способов, путей творческого решения задач. Из этого следует, что процесс детского творчества необходим в развитии ребёнка, так как способствует самовыражению и самоутверждению и развитию важных психических процессов. Это сложный и многосторонний процесс, и поэтому он должен быть умело управляем и направляем, от чего будет зависеть его эффективность и качественный уровень.
Вместе с тем создание эмоционально благоприятной обстановки, обеспечивающей духовное развитие каждого ребёнке приоритетное внимание к эстетическому воспитанию, влияющему на формирование и развитие художественно-творческих способностей и различных видов деятельности (изобразительной, музыкальной, конструктивной, театральной и
ном) необходимое условие в работе детских образовательных учреждений, отражающее актуальность гуманизации педагогического процесса.
Важнейшей основой художественно-творческой деятельности является развитие эстетических представлений, чувств, взглядов на окружающий мир. Задача педагогов - научить детей своими руками выполнять различные творческие задания: создать рисунок, аппликацию, вылепить фигурку, спеть, станцевать и т. д. При этом ребёнок должен получить удовлетворение от своей деятельности, то есть и сам
процесс творчества, и результаты его должны вызывать положительные тельные эмоции. К тому же художественное творчество не только получение новых умещенных, физических, трудовых усилий. Поэтому очень важно предоставлять детям самостоятельность в решении творческих заданий, нагружая их содержанием, способствующим формированию эстетических представлений, развитию эстетического восприятия, мышления, воображения, чтобы они не копировали, а осознанно создавали собственные образы в рисунках, лепке, импровизациях и т. д.
Однако не все дети готовы самостоятельно решать творческие задачи, проявлять инициативу, находчивость. И здесь необходима помощь взрослого. Педагог должен организовать |работу гак, чтобы вовлечь каждого ребёнка в художественную деятельность, направить его, т. е. найти такие стимулы к творчеству, которые рождали бы у него желание «сочинять». И здесь важно объяснять, показывать, как происходит сам творческий процесс (процесс рисования, лепки, пения, игры
Специалисты по проблемам детского творчества (Е.И.Игнатьев, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Я. Шпикалова) подчёркивают, что для успешного творчества детей важно поощрять их деятельность. Инициатива, самостоятельность, находчивость при внесении дополнений, уточнений в собственные произведения не только обогащают и развивают творческое мышление, воображение, но и способствуют удовлетворению потребности в познании, в овладении способами деятельности, умениями и навыками, в самоутверждении. Велика роль взрослого, одобрительно поддерживающего любые творческие начинания и находки ребёнка.
Для развития творчества важно учитывать специфику художественной деятельности (изобразительной, музыкальной, театральной и проч.), опирающуюся на общие дидактические принципы. Это, прежде всего, принцип связи обучения с жизнью, поскольку в своей деятельности дети передают впечатления, которые получают из жизни. Необходимо учитывать и то, какая обстановка окружает ребёнка и как на него действует, и то, какие интересы его захватывают, Какие желания пробуждаются в душе маленького человека, чему он радуется, чем живёт - это вопросы, которые не должны оставаться без внимания взрослого. Вместе с тем, важно не только выявить, а и перевести полученные впечатления в устойчивые интересы, возможность пережить их и осознать. Это расширяет представления, знания, личным опыт ребёнка, а значит, даёт материал для развития фантазии, творчества.
Другой дидактический принцип - это принцип наглядности. Педагогу необходимо так организовать работу по развитию художественного творчества, чтобы дети не просто познакомились с предметами, объектами и явлениями, но и познавали их. Вся работа должна быть направлена на восприятие, наблюдение и изучение наглядного материала, чтобы в своих работах ребёнок мог создать образы яркие, выразительные, живые. В изобразительном искусстве это может быть репродукции картин известных художников, иллюстрации в детских книгах, изделия мастеров народных промыслов; в музыкальном искусстве - грамзаписи музыкальных произведений, народных песен; в театральном искусстве видеофрагменты спектаклей, театральных постановок и т.д. Огромную помощь в воспитательно-образовательной работе могут оказать экскурсии в музеи, на выставки, культпоходы и театры, на концерты, поскольку живое общение с искусством оставляет незабываемые впечатления, вызывает положительные эмоции, позволяет снова пережить сильные чувства.
Использование в педагогическом процессе произведений искусства на даёт пищу работе воображения, мышления, способствует воспитанию чувств детей, позволяет им познать
мир с разных сторон, и вместе с тем усиливает положительное отношение к художественной деятельности, способствует желанию заниматься ею.
Весьма важное и крайне необходимое условие успешного развития творческого начала в ребёнке - содержание, формы и методы занятий. От глубокого, насыщенного содержания занятий, разнообразных и интересных форм их проведения, от методически грамотного и творческого подхода к занятиям педагогов, учитывающих возрастные и индивидуальные особенности каждого ребёнка, зависит развитие творческой активности, познавательного интереса, желание заниматься.
Важную роль в эффективном эстетическом воспитании играет интегрированный подход к развитию художественного творчества детей. Т.С. Комарова подчёркивает, что основу способностей к различным видам деятельности составлявшие психические процессы: восприятие, мышление, воображение, а также способы художественной деятельности, эмоциональное отношение к объектам эстетического характера и к художественной деятельности. Эти психические процессы являются основой для каждого вида художественной деятельности, а развитие их в каком-либо одном виде благоприятно сказывается на развитии других.
Успешное освоение детьми художественного творчества зависит от правильного и умелого руководства со стороны взрослых. От высокой квалификации педагога, не допускающего в своей работе формализма, излишней опеки, которая тормозит активность, а значит, и общее развитие ребёнка, педагога, сознающего важность эстетического воспитания, бережно и серьёзно относящегося к детскому творчеству и eго продуктам, зависит воспитание творческого человека.
ХМАРСКИЙ С.И.
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Проблема влияния художественной культуры на развитие личности основательно исследована. В философском рассматривали Ю.Б. Борев, М.С. Каган, А.Ф. Лосев, Мейлах, B.C. Соловьёв, Ю.У. Фохт-Бабушкин, Р.П. Шульга; утренние механизмы воздействия искусства на человека учили Б.Г. Ананьев, Н.Б. Берхин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон; в дошкольной педагогике эти проблемы представлены трудами Н.А. Ветлугиной, Т.С Комаровой, Н.П. Сакулиной и других учёных.
Менее всего разработаны вопросы, связанные с содержанием, механизмами художественного развития учащихся разных возрастных групп, с определением наиболее эффективных форм и методов работы.
Особая роль в художественном развитии личности прилежит школе. Педагоги призваны не только способствовать этому процессу, но и во многом определять его. Однако в школьной практике проблема художественного развития решается в основном экстенсивным путём: появляются новые курсы, призванные в той или иной степени компенсировать дефицит художественной культуры в содержании образования («Мировая художественная культура», «Святыни России», «История науки и культуры» и другие). Подобные курсы позволяют решать проблему на содержательном уровне путём увеличения объёма изучаемого. Между тем далеко не исчерпаны возможности тех гуманитарных предметов, которые традиционно присутствуют в учебных планах школы
Художественное развитие - это поэтапные качественные изменения, происходящие в отношении учащихся к искусству и в их художественном опыте. Отношение учащихся N искусству определяет их мотивационную направленности Художественный опыт представляет содержательный компонент художественного развития и включает искусствоведческие знания, обобщённые художественно-эстетические умения, а также опыт творческой деятельности в сфере художественной культуры.
В процессе интегрированного изучения предметов гуманитарного цикла происходит не только художественное развитие учащихся 5-6-х классов, включающее усвоение искусствоведческих знаний, овладение художественно-эстетическими умениями и приобретение опыта творческой деятельности. В структуре отношения младших подростков к искусству особое место занимает потребность в общении с ним, Учитывая эмоционально-образную основу искусства и особенности детей младшего подросткового возраста, эту потребность у учащихся целесообразно развивать путём совершенствования их нравственно-эстетических чувств.
Художественное развитие младших подростков в процессе изучения предметов гуманитарного цикла эффективно в том случае, если обеспечено комплексное воздействие литературы, музыки, изобразительного искусства на учащих» и не только на содержательно-информационном, но и на методическом уровне. При этом органическое для отдельных видов искусств стремление к синтезу обусловливает интегративный характер взаимодействия предметов гуманитарного цикла.
Развивающая функция искусства как содержательного центра художественной культуры реализуется путём совершенствования художественного восприятия и художественно творческой деятельности.
Чтобы определить особенности художественного развития любой возрастной группы учащихся, необходимо учитывать принципиально важных обстоятельства. Первое связано с возрастными возможностями школьников. Второе состоит в том, что существуют объективные видовые особенности каждого из искусств, представленных в предметах туманимого цикла: каждое из искусств воздействует на личность ими художественными средствами, поэтому способствует развитию тех или иных психических процессов, качеств учащихся.