Формирование интереса к русской народной песне у детей пятого года жизни 9 глава




Начав с выбора цвета, дети постепенно переходят к самостоятельному выбору форм бумаги, композиции, элементов, выдерживая традиции конкретной росписи или решая поставленные задачи: ткань для Снегурочки, Веснянки, платок для мамы, придумать узор для любого предмета. Создание предметных и сюжетных композиций с использованием ук­рашений - один из показателей осознанного понимания и применения детьми принципов декоративного искусства.

Была определена следующая последовательность в работе:

1. Составляется перспективный план на год, в котором оп­ределяется, в какой возрастной группе, в какой последовательности проводится работа по знакомству детей с народным декоративно-прикладным искусством с учётом возмож­ностей детского сада (наличие предметов и пособий по на родному искусству, ближайших выставочных залов, музеев).

2. Намечаются разнообразные выставки: одного предмета, одного вида, одного образа, двух-трёх видов, итоговые вы­ставки и др. В дошкольных учреждениях создаются «музеи», «избы», «горницы», для которых собираются предметы на­родного быта, народные игрушки, одежда. Приглашаются на­родные мастера, художники, умельцы, чтобы показать детям некоторые приёмы лепки, росписи, плетения и проч.

Планируются экскурсии в музеи народного искусства, вы­ставочные залы, краеведческие музеи, в мастерские художни­ков, знакомство детей с изделиями Жостова, Гжели, павлово-посадскими платками, матрёшками, богородскими, филимоновскими игрушками и другими.

На занятиях декоративным рисованием, лепкой, апплика­цией продолжается работа по знакомству детей с предмета­ми народного искусства, но выделяются только те средства выразительности, которые найдут отражение в рисунке или лепке. Чем старше дети, тем больше внимания уделяется ва­риативности в изображении одного из мотивов, сочетании цветов, украшений, композиции.

На каждом занятии воспитатель чётко ставит учебные и творческие задачи, определяет, в чём ребёнок может про­явить выбор, самостоятельность. Чем старше дети, тем сложнее творческие задачи.

Итоговыми являются занятия по замыслу, занятия творческого характера, на которых дети составляют узоры для новых предметов: ткань на платье Снежной королеве, ковёр, кокош­ник, обои, костюмы сказочных героев и прочее.

Чтобы воспитывать творчество, используются разные методы и приёмы, которые активизируют ребёнка, ставят в ситуацию поиска, необходимости использовать имеющийся опыт, например:

• создание игровой ситуации в начале занятия («одевание» дымковских игрушек, «мастерские народных умельцев», «магазины», «выставки народного искусства» и др.);

сравнение вариантов сочетания элементов композиции.

Развитию изобразительных умений детей способствуют:

движения руки («очерчивающий жест») - чтобы выделить элементы узора на предмете, определить их распо­ложение и последовательность рисования;

упражнения в начале занятия с детьми 5-7 лет при изоб­ражении элементов узора после их рассматривания;

показ воспитателем изображения, нового элемента детям 4- 5 лет и некоторых наиболее сложных элементов детям 5 7 лет. Показ некоторых приёмов кистевого письма на­родных мастеров помогает выработать лёгкие ритмичные движения, убыстряет создание узора;

использование фланелеграфа для обучения композиции или поисков вариантов расположения элементов узора;

называние направления движения в процессе рисования (вырезывания);

взаимосвязь видов изобразительной деятельности (рисо­вание, лепка, аппликация).

использование художественного слова, образных сравнений, характерных для конкретного вида росписи («оживки», «реснички», «жемчужинки», «росинки» и пр.).

Главное в этой работе - приобщить детей к истокам народ­ного творчества, традициям, обычаям своего народа, дать им возможность почувствовать радость творчества.

 

Зацепина М.Б.

 

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

В современных условиях всё активнее заявляет о себе срав­нительно новая область педагогической практики - дополни тельное образование. Учреждения дополнительного образования детей призваны удовлетворить индивидуальные социокультурные и образовательные потребности ребят. Их цель -создать условия для саморазвития и самореализации твор­ческого потенциала детей. Основные задачи дополнительного образования - выявить интересы, наклонности, способности к различным видам деятельности; создать необходимые условия для формирования и развития специальных знаний, умений, отношений, чувств, а также для реализации приобретённых навыков.

Дополнительное образование развивается в едином социально-образовательном пространстве и является составном частью межведомственной программы «Столичное образование». Система дополнительного образования в основном складывается на базе таких учреждений, как Центры детского и юношеского творчества (бывшие внешкольные учреждения), объединения по интересам в общеобразовательных школах, дошкольные образовательные учреждения, муниципальные клубы и т. п. В отличие от традиционного образования дополнительное в меньшей мере имеет разработанные и утверждённые на соответствующем уровне законодательно-нормативные регламентации. Оно выступает как абсолютно добровольный институт, мало связанный с возрастным цензом обучающихся, с получением образовательных сертификатов, жёстким режимом учебных занятий, обяза­тельным набором учебных средств. И вместе с тем, как считают специалисты, это особо ценный тип образования, поск­ольку оно всеохватно по своему содержанию. Нет ничего в окружающей нас среде, социальной действительности, общественных отношениях, что не могло бы быть темой для занятий в системе дополнительного образования. Именно поэто­му оно в состоянии удовлетворить самые разнообразные интересы личности. В связи с этим в педагогической литерату­ре, материалах А.Б. Фоминой, выступлениях Г.Д. Кузнецова, В.Б. Новичкова и других на городской научно-практической конференции «Воспитание юного москвича в системе допол­нительного образования» как благоприятное рассматривается пространство расширения возможностей развития лич­ности, введение ребёнка в культуру посредством творчест­ва. При этом творчество понимается как свободная, ничем не регламентированная, кроме собственных интересов и во­левых усилий личности, деятельность. Дополнительное об­разование создаёт не только условия для развития личнос­тью и «зону перспективного развития» для каждого образо­вательного учреждения. Ценность такого образования в том, что оно служит площадкой для работы с одарёнными детьми, с ребятами, нуждающимися в индивидуальном подходе.

Современные условия требуют, чтобы обучение, получае­мое детьми в ДОУ, дополнялось и углублялось знаниями и навыками, которые они приобретают в системе дополнительного образования.

Цели дополнительного образования в дошкольных образовательных и других детских учреждениях:

реализация компенсаторной функции;

создание условий для более интенсивного развития личности ребёнка, которые не всегда обеспечиваются в рамках детского сада и в семье. Кроме того, в кружках, студиях и секциях дополнительного образования более успешно и активно внедряются социально-педагогические модели деятельности и образа жизни, поскольку стиль и методы работы системы дополнительного обра­зования максимально учитывают особенности социума. В результате дети имеют возможность приобрести опыт гражданского поведения, основы культуры, получить квалифицированную помощь в различных аспектах со­циальной жизни, возможность духовного и физическо­го роста.

Дополнительное образование - это процесс непрерывный. Здесь развиваются творческие способности ребёнка. Логика образовательного процесса такова, что позволяет предлагать образовательные услуги всем детям. На первых стадиях идёт апробация творческих способностей дошкольников, затем, по мере углубления знаний, - их развитие и в итоге - полностью самостоятельное творчество в старшем возрасте.

Наряду с компенсаторной функцией в системе дополни­тельного образования проявляются мощные стимулы к рос­ту творческой активности детей, формированию естествен­ной мотивации обучения. В том, что ребята участвуют в ра­боте кружков и студий системы дополнительного образова­ния проявляются их творческая активность, так как занятия ведутся на добровольной основе - как реализация желаний детей и заинтересованности родителей.

Система дополнительного образования - достаточно под­вижная функциональная структура, поэтому кружки, студии постоянно развиваются, и одновременно совершенствуются методики обучения. С другой стороны, по уровню органи­зации и управления социально-педагогической деятельнос­тью, по её целостности, содержанию и формам, наличию ком­плексных программ, проводимой учебно-методической работе учреждения дополнительного образования детей претендуют на роль социально-образовательных комплексов, требующих своего нормативного закрепления и организационно-право­вого оформления.

 

Дополнительное образование для дошкольников может осуществляться на следующих уровнях:

в дошкольных образовательных учреждениях на госу­дарственной, частной и коммерческой основах;

в домах и дворцах творчества, студиях и клубах на средс­тва из госбюджета и на коммерческой основе;

в экспериментальных комплексах «детсад - школа - ака­демия», ведущих свою деятельность на средства госу­дарства и коммерческих структур.

Платное дополнительное образование должно предусматриваться уставом образовательного учреждения и осущест­вляться за счёт внебюджетных средств (средств спонсоров, сторонних организаций и родителей), эти средства не могут быть использованы взамен или в рамках основной деятель­ности, финансируемой из бюджета. Услуги, которые оказы­ваются в рамках основных образовательных программ и го-I у дарственных стандартов согласно статусу образовательного учреждения и направлены на совершенствование образовательного процесса, при наличии имеющихся условий и средств (например, снижение наполняемости групп, деление НІ подгруппы против установленных норм, дополнительные занятия с неуспевающими детьми и некоторые другие, предусмотренные типовыми положениями об образовательных учреждениях), не рассматриваются как платные дополнительные образовательные услуги, и привлечение на эти цели средств не допускается (Инструктивное письмо МО РФ № 52 01 21.03.95 г.).

Предварительное изучение состояния дополнительного образования в рамках ДОУ позволяет отметить такие характерные особенности:

кадровое обеспечение специалистами дополнительного образования происходит за счёт сотрудников дошколь­ных учреждений и учителей-предметников, приглашён­ных из внешкольных организаций;

наиболее распространены следующие виды дополнитель­ного образования: художественно-эстетическое (студии но изобразительной деятельности, музыкальной, теат­ральной и т. д.) и экологическое воспитание, моделирование из бумаги, природного материала, изучение иност­ранных языков;

в системе дополнительного образования существует зна­чительное разнообразие образовательных программ. Есть программы цикловые, повторяющиеся из года в год для данной возрастной группы. Имеются программы, кото­рые охватывают 2-3 года обучения, краткосрочные и т. д. Они разрабатываются, как правило, на основе общепри­нятых программ воспитания и обучения дошкольников. Довольно часто авторские программы - это, по сути, расширенные тематические планы, т. е. государственная программа, дополненная авторским содержанием. Анализ этих документов свидетельствует о том, что они часто пе­регружены и это приводит к быстрой утомляемости детей, увеличению длительности занятий, сокращению времени пребывания ребят на свежем воздухе, что в итоге может стать фактором риска для здоровья дошкольника;

не учитываются возможности дополнительного образова­ния для работы с семьёй. Именно этот тип образования, который осуществляется вне возрастных цензов, может быть использован для работы с семейными объединени­ями. И в этом может проявиться огромная социальная и культурнообразующая ценность, приводящая к стиранию возрастных граней в образовательно-культурном досуге.

Отставание теории в области дополнительного образова­ния дошкольников привело к тому, что в настоящий момент отсутствуют общепринятые представления о целях, ценностях и принципах организации системы дополнительного образования детей этого возраста. Встаёт вопрос также о содержании образовательного процесса, учебной деятельности и О соотношении воспитания и обучения.

Для решения всех этих вопросов необходимо разработать базовую концепцию дополнительного образования, которая позволила бы осуществлять его в разных типах образовательных учреждений с одинаковыми требованиями, предъявляемыми к этому направлению педагогической практики.



Степанова А.В.

 

РУКОВОДСТВО ДЕТСКИМ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТВОРЧЕСТВОМ И ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

 

Готовить ребёнка к жизни - это, прежде всего, развивать у него потребность в творчестве, в совершенствовании и ре­ализации в деятельности своих дарований и способностей. Творчество - самовыражение и самоутверждение личности. «Творчество, - как отмечал Л.С. Выготский, - это необходи­мое условие существования, и всё, что выходит за пределы рутины и в чём заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека».

Каждый ребёнок индивидуален, имеет определённые задат­ки и способности. Вовремя увидеть эти способности и правильно организовать работу по их развитию и реализации -задача весьма важная.

Пытаясь понять мир, дети фантазируют, поскольку не могут ещё объяснить те или иные явления реальности. Воображение дошкольника, младшего школьника есть доминирующая способность и наивысшая форма интеллектуального развития, характерная для этого возраста.

По мере накопления жизненного опыта ребёнок всё боль­ше узнаёт и умеет делать. И чем больше и шире объём его зна­нии, чем богаче и разнообразнее представления и воображение, тем больше уверенности и изобретательности в умениях и навыках, а значит, любознательности и заинтересованности в различных видах деятельности. «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок», - писал В.А. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям». Если же у него недостаточно знаний, умений, он не может выразить свои мысли и чувства, в полной мере. Это грозит потерей интереса, сужением кругозора, отказом заниматься тем или иным видом деятельности. «Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мас­терство, но и мастерство черпает свои силы в разуме».

Сможет ли ребёнок не растерять, перенести с собой во взрослую жизнь то лучшее, что даёт ему детство, - от этого во многом зависит, будет ли он творческим человеком. И важная роль в воспитании творческой натуры, раскрытии твор­ческого потенциала и направлении творческой деятельности в нужное русло принадлежит взрослым. Научить преодоле­вать препятствия, вселить уверенность в собственные силы, привести к успеху - вот задача родителей, воспитателей, педагогов. Безразличие к судьбе ребёнка может обернуться угасанием творческой энергии, потерей любознательности, интереса к деятельности.

Одна из причин потери способности к творчеству - недо­статочность или односторонность умственного, эмоциональ­ного и эстетического развития. Поэтому весьма важно знать, насколько ребёнок занят деятельностью, требующей приме­нения творческих способностей, воображения, насколько она способствует развитию познавательной сферы, даёт тол­чок к проявлению фантазии, вызывает положительные чувс­тва. Если деятельность вызывает интерес, захватывает ребенка, его умственные и физические силы, то возникает установ­ка на преодоление трудностей, а это побуждает к самостоя­тельному поиску вариантов решения, т. е. к активности.

Реализовать себя, проявить фантазию, смекалку, изобретательность, творческое мышление ребёнок может в первую очередь в художественной деятельности. Это объясняется тем, что:

изобразительная, музыкальная, танцевальная, театральная деятельности - это наиболее доступные и активные формы эстетического освоения мира детьми. Н процессе художественного творчества ребёнок получает возможность выразить своё отношение к увиденному, услышанному, прочитанному в рисунке, музыке, танце, и импровизациях, в лепке, в художественном конструи­ровании и т. д.;

в собственном художественном творчестве ребёнок про­пил нет мысли и чувства, своё эстетическое и нравствен­ное отношение к предметам и явлениям действительности. Присущие детскому возрасту богатая фантазия и воображение, стремление подражать взрослым - движущая Сила как художественного творчества, так и любого прояв­ления творчества в других видах деятельности (например, в технической). Это, с одной стороны, придаёт детскому творчеству наивность и непосредственность. С другой -яркую образность, оригинальность, искренность. Поэтому детское творчество - процесс особенный, уникальный.

В детском возрасте потребность в творчестве очень велика и способность к художественному творчеству проявляется достаточно рано, поскольку в самой природе ребёнка заложена восприимчивость и предрасположенность к нему, отмечал Л.С. Выготский: «...творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве», творческие задатки выражаются в лепке, аппликации, в моделировании одежды для кукол, в импровизациях на музыкальных инструментах, в сочинении сказок, стихотворений. Игры детей- это тоже творчество, где сюжеты дети берут из жизни, подражание поведению взрослых есть творческое преломление этого поведения в детском сознании. Поэтому структура творческого процесса, его развитие и значение для фор­мирования личности, созревания каждого ребёнка – важные вопросы детской психологии и педагогики.

По утверждению И.Я. Лернера, творчеству можно и нужно учить. В первую очередь потому, что оно способствует наблюдательности, внимания, обогащает сознание ребёнка новыми представлениями, будит фантазию, развивает мышление, воображение, воспитывает настойчивость и волю, развивает чувства. «Воспитание творчества - разностороннее и сложное воздействие на ребёнка», - так характеризует творчество педагог А.А. Волкова. - «Поэтому важным моментом в развитии детского творчества является своевре­менное и правильное руководство со стороны взрослых твор­ческим процессом, которое должно способствовать приоб­щению каждого ребёнка к самым разнообразным видам ху­дожественной деятельности с целью выявления круга позна­вательных интересов, раскрытия способностей к определён­ному виду творчества, а в целом - развития творческого по­тенциала. Как явление "уникальное", "детское" творчество -процесс тонкий, требующий большого такта, внимания со стороны педагога и творческого руководства деятельностью детей и особой творческой атмосферы».

Детское творчество рассматривается учёными в условиях эстетического воспитания «...как метод наиболее совершен­ного овладения определённым видом искусства и формирования эстетически развитой личности», поскольку результа­том детского творчества не являются объективные художественные ценности - произведения искусства. Детское твор­чество - это сам процесс создания ребёнком образов сказки, рассказа, игры-драматизации в рисовании, в лепке и т. д. Это также создание субъективно нового, значимого для са­мого ребёнка продукта его деятельности: это придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, уточне­ний, домыслов; это применение усвоенных ранее способов и средств выразительности в новых ситуациях; это проявле ние инициативы, самостоятельности, решимости, поиск в процессе деятельности способов, путей творческого решения задач. Из этого следует, что процесс детского творчества необ­ходим в развитии ребёнка, так как способствует самовыра­жению и самоутверждению и развитию важных психических процессов. Это сложный и многосторонний процесс, и поэто­му он должен быть умело управляем и направляем, от чего бу­дет зависеть его эффективность и качественный уровень.

Вместе с тем создание эмоционально благоприятной обстановки, обеспечивающей духовное развитие каждого ребёнке приоритетное внимание к эстетическому воспитанию, влияющему на формирование и развитие художественно-творческих способностей и различных видов деятельности (изобразительной, музыкальной, конструктивной, театральной и
ном) необходимое условие в работе детских образовательных учреждений, отражающее актуальность гуманизации педагогического процесса.

Важнейшей основой художественно-творческой деятельности является развитие эстетических представлений, чувств, взглядов на окружающий мир. Задача педагогов - научить детей своими руками выполнять различные творческие задания: создать рисунок, аппликацию, вылепить фигурку, спеть, станцевать и т. д. При этом ребёнок должен получить удовлетворение от своей деятельности, то есть и сам
процесс творчества, и результаты его должны вызывать положительные тельные эмоции. К тому же художественное творчество не только получение новых умещенных, физических, трудовых усилий. Поэтому очень важно предоставлять детям самостоятельность в решении творческих заданий, нагружая их содержанием, способствующим формированию эстетических представлений, развитию эстетического восприятия, мышления, воображения, чтобы они не копировали, а осознанно создавали собственные образы в рисунках, лепке, импровизациях и т. д.

Однако не все дети готовы самостоятельно решать творческие задачи, проявлять инициативу, находчивость. И здесь не­обходима помощь взрослого. Педагог должен организовать |работу гак, чтобы вовлечь каждого ребёнка в художественную деятельность, направить его, т. е. найти такие стимулы к творчеству, которые рождали бы у него желание «сочинять». И здесь важно объяснять, показывать, как происходит сам творческий процесс (процесс рисования, лепки, пения, игры

Специалисты по проблемам детского творчества (Е.И.Игнатьев, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Я. Шпикалова) подчёркивают, что для успешного творчества детей важно поощрять их деятельность. Инициатива, самостоятельность, находчивость при внесении дополнений, уточнений в собственные произведения не только обогащают и развивают творческое мышление, воображение, но и способствуют удовлетворению потребности в познании, в овладении способами деятельности, умениями и навыками, в самоутверждении. Велика роль взрослого, одобрительно поддерживающего любые творческие начинания и находки ребёнка.

Для развития творчества важно учитывать специфику художественной деятельности (изобразительной, музыкальной, театральной и проч.), опирающуюся на общие дидакти­ческие принципы. Это, прежде всего, принцип связи обучения с жизнью, поскольку в своей деятельности дети передают впечатления, которые получают из жизни. Необходимо учитывать и то, какая обстановка окружает ребёнка и как на него действует, и то, какие интересы его захватывают, Какие желания пробуждаются в душе маленького человека, чему он радуется, чем живёт - это вопросы, которые не должны оставаться без внимания взрослого. Вместе с тем, важно не только выявить, а и перевести полученные впе­чатления в устойчивые интересы, возможность пережить их и осознать. Это расширяет представления, знания, личным опыт ребёнка, а значит, даёт материал для развития фантазии, творчества.

Другой дидактический принцип - это принцип наглядности. Педагогу необходимо так организовать работу по развитию художественного творчества, чтобы дети не просто познакомились с предметами, объектами и явлениями, но и познавали их. Вся работа должна быть направлена на восприятие, наблюдение и изучение наглядного материала, чтобы в своих работах ребёнок мог создать образы яркие, выразительные, живые. В изобразительном искусстве это может быть репродукции картин известных художников, иллюстрации в детских книгах, изделия мастеров народных промыслов; в музыкальном искусстве - грамзаписи музыкальных произведений, народных песен; в театральном искусстве видеофрагменты спектаклей, театральных постановок и т.д. Огромную помощь в воспитательно-образовательной работе могут оказать экскурсии в музеи, на выставки, культпоходы и театры, на концерты, поскольку живое общение с искусством оставляет незабываемые впечатления, вызывает положительные эмоции, позволяет снова пережить силь­ные чувства.

Использование в педагогическом процессе произведений искусства на даёт пищу работе воображения, мышления, способствует воспитанию чувств детей, позволяет им познать
мир с разных сторон, и вместе с тем усиливает положительное отношение к художественной деятельности, способствует желанию заниматься ею.

Весьма важное и крайне необходимое условие успешного развития творческого начала в ребёнке - содержание, фор­мы и методы занятий. От глубокого, насыщенного содержа­ния занятий, разнообразных и интересных форм их проведения, от методически грамотного и творческого подхода к занятиям педагогов, учитывающих возрастные и индиви­дуальные особенности каждого ребёнка, зависит развитие творческой активности, познавательного интереса, желание заниматься.

Важную роль в эффективном эстетическом воспитании играет интегрированный подход к развитию художественного творчества детей. Т.С. Комарова подчёркивает, что основу способностей к различным видам деятельности составля­вшие психические процессы: восприятие, мышление, воображение, а также способы художественной деятельности, эмоциональное отношение к объектам эстетического характера и к художественной деятельности. Эти психические процессы являются основой для каждого вида художественной деятельности, а развитие их в каком-либо одном виде благоприятно сказывается на развитии других.

Успешное освоение детьми художественного творчества зависит от правильного и умелого руководства со стороны взрослых. От высокой квалификации педагога, не допускающего в своей работе формализма, излишней опеки, которая тормозит активность, а значит, и общее развитие ребёнка, педагога, сознающего важность эстетического воспитания, бе­режно и серьёзно относящегося к детскому творчеству и eго продуктам, зависит воспитание творческого человека.


 

ХМАРСКИЙ С.И.

 

 

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

 

Проблема влияния художественной культуры на развитие личности основательно исследована. В философском рассматривали Ю.Б. Борев, М.С. Каган, А.Ф. Лосев, Мейлах, B.C. Соловьёв, Ю.У. Фохт-Бабушкин, Р.П. Шульга; утренние механизмы воздействия искусства на человека учили Б.Г. Ананьев, Н.Б. Берхин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон; в дошкольной педагогике эти проблемы представлены трудами Н.А. Ветлугиной, Т.С Комаровой, Н.П. Сакулиной и других учёных.

Менее всего разработаны вопросы, связанные с содержанием, механизмами художественного развития учащихся разных возрастных групп, с определением наиболее эффективных форм и методов работы.

Особая роль в художественном развитии личности при­лежит школе. Педагоги призваны не только способствовать этому процессу, но и во многом определять его. Однако в школьной практике проблема художественного развития решается в основном экстенсивным путём: появляются новые курсы, призванные в той или иной степени компенсировать дефицит художественной культуры в содержании об­разования («Мировая художественная культура», «Святыни России», «История науки и культуры» и другие). Подобные курсы позволяют решать проблему на содержательном уровне путём увеличения объёма изучаемого. Между тем далеко не исчерпаны возможности тех гуманитарных предметов, которые традиционно присутствуют в учебных планах школы

Художественное развитие - это поэтапные качественные изменения, происходящие в отношении учащихся к искус­ству и в их художественном опыте. Отношение учащихся N искусству определяет их мотивационную направленности Художественный опыт представляет содержательный компонент художественного развития и включает искусствоведчес­кие знания, обобщённые художественно-эстетические умения, а также опыт творческой деятельности в сфере художественной культуры.

В процессе интегрированного изучения предметов гума­нитарного цикла происходит не только художественное развитие учащихся 5-6-х классов, включающее усвоение искусствоведческих знаний, овладение художественно-эстетическими умениями и приобретение опыта творческой деятель­ности. В структуре отношения младших подростков к искусству особое место занимает потребность в общении с ним, Учитывая эмоционально-образную основу искусства и осо­бенности детей младшего подросткового возраста, эту пот­ребность у учащихся целесообразно развивать путём совер­шенствования их нравственно-эстетических чувств.

 

Художественное развитие младших подростков в процес­се изучения предметов гуманитарного цикла эффективно в том случае, если обеспечено комплексное воздействие литературы, музыки, изобразительного искусства на учащих» и не только на содержательно-информационном, но и на ме­тодическом уровне. При этом органическое для отдельных видов искусств стремление к синтезу обусловливает интегративный характер взаимодействия предметов гуманитар­ного цикла.

Развивающая функция искусства как содержательного цен­тра художественной культуры реализуется путём совершенствования художественного восприятия и художественно творческой деятельности.

Чтобы определить особенности художественного развития любой возрастной группы учащихся, необходимо учитывать принципиально важных обстоятельства. Первое связано с возрастными возможностями школьников. Второе состоит в том, что существуют объективные видовые особенности каждого из искусств, представленных в предметах тумани­мого цикла: каждое из искусств воздействует на личность ими художественными средствами, поэтому способствует развитию тех или иных психических процессов, качеств уча­щихся.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: