Особого внимания заслуживает проблема понимания и использования детьми в их творчестве средств художественной выразительности: формы, линии, колорита композиции. Цвет, колорит в изобразительном искусстве - важное средство выразительности. Цветовые свойства предметов и явлений окружающего мира привлекают внимание ребёнка.
Дети начинают передавать цвет предметов в рисунках, аппликациях. Анализируя продукты детского изобразительного творчества, многие исследователи подчёркивали специфику применения детьми цвета (Е.А. Флёрина, Е.И. Игнатьев, Н.П. Сакулина, B.C. Кузин, Т.С. Комарова, B.C. Мухина, Л.В. Пантелеева, Т.Я. Шпикалова, А.А. Мелик-Пашаев, Е.Г. Приходько, А.В. Размыслова и др.). Цвет сильно воздействует на детей. Однако бывает, что они не обращают на него внимания, игнорируют его. Лишь в некоторых случаях цвет выступает для детей как неотъемлемое свойство предметов, например, зелень хвои, окраска некоторых видов цветов (ромашки, васильки, незабудки и др.).
Широко распространено мнение, что дети любят яркие цвета и используют их как средство выразительности. Наши экспериментальные данные и наблюдения показывают, что эту особенность можно отнести лишь к отдельным детям. В массе своей младшие дошкольники, как правило, не стремятся к цветовому решению изображения, могут выполнить весь рисунок одним цветом. Даже напоминание ребёнку о том, что в его распоряжении есть карандаши (краски) разного цвета, не вызывает желания применить их. Услышав напоминание воспитателя, он может сменить карандаш или краску, однако затем продолжает рисовать этим цветом. Подобное явление наблюдается не только в младшей, но и в средней группе. Это можно объяснить тем, что в условиях целенаправленного обучения внимание детей чаще обращается на форму предметов, без активного освоения которой изображение получается неузнаваемым, цвет же для них не выступает как обязательное свойство предмета. Нужна систематическая работа с детьми по развитию их цветового восприятия, причём не только на занятиях изобразительной деятельностью, но и в повседневной жизни, в процессе наблюдений предметов и явлений природы, в различных детских играх, особенно дидактических. Обогащение сенсорного опыта позволяет сформировать представление о цвете предметов как необходимом и меняющемся свойстве.
|
Содержание и методики развития цветового восприятия, особенности усвоения детьми цветовых эталонов - цвети спектра, знаний о цветах и оттенках и способах их получения, обучение передаче цвета предметов в изображении, цветового строя в декоративном творчестве в разных возрастных были разработаны в результате исследований сенсорного воспитания и декоративно го творчества (Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, И >.В. Максимов, А.А. Грибовская, Л.В. Пантелеева, Е.Г. Приходько - в нашей стране, Ц. Шейтанова - в Болгарии). Детям доступны сведения о последовательности спектральных топок, о тёплой и холодной гамме спектра. Они овладевают умением смешивать цвета и получать более светлые и более на-I in ценные оттенки: при рисовании карандашами - регулируя силу нажима, в акварели - разводя краску водой, при рисовании гуашью - добавляя белила. Овладев этими умениями, дети применяют их при создании изображений, используя выразительные возможности цвета.
|
У детей старшего дошкольного возраста можно целенаправленно развивать чувство цвета. Для этого необходимо обеспечить эстетическое восприятие цвета, цветосочетаний, Вы тать эмоциональную отзывчивость ребёнка на цвета и их і сочетания, учить детей оценке цветового решения изображении и использованных цветосочетаний. Декоративное рисование, художественное конструирование, аппликация, знакомство с произведениями живописи способствуют подбору цветов, оттенков, цветосочетаний, использованию цвета как средства выразительности.
Цветовое восприятие и представления о цвете, а также уме-НИЄ применять знания и практические умения, использовать цвета и оттенки в продуктивной деятельности могут формиро ватьс я в разнообразных играх и упражнениях. Поэтому разработка дидактических игр и упражнений, направленных на то, чтобы ознакомить детей с цветом (Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина),
имела важное значение для совершенствования педагогической практики, развития изобразительного творчества детей.
Важное средство художественной выразительности - ритм. Многие исследователи детского изобразительного творчества (отечественные - А.В. Бакушинский, Н.П. Сакулина, Е.И. Игнатьева, Г.В. Лабунская, В.А. Езикеева, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, В.Ф. Котляр, Г.А. Подкурганная и другие; зарубежные - В. Кретш, Ц. Шейтанова) обращали внимание на то, что отдельные проявления ритма, характерные для реалистического искусства, обнаруживаются уже в рисовании дошкольников. При этом отмечаются две его формы - в процессе рисования, т. е. в ритмичности рисовальных движений, и в пространственной организации изображений. Придавая большое значение чувству ритма, исследователи включают его в качестве компонента в способности к различным художественным деятельностям, в том числе и к рисованию.
|
Анализ произведений изобразительного искусства (В.Ф. Котляр) позволил выделить ритмические структуры, выступающие в качестве «мерок», эталонов:
1)повторяемость - сочетание в рисунке однородных элементов;
2)чередование - сопоставление различных по форме, величине и цвету элементов рисунка.
Доказано, что в процессе обучения изобразительной деятельности у детей можно сформировать чувство ритма. Важно при этом учитывать возрастную специфику проявлений двигательного и пространственного ритма, обеспечить последовательность формирования восприятия и применения выделенных ритмических структур.
Для развития детского изобразительного творчества, эстетического воспитания важно предоставлять детям возможность использовать рисование, лепку, аппликацию в играх, в оформлении групповой комнаты, вестибюля, зала к вечерам досуга, праздникам. Применение полученных на занятиях изобразительных умений и навыков в практических общественно полезных целях имеет большое значение не только для повышения эффективности детского художественного творчества, но и для более широких воспитательных задач.
Художественно-оформительской деятельностью дети могут заниматься как на общегрупповых занятиях, так и вне их. Разработанные на основе исследования Г.Н. Пантелеева практические рекомендации по руководству декоративно-оформительской деятельностью детей обогатили методику работы с ними по рисованию, лепке, аппликации, придали ей общественно-направленный характер.
Формированию социально-творческой активности у детей дошкольного и младшего школьного возраста было посвящено исследование А.И. Савенкова. Он разработал теоретические и методические основы коллективного творчества детей. (Созданная на основе его исследования система коллективных занятий для всех возрастных групп детского сада и начальник классов опубликована в книге «Коллективное творчество детей». Дальнейшие исследования А.И. Савенкова внесли существенный вклад в теорию и практику формирования детской одарённости в работе с детьми в детском саду и начальной школе.
Новые данные о психофизиологических возможностях ребёнка дошкольного возраста, полученные в педагогических и психологических исследованиях, изучение готовности детей к школьному обучению, выявление содержания и специфики обучения шестилеток сделали необходимым поиск резервов эффективного воспитания и развития детей. В 70-е и начале 80-х годов изучались важные вопросы содержания и Методов обучения изобразительной деятельности, организации её вне занятий, развития детского творчества. Так, исследование Т.И. Лазарь было направлено к тому, чтобы выяснить педагогические условия, обеспечивающие взаимосвязь разных видов рисования на основе учёта специфических задач каждого из них: последовательность и систематичность овладении детьми изобразительной деятельностью, средствами выразительности изображения. Изучению содержания и методики обучения старших дошкольников рисованию с натури было посвящено исследование Р.Г. Казаковой; её ученики своими исследованиями внесли существенный вклад в методику развития изобразительной деятельности детей.
Деятельность, в процессе которой дети создают изображения на основе впечатлений о явлениях и предметах окружающей жизни, должна осуществляться во взаимосвязи с искусством, другими видами художественной деятельности и со всей воспитательно-образовательной работой в детском саду.
Для оптимизации обучения рисованию, лепке, аппликации, развития детского изобразительного творчества большое значение имеют организация и методика проведения занятий, которые учитывают специфику детей дошкольного возраста. Наибольший эффект даёт обучение, которое включает игру, игровые приёмы. Это обусловливается тем, что игра и изобразительная деятельность позволяют детям отражать впечатления об окружающей жизни. Отражение носит образный характер. Благодаря этому усиливается эмоциональное воздействие рисования и игры на ребёнка, повышается интерес к процессу отражения.
Применение игровых приёмов на занятиях способствует развитию воображения детей, созданию ими выразительных рисунков (Г.Г. Григорьева, Т.Н. Доронова и С.Г. Якобсон). Способствует развитию творчества отражение детьми в рисунке, лепке, аппликации впечатлений, полученных в игре (Т.С. Комарова, Е.Л. Трусова). Известный вклад в формирование художественно-творческих способностей у детей в процессе рисования внесли исследования проблемы ручной умелости (Т.С. Комарова).
Исследования взаимосвязи изобразительной деятельности с различными видами художественно-творческой деятельности детей и другими сторонами воспитательной работы, осуществлённые нами и нашими учениками - Г.Г. Григорьевой, СП. Козыревой, Е.Л. Трусовой, Е.К. Янакиевой, позволили подойти к решению более общей проблемы - интеграции содержания дошкольного воспитания и образования с целью формирования художественной культуры личности ребёнка-дошкольника. Начало этим исследованиям было положено работой СИ. Хмарского, выполненной под нашим руководством. Эти исследования проводятся ив наше время на кафедре эстетического воспитания МГОПУ им М. А. Шолохова под нашим руководством. На основе порченых результатов разработана программа эстетического воспитания детей 2-7 лет «Красота. Радость. Творчество», подготовлены книги, статьи в журналах.
Комарова Г. С.
СЛОВО ОБ УЧИТЕЛЕ
Есть люди, как звёзды. Их удивительный, прекрасный свет мы ещё долго видим после того, как они покинули нас. К таким людям принадлежит и Нина Павловна Сакулина. Вся её жизнь была беззаветным и бескорыстным служением науке. Область её исследований - детское изобразительное творчество. При этом главным для неё был ребёнок: что происходит с ним, как изобразительное творчество влияет на развитие дошкольника, какие умственные, нравственные, эстетические качества приобретает ребёнок в процессе творчества, какие стороны личности маленького художника развиваются. Это особенно хочется подчеркнуть, говоря о работе Нины Павловны. Ведь нередко у дошкольных педагогов и художников велик соблазн поскорее получить прекрасный детский рисунок, удивить окружающих, послать на выставку, чтобы рисунок был отмечен. И меньше всего при этом думают о всестороннем развитии ребёнка.
Нина Павловна родилась в семье выдающегося русского филолога Павла Сакулина. В 1921 году окончила филологический факультет Московского государственного университета, на котором её отец преподавал литературу. Одновременно она посещала музейно-экскурсионные курсы Наркомпроса. Её трудовую биографию читаешь как увлекательное жизнеописание и осознаёшь, какой разносторонне образованный, высококультурный и интересный человек пришёл в дошкольную педагогику.
Ещё будучи студенткой МГУ, Нина Павловна начала свою педагогическую деятельность. Она работала педагогом в детском доме, затем преподавателем изобразительного искусства и опытной школе МОНО (Московский отдел народного образования) и в клубе художественного воспитания МОНО. И начале двадцатых годов работала экскурсоводом в художественных музеях Москвы и подмосковных усадьбах.
Окончив университет, Нина Павловна Сакулина стала младшим научным сотрудником в кабинете примитивного искусства знаменитой ГАХН (Государственная Академия художественных наук). Здесь её руководителем был страстный поборник и исследователь детского изобразительного
творчества А.В. Бакушинский. Прекрасное знание искусства, любовь к нему и глубокий интерес к детскому творчеству А.И. Бакушинского не могли не оказать влияния на девушку, интересующуюся искусством и встречавшуюся в доме отца
с выдающимися писателями, поэтами, художниками. Работа под руководством А.В. Бакушинского определила дальнейшую судьбу Нины Павловны Сакулиной.
Двадцатые годы были временем исканий, экспериментов, усилий в области культуры, искусства, педагогики. Под именем А.В. Бакушинского, проводившего параллель между историей искусства и развитием детского рисунка, Нина Павловна начала заниматься изучением детского изобразительного творчества. Она возглавила комиссию по изучению детских рисунков, которая работала в системе Академии художественных наук. К
этому времени относится появление её новых статей по вопросам художественного воспитания детей. Ею же ею было опубликовано 140 работ.
Они широко известны в нашей стране и за рубежом.
В 1932-1934 годах Нина Павловна работала научным сотрудником экспериментального дефектологического Института по исследованию изобразительного творчества умственно in полноценных и глухонемых детей.
К этому времени относится её сотрудничество с Л.С. Выготским.
Работая под его руководством, она приобрела знания по психологии развития ребёнка. Непосредственное общение с Л.С. Выготским способствовало формированию да стремилась найти психологические обоснования и объяснения наблюдаемым фактам и явлениям.
В 1934 году Нина Павловна приходит в только что открывшийся Центральный дом художественного воспитания. Здесь она проработала долгие годы в качестве научного сотрудника-методиста по изучению детского рисунка, руководителя отдела художественного воспитания дошкольников, заместителя директора по научно-методической работе. Под её руководством были разработаны пособия, практические рекомендации по вопросам художественного воспитания дошкольников.
Включившись в работу над программами художественного воспитания в детском саду, Нина Павловна отстаивает принцип обучения в руководстве детским изобразительным творчеством. В начале сороковых годов, когда господствовала позиция невмешательства в детское творчество, предоставления детям свободы в выборе материалов, тем, техники изображения, Нина Павловна твёрдо придерживалась мнения о важности передачи детям опыта изобразительной деятельности, накопленного в историческом развитии человечества, подчёркивала роль обучения в развитии изобразительного творчества, начиная с младшей группы детского сада. Эти взгляды нашли отражение в статье «Руководство изобразительными занятиями в младшей группе детского сада», опубликованной в сборнике «Художественное воспитание малышей» и в публикациях журнала «Дошкольное воспитание» (1941), имеющих принципиальное значение для последующего развития методики изобразительной деятельности в детском саду.
Большую теоретическую работу провела Нина Павловна по подготовке и проведению Всероссийского совещания по художественному воспитанию, организованного Центральным научно-методическим кабинетом Наркомпроса РСФСР при участии Центрального дома художественного воспитания детей. Это совещание стало важной предпосылкой для дальнейшей разработки проблем детского изобразительного творчества.
В годы Великой Отечественной войны Нина Павловна работала в Москве заместителем директора Дома художественного воспитания. Под её руководством проводились занятия с детьми оставшимися в городе. Для них работали различные кружки, устраивались праздники. При участии педагогов организовывались бригады детской художественной самодеятельности, которые выезжали в госпитали, выступали перед ранеными бойцами и в воинских частях. За эту работу Нина Павловна вместе с группой сотрудников Дома художественного воспитания была награждена медалью «За оборону Москвы».
В эти трудные годы Нина Павловна не прекращала научно-исследовательскую работу, продолжала изучать проблемы детского рисования. В исследовании «Роль наблюдений в развитии детского рисунка», которое было защищено ею в качестве кандидатской диссертации в 1945 году, Нина Павловна показала реалистическую основу детского изобразительного творчества. Она подчёркивала, что в своих рисунках ребёнок отражает мир, который его окружает. В процессе организуемых педагогом наблюдений у детей складываются представления об окружающих предметах и явлениях. Чем яснее и отчётливее представления детей об окружающем, тем свободнее воплощают они эти представления в рисунке. Нина Павловна поставила вопрос о необходимости отбора объектов для наблюдения, доступных и понятных детям, о руководстве процессом наблюдения со стороны педагога. Разработанные ею принципы легли в основу программных требований и методических указаний для воспитателей детских садов.
В последующие годы, когда развернулась острая дискуссия по проблемам обучения в детских садах, Нина Павловна стала на позицию обучения детей рисованию, лепке и аппликации и убедительно доказала правильность этой позиции. Усвоение детьми изобразительных умений и навыков положительно влияет на развитие способностей к рисованию, лепке, позволяет детям активно и творчески воплощать свои замыслы в изобразительной деятельности. Здесь сказался тот опыт, кото- рый приобрела Нина Павловна, сотрудничая с Л.С. Выготским. Она разработала содержание и принципы обучения рисованию, лепке, аппликации. Её позиция имела принципиальное значение для развития дидактики детского сада.
Результаты работы Н.П. Сакулиной отражены в книгах А.П. Усовой «Обучение в детском саду», «Занятия в детском саду».
В 1947 году, в связи с организацией Академии педагогических наук РСФСР (1943), Центральный дом художественного воспитания детей преобразуется в Институт художественного воспитания АПН РСФСР. В нём Нина Павловна заведовала дошкольным сектором, а с 1954 по 1960 год работала заместителем директора по научно-исследовательской работе. В это время ею написаны такие работы, как «Роль слова и наглядных приёмов в обучении детей рисованию и лепке», «Задачи, содержание и методы эстетического воспитания в детском саду», «Рисование, лепка и аппликация» (в монографии «Художественное воспитание в детском саду»), «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста на занятиях рисованием», главы книги «Система эстетического воспитания в детском саду».
Разрабатывая теоретические вопросы детского изобразительного творчества, Нина Павловна стремилась как можно скорее сообщить результаты своих исследований практикам. Она выступала с лекциями и докладами, писала статьи в педагогические журналы. Под её руководством и при её непосредственном участии был создан первый учебник для педагогических училищ. По этому учебнику, который вышел в 1956 году и при её жизни пять раз переиздавался, методику изобразительной деятельности в детском саду изучало не одно поколение учащихся педагогических училищ. Учебник в то время был единственной книгой по методике, поэтому он служил пособием и для воспитателей детских садов, и для учащихся вузов. Учебник переведен на болгарский, чешский, китайский языки.
В 1960 году Нина Павловна Сакулина перешла во вновь организованный Институт дошкольного воспитания в системе Академии педагогических наук. Здесь она совместно с А.В. Запорожцем и А.П. Усовой возглавила работу по созданию системы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Новый подход к разработке этой проблемы был подготовлен множеством исследований, среди которых особое место занимали труды Нины Павловны по изобразительной деятельно, т. В рисунке, лепке, аппликации отражаются чувственно воспринимаемые свойства предметов - их форма, величина, цвет. Изобразительная деятельность невозможна без развития сенсорных способностей детей - ощущений, восприятий, представлений. Это обстоятельство прекрасно понимала Нина Павловна. Она отмечала, что для создания выразительного изображения необходимо непосредственно ознакомиться с предметом, познать его чувственно воспринимаемые свойства. Восприятие и представление рассматривались ею в качестве необходимой предпосылки изобразительной деятельности, которая возникает и успешно совершенствуется лишь на определённой ступени детского развития. Руководствуясь этими положениями, Нина Павловна в своих исследованиях уделяла значительное внимание организации сенсорного опыта детей. Она подчёркивала, что в каждом виде изобразительной деятельности перед ребёнком возникают свои специфические задачи образного отражения действительности. Они создают направленность детского восприятии на определённые свойства и качества предметов, в результате чего у детей формируются представления, которые затем воплощаются в рисунке, лепке, аппликации.
Нине Павловне принадлежит заслуга в определении основных сенсорных способностей детей, необходимых для успешного овладения изобразительной деятельностью. Это следующие способности:
§ целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие и отображаемого предмета;
§ обобщенное представление, отражающее признаки и свойства предмета, которые могут быть переданы в изображении;
§ создание изображения предмета на основе имеющегося представления с использованием соответствующего материала, техники и изобразительных возможностей данного вида деятельности;
§ выполнение движений под контролем зрения;
§ восприятие создаваемого и законченного изображения и сенсорная оценка его согласно имеющемуся представлению;
§ создание изображения на основе оперирования представлениями.
Важно подчеркнуть, что Нина Павловна не только выделила эти способности, но и дала содержательную характеристику каждой из них, а также показала динамику их взаимодействия в процессе формирования изобразительной деятельности.
Углублённый анализ сенсорных способностей детей дошкольного возраста позволил Нине Павловне выделить в качестве центральной способность ребёнка преобразовывать представление о предмете в его изображение. Значение этой способности в том, что она объединяет в единое целое ориентировочные и исполнительные компоненты изобразительной деятельности. При традиционном подходе к обучению детей этой деятельности вопрос о формировании такой способности вообще не стоял, поскольку на занятиях дошкольникам предлагались для изображения не реальные предметы, а дидактические образцы, выполненные из того же материала, которым располагали дети. В качестве такого образца использовался рисунок, выполненный воспитателем, который был, как правило, упрощён, и дети легко его копировали. В результате такого применения образца дошкольники заучивали способ изображения лишь конкретного предмета, но у них не формировались обобщённые умения воспроизводить в рисунке другие предметы. Нина Павловна подчёркивала, что обучение изображению методом копирования образца не способствует развитию важнейшей способности самостоятельно изображать реальный предмет. Необходимо было научить детей выполнять изображение после ознакомления с реальными предметами и самостоятельно находить способы передачи их формы, строения и окраски. Решение этой задачи явилось узловым моментом в разработке принципиально нового содержания и новых методов обучения изобразительной деятельности. Нине Павловне удалось найти эффективные способы педагогической организации процесса восприятия детьми реальных предметов. Эти способы обеспечивали формирование у детей представлений, на основе которых они могли самостоятельно, без помощи образца, создавать изображения
Фундаментальный труд Н.П. Сакулиной по вопросам изобразительной деятельности дошкольников «Рисование в дошкольном детстве», вышедший в издательстве «Просвещение» в 1965 году, удостоен премии К.Д. Ушинского. Эта работа написана на основе исследования, за которое Нине Павловне была присуждена степень доктора педагогических наук. В книге обобщены результаты экспериментальных исследований, наблюдений, которые она вела в течение 40 лет. Н.П. Сакулина рассматривает формирование изобразительной деятельности в условиях целенаправленного педагогического процесса. Детское изобразительное творчество понимается ею с позиции педагогики и психологии, признающих решающую роль деятельности в психическом развитии ребёнка. Книга интересна тем, что в ней представлены многолетние наблюдения за отдельными детьми, выделены индивидуальные особенности развития детского творчества, даны глубокие, разносторонние характеристики детей, позволяющие і делать вывод о том, что изобразительная деятельности каждою ребёнка имеет своеобразие, определяемое его индивидуально психологическими особенностями. И книге Н.П. Сакулиной представлен глубокий и всесторонний анализ взглядов зарубежных и отечественных исследователей детского изобразительного творчества. На основе Многолетних наблюдений и экспериментов Нина Павловна определила возрастные границы, причины возникновения рисования и этапы его развития в дошкольном детстве. Дети начинают рисовать, как правило, в возрасте от года до полутора лет. Возникая чаще всего в форме подражания графической деятельности взрослых, рисование развивается как игра. Постепенно у ребёнка появляется намерение что-то изобразить, передать в рисунке. Понимание того, что в рисунке можно передать увиденное, имеет существенное значение не только для овладения рисованием, но и для умственного развития дошкольников. Важную роль в развитии рисования играет обучающее воздействие взрослого, в результате чего ребёнок усваивает способы передачи в рисунке внешних свойств предметов, явлений, технику изобразительной деятельности.
Нина Павловна убедительно показала, что основные изобразительные и выразительные средства реалистического искусства доступны пониманию детей и могут быть освоены ими в дошкольные годы. Овладение изобразительными средствами не «засушивает» деятельность дошкольника, а наоборот вызывает его интерес и положительный эмоциональный настрой, так как помогает сделать рисунки понятными для окружающих, что далеко не безразлично ребёнку.
Н.П. Сакулина показала, что огромную роль в развитии детского рисования играет речь, позволяющая малышу назвать свои действия, осознать процесс, обозначить изображённое, зафиксировать изобразительный замысел.
В книге рассматривается процесс формирования представлений о форме предметов, их строении и пропорциях, об их цвете, композиционном размещении в пространстве, о том, как отражаются эти свойства в рисунках дошкольников. На основании полученных в многочисленных экспериментах данных Н.П. Сакулина утверждает, что детям доступно отражение внешних свойств предметов, но это возможно лишь при определённой организации изобразительной деятельности. Для создания изображения ребёнку необходимо иметь отчётливое представление об изображаемом предмете. Такие представления формируются в процессе восприятия. Кроме того важно, чтобы ребёнок владел соответствующими техническими навыками и умениями. В ходе этого исследовании Нина Павловна обнаружила, что в самом процессе рисования дети руководствуются не только представлениями и предмете, но и теми графическими представлениями, которые у них накапливаются: «Так рисуется дом, так человек, а так - дерево». Графические представления, по мнению Н.П. Сакулиной, имеют зрительно-двигательную природу. И них фиксируется накопленный ребёнком опыт рисования различных предметов.
Нина Павловна показала положительные и отрицательно стороны графических образов для развития рисования. Пробуя преодолеть отрицательные значения последних, она предложила такую методику постановки перед ребёнком изобразительных задач, которая ведёт к расшатыванию графических образов, к вариативности изображений.
Проблема возникновения графических образов, их роль в развитии рисования - одна из самых интересных среди других в детском изобразительном творчестве. В своей монографии Нина Павловна показала роль овладения детьми изобразительными навыками и умениями при обучающем возит гни и педагога, доказав, что это не противоречит развитию детского творчества, а вооружает ребёнка средствами создания рисунка. При правильном обучении овладение ребёнком изобразительными навыками и умениями создаёт реальную почву для развития творческих способностей. Предоставление детям самостоятельности при отсутствии обучения не ведёт к развитию творчества. Самостоятельному творчеству необходимо учить.
Н.П. Сакулина обратила внимание педагогов дошкольных учреждений на необходимость знакомства детей с произведении ми народного декоративно-прикладного искусства и обучение декоративно-прикладной деятельности. Под её научным руководством были осуществлены исследования Е.И. Васильевой, преподавателя факультета дошкольного воспитания МГПИ им. В.И. Ленина. Ею была разработана система дидактических образцов для обучения детей декоративному рисованию.
Следующий этап в изучении этой проблемы связан с исследованием Е.Г. Ковальской - ученицы Н.П Сакулиной, преподавателя Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена. Н.П. Сакулина и Е.Г. Ковальская считали, что дети не могут сами создать предметы декоративного искусства, и Е.Г. Ковальская разработала для дошкольников образцы по мотивам народного декоративно-прикладного искусства, а также создала альбом по мотивам народного творчества. С совершенствованием сенсорного воспитания дети стали выделять свойства произведений народного творчества, что отразилось на качестве их работ по мотивам этих произведений.