В начале XX века этой проблемой занимались отечественные деятели в области музыкальной педагогики Б. Астафьев, Констальский, В. Шацкая и др. Разработку содержания и методов музыкально-воспитательной работы в школе продолжили Ю. Алиев, Д. Кабалевский.
Несмотря на успехи в исследовании проблемы музыкально-11 (образования, воздействие музыки на детей в процессе обучения и воспитания недостаточно изучено. Это отражено в проекте «Концепции образовательной области "Искусство" в I ' летней школе» (Москва, 2000): «В современной школе образовательная область "Искусство" должна стать одним из приоритетных направлений в обучении и воспитании школьника», но «... в преподавании данной области существует ряд проблем: недооценка возможности воздействия музыки на Человека». Поэтому важно выявить специфику и механизмы воздействия музыки и использования её на уроках эстетического цикла в начальной школе.
Мы в своём исследовании ставили задачу изучить различимо аспекты воздействия музыки, помогающие детям 6-летне і о возраста адаптироваться к новой для них учебной деятельности, а также разработать единую программу эстетического цикла с учётом доминирующего влияния музыки.
Исследование проводилось в 1-х классах (по программе I 4 и 1 - 3) на базе школы № 12 и в Центре развития ребёнка («Радуга») г. Коломны.
Исследование проводилось в 2 этапа.
Первый этап. Изолируя различные компоненты музыки -ритм, темп, мелодию и т. д. вплоть до отдельных звуков, мы изучали воздействие на детей как отдельных компонентов, так и в постепенно усложняющихся сочетаниях, переходя к исследованию влияния целого музыкального произведения. Как свидетельствуют наблюдения, определённые ритмы, звуки, музыкальные жанры вызывают радость и спокойствие, положительные эмоции. Они «окрыляют» ребёнка, мобилизуют его скрытые силы, способствуют творчеству.
|
Классическая, народная музыка, отдельные современные ритмы, мелодии положительно воздействуют на общее состояние ребёнка - это своеобразная музыкотерапия, используемая в педагогических целях.
Отрицательные эмоции (страх не понять и усвоить учебный материал, не справиться с поставленной учебной задачей и т. д.) блокируют деятельность коры головного мозга, что приводит к потере ориентировки в окружающей среде и может стать причиной плохой успеваемости.
Разрабатывая репертуар, мы опирались на принципы:
этнокультурного соответствия (использование привычного и понятного детям музыкального материала);
эмоционального комфорта (прослушиваемая и исполняемая музыка должна вызывать удовольствие и душевный комфорт; комбинирования музыкальных произведений со звуками природы: шумом морского прибоя, пением птиц, шелестом листьев и т. д.);
духовности и нравственности (торжество любви, гармонии с самим собой и природой, добра и оптимизма) - эти чувства должны доминировать в детской музыке;
контраста (сопоставление и чередование тихой и громкой, быстрой и медленной, мажорной и минорной музыки). Контрастность увеличивает восприимчивость, обеспечивает свежесть восприятия звучащей музыки и «заряжает» положительными эмоциями;
умеренности.
Второй этап. Использование музыки на таких уроках, как ИЗО, чтение, положительно влияет на обучение и поведение детей.
|
Сочетание музыки, ИЗО, литературы даёт возможность школьникам выразить свои эмоции. Эти искусства усиливают воздействие друг друга на уровне глубинных чувственно-смысловых связей, отражающих единство окружающего мира, помогая детям лучше постичь красоту цвета, формы, слова посредством музыки (песни, музыкальные игры).
Проведённое исследование свидетельствует: использование музыки на уроках эстетического цикла помогает детям 6 лет адаптироваться к новой для них учебной нагрузке, активизирует интеллект, способствует общению; повышает творческие способности ребёнка; снимает утомление; создаёт положительную расслабляющую атмосферу на уроках в 1-м классе, даёт возможность провести чувственную «интеграцию», которая необходима для развития устойчивой долгосрочной памяти.
Горунович Е.Б.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕКОРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РУЧНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТРУДА
Влияние декоративно-прикладного искусства и декоративной деятельности на воспитание детей дошкольного возраста рассматривалось исследователями в разных аспектах. А.А. Грибовская, Ю.В. Максимов, Н.П. Сакулина, А.П. Усова, Е.А. Флёрина считали народное декоративно-прикладное творчество важным средством художественного развития детей. Использованию декоративных образцов в работе с дошкольниками значительное внимание уделяли Е.И. Васильева, И.Г. Гусарова, Е.Г. Ковальская и др. Влияние занятий мелкой декоративной пластикой на развитие творчества детей рассматривает Н.Б. Халезова. На возможность активного и плодотворного приобщения детей старшего дошкольного возраста к декоративно-оформительской деятельности указывают результаты исследования Г.Н. Пантелеева. Т.С. Комарова глубоко исследовала проблемы развития ручной умелости у детей дошкольного возраста, необходимой для любых деятельностей, в том числе декоративной и ручного художественного труда. Изучением содержания декоративной деятельности и созданием методики руководства декоративным рисованием, декоративной лепки и декоративной аппликации занимались З.А. Богатеева, Е.И. Васильева, М.А. Гусакова, Е.Г. Ковальская, Ю.В. Максимов, Б.М. Маршак, Н.П. Сакулина и другие.
|
Наш опыт работы в детском саду свидетельствует:
в декоративно-прикладных работах художественное творчество органически сливается с трудом;
декоративная деятельность и ручной художественный труд детей связываются с изготовлением и украшением вещей - это воспитывает эстетический вкус, развивает умственные способности, содействует развитию художественного творчества, формирует творческое отношение к труду, развивает широкую ручную умелость;
овладение умениями и навыками в процессе декоративной деятельности и ручного художественного труда имеет большое значение для дальнейшей трудовой деятельности человека независимо от того, в какой сфере он будет работать (развивается глазомер, чёткость и полнота зрительных представлений, чувство цвета, ритма, умение планировать последовательность операций и т. д.);
раннее знакомство детей с настоящим «взрослым» трудом воспитывает у них самостоятельность, ответственность за порученное дело, учит уважать труд других, продуктивно и с пользой организовывать своё свободное время;
приобщение детей к декоративной деятельности и ручному художественному труду создаёт предпосылки для развития художественных интересов, формирует духовные потребности.
Разработанные нами педагогические условия организации учебно -воспитательного процесса оказались эффективными. Основные пути к развитию детского творчества в декоративной деятельности и ручном художественном труде
следующие: создание системы обучения, построенной с учётом взаимосвязи разных видов и типов занятий по декоративной деятельности с ручным художественным трудом и другими сторонами учебно-воспитательного процесса; направленность всех частей системы на развитие творческого потенциала детей; овладение детьми знаниями, умениями и навыками декоративной деятельности и ручного художественного труда.
Обучение детей декоративной деятельности и ручному художественному труду привело к углублению их знаний о де-1коративно-прикладном искусстве. Детям старшего дошкольного возраста доступно понимание его особенностей, характерных национальных черт, значения народного творчества в жизни людей.
В процессе восприятия и творческой работы с произведениями декоративно-прикладного искусства создаются благоприятные условия для формирования у детей нравственных качеств: любви к родному краю, к Родине, уважения к творцам прекрасного. Воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, формируется умение заполнять свободное время интересной и полезной деятельностью.
Эксперимент позволил уточнить методику обучения детей декоративной деятельности и доказал возможность активного приобщения детей старшего дошкольного возраста к ручному художественному труду.
При отборе образцов народного творчества необходимо руководствоваться следующими критериями: использовать национальный колорит материала; произведения должны быть доступны восприятию и пониманию детей, привлекательны; важно наличие в демонстрируемых образцах элементов, которые легко переносятся в самостоятельную творческую деятельность.
Расширить творческие способности дошкольника, повысить его эстетическую восприимчивость можно в том случае, если воспитатель учитывает связь художественно-трудовой деятельности с другими видами учебной работы.
Художественный труд (вышивка, инкрустация соломкой) доступен детям старшего дошкольного возраста. Коллективная работа с тканью, соломкой не только помогает им овладеть навыками точных практических действий, но оказывает благотворное влияние на формирование дружеских взаимоотношений, воспитание трудолюбия, развитие самостоятельности и творческой инициативы.
Самостоятельность, инициатива в декоративном творчестве развивается более эффективно, если подходить к детям индивидуально, учитывать различное практическое назначение выполняемой работы, если у них хорошо развит внутренний план действий и они полностью овладели практическими навыками.
Чем больший интерес проявляют дети к декоративному творчеству, тем быстрее овладевают практическими навыками.
В ходе исследования было установлено влияние на развитие детского творчества условий жизни детей: постоянное соприкосновение с предметами быта, выполненными народными умельцами, способствует более яркому восприятию произведений народного творчества на занятиях, пониманию их эстетического назначения.
Вепрева О.А.
ВОЗМОЖНОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ СЛОВА И ИЗОБРАЖЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ
Связь речи и изобразительного творчества отмечали исследователи детского рисунка ещё в конце XIX - начале XX веков. Немецкий исследователь Лукенс проводил параллели между развитием детской речи и рисунком. Английский исследователь Дж. Селли находил сходство между рисованием и овладением ребёнком речью: «Как в развитии речи, так и в рисовании дети открывают способы воспроизведения с помощью традиций и примеров (взрослых, более старших), перенимают у других манеру рисования или говорения». Другой английский исследователь В.Б. Друммонд видит в детском рисунке форму «символического письма», то есть возможность выразить свои мысли, представления о мире не словом, а с помощью графического языка. В. Штерн замечает, что и изобразительное творчество детей, и их «словесное выдумывание» основываются на одних и тех же законах «сцепления фантазии», то есть воображения. Изучая взаимодействие слова и рисунка у детей, К. Бюлер заметил, что ранние детские рисунки напоминают те же скопления слов, которые наблюдаются у ребёнка на первой стадии образования длинных предложений. Однако он видит и различие между развитием речи и рисунка ребёнка, которое заключается в том, что обычный ребёнок может освоить речь без специального обучения, просто подражая взрослым, но рисунок без специального обучения надолго или навсегда остается схематичным. А.В. Бакушинский замечает, что изображение действий на рисунках детей практически не наблюдается, они только мыслятся ребёнком и осуществляются в игре или рассказе об изображённом.
Обобщая исследования педагогов и психологов конца XIX -Начала XX веков по проблемам взаимосвязи слова и рисунка, II.Л. Рыбников приходит к следующим выводам:
чем яснее и прочнее будут у ребёнка представления о каком-либо предмете, тем полнее и совершеннее он сможет передать его с помощью рисунка или речи;
рисунок предстаёт как особый вид речи; с его помощью ребёнок пытается рассказать о предмете;
сходство речи и рисунка обнаруживается и в фазах их развития.
В семидесятые годы XX века физиолог Л.Н. Бачерикова убедительно доказала, что не только речь, но и рисунок ребёнка -показатели деятельности второй сигнальной системы. Изучая речь и изобразительную деятельность детей в возрасте от 1,8 і ода до 4,2 лет, она приходит к следующим выводам:
1. Слово и рисунок отражают одни и те же степени обобщения, то есть представляют результат деятельности одного и того же функционального уровня деятельности мозга.
2. Взаимосвязь речевой и изобразительной деятельности важна в практическом отношении, поскольку рисунок может быть н. пользован для стимуляции речи.
Раскрывая значение взаимосвязи слова и изображения в развитии ребёнка-дошкольника, Л.Н. Бачерикова заключает, что речь и рисунок начинают развиваться на ранних этапах жизни ребёнка и обе формы деятельности тесно переплетаются между собой. Без словесного обозначения нарисованных объектов, то есть без участия речи, маленькие дети не могут научиться понимать рисунки. Когда ребёнок оказывается в состоянии «читать» рисунки, он делает попытки рисовать. Рисунки и рассказы идентичны по темам, и если слово стало для ребёнка обобщающим сигналом, то и рисунок содержит ту же степень обобщения и отвлечения.
II.Н. Бачерикова выявила «сходное топическое распределение корреляций в коре головного мозга». Иными словами, в процессе рисования участвуют те же структуры мозга, что и при формировании обобщающей функции слова. Она сделала вывод, что повышение уровня обобщающей функции слова позволяет ребёнку совершеннее воспринимать нарисованное и рисовать самому. Таким образом, была доказана физиологическая взаимосвязь и положительное взаимовлияние речи и рисунка в развитии детей.
Психолог Е.В. Опевалова при изучении специфики формирования умственной деятельности детей дошкольного возраста отметила, что отражение действительности с учётом общественного опыта и индивидуального восприятия на всех ступенях познания происходит посредством взаимодействия образа и слова. Она анализирует перевод образного содержания в вербальное и обратный процесс - перевод вербального содержания в образное. Первое включает:
v восприятие изображений объекта;
v актуализацию имеющихся в опыте представлений;
v операцию сличения воспринимаемого изображения с актуализированным эталоном;
v словесное обозначение (номинацию) воспринимаемого.
Изображение образного содержания слов заключается в:
v восприятии слова;
v понимании его смысла;
v актуализации образа по слову;
v изображении образа (конструировании его);
v сличении изображения с мысленным образом;
v словесном обозначении результата деятельности.
Е.В. Опевалова делает вывод о двустороннем взаимодействии образа и слова в психическом развитии ребёнка. С одной стороны, идёт обобщение опыта, в процессе которого устанавливается связь между словом и его значением как идеальным образом, а с другой - уровень обобщения зависит от своевременного обозначения словом самих объектов (явлений, процессов) и их свойств. Психолог выделяет и третью линию взаимодействия образа и слова, связанную с развитием у детей наглядно-действенного, наглядно-образного и сломи ми логического мышления.
Общие черты вербального и образного находит Н.С. Карпинская, отмечая, что благодаря конкретности содержания, образности, живости и выразительности языка литературный текст в художественной книге для детей несёт элемент наглядности. «Литературное произведение не просто сообщает о тех или иных фактах, событиях, явлениях жизни, а изображает их, рисует словами...»
Исследуя влияние художественного слова на выразительность детского рисунка Л.В. Компанцева также отмечала взаимодействие слова и образа: «Слово формирует зрительный образ, в то же время графическое изображение вызывает в сознании воспринимающего слово. Они воздействуют на сознание людей в равной степени».
Б.Г Ананьев, рассматривая взаимосвязь слова и изображениия с точки зрения возрастной психологии, на основе статистики частотного анализа делает вывод, что в дошкольном возрасте дети занимаются изобразительным творчеством в два - три раза больше, чем в подростковом. Литературное творчество, наоборот, привлекает к себе каждого третьего подростка в возрасте 14-16 лет, а детей 4-8-летнего возраста, активно проявляющих интерес к сочинительству, очень
мало.
Известный педагог A.M. Леушина считала, что стимулированию словесного творчества способствует творчество детей в изобразительной деятельности. Она видела взаимное влияние слова и изображения в том, что придумывание рассказа к рисункам оказывает влияние на развитие речи, а рассказ соответственно обогащает содержание детского рисунка.
К работе «Развитие речи детей» Е.И. Тихеева высоко оцени-. роль рассказов детей по собственным рисункам. Она отмечала, что с помощью рисунка ребёнок закрепляет на бумаге все свои представления об окружающем, и предлагала педагогам и родителям использовать рисунки по замыслу в целях поучения ребёнка выражать свои мысли не только графически, но и словом. «Если этим целям в высокой степени служит каждая картинка, то во сколько раз ценнее картинка, являющаяся творчеством самого ребёнка. Рисунки детей должны служить одним из первейших средств к развитию их речи...»
Таким образом, взаимодействие слова и изображения в педагогическом процессе способствует эстетическому восприятию действительности, формированию целостного представления «картины мира», а также обеспечивает эффективность развития художественно-творческих способностей детей.
Художественно-речевая деятельность на основе рисунка (собственного или предложенного) влияет на развитие монологической речи; художественное слово, рассказы детей по рисункам, в свою очередь, обогащают замысел, содержание рисунка; предварительная беседа помогает детям более точно представить предмет изображения.
Проблема взаимодействия слова и изображения вызывает интерес и у зарубежных педагогов. Одним из условий создания отчётливого изображения они называют беседу педагога с детьми до начала изображения (например, подробное словесное описание дома, в котором живёт ребёнок с последующим воспроизведением архитектурных деталей в рисунке). Кроме этого, предлагается использовать в работе с детьми рассказы-описания после наблюдений, экскурсий чтобы воспроизвести в слове свои впечатления от увиденного. По мнению Л. Хаскел, дети готовы изобразить эти впечатления в графической или пластической формах. К. Джеймсон в работе «Искусство в дошкольном возрасте» рассматривает рисунок как своеобразный пиктографический язык, очень гибкий, способный изменяться, который даёт детям возможность выражать свои впечатления, служит средством общения ребёнка с другими детьми и с самим собой. Большое внимание она уделяет беседе по рисунку, его словесной интерпретации (verbalisation), которая способна развить не только изобразительный, но и литературный язык.
В развитии детского изобразительного творчества немаловажная роль отводится словесным приёмам обучения и ре-
Ценой активизации детей на занятиях изобразительной деятельностью.
Целесообразность применения различных методов обучения рассматривала Шмэлхолз Гэрритсон. Дети рисовали на темы предложенных педагогом текстов. При этом давалась инструкция, допускавшая, однако, возможность толкования, фантазирования, вследствие чего рисунки у детей получались разноплановыми, непохожими один на другой. Например, текст следующего содержания: «Ярко светит солнце, голубое небо, по нему плывут два облака; два дерева, одно из них зелёное, на ветке сидят три птицы, одна летит на север; ты на рисунке сидишь под деревом с любимым другом». Какие могут быть варианты рисунка по этому тексту? Изображение солнца и неба не вызывает затруднений, у всех детей оно почти одинаково. Как расположить два облака, каков их цвет, размер, форма, как изобразить - контуром или цветовым пятном!" Как изобразить деревья - расположение, соотношение по величине, цвет, форму, породу? Выполняя подобные задания, дети видят, что одно и то же слово может вызвать различные образы, постепенно преодолевается шаблонность, стереотипность детских рисунков.
Савостина Г.А.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Занятия изобразительным творчеством - одно из важнейших средств развития личности ребёнка, способствующих формированию эстетического понимания окружающего мира, художественного видения, творческого мышления.
Вопросам развития творческих способностей посвящены психолого-педагогические работы многих учёных: А.В. Бакушинского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Е.И. Игнатьева, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флёриной и других. Исследованием вопроса художественного воспитания детей занимались А.В. Антонова, М.А. Абрамова, Н.С. Боголюбов, СЕ. Игнатьев, Л.Б. Ермолаева-Томина, М.Б. Зацепина, В.И. Киреенко, Т.С. Комарова, Н.М. Сокольникова и многие другие, изучением проблемы одарённости детей - М.А. Матюшкин, А.И. Савенков.
Многие художники, пытавшиеся осмыслить и определить свои эстетические переживания, выделяли непосредственно переживаемое ими чувство единства с окружающим миром. Наверное, ничто так не учит ценить неповторимость всего, что нас окружает в жизни, как опыт эстетических переживаний. Детское мироощущение сродни художественному, хотя и отличается от него тем, что это - ощущение единства жизни, в которое непосредственно включён сам ребёнок. Замечательный русский педагог П.Ф. Каптерев писал: «Дети должны рано и на долгое время окунуться в природу, впитать в себя ее впечатления, пережить те мысли и чувства, которые она возбуждает в каждой живой душе, детям непременно самим нужно мёрзнуть зимой, играть в снежки, кататься на санках, падать руками в снег, ясно понимать, как мороз щиплет тем) и уши: нужно насладиться прелестями лета, собирать грибы и ягоды, купаться, изнывать от жары, прятаться от неё к мни леса, мокнуть под дождём, шлёпать по грязи...». Здесь речь идёт о развитии не физических, а душевных сил ребёнка, разнообразие впечатлений формирует самосознание, его духовную жизнь. Этому способствует художественное слово. Книга открывает ребёнку «образ мира, в слове явленный».
Важнейшее условие формирования художественно-творческой личности - нравственно и эстетически развивающая деятельность детей. Используя лучшие образцы классической и современной детской литературы и возможности детского творчества, мы провели экспериментальное исследование, в ходе которого определяли средства совершенствования изобразительной деятельности дошкольников 4-7 лет.
В основе художественного творчества лежит эстетическое отношение к жизни, благодаря которому жизненный опыт преображается и возникает потребность в художественном
творчестве. Пробудить и закрепить у ребёнка эстетическое отношение к окружающему и есть главная задача художественного развития.
Экспериментальная работа проходила в рамках эстетического цикла занятий с опорой на программные требования. Мы выделили три блока задач изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста: нравственно-эстетические; интеллектуально-творческие; технические; определи тематику занятий, особое место отвели циклу занятий, посвящённых творчеству А.С. Пушкина. Мы выбрали девять стихотворений и четыре сказки поэта, разработали тематику занятий. Занятия требуют кропотливой работы с литературным текстом, тщательного анализа. Важно, чтобы основной смысл произведения был доступен пониманию детей, следует отметить, что примерно третья часть стихотворений А.С. Пушкина доступна детям. В большей степени подходят детям поэтические миниатюры, отрывки из крупных произведений на темы природы.
Занятия по произведениям А.С. Пушкина носят комплексный характер. Их цель - художественно-эстетическое развитие детей, раскрытие смысла и красоты художественных произведений, их эстетическое восприятие, расширение знаний об окружающем.
Для занятий с детьми старшей и подготовительной групп подобраны музыка и картины о природе русских художников, среди которых И. Левитан, А. Саврасов, И. Грабарь, А. Рылов, А. Александров, И. Остроухое и другие. Разработана тематика занятий, связанная с творчеством А.С. Пушкина, куда входит цикл ознакомительных занятий, посвященных поэту, его творчеству, эпохе, в которой он жил (в доступной для детей форме), знакомству с рисунками самого поэта, образами героев, с произведениями поэта для детей.
Грибовская А.А.
РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ДЕКОРАТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА
Многолетней традицией в Москве было привлечение научных организаций, учёных к работе с активом педагогов.
В этой работе принимали участие воспитатели, старшие воспитатели, заведующие детскими дошкольными учреждениями, методисты РОНО, интересующиеся изобразительной деятельностью. Для них проводился семинар по рисованию, которым многие годы руководила художник Е.В. Лебедева (дочь Н.П. Сакулиной).
Занимались раз в месяц. Каждый из членов актива вёл работу по конкретному аспекту проблемы эстетического воспитания в изобразительной деятельности в одной из возрастных групп детского сада.
Накопленный опыт представлялся на городских научно- практических конференциях, которые проводились раз в 3-4 года, в докладах на педагогических чтениях, на страницах журнала «Дошкольное воспитание», в сборниках, на выставках детского рисунка в Москве и за рубежом. Члены актива преподавали на курсах повышения квалификации, проводились открытые занятия, методические объединения, консультации в районах.
Т.С. Комарова, приняв эстафету Н.П. Сакулиной, многие годы руководила одним из активов дошкольных работников изобразительной деятельности в городском дошкольном методическом кабинете, затем в МИПКРО. Под её руководством изучались следующие вопросы: планирование работы по изобразительной деятельности; формирование у детей замысла изображения на занятиях; роль разнообразных материалов и техник в создании выразительного образа; влияние разных видов игр на детский рисунок; влияние произведений искусства на выразительность детского рисунка.
Одна из проблем детского творчества нашла отражение в исследовании, которое проводилось нами под руководством Н.П. Сакулиной и завершено с Т.С. Комаровой, -«Формирование детского творчества средствами народного декоративно-прикладного искусства».
Работа проводилась по трём направлениям:
1. Обогащение представлений детей о разных видах народного декоративно-прикладного искусства: некоторые
сведения о промысле, материале, характерных признаках, средствах выразительности (элементы узора, их цвет, связь
формы предмета и его назначения и узора и др.).
Задача: эмоциональное воспитание детей, формирование умения видеть красоту предметов и любоваться ею, потребности в прекрасном. Детей учат рассматривать предметы, узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводят к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции).
2. Обучение детей декоративному рисованию, лепке, аппликации на основе предметов народного декоративно-
прикладного искусства, знакомство с некоторыми приёма-
ми работы народных мастеров.
Задача: развивать умение составлять на бумаге узоры разной геометрической формы, украшать объёмные предметы (лепка, готовые формы - стаканы, тарелки из бумаги, предметы из папье-маше и проч.), используя элементы геометрические и растительные, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные).
3. Формирование декоративного творчества при знакомстве с народным искусством, при обучении рисованию, лепке, аппликации.
Уже на первом занятии при рассмотрении изделий народных мастеров большое внимание уделялось вариативности узора: сочетанию цветов фона и элементов, сходству и различию отдельных элементов узора, композиции. Каждый вид росписи имеет свои характерные традиции.
Рассматривая первые геометрические орнаменты, дети винт, как используются знакомые формы, линии, точки, их чередование, сочетание крупных и мелких элементов, заполнение формы симметричным узором.
Знакомя детей с новым видом росписи, их учили рассматривать узоры в определённой последовательности, что позволяет постепенно расширять самостоятельность, умение ориентироваться в новых видах росписи.
Роль воспитателя - подвести детей к пониманию характерных особенностей, увидеть типичное в росписи, показать как мастер, не выходя за пределы традиций вида росписи, создаёт новый неповторимый узор, и на этой основе сформировать умение создавать узор на любой форме, свободно выбирая сочетания цветов, элементов, композиций в зависимости от назначения узора, формы и величины предмета, материала.
С первых занятий воспитатель, определив композицию, элементы узора, учит детей выбирать два-три цвета из традиционной гаммы с учётом цвета фона и элементов. Постепенно Предлагается выбор украшений элементов, выбор элементов узора наконец композиции: чередование одинаковых элементов но цвету или величине, чередование двух-трёх элементов, построение симметричных узоров на разных по
формату листах бумаги и наиболее сложных, асимметричны к (Городец, Хохлома, Гжель, Жостово), роспись объёмных предметов (лепка, готовые формы «бельё», работы из папье - маше п др.).