Третий этап: 5-6 лет. К этому времени ребёнок уже может определить предназначение зданий, охарактеризовать их форму. На этом этапе ему необходимо дать представление об основных функционально-декоративных элементах здания. Так, окна и двери у различных построек оформляются по-разному. Если здание относится к исторической застройке, то на этих элементах сосредоточивается основное декоративное оформление. Следует научить детей
умению описать окружающую сооружение среду, пейзаж: располагается ли здание на возвышенности или в низине, куда смотрит наиболее красивая часть здания - на дорогу или на реку; отличается ли оно от окружающих построек и чем.
Важно познакомить детей с историческими событиями, приданиями, связанными с той или иной постройкой, рассказать о людях, создававших её. Для этого воспитателю необходимо обладать определёнными знаниями.
Ниже приводится список городов, с сооружениями которых полезно познакомить детей, обратив их внимание на архитектуру, характерные особенности зданий, их предназначение и эстетические достоинства в той последовательности, о которой говорилось выше. В список вошли различные По назначению объекты: жилой дом, церковь, театр и др., а Гик же сооружения одинаковые по назначению, но различные но форме.
Знакомство с сооружением следует начинать с рассмотрения расположения и окружающей среды, обратить внимание детей на то, где находится постройка.
Необходимо обратить внимание на соотношение объёмов построек. Восприятие этих особенностей способствует развитию у детей эстетических чувств - чувства формы и чувства пропорций, а также умения анализировать форму и конструкцию, соотносить части построек по величине, местоположению. Иначе, в силу синкретичности восприятия, ребёнку трудно почувствовать красоту сооружения. Кроме того, в процессе анализа и выделения характерных особенностей построек у детей накапливается опыт, который помогает восприятию при последующем знакомстве с произведениями архитектуры.
|
В каждом городе, посёлке можно найти здания разной архитектуры, на что и следует обратить внимание детей. Это и жилые дома, подчас не представляющие исторической или архитектурной ценности, но являющиеся сооружениями с чётко выраженными функциональными особенноcтями. Это так называемая рядовая застройка. Почти всегда имеются здания различных назначений - школа, детский сад, кинотеатр, магазин и др. Иногда рядом располагаются сооружения, схожие по функциональному назначению. Помочь увидеть их сходство очень важно и для формирования понимания возможности разнообразных архитектурных решений. Есть и примеры деревянной застройки - рубленые избы.
Помимо рядовой застройки, почти в каждом городе есть сооружения, интересные и ценные в архитектурном отношении, - это памятники архитектуры. Наверняка есть краеведческий музей, в котором имеются рисунки, гравюры, фото с изображениями старых сооружений.
Знакомя детей с окружающими постройками, можно показать наглядно, что такое архитектура.
Предлагаем краткие сведения о городах и их примечательных постройках, что поможет педагогам сориентированы я в выборе объектов для знакомства детей с архитектурой.
Алагир. Город в Северной Осетии. Возник в XIX веке как укреплённое поселение при заводе цветных металлов.
|
В центре города сохранилась низкая крепостная стена. Наиболее примечательное сооружение - собор (1850-1853). Построен он по проекту князя Г. Гагарина в русско-византайском стиле. Это означает, что сооружение внешне похоже на византийские церкви ІХ-Х веков нашей эры. Здание собора типично для церковных построек: в основе собора – куб, каждая сторона которого разделена арками натри части. Куб завершается цилиндром. Это - барабан (шея), на котором устанавливается глава (голова) церкви, или купол. Детям можно указать на тот факт, что церковь по своим очертаниям напоминает человека-воина. Недаром части её носят такие же названия, как и части человеческого тела. Целесообразно обойти церковь по кругу и обратить внимание детей, что три стороны собора схожи между собой. Четвёртая сторона отличается от других. В ней нет дверей и она поращена к зрителям тремя полуцилиндрами. Это - апсиды. В этой части находится алтарь. Храм не богат декором. Отделаны входы, и гонкий поясок орнамента охватывает здание по периметру.
Александров. Город во Владимирской области. Известен с XIV в., когда получил грамоту московского князя Ивана Калиты. В XVI веке здесь находилась резиденция Ивана Грозного. Таким образом, город на протяжении нескольких лет был центром Русского государства. Здесь в 1578 году появилась одна из первых на Руси типографий. Значением города в экономической и культурной жизни Руси определяется наличие здесь памятников XVI - XVII веков.
Перед началом знакомства с памятниками необходимо отметить, что город был спланирован в XVIII веке, когда упорядоченность и симметрия очень ценились. Поэтому в планах того времени улицы располагались на равном расстоянии друг от друга. Из окна вертолета они напоминают сетку. Постройки, существовавшие ранее, старались вписать в прямоугольную сетку.
|
В городе сохранились несколько памятников эпохи Ивана Грозного. Воспитатель может обратить внимание детей на то, что сооружения связаны с царствованием Ивана Грозного.
Троицкий собор (1513) - пример раннего московского зодчества.
В комплексе Успенского монастыря (XVII век) полезно обратить внимание на шатровую Покровскую церковь (середина XVI века), дать возможность детям ответить на вопрос, что необычного именно в этой церкви, что отличает её от других. Это сравнение даёт возможность поупражняться в разделении здания на более простые формы.
Алексин. Город в Тульской области. Основан в XIII веке на высокой Ильинской горе как деревянная крепость на рубежах Тарусского княжества. Можно рассказать детям, что русские крепости традиционно строились на высоком берегу реки, с которого на много километров вокруг хорошо просматривались окрестности. Так было выбрано место для Московского Кремля, для Владимирского кремля и для многих других.
В XV веке город отошёл московскому князю и стал важной крепостью.
Город имеет традиционную для XVIII века планировку. Улицы располагаются на одинаковом расстоянии друг от друга. Их пересекают такие же улицы. Планировка напоминает сеть.
Д ля знакомства целесообразно выбрать Старый (1688) и Новый ( 1807) Успенские соборы. Стоящие рядом два собора очень удобны для ознакомления детей с формами храмов. Они позволяют наглядно показать им общее и отличное в их композиции. Оба собора имеют в основе кубическую форму. Старый построен в традициях XVII века с пол сом кокошников. Новый - классицистический - с использованием колонн коринфского ордера.
Арзамас. Город в Нижегородской области, возник в 1578 году как деревянная крепость, окружённая слободами. От центральной площади улицы расходятся веером
Сохранившаяся городская застройка предоставляет много возможностей, чтобы познакомить детей с архитектурой.
Воскресенский собор (1814-1842). При знакомстве с собором (архитектор М.П. Коринфский) следует обратить внимание на то, что в основе большей части церквей лежит куб.
Церковь увенчана пятью куполами. Рассмотреть форму куполов. Спросить детей, что им напоминают купола. Сравнить с другими церквями города, например, Спасо-Преображенским собором (1643), тоже пятикупольным, показать изображения собора Василия Блаженного или Успенского собора.
Архангельск. Город расположен на берегах реки Северная Двина. Основан по приказу Ивана Грозного (1584), как деревянная крепость. В XVIII веке - первый крупный морской порт русского государства. С экономическим расцветом города связана и его застройка. Архитектурные памятники и Гостиный двор (XVIII век), церковь Троицы (1745), Адмиралтейство (1820).
Астрахань. Кремль (1580) представляет собой наиболее удобный для знакомства с архитектурой объект. В Кремле традиционно сосредоточены наиболее важные для города постройки - как культовые, так и гражданские. При знакомстве с Кремлём надо отметить, что это - военная постройка пли крепость, в которой находились самые важные укрепления города. Во время нападений жители города, которые селились у стен Кремля, на посаде, укрывались внутри. Все кремли располагались на высоком берегу реки (сравнить Смоленский и Московский кремли). Обратить внимание на те качества сооружения, которые делали его малодоступным.
На территории Астраханского кремля - Успенский собор (1698-1710). Рассказать детям, что главной церковью на Руси был Успенский собор Московского Кремля. Он был выстроен по подобию Успенского собора во Владимире. Последний, как главный собор Руси XII века, стал прототипом для большинства Успенских соборов. Традиционно форма Успенского собора - кубическое здание с пятью главами.
Астраханский Успенский собор также имеет в основе куб и пять глав. Собор богато декорирован и имеет арочную галерею.
НАРОДНОЕ ИСКУССТВО И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Новикова Г.П.
ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ НАРОДНОГО ИСКУССТВА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ.
На протяжении тысячелетий народное искусство даёт возможность человеку познать мир и выразить своё отношение к нему. Произведения народного искусства отражают особенности эпохи, людей, которые их создали.
Виды народного искусства можно подразделить на пространственные (изобразительные) и временные (музыка, слово). Каждый из этих фундаментальных видов имеет свои особенности, обладает своеобразными выразительными средствами.
Искусством пронизана вся жизнь человека. Важно ввести ребёнка в мир искусства как можно раньше. Основополагающее значение для осмысления роли народного искусства в художественно-эстетическом воспитании и развитии детей имеют исследования учёных искусствоведов, ведущих специалистов в области народного искусства - Г.К. Вагнера, З.М. Василенко, B.C. Воронова, М.А. Некрасовой и других. В своих исследованиях они неоднократно отмечали родственность мироощущения и отражения его в творчестве народных мастеров и детей, выдвигая главными критериями такой близости декоративность и красочность создаваемых образов, особое чувство ритма, обобщённой пластики форм и орнамента. Именно поэтому, подчёркивали учёные, декоративное искусство должно играть важную роль в эстетическом воспитании детей.
Значение народного декоративно-прикладного искусства для эстетического воспитания детей отмечали многие исследователи детского изобразительного творчества - Е.А. Флёрина, Н. П. Сакулина, А. П. Усова, Е. Г. Ковальская, Т.С. Комарова, А.А. Грибовская, Ю.В. Максимов, Т.Я. Шпикалова, Н.Б. Халезова и другие. Ознакомление с произведениями народного творчества способствует воспитанию у детей патриотических и интернациональных чувств, приобщает к миру прекрасного, формирует у дошкольников художественный вкус, эстетическое восприятие, способность видеть, чувствовать красоту и гармонию. Степень развитости всех проявлений эстетического познания непрерывно совершенствуется в течении всей жизни человека.
Методика работы с детьми в дошкольных учреждениях ориентирована на то, чтобы дать им базовые представления о литературе, музыке, изобразительном искусстве, без чего невозможно истинное общение с произведениями искусства и
Приобщение дошкольников к культуре. И, как нам представляется, в процессе работы с детьми дошкольного возраста не следует ограничиваться фрагментарным, «выхваченным» знакомством с отдельными произведениями искусства.
Нами была предпринята попытка создать программу системного приобщения ребёнка к народному искусству с использованием всех его видов.
Цель программы: постепенное, поэтапное введение ребёнка в мир искусства, развитие художественно-творческих способностей в речевой, музыкальной и изобразительной деятельности средствами взаимосвязанного использования всех видов народного искусства.
Ключом программы является связь художественно-творческой деятельности ребёнка с освоением им выразительных особенностей различных видов искусства (словесного, музыкального, изобразительного). На первом этапе реализации программы закладываются основы эстетического восприятия, эстетического отношения к действительности, эстетической оценки произведений искусства и собственных творческих работ детей, выделяются главные виды деятельности (игровая, театрализованная, художественно-речевая, музыкальная, изобразительная), большое внимание уделяется paзвитию творческой активности. Включение в педагогически и процесс произведений народного искусства наполняет жизнь детей ярким, интересным содержанием.
Программа предполагает последовательное усвоение детьми знаний и систему практической творческой деятельности.
Опытно-экспериментальная работа проводилась под руководством Т.С. Комаровой. Использованные в работе с детьми разнообразные методы, приёмы и средства позволили сформировать у них эстетическое восприятие, развить творческую активность, выразившуюся в стремлении детей использовать в игре созданные ими по народным мотивам декоративные изделия, в желании исполнять народные песни, танцы, водить хороводы. Мы убедились, что разработка Системы эстетического воспитания в детском саду даёт возможность избежать стихийности и случайности в воспитательно- образовательном процессе.
Соломенникова О.А.
НАРОДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Важную роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Я. Шпикалова, В.А. Езикеева, Н.С. Карпинская, Н.Б. Хаита, И.II. Чуракова, З.А. Богатеева, Ю.В. Максимов, А.А. Грибовская и другие). Известный педагог Е.А. Флёрина одна из первых выступила за активное использование народного искусства в развитии детского творчества.
Воспитательное значение народного искусства неоднократно подчёркивала в своих работах А.П. Усова. Она утверждала, что использование народного искусства в детском саду никогда не было случайным побуждением или модой, а всегда выступало в тесной связи с педагогическими и художественными задачами дошкольной педагогики, практической реализации которых во многом способствовало народное искусство. Анализируя особенности восприятия произведений одного творчества, Н.П. Сакулина отмечает: «Детям дошкольного возраста близки и понятны многие работы мастеров декоративной росписи, резьбы, вышивки, понятно искусство игрушечников. Маленькие дети воспринимают их глубже и полнее, чем большие полотна живописи и станковую скульптуру, и это очень помогает педагогу детского сада в формировании художественного вкуса детей и в руководстве и извинительным творчеством ». Н.П. Сакулина провела большую работу по изучению стилистических особенностей некоторых видов русского народного искусства, техник росписи: дымковской глиняной игрушки, хохломской и городецкой росписей но дереву, узоров украинских вышивальщиц, старинных печатных шалей, платков, набойки. Были отобраны узоры для занятий по декоративному рисован икр с детьми 5-7 лет и созданы образцы на основе подлинников, Была определена последовательность в работе по ознакомлению детей с дымковской игрушкой, её орнаментом, который Н.П. Сакулина считала наиболее доступным для детей дошкольного возраста.
На современном этапе развития эстетического воспитании заметно возрастает интерес к интегрированным формам занятий на основе народного искусства (Т.С. Комарова, Г.В. Быховец, Т.Н. Доронова, Г.П. Новикова, P.M. Чумичёва и другие).
Разработанные Т.С. Комаровой концептуальные положения о том, что народное искусство должно быть в основе развития различных видов художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста, стали методологической основой формирования начал эстетического отношении к действительности у дошкольников. Деятельность с помощью средств народного декоративно-прикладного искусства способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания. Эмоциональное отношение к художественной деятельности - важный фактор развития творческих и художественных способностей детей.
Анализ психолого-педагогических исследований даёт возможность рассматривать эстетические отношения как общественные отношения человека к действительности, в которых находят деятельное и эмоциональное оценочное отражение и предметно-чувственное выражение полнота, богатство и свобода общественных творческих сил и эстетических способностей человека. Посредством этих отношений осуществляется эстетическая деятельность.
Исходя из такого понимания, эстетическое отношение к действительности у старших дошкольников мы связываем со следующими показателями:
интерес и эмоциональное отношение ребёнка к произведениям народного декоративно-прикладного искусства; способность к эстетической оценочной деятельности; умение высказывать эстетические суждения при восприятии окружающей действительности;
знание сенсорных эталонов и характерных особенностей неродных промыслов;
художественно-творческая деятельность, в которой используются различные изобрази тельные средства, знания и умения, полученные при ознакомлении с народными промыслами.
Разработанная нами программа по формированию эстетического отношения к действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства способствует решению следующих задач: используя возможности народного искусства, успешно влиять на формирование личности ребёнка с самого раннего возраста, вкладывая в его душу ростки прекрасного и доброго, развивая его воображение и фантазию,
пробуждая стремление к творчеству.
Дошкольнику необходима тактичная помощь старшего в воспитании умения видеть и оценивать красоту окружающего.
Сформированные у ребёнка эстетические чувства и отношения, как правило, - результат совместной деятельности детского сада и семьи. Преемственность между детским садом и семьёй заключается в стремлении той и другой стороны всемерно поддерживать друг друга, использовать возможности дошкольного учреждения и семьи для взаимного обогащения влияния на эстетическое развитие детей.
Антонова Т.В.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА
Как известно, фольклор - синкретический вид искусства, В его произведениях соединяются элементы различных видов искусств - словесного, хореографического, театрального, Но основу любого фольклорного произведения, как указывает В.Е. Гусев, составляет слово. Музыковед Т.В. Попова также отмечает, что в словесно-музыкальном виде искусства - в народной песне определяющим началом является слово.
Термин «детский фольклор» вошёл в научный обиход и 20-е годы XX века. Не все исследователи детского фольклора придерживались единого мнения о том, что охватывает данная область. Крупнейший исследователь детского фольклора Г.С. Виноградов (1925) считал, что детский фольклор составляют произведения, которые не включают репертуар взрослых. По его мнению, к детскому фольклору не принадлежат колыбельные песни, детские сказки про животных и загадки. Полемизируя с Г.С. Виноградовым, О.И. Капица (1928) писа ла: «Под детским фольклором мы понимаем как творчество взрослых для детей, так и детское традиционное творчество». В настоящее время у большинства фольклористов серьёзных разногласий по этому вопросу нет. Считается, что детский фольклор содержит все жанры и виды народного творчества, которые так или иначе бытуют среди детей и соответствуют их возрастным особенностям.
Собирание детского фольклора началось сравнительно поздно. В 60-е годы XIX века обостряется интерес к народу и его культуре, собирание и изучение фольклора приобретает общественно-политическое значение. К этому времени относится развитие педагогического движения, которое в значительной мере пробудило интерес к детскому творчеству.
Во многих журналах, сборниках, исследованиях публикуются описания детского быта, игр, детская поэзия, песни. «Право гражданства» детские песни и прибаутки получили после выхода из печати «Родного слова» К.Д. Ушинского (1864), куда был включён и детский фольклор. Эта книга стала крупнейшей вехой в истории русской педагогики. В методическом руководстве к ней автор подчёркивает воспитательное и художественное значение народной поэзии.
С 60-х годов XIX века начинают выходить специальные сборники детских песен. В сборник П. Бессонова «Детские песни (1868) были включены почти все жанры детского фольклора (колыбельные песни, потешки, прибаутки, колядки. игры, загадки). С 1859 года в изданиях Московского университета часто публикуются тексты народных песен, в том числе и детских, собранных П.В. Шейном. Одним из наиболее полных этнографических собраний детского фольклора считается его груд «Великорусс в своих песнях» (1892). Это первое научное издание детского фольклора.
Крупнейшим знатоком детского фольклора был фольклорист, писатель, сторонник гуманной педагогики В.И. Даль. Многие произведения В.И. Даля для детей печатались в журналах «Детское чтение», «Семейные вечера», «Задушевное слово», в
сборниках «Картинки из быта русских детей».
Начиная с 1872 года выходит ряд фольклорных сборников, что послужило импульсом к публикациям народных мелодий для детей разного возраста. Сборник М.Мамонтовой «Детскпесни русские и малороссийские напевы» (1872) целиком построен на народных мелодиях. Его появление было связано с развитием сети детских садов в России. Так как детские учреждения создавались по западному образцу, то и музыкальное воспитание в них строилось на произведениях западных рои М. Мамонтова в своём сборнике рекомендует начинать музыкальное воспитание с народных мелодий, которые предлагаются в обработке П.И. Чайковского. В 1875 году появляется «Русский детский песенник. Собрание песен с народными напевами» А. Фаминцева. В ряду других сборником предназначенных для детского музыкального образовании, этот сборник после рассмотрения художественным советом Московской консерватории был рекомендован всем учебным заведениям, где занимаются преподаванием хорового пения, В том же году выходит книга Н. Малинина «Школьное пение. Учебно-музыкальные заметки к 1-му выпуску учебно-музыкальной хрестоматии А.И. Богородицкого». В ней обобщены позитивные взгляды русской педагогики второй половины XIX века на роль народной песни в школе. В последующие годы появляются теоретические и методические разработки, статьи, в которых подчёркивается сила эмоционального воздействия народных песен, незаменимость их в нравственном, патриотическом воспитании, а также в развитии музыкальных способностей.
В числе собирателей и пропагандистов детского фольклора 90-х годов XIX века были представители самых разных слоем общества - студенты университетов, ученики гимназий и уездных училищ, преподаватели, священники, краеведы.
О необходимости усиления изучения фольклорно-этнографического материала, касающегося воспитания детей, говорил в 20-е годы XX столетия фольклорист, этнограф и педагог профессор Г.С. Виноградов. На протяжении нескольких лет он собирал детский фольклор в Сибири. Содержание исследований Г.С. Виноградова настолько глубоко, богато тонкими наблюдениями, что некоторые его положения, особенно классификация детского фольклора, берутся за основу современными исследователями (М.Ю. Новицкая). Анализ литературного наследия Г.С. Виноградова свидетельствует, что во всех своих работах автор ставит общие вопросы изучения детскою фольклора в тесной связи с этнографией, психологией детского творчества и традиционным творчеством взрослых. Хотя исследователь и преувеличивает роль детей в создании фольклора, его работы и сегодня остаются лучшими в литературе о детском фольклоре.
В 20-30 - е годы фольклор изучают целые коллективы исследователей. Особо выделяются работы Э. Эдвальд, Е. Гиппиуса, Л. Кулаковского, А. Рудневой, И. Зеленцовского, Т. Поповой, И. Бачинской.. В теоретическом и практическом освоении народной культуры, изучении области детского фольклора велика заслуга И. Капицы. Она рекомендует изучать детский фольклор на основе жизненной обстановки в связи с бытом, учитывая в то же время все особенности жизни ребёнка. Усвоение детьми взрослого фольклора О.И. Капица называет процессом «снижения», усвоения детьми того, чем перестаёт интересоваться старшее поколение. Поэтому многие произведения устного народного творчества придётся относить с одинаковым правом и к фольклору взрослых, и к детскому фольклору. Этот теоретический вывод послужил стимулом к практической работе собирателей детского фольклора и композиторов, пишущих для детей. Образцы «снижения» взрослых песен для детей мы встречаем у таких композиторов, как С. Полонский, И. Иорданский, А. Абрамский, Н. Кулагина, А. Агафонников, Д. Кабалевский.
Литературные источники и научные работы по проблеме исследования детского фольклора можно классифицировать по следующим направлениям:
изучение воспитательной роли детского фольклора (А.Г. Виноградов, О.И. Капица, А.Ш. Гашимова, Г.Н. Волкова, И.Ф. Афанасьева, В.Г. Бойко, Э.Л. Литвин, Н.М. Баешу и др.);
воспитание творческой активности у детей дошкольного возраста средствами народного искусства (Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова, А.А. Грибовская, Р.В. Калистру и др.);
влияние детского фольклора на эффективность учебно- воспитательного процесса и изучение отдельных жанров детского фольклора (X. Богомирзаева, М.Н. Мельникова, И М. Зеленцовский, А.Ф. Белоусова, Т.Б. Ткачук, Г.И. Власова, И.Ф. Амроян и др.).
Детский фольклор - это результат сложного, длительного, многоступенчатого процесса ассимиляции народной духовной культуры. Говоря словами Г.С. Виноградова, «детский фольклор представляет интерес и для психолога и представителя научной педагогической мысли, и для преподавателя практика».
Изучение отдельных жанров детского фольклора в их интенсивной возрастной динамике даёт материал для понимания закономерностей развития детского художественно го мышления, которое во многом формируется посредством восприятия произведений народного искусства.
\
Харчевникова Е.В.
Формирование интереса к русской народной песне у детей пятого года жизни
Познание истоков национальной культуры, народного творчества необходимо для сохранения национального генофонда, формирования духовного облика нации, развития чувства гордости за свой народ, его историю. Это процесс длительный, совершающийся в течение всего периода социализации личности. На этапе дошкольного детства формируется чувство деятельной любви к Родине, потребность в личном участии в процессе возрождения России, осознание её величия и славы.
Русские народные песни всегда отличало разнообразие интим, ладовое своеобразие, особая выразительность и ярко импровизационное начало. Русская песня, представляющая собой синтез музыки и слова, зачастую сопровождаемая движениями, - это культурное наследие народа, которое содействует осуществлению всеобщего музыкального воспитания.
В сущности вся история русской музыкальной культуры (впрочем, как и многих других народов), берёт начало в устном народном творчестве, в его музыкально-певческих традициях. Выдающиеся русские композиторы посвятили фольклорной тематике немалую часть своего творчества. Многие композиторы (А.П. Бородин, H.A. Римский-Корсаков, С.И. Танеев, П.И. Чайковский и др.) и педагоги (О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, А.Н. Красев, С.И. Миропольский, С. В. Смоленский, Г.П. Стулова, К.В. Тарасова, В.Н. Шацкая, Б.Л. Яворский и др.) говорили об использовании русской народной песни при обучении детей вокалу и хоровому пению. Они отмечали простоту, высокую художественность русской народной песни, считали её незаменимым средством для воспитания здорового вкуса, понимания изящного и способности им наслаждаться.
Формированию певческих навыков и умений, постановке голоса дошкольников посвящены работы Е.Н. Водовозовой, В.А. Багадурова, Г.П. Стуловой, К.В. Тарасовой и др. Учёные определили вокальные возможности детей дошкольного возраста, педагогические условия активизации обучения пению, индивидуально-дифференцированный подход к певческом деятельности; рассмотрели вопросы развития чистоты интонации, музыкального слуха и певческого голоса, формирования самостоятельности в пении и др.
Диссертация Н.А. Метлова «Обучение пению детей старшей группы детского сада» (1940), посвященная развитию детского голоса и слуха, стала важным событием в вокальном педагогике. В ней исследователь определил требования к песенному репертуару, особо подчёркивая воспитательное значение народной песни.
Теория и практика певческой деятельности дошкольников средствами русской народной песни была рассмотрена в исследованиях М.А. Медведевой (1986) и Л.А. Венгрус (1988). Они отмечают, что русские народные песни являются благодарнейшим материалом для развития певческого голоса детей и выразительности пения.
Исследователи, изучавшие проблему интереса, отмечаю к что, относясь к социальной потреб
ности высшего порядка, интересы не только могут, но и должны быть воспитуемы целенаправленном педагогическом процессе (Л.С. Выготский, Н.Г. Морозова, С. Л. Соловейчик, Г.К. Щукина и др.). Являли, субъективно-объективным образованием, интерес влияет не только на восприятие мира личностью, но и на её жизненный путь (А.К. Дусавицкий).