Формирование интереса к русской народной песне у детей пятого года жизни 11 глава




 

Третий этап: 5-6 лет. К этому времени ребёнок уже может определить предназначение зданий, охарактеризовать их форму. На этом этапе ему необходимо дать представ­ление об основных функционально-декоративных элементах здания. Так, окна и двери у различных построек оформляются по-разному. Если здание относится к историчес­кой застройке, то на этих элементах сосредоточивается основное декоративное оформление. Следует научить детей

умению описать окружающую сооружение среду, пейзаж: располагается ли здание на возвышенности или в низине, куда смотрит наиболее красивая часть здания - на дорогу или на реку; отличается ли оно от окружающих постро­ек и чем.

Важно познакомить детей с историческими событиями, приданиями, связанными с той или иной постройкой, рассказать о людях, создававших её. Для этого воспитателю необходимо обладать определёнными знаниями.

Ниже приводится список городов, с сооружениями кото­рых полезно познакомить детей, обратив их внимание на архитектуру, характерные особенности зданий, их предназначение и эстетические достоинства в той последовательности, о которой говорилось выше. В список вошли различные По назначению объекты: жилой дом, церковь, театр и др., а Гик же сооружения одинаковые по назначению, но различ­ные но форме.

Знакомство с сооружением следует начинать с рассмотре­ния расположения и окружающей среды, обратить вни­мание детей на то, где находится постройка.

Необходимо обратить внимание на соотношение объёмов построек. Восприятие этих особенностей способствует развитию у детей эстетических чувств - чувства формы и чувства пропорций, а также умения анализировать форму и конструкцию, соотносить части построек по величине, местоположению. Иначе, в силу синкретичности восприятия, ребёнку трудно почувствовать красоту сооружения. Кроме того, в процессе анализа и выделения характерных особен­ностей построек у детей накапливается опыт, который помогает восприятию при последующем знакомстве с произведениями архитектуры.

В каждом городе, посёлке можно найти здания разной архитектуры, на что и следует обратить внимание детей. Это и жилые дома, подчас не представляющие исторической или архитектурной ценности, но являющиеся сооружениями с чётко выраженными функциональными особенноcтями. Это так называемая рядовая застройка. Почти всегда имеются здания различных назначений - школа, детский сад, кинотеатр, магазин и др. Иногда рядом располагаются сооружения, схожие по функциональному назначению. Помочь увидеть их сходство очень важно и для формирования понимания возможности разнообразных архитектур­ных решений. Есть и примеры деревянной застройки - рубленые избы.

Помимо рядовой застройки, почти в каждом городе есть сооружения, интересные и ценные в архитектурном отно­шении, - это памятники архитектуры. Наверняка есть кра­еведческий музей, в котором имеются рисунки, гравюры, фото с изображениями старых сооружений.

Знакомя детей с окружающими постройками, можно по­казать наглядно, что такое архитектура.

Предлагаем краткие сведения о городах и их примечатель­ных постройках, что поможет педагогам сориентированы я в выборе объектов для знакомства детей с архитектурой.

 

Алагир. Город в Северной Осетии. Возник в XIX веке как укреплённое поселение при заводе цветных металлов.

В центре города сохранилась низкая крепостная стена. Наиболее примечательное сооружение - собор (1850-1853). Построен он по проекту князя Г. Гагарина в русско-византайском стиле. Это означает, что сооружение внешне похоже на византийские церкви ІХ-Х веков нашей эры. Здание собора типично для церковных построек: в основе собора – куб, каждая сторона которого разделена арками натри части. Куб завершается цилиндром. Это - барабан (шея), на котором устанавливается глава (голова) церкви, или купол. Детям можно указать на тот факт, что церковь по своим очертаниям напоминает человека-воина. Недаром части её носят такие же названия, как и части человеческого тела. Целесообразно обойти церковь по кругу и обратить внимание детей, что три стороны собора схожи между собой. Четвёртая сторона отличается от других. В ней нет дверей и она поращена к зрителям тремя полуцилиндрами. Это - апсиды. В этой части находится алтарь. Храм не богат деко­ром. Отделаны входы, и гонкий поясок орнамента охватывает здание по периметру.

Александров. Город во Владимирской области. Известен с XIV в., когда получил грамоту московского князя Ивана Калиты. В XVI веке здесь находилась резиденция Ивана Грозного. Таким образом, город на протяжении нескольких лет был центром Русского государства. Здесь в 1578 году появилась одна из первых на Руси типографий. Значением города в экономической и культурной жизни Руси определяется наличие здесь памятников XVI - XVII веков.

Перед началом знакомства с памятниками необходимо отметить, что город был спланирован в XVIII веке, когда упорядоченность и симметрия очень ценились. Поэтому в планах того времени улицы располагались на равном расстоянии друг от друга. Из окна вертолета они напоминают сетку. Постройки, существовавшие ранее, старались вписать в прямоугольную сетку.

В городе сохранились несколько памятников эпохи Ивана Грозного. Воспитатель может обратить внимание детей на то, что сооружения связаны с царствованием Ивана Грозного.

 

Троицкий собор (1513) - пример раннего московского зодчества.

В комплексе Успенского монастыря (XVII век) полезно об­ратить внимание на шатровую Покровскую церковь (середина XVI века), дать возможность детям ответить на вопрос, что необычного именно в этой церкви, что отличает её от других. Это сравнение даёт возможность поупражняться в разделении здания на более простые формы.

Алексин. Город в Тульской области. Основан в XIII веке на высокой Ильинской горе как деревянная крепость на ру­бежах Тарусского княжества. Можно рассказать детям, что русские крепости традиционно строились на высоком бе­регу реки, с которого на много километров вокруг хорошо просматривались окрестности. Так было выбрано место для Московского Кремля, для Владимирского кремля и для мно­гих других.

В XV веке город отошёл московскому князю и стал важ­ной крепостью.

Город имеет традиционную для XVIII века планировку. Улицы располагаются на одинаковом расстоянии друг от друга. Их пересекают такие же улицы. Планировка напоми­нает сеть.

Д ля знакомства целесообразно выбрать Старый (1688) и Новый ( 1807) Успенские соборы. Стоящие рядом два собо­ра очень удобны для ознакомления детей с формами хра­мов. Они позволяют наглядно показать им общее и отличное в их композиции. Оба собора имеют в основе кубичес­кую форму. Старый построен в традициях XVII века с пол сом кокошников. Новый - классицистический - с использованием колонн коринфского ордера.

Арзамас. Город в Нижегородской области, возник в 1578 году как деревянная крепость, окружённая слободами. От центральной площади улицы расходятся веером

Сохранившаяся городская застройка предоставляет много возможностей, чтобы познакомить детей с архитектурой.

Воскресенский собор (1814-1842). При знакомстве с собором (архитектор М.П. Коринфский) следует обратить внимание на то, что в основе большей части церквей лежит куб.

Церковь увенчана пятью куполами. Рассмотреть фор­му куполов. Спросить детей, что им напоминают купола. Сравнить с другими церквями города, например, Спасо-Преображенским собором (1643), тоже пятикупольным, показать изображения собора Василия Блаженного или Успенского собора.

Архангельск. Город расположен на берегах реки Северная Двина. Основан по приказу Ивана Грозного (1584), как деревянная крепость. В XVIII веке - первый крупный морской порт русского государства. С экономическим расцветом города связана и его застройка. Архитектурные памятники и Гостиный двор (XVIII век), церковь Троицы (1745), Адмиралтейство (1820).

Астрахань. Кремль (1580) представляет собой наиболее удобный для знакомства с архитектурой объект. В Кремле традиционно сосредоточены наиболее важные для города постройки - как культовые, так и гражданские. При знакомстве с Кремлём надо отметить, что это - военная постройка пли крепость, в которой находились самые важные укрепления города. Во время нападений жители города, которые селились у стен Кремля, на посаде, укрывались внут­ри. Все кремли располагались на высоком берегу реки (срав­нить Смоленский и Московский кремли). Обратить внимание на те качества сооружения, которые делали его малодоступным.

На территории Астраханского кремля - Успенский собор (1698-1710). Рассказать детям, что главной церковью на Руси был Успенский собор Московского Кремля. Он был выстроен по подобию Успенского собора во Владимире. Последний, как главный собор Руси XII века, стал прото­типом для большинства Успенских соборов. Традиционно форма Успенского собора - кубическое здание с пятью гла­вами.

Астраханский Успенский собор также имеет в основе куб и пять глав. Собор богато декорирован и имеет арочную га­лерею.

 

 

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

 

 

Новикова Г.П.

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ НАРОДНОГО ИСКУССТВА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ.


 


На протяжении тысячелетий народное искусство даёт возможность человеку познать мир и выразить своё отношение к нему. Произведения народного искусства отражают особен­ности эпохи, людей, которые их создали.

Виды народного искусства можно подразделить на про­странственные (изобразительные) и временные (музыка, сло­во). Каждый из этих фундаментальных видов имеет свои осо­бенности, обладает своеобразными выразительными средс­твами.

Искусством пронизана вся жизнь человека. Важно ввести ребёнка в мир искусства как можно раньше. Основополагающее значение для осмысления роли народ­ного искусства в художественно-эстетическом воспитании и развитии детей имеют исследования учёных искусствоведов, ведущих специалистов в области народного искусства - Г.К. Вагнера, З.М. Василенко, B.C. Воронова, М.А. Некрасовой и других. В своих исследованиях они неоднократно отмечали родственность мироощущения и отражения его в творчестве народных мастеров и детей, выдвигая главными критериями такой близости декоративность и красочность создаваемых образов, особое чувство ритма, обобщённой пластики форм и орнамента. Именно поэтому, подчёркивали учёные, декоративное искусство должно играть важную роль в эстетическом воспитании детей.

Значение народного декоративно-прикладного искусства для эстетического воспитания детей отмечали многие исследователи детского изобразительного творчества - Е.А. Флёрина, Н. П. Сакулина, А. П. Усова, Е. Г. Ковальская, Т.С. Комарова, А.А. Грибовская, Ю.В. Максимов, Т.Я. Шпикалова, Н.Б. Халезова и другие. Ознакомление с произведениями народного творчества способствует воспитанию у детей патриотических и интернациональных чувств, приобщает к миру прекрасного, формирует у дошкольников художественный вкус, эстетическое восприятие, способность видеть, чувствовать красоту и гармонию. Степень развитости всех проявлений эстетического познания непрерывно совершенствуется в течении всей жизни человека.

Методика работы с детьми в дошкольных учреждениях ориентирована на то, чтобы дать им базовые представления о литературе, музыке, изобразительном искусстве, без чего невозможно истинное общение с произведениями искусства и

Приобщение дошкольников к культуре. И, как нам представляется, в процессе работы с детьми дошкольного возраста не следует ограничиваться фрагментарным, «выхваченным» знакомством с отдельными произведениями искусства.

Нами была предпринята попытка создать программу системного приобщения ребёнка к народному искусству с использованием всех его видов.

Цель программы: постепенное, поэтапное введение ребёнка в мир искусства, развитие художественно-творческих способностей в речевой, музыкальной и изобразительной деятельности средствами взаимосвязанного использования всех видов народного искусства.

Ключом программы является связь художественно-творческой деятельности ребёнка с освоением им выразительных особенностей различных видов искусства (словесного, музыкального, изобразительного). На первом этапе реализации программы закладываются основы эстетического восприятия, эстетического отношения к действительности, эстетической оценки произведений искусства и собственных творческих работ детей, выделяются главные виды деятельности (игровая, театрализованная, художественно-речевая, музыкальная, изобразительная), большое внимание уделяется paзвитию творческой активности. Включение в педагогически и процесс произведений народного искусства наполняет жизнь детей ярким, интересным содержанием.

Программа предполагает последовательное усвоение де­тьми знаний и систему практической творческой деятельности.

Опытно-экспериментальная работа проводилась под руководством Т.С. Комаровой. Использованные в работе с детьми разнообразные методы, приёмы и средства позволили сфор­мировать у них эстетическое восприятие, развить творческую активность, выразившуюся в стремлении детей использовать в игре созданные ими по народным мотивам декоративные изделия, в желании исполнять народные песни, тан­цы, водить хороводы. Мы убедились, что разработка Системы эстетического воспитания в детском саду даёт возможность избежать стихийности и случайности в воспитательно- образовательном процессе.

 

 


 

 

Соломенникова О.А.

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

 

Важную роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Я. Шпикалова, В.А. Езикеева, Н.С. Карпинская, Н.Б. Ха­ита, И.II. Чуракова, З.А. Богатеева, Ю.В. Максимов, А.А. Грибовская и другие). Известный педагог Е.А. Флёрина одна из первых выступила за активное использование народного искусства в развитии детского творчества.

Воспитательное значение народного искусства неоднократно подчёркивала в своих работах А.П. Усова. Она утверждала, что использование народного искусства в детском саду никогда не было случайным побуждением или модой, а всегда выступало в тесной связи с педагогическими и художественными задачами дошкольной педагогики, практической реализации которых во многом способствовало народное искусство. Анализируя особенности восприятия произведений одного творчества, Н.П. Сакулина отмечает: «Детям дошкольного возраста близки и понятны многие работы мастеров декоративной росписи, резьбы, вышивки, понятно искусство игрушечников. Маленькие дети воспринимают их глубже и полнее, чем большие полотна живописи и станковую скульптуру, и это очень помогает педагогу детского сада в формировании художественного вкуса детей и в руководстве и извинительным творчеством ». Н.П. Сакулина провела большую работу по изучению стилистических особенностей некоторых видов русского народного искусства, техник росписи: дымковской глиняной игрушки, хохломской и городецкой росписей но дереву, узоров украинских вышивальщиц, старинных печатных шалей, платков, набойки. Были отобраны узоры для занятий по декоративному рисован икр с детьми 5-7 лет и созданы образцы на основе подлинников, Была определена последовательность в работе по ознакомле­нию детей с дымковской игрушкой, её орнаментом, который Н.П. Сакулина считала наиболее доступным для детей до­школьного возраста.

На современном этапе развития эстетического воспитании заметно возрастает интерес к интегрированным формам занятий на основе народного искусства (Т.С. Комарова, Г.В. Быховец, Т.Н. Доронова, Г.П. Новикова, P.M. Чумичёва и другие).

Разработанные Т.С. Комаровой концептуальные положе­ния о том, что народное искусство должно быть в основе развития различных видов художественно-творческой деятель­ности детей дошкольного возраста, стали методологической основой формирования начал эстетического отношении к действительности у дошкольников. Деятельность с помощью средств народного декоративно-прикладного искусства способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания. Эмоциональное отношение к художественной деятельности - важный фактор развития творческих и художественных способностей детей.

Анализ психолого-педагогических исследований даёт возможность рассматривать эстетические отношения как общественные отношения человека к действительности, в которых находят деятельное и эмоциональное оценочное отражение и предметно-чувственное выражение полнота, богатство и свобода общественных творческих сил и эстетических способностей человека. Посредством этих отношений осуществля­ется эстетическая деятельность.

Исходя из такого понимания, эстетическое отношение к действительности у старших дошкольников мы связываем со следующими показателями:

интерес и эмоциональное отношение ребёнка к произведениям народного декоративно-прикладного искусства; способность к эстетической оценочной деятельности; умение высказывать эстетические суждения при восприятии окружающей действительности;

знание сенсорных эталонов и характерных особенностей неродных промыслов;

художественно-творческая деятельность, в которой используются различные изобрази тельные средства, знания и умения, полученные при ознакомлении с народными промыслами.

Разработанная нами программа по формированию эстетического отношения к действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства способствует решению следующих задач: используя возможности народного искусства, успешно влиять на формирование личности ребёнка с самого раннего возраста, вкладывая в его душу ростки прекрасного и доброго, развивая его воображение и фантазию,

пробуждая стремление к творчеству.

Дошкольнику необходима тактичная помощь старшего в воспитании умения видеть и оценивать красоту окружающего.

Сформированные у ребёнка эстетические чувства и отношения, как правило, - результат совместной деятельности детского сада и семьи. Преемственность между детским садом и семьёй заключается в стремлении той и другой стороны всемерно поддерживать друг друга, использовать возможности дошкольного учреждения и семьи для взаимного обогащения влияния на эстетическое развитие детей.

 

Антонова Т.В.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА

 

Как известно, фольклор - синкретический вид искусства, В его произведениях соединяются элементы различных видов искусств - словесного, хореографического, театрального, Но основу любого фольклорного произведения, как указывает В.Е. Гусев, составляет слово. Музыковед Т.В. Попова также от­мечает, что в словесно-музыкальном виде искусства - в народ­ной песне определяющим началом является слово.

Термин «детский фольклор» вошёл в научный обиход и 20-е годы XX века. Не все исследователи детского фольклора придерживались единого мнения о том, что охватывает дан­ная область. Крупнейший исследователь детского фольклора Г.С. Виноградов (1925) считал, что детский фольклор составляют произведения, которые не включают репертуар взрослых. По его мнению, к детскому фольклору не принадлежат колыбельные песни, детские сказки про животных и загадки. Полемизируя с Г.С. Виноградовым, О.И. Капица (1928) писа ла: «Под детским фольклором мы понимаем как творчество взрослых для детей, так и детское традиционное творчество». В настоящее время у большинства фольклористов серьёзных разногласий по этому вопросу нет. Считается, что детский фольклор содержит все жанры и виды народного творчества, которые так или иначе бытуют среди детей и соответствуют их возрастным особенностям.

Собирание детского фольклора началось сравнительно поздно. В 60-е годы XIX века обостряется интерес к народу и его культуре, собирание и изучение фольклора приобретает общественно-политическое значение. К этому времени относится развитие педагогического движения, которое в значительной мере пробудило интерес к детскому творчеству.

Во многих журналах, сборниках, исследованиях публикуются описания детского быта, игр, детская поэзия, песни. «Право гражданства» детские песни и прибаутки получили после выхода из печати «Родного слова» К.Д. Ушинского (1864), куда был включён и детский фольклор. Эта книга стала крупней­шей вехой в истории русской педагогики. В методическом руководстве к ней автор подчёркивает воспитательное и художественное значение народной поэзии.

С 60-х годов XIX века начинают выходить специальные сборники детских песен. В сборник П. Бессонова «Детские песни (1868) были включены почти все жанры детского фольклора (колыбельные песни, потешки, прибаутки, колядки. игры, загадки). С 1859 года в изданиях Московского университета часто публикуются тексты народных песен, в том числе и детских, собранных П.В. Шейном. Одним из наиболее полных этнографических собраний детского фольклора считается его груд «Великорусс в своих песнях» (1892). Это первое научное издание детского фольклора.

Крупнейшим знатоком детского фольклора был фольклорист, писатель, сторонник гуманной педагогики В.И. Даль. Многие произведения В.И. Даля для детей печатались в журналах «Детское чтение», «Семейные вечера», «Задушевное слово», в


сборниках «Картинки из быта русских детей».

Начиная с 1872 года выходит ряд фольклорных сборников, что послужило импульсом к публикациям народных мелодий для детей разного возраста. Сборник М.Мамонтовой «Детскпесни русские и малороссийские напевы» (1872) целиком построен на народных мелодиях. Его появление было связано с развитием сети детских садов в России. Так как детские уч­реждения создавались по западному образцу, то и музыкаль­ное воспитание в них строилось на произведениях западных рои М. Мамонтова в своём сборнике рекомендует начи­нать музыкальное воспитание с народных мелодий, которые предлагаются в обработке П.И. Чайковского. В 1875 году появляется «Русский детский песенник. Собрание песен с на­родными напевами» А. Фаминцева. В ряду других сборником предназначенных для детского музыкального образовании, этот сборник после рассмотрения художественным советом Московской консерватории был рекомендован всем учебным заведениям, где занимаются преподаванием хорового пения, В том же году выходит книга Н. Малинина «Школьное пение. Учебно-музыкальные заметки к 1-му выпуску учебно-музы­кальной хрестоматии А.И. Богородицкого». В ней обобщены позитивные взгляды русской педагогики второй полови­ны XIX века на роль народной песни в школе. В последующие годы появляются теоретические и методические разработки, статьи, в которых подчёркивается сила эмоционального воз­действия народных песен, незаменимость их в нравственном, патриотическом воспитании, а также в развитии музыкаль­ных способностей.

В числе собирателей и пропагандистов детского фольклора 90-х годов XIX века были представители самых разных слоем общества - студенты университетов, ученики гимназий и уез­дных училищ, преподаватели, священники, краеведы.

О необходимости усиления изучения фольклорно-этнографического материала, касающегося воспитания детей, говорил в 20-е годы XX столетия фольклорист, этнограф и педагог профессор Г.С. Виноградов. На протяжении нескольких лет он собирал детский фольклор в Сибири. Содержание иссле­дований Г.С. Виноградова настолько глубоко, богато тонкими наблюдениями, что некоторые его положения, особенно клас­сификация детского фольклора, берутся за основу современными исследователями (М.Ю. Новицкая). Анализ литературного наследия Г.С. Виноградова свидетельствует, что во всех своих работах автор ставит общие вопросы изучения детскою фольклора в тесной связи с этнографией, психологией детского творчества и традиционным творчеством взрослых. Хотя ис­следователь и преувеличивает роль детей в создании фолькло­ра, его работы и сегодня остаются лучшими в литературе о де­тском фольклоре.

В 20-30 - е годы фольклор изучают целые коллективы исследователей. Особо выделяются работы Э. Эдвальд, Е. Гиппиуса, Л. Кулаковского, А. Рудневой, И. Зеленцовского, Т. Поповой, И. Бачинской.. В теоретическом и практическом освоении народной культуры, изучении области детского фольклора велика заслуга И. Капицы. Она рекомендует изучать детский фольклор на основе жизненной обстановки в связи с бытом, учитывая в то же время все особенности жизни ребёнка. Усвоение детьми взрослого фольклора О.И. Капица называет процессом «снижения», усвоения детьми того, чем перестаёт интересоваться старшее поколение. Поэтому многие произведения устного народного творчества придётся относить с одинаковым правом и к фольклору взрослых, и к детскому фольклору. Этот теоретический вывод послужил стимулом к практической работе собирателей детского фолькло­ра и композиторов, пишущих для детей. Образцы «снижения» взрослых песен для детей мы встречаем у таких композиторов, как С. Полонский, И. Иорданский, А. Абрамский, Н. Кулагина, А. Агафонников, Д. Кабалевский.

Литературные источники и научные работы по проблеме исследования детского фольклора можно классифицировать по следующим направлениям:

изучение воспитательной роли детского фольклора (А.Г. Виноградов, О.И. Капица, А.Ш. Гашимова, Г.Н. Волкова, И.Ф. Афанасьева, В.Г. Бойко, Э.Л. Литвин, Н.М. Баешу и др.);

воспитание творческой активности у детей дошкольного возраста средствами народного искусства (Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова, А.А. Грибовская, Р.В. Калистру и др.);

влияние детского фольклора на эффективность учебно- воспитательного процесса и изучение отдельных жанров детского фольклора (X. Богомирзаева, М.Н. Мельникова, И М. Зеленцовский, А.Ф. Белоусова, Т.Б. Ткачук, Г.И. Власова, И.Ф. Амроян и др.).

Детский фольклор - это результат сложного, длительного, многоступенчатого процесса ассимиляции народной ду­ховной культуры. Говоря словами Г.С. Виноградова, «детский фольклор представляет интерес и для психолога и представителя научной педагогической мысли, и для преподавателя практика».

Изучение отдельных жанров детского фольклора в их ин­тенсивной возрастной динамике даёт материал для пони­мания закономерностей развития детского художественно го мышления, которое во многом формируется посредством восприятия произведений народного искусства.

 

\

 

Харчевникова Е.В.

 

Формирование интереса к русской народной песне у детей пятого года жизни

Познание истоков национальной культуры, народного творчества необходимо для сохранения национального ге­нофонда, формирования духовного облика нации, развития чувства гордости за свой народ, его историю. Это процесс длительный, совершающийся в течение всего периода социализации личности. На этапе дошкольного детства формируется чувство деятельной любви к Родине, потребность в личном участии в процессе возрождения России, осознание её величия и славы.

Русские народные песни всегда отличало разнообразие ин­тим, ладовое своеобразие, особая выразительность и ярко импровизационное начало. Русская песня, представляющая собой синтез музыки и слова, зачастую сопровождаемая движениями, - это культурное наследие народа, которое содействует осуществлению всеобщего музыкального воспитания.

В сущности вся история русской музыкальной культуры (впрочем, как и многих других народов), берёт начало в устном народном творчестве, в его музыкально-певческих традициях. Выдающиеся русские композиторы посвятили фольклорной тематике немалую часть своего творчества. Многие композиторы (А.П. Бородин, H.A. Римский-Корсаков, С.И. Танеев, П.И. Чайковский и др.) и педагоги (О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, А.Н. Красев, С.И. Миропольский, С. В. Смоленский, Г.П. Стулова, К.В. Тарасова, В.Н. Шацкая, Б.Л. Яворский и др.) говорили об использовании русской народной песни при обуче­нии детей вокалу и хоровому пению. Они отмечали простоту, высокую художественность русской народной песни, считали её незаменимым средством для воспитания здорового вкуса, понимания изящного и способности им наслаждаться.

Формированию певческих навыков и умений, постановке голоса дошкольников посвящены работы Е.Н. Водовозовой, В.А. Багадурова, Г.П. Стуловой, К.В. Тарасовой и др. Учёные определили вокальные возможности детей дошкольного воз­раста, педагогические условия активизации обучения пению, индивидуально-дифференцированный подход к певческом деятельности; рассмотрели вопросы развития чистоты инто­нации, музыкального слуха и певческого голоса, формирова­ния самостоятельности в пении и др.

Диссертация Н.А. Метлова «Обучение пению детей стар­шей группы детского сада» (1940), посвященная развитию детского голоса и слуха, стала важным событием в вокальном педагогике. В ней исследователь определил требования к пе­сенному репертуару, особо подчёркивая воспитательное зна­чение народной песни.

Теория и практика певческой деятельности дошкольников средствами русской народной песни была рассмотрена в ис­следованиях М.А. Медведевой (1986) и Л.А. Венгрус (1988). Они отмечают, что русские народные песни являются благодарнейшим материалом для развития певческого голоса де­тей и выразительности пения.

Исследователи, изучавшие проблему интереса, отмечаю к что, относясь к социальной потреб

 
 

ности высшего порядка, интересы не только могут, но и должны быть воспитуемы целенаправленном педагогическом процессе (Л.С. Выготский, Н.Г. Морозова, С. Л. Соловейчик, Г.К. Щукина и др.). Являли, субъективно-объективным образованием, интерес влияет не только на восприятие мира личностью, но и на её жизненный путь (А.К. Дусавицкий).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: