Формирование интереса к русской народной песне у детей пятого года жизни 3 глава




A.M. Усова писала: «Так как обучение в детском саду имеет чёткие временные рамки, то необходимо особенно строго Подходить к определению его содержания. Образовательное

содержание, являющееся предметом обучения, должно быть разработано в программе детского сада с особой тщатель­ностью, ибо оно рассчитано на усвоение его всеми детьми данной возрастной группы. Поэтому исключительно важ­ное значение имеют критерии, которыми следует руководс­твоваться при определении программы обучения в детском саду, признаки, по которым выделяется то, чему нужно обу­чать детей».

Начиная с этого времени целенаправленно разрабатывает­ся содержание обучения по всем разделам работы дошколь­ного учреждения: ознакомление с окружающим, развитие речи, обучение счёту, рисование, лепка, аппликация, разви­тие движений, музыкальное развитие и т. д.

Задачи воспитания в новом документе были сформулиро­ваны следующим образом: «Детский сад осуществляет зада­чи всестороннего развития детей дошкольного возраста, вос­питывает их здоровыми, бодрыми, жизнерадостными, в духе коммунистической морали. Детский сад расширяет кругозор детей, даёт доступные им по возрасту знания и умения, раз­вивает мышление и речь, готовит их к обучению в школе».

В этом документе были отражены результаты исследований по дошкольной дидактике, проведённые под руководством А.П. Усовой в секторе дошкольного воспитания Научно-ис­следовательского института теории и истории педагогики АПН РСФСР.

Проблемы дошкольной дидактики разрабатывались в других научных учреждениях такими видными учёными-педагогами как Е.А. Флёрина, A.M. Леушина, Н.П. Сакулина. Активное участие в исследовании этой проблемы принимали секторы ряда институтов АПН РСФСР, а также кафедры дошкольной педагогики МГПИ им. В.И. Ленина, ЛГПИ им. А.И. Герцена, Горьковского пединститута.

Для каждой из трёх возрастных групп были определены объ­ём знаний, умений, навыков по ознакомлению с окружающим, общественной жизнью и природой, родным языком, изобрази­тельной деятельностью, музыкой, пением, конструированием, по развитию математических представлений, физической куль­туре. Указано и количество занятий в неделю по каждому раз­делу. «Руководство» 1953 года способствовало укреплению ве­дущей роли педагога в воспитании и обучении детей и утверж­дало занятия в качестве организационной формы обучения. Деятельность детей на занятиях направлял воспитатель, ко­торый не только должен был передать детям знания и умения, но и обучить наиболее рациональным способам их усвоения. В «Руководстве» 1953 года более чётко были определены задачи и методы дошкольной дидактики, повышен уровень требований к развитию детей, разработано программное содержание, на­правленное на воспитание детей и подготовку их к школе.

В 1959 году произошли важные изменения в организа­ции дошкольного воспитания в стране. ЦК КПСС и Совет Министров СССР в мае 1959 года приняли постановление «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреж­дений, улучшению воспитания и медицинского обслужива­ния детей дошкольного возраста». В нём предусматривалось объединить ясли и детские сады в единое дошкольное учреж­дение, чтобы улучшить воспитание и медицинское обслужи­вание детей и обеспечить единую линию воспитания детей от рождения до поступления в школу, а также для удобства ро­ди гелей, имеющих несколько маленьких детей. Семьи, имею­щие трёх и более детей, освобождались от платы за дошколь­ное учреждение.

И постановлении была определена задача: разработать единую программу воспитания, которая охватывала бы семь лег жизни детей. Подготовкой новой программы занималась комиссия АПН РСФСР и АМН СССР, председателем которой была А.П. Усова. В составлении программы самое активное участие принимал организованный в сентябре 1960 і ода Научно-исследовательский институт дошкольного вос­питания АПН РСФСР во главе с директором, известным детским психологом А.В. Запорожцем и его заместителем А.П. Усовой.

Программа создавалась на основе результатов многолет­них исследований, проведённых научно-исследователь­скими коллективами Института педиатрии АМН СССР, Института теории и истории педагогики АПН РСФСР, ка­федрой дошкольной педагогики ЛГПИ им. А.И. Герцена и другими. В программе учтены результаты исследований Е.А. Флёриной, Н.П. Сакулиной, НА. Ветлугиной по вопросам эстетического воспитания, А.П. Усовой, Д.В. Менджерицкой, P.M. Жуковской, Н.А. Черткова и других, по воспитательной работе в играх; А.В. Суровцевой, Э.И. Залкинд, Ф.С. Левин-Щириной, В.Г Нечаевой, Л.А. Порембской и других, по нравс­твенному и трудовому воспитанию. Были также использова­ны данные изучения возрастных психофизиологических осо­бенностей детей на различных возрастных этапах от младен­чества до семи лет Института психологии АПН РСФСР и других исследований.

В процессе подготовки программы была проведена большая работа по изучению и обобщению передового опыта воспи­тания детей в яслях и детских садах страны. Программа пред­ставляла собой, таким образом, итог большой практической и научно-исследовательской работы в области дошкольной педагогики, психологии и физиологии детей раннего и до­школьного возраста.

«Программа воспитания в детском саду» была утверждена Министерством просвещения РСФСР в 1962 году, в 1964 году переиздана. Это первый в истории дошкольной педагогики документ, определяющий содержание и формы воспитания детей от двух месяцев до семи лет. Программа способствова­ла преодолению разрыва, существовавшего до того времени в воспитании детей раннего и дошкольного возраста, созда­вая условия для единой системы воспитания детей от рожде­ния до школы и для генетического подхода в изучении педа­гогических проблем. Само название - «Программа воспита­ния в детском саду» свидетельствует о его отличии от ранее выпущенных методических документов - «Руководство для воспитателя...».

«Программа воспитания в детском саду» охватывает четы­ре возрастные ступени, типичные для дошкольного периода жизни ребёнка в смысле его физического и психического раз­вития: ранний возраст - от рождения до 2 лет; младший до­школьный возраст - от 2 до 4 лет; средний возраст - от 4 до 5 лет; старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет. В этой сту­пени был особо выделен подготовительный к школе возраст -от 6 до 7 лет.

Возраст ребёнка от 2 до 3 лет относили при периодизации I раннему детству, между тем исследования Н.М. Щелована, ИМ. Аксариной и других показали, что дети третьего года жизни достигают при полноценном воспитании такого уровня развития, что могут быть присоединены именно к и.школьному детству. В воспитании детей 6-7 лет отчётли­во выступают задачи непосредственной подготовки к шко­де. Это поднимало на новый уровень взаимосвязь дошколь­ного и школьного воспитания, в основе которой лежало всестороннее развитие детей. В программу подготовитель-ион группы был включён новый раздел - обучение элементам грамоты.

Программа воспитательно-образовательной работы специально разработана для каждого года жизни ребёнка. Она обеспечивает единый педагогический процесс с учётом спе­цифики возрастных ступеней, позволяет видеть и намеченные перспективы развития, опираясь на предыдущие достижения. Такой подбор материала содействует прочности усвоения знаний, умений, навыков и привычек поведения. Непрерывность педагогического процесса, единый подход к ребёнку на протяжении первых 7 лет его жизни важен для достижения более высокого уровня развития. Программа отличается большей ясностью и последовательностью в определении круга культурных и гигиенических навыков, привычек, общественного поведения, даёт характеристику этим навыкам и привычкам, раскрывает те нравственные качества, черты личности, которые должны быть сформированы у детей в дошкольном возрасте.

Программный материал внутри каждой возрастной группы распределён по видам деятельности, характерной для дошколь­ников. Содержание программы воспитания в каждой возрас­тной группе отражает особенности детской деятельности на отдельных этапах дошкольного детства. Например, в програм­мах групп раннего и младшего дошкольного возрастов основ­ное место в режиме дня отводится воспитательной работе с де­тьми в быту, в частности воспитанию культурно-гигиеничес­ких навыков в процессе игр. Для этих групп программа не диф­ференцирована по видам деятельности. Содержание воспита­тельной работы здесь - индивидуальный уход, т. е. удовлетво­рение жизненных потребностей ребёнка, организация бодрс­твования соответственно требованиям гигиены. Большое зна­чение придаётся эмоциональному контакту взрослого с ребён­ком как важнейшему условию его развития.

В программах же детей третьего, четвёртого и пятого года жизни выделены: бытовая деятельность, игровая, занятия. Трудовая деятельность здесь ещё специально не обозначена, но задачи трудового воспитания предусмотрены в других ви­дах детской деятельности, например, в самообслуживании. В программах 6-7-го годов жизни повышается роль трудовой деятельности, которая занимает самостоятельное место как деятельность, отличающаяся от других содержанием и фор­мой и в которой решаются конкретные и специфические вос­питательно-образовательные задачи. Введение в программу воспитания старшей и подготовительной групп специально­го раздела «Труд» отличает «Программу» 1962 года от ранее выпущенных документов. Внимание к труду усилено и в про­граммах других групп. Влияние начальных форм трудово­го воспитания на развитие взаимодействий между наблюде­нием детей за трудом взрослых и собственной трудовой де­ятельностью дошкольника благотворно сказывается на вос­питании и развитии.

В программе указан распорядок дня, нормативы ухода за ребёнком, комплекс мероприятий для укрепления здоровья и правильного физического развития детей.

Построение программы предусматривало нарастание об­разовательного материала от группы к группе, закрепление, совершенствование достигнутого на следующей возрастной ступени.

Исключительное внимание в программе уделено нравственному воспитанию. Дружба между детьми, взаимопомощь и уважение к труду взрослых воспитывались в повседневной бытовой жизни, в процессе руководства детскими играми и носильным трудом. Всё содержание работы детского сада строилось в тесной связи с современностью. Выделялись задачи ознакомления детей с общественной жизнью, с яркими её явлениями и событиями, доступными детям. Современность отражена в содержании занятий с детьми, в играх, в рисовании, художественной деятельности детей в связи с подготовкой к праздникам - Октябрьской революции, 1 Мая. Программа намечает соответствующий круг детской литера­туры, песенного репертуара. Всё содержание образователь­ном работы, включённое в программу, органически взаимо­связано с воспитанием. И вместе с тем в программе, вышед­шей в 1962 году, впервые обозначена образовательная работа с детьми, отчётливо сформулированы познавательные задачи, которые могут быть наиболее успешно решены лишь на специально организованных занятиях. Принцип обучения на занятиях перестроил всю программу: впервые вычленен тот программный материал, которым дети должны овладеть именно на занятиях.

Значительно усовершенствована программа развития изобразительной деятельности. С учётом результатов научных не­знаний и передового опыта шла работа над созданием программы обучения изобразительной деятельности. До 1962 года задачи обучения рисованию, лепке и аппликации, в соответствии с «Руководством для воспитателя детского сада», определялись по трём возрастным группам: младшей (3-4 и їда), средней (5-6 лет) и старшей (6-7 лет).

В новой программе содержание обучения было распреде­ли но по пяти возрастным группам: первая младшая - от 2 до 3 лет, вторая младшая - от 3 до 4 лет, средняя - от 4 до 5 лет, старшая - от 5 до 6 лет и подготовительная к школе группа -от 6 до 7 лет.

Чёткая возрастная периодизация, выделение новых возрас­тных групп поставили перед специалистами задачу разрабо­тать и уточнить содержание всех разделов обучения в каж­дой группе.

Дальнейшее развитие исследований в области дошкольной педагогики и психологии, обобщение передового опыта поз­волили научно обосновать и углубить многие важные воп­росы воспитательно-образовательной работы детского сада. Институт дошкольного воспитания АПН СССР с 1968 года вёл работу по совершенствованию «Программы» 1962 года. Она была направлена на усиление общевоспитательной роли детского сада, дальнейшее развитие межвозрастных связей групп детского сада, преемственности между детским садом и школой. В программе обучения на занятиях была более чёт­ко выделена образовательная работа, имеющая цель дать де­тям конкретные знания о явлениях природы, различных ви­дах деятельности людей и знания более общие - для развития у детей начал теоретического мышления. Содержание занятий было направлено к тому, чтобы формировать у детей умствен­ную активность, любознательность, интеллектуальные навыки и умения - наблюдать, сравнивать, выделять существенное, а также простейшие способы умственной деятельности.

Повышались программные требования к развитию куль­туры речи, воспитанию у детей фонематического слуха. Поставлены задачи нравственного воспитания, формирова­ния навыков и привычек морального поведения, коллектив­ных взаимоотношений детей в игровой и бытовой деятель­ности.

Эстетическое воспитание предусматривало формирование творчества на занятиях и в самостоятельной художественной деятельности. Большое внимание было уделено повышению двигательной активности, развитию у каждого ребёнка быс­троты, ловкости, равновесия, силы и пр.

Усовершенствованный документ «Программа воспитания в детском саду» вышел в 1969 году. Он был создан на осно­ве последних научных исследований, проводимых под руко­водством А.В. Запорожца и ТА. Марковой в связи с перехо­дом советской школы на новое содержание образования и принципиальными изменениями, внесёнными в программы начального обучения.

Основные принципы построения новой «Программы вос­питания в детском саду» те же, что и в документе 1962 года. Структура программы 1969 года предусматривала ведущую роль деятельности в воспитательно-образовательной работе. По видам деятельности построены и разделы програм­ма игра, труд, обучение (занятия по развитию речи и обучению началам математики, по конструированию, изобра-1м ильной и музыкальной деятельности, ознакомление с общественной жизнью, природой, деятельность ребёнка в быту).

Учтено особое значение ролевой игры для нравственного иск питания. В программу был введён новый раздел – воспитание и развитие ребёнка. Его основная идея: развитие ребён­ка происходит под влиянием обучения и воспитания при ве­дущей роли взрослого, педагога. Здесь же раскрыты задачи детского сада по всестороннему развитию ребёнка - физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспита­нию, специальной подготовке детей к школе.

'Задачи и содержание программы по физическому воспитанию направлены на повышение двигательной активности ребёнка на занятиях и вне, на формирование правильной ні.піки, на улучшение общего физического развития ребёнка. Был уточнён режим жизни детей разных возрастных групп.

Обращается внимание на индивидуализацию режима в зависимости и от состояния здоровья ребёнка и его общего раз­вития.

Основой умственного воспитания считается сенсорное воспитание, а ведущая форма - обучение детей на занятиях, на­ши с младшего дошкольного возраста.

Уточнено содержание умственного воспитания, отобра­ны и систематизированы знания, имеющие развивающий характер и необходимые для формирования обобщённых знаний, особенно у детей старшего дошкольного возраста, что влияет на развитие таких специфических форм детско­го мышления, как наглядно-действенное и наглядно-образ­ное.

Совершенствование содержания программы умственного воспитания повысило возможность развития познаватель­ных процессов, любознательности, интеллектуальных навы­ков и умений - умения наблюдать и анализировать, сравни­вать и обобщать.

Задачи нравственного воспитания дошкольников реализу­ются в играх, в труде, в повседневной бытовой деятельнос­ти, на занятиях при ознакомлении детей с доступными явле­ниями общественной жизни. Содержание программы нравс­твенного воспитания представлено во взаимосвязи с други­ми сторонами воспитания, оно расширяется и обогащает­ся от младшего возраста к старшему. На ступенях младше­го дошкольного возраста первостепенное место отведено ус­воению простейших норм культурного поведения, развитию положительных форм общения с окружающими, воспита­нию любви к родителям и воспитателям, уважения к другим взрослым, дружелюбного отношения к сверстникам. На сту­пенях среднего и старшего дошкольного возраста усиливает­ся внимание к формированию у детей начал коллективизма, нравственных качеств личности.

В целях воспитания нравственной направленности ребён­ка-дошкольника программа предусматривала ознакомление детей с явлениями общественной жизни и акцентировала внимание на двух аспектах:

- на единстве формирования у детей знаний о моральных нормах и нравственно-направленной практической деятель­ности детей, что обеспечивается включением нравственного содержания в игры, труд, повседневную деятельность в быту и даёт возможность избежать вербального подхода к нравственному воспитанию, сделать наиболее устойчивыми поло­жительные привычки и качества личности ребёнка-дошколь­ника;

- на неразрывной связи между моральными представле­ниями и формированием положительного отношения к тем фактам советской действительности, с которыми знакомят детей, т. е. подчёркивается важность не только сообщения доший, но и пробуждения нравственных чувств: любви к Родине, Советской Армии, к людям труда, чувства дружбы к 11"удящимся разных национальностей, уважения к основате­лю Советского государства В.И. Ленину.

В программе эстетического воспитания последовательно, от возраста к возрасту, представлено содержание обучения неї ей рисованию, пению, музыкально-ритмическим движе­ниям, художественному рассказыванию. Обучение художественной деятельности - это основа развития детского творчества, формирование художественных способностей. В программе впервые представлен в каждой возрастной группе есть раздел, посвященный самостоятельной художественной де­ятельности вне занятий, усилены связи между эстетическим и нравственным воспитанием. II «Программе воспитания в детском саду» 1969 года большое внимание уделено подготовке детей к школе, преемственным связям между детским садом и школой. По замыслу авторов программы эта задача решается в течение всех лет пребывания ребёнка в дошкольном учреждении, однако на­ем и „не значимым является последний год перед поступлением ребёнка в школу.

В программе подготовительной группы преемственность отражена в задачах как всестороннего и гармонического развития, так и психологической и специальной подго­товки к школе - формировании математических представлений, развитии речи и подготовки к овладению грамотой, Пропедевтике исторических знаний, знаний о живой и не-.1. иной природе, трудовой подготовке детей (А.В. Запорожец, II Л. Венгер, Л.Е. Журова, Ф.А. Сохин, Т.С. Комарова, В.Г. Нечаева, М.Ю. Кистяковская, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, Т.А. Маркова).

В подготовительной к школе группе повышались роль и удельный вес занятий, направленных на формирование у де­тей интеллектуальных навыков и умений, самостоятельнос­ти мышления; новым программным содержанием общеразвивающего характера пополнен раздел, посвященный обуче­нию началам математики, развитию фонематического слуха и связной речи, пропедевтике грамоты.

Эта программа была высоко оценена американскими пе­дагогами и психологами. Программа и книги российских ав­торов по дошкольному воспитанию переведены и изданы в Японии.

Программа 1969 года была положена в основу разработки так называемой типовой программы.

Развитие и совершенствование программных документов детского сада всегда были тесно связаны с научной разра­ботанностью проблем воспитания дошкольников и опира­лись на последние для своего времени достижения педаго­гики, психологии и других наук. При этом преобладала ши­рота научных подходов, учитывались исследования всех учё­ных, работавших по проблемам дошкольного воспитания в нашей стране. Это достигалось широким обсуждением про­граммы на стадии завершения работы над ней учёными, ме­тодистами, педагогами-практиками. Программа рассыла­лась во все союзные республики, в крупные методические кабинеты Москвы, Ленинграда, Свердловска и других горо­дов. Высказанные замечания авторский коллектив тщательно изучал и учитывал при окончательной доработке программы. После этого доработанный вариант утверждался на коллегии Министерства просвещения.

Из сказанного очевидно, что каждая последующая про­грамма основывалась на анализе работы по предшествую­щей программе, включая достижения предыдущего периода, научные данные, полученные в процессе постоянно осущест­вляемых исследований в области общей и дошкольной педагогики, возрастной психологии и проверенные в практике ра­боты с детьми.

В настоящее время в России существует около 30 разных программ - целостных и парционалных, которые создают­ся локальными научными коллективами, в большинстве слу­чаев не только не связанными с другими научными подразде­лениями, но и просто дистанцирующимися от них. При этом, как правило, разработчики программ не ссылаются на тех учёных, которые заложили научные основы программного обеспечения педагогической деятельности по всесторонне­му формированию и развитию личности ребёнка. И было бы наивным думать, что сегодня можно создать какую бы то ни было новую программу, не учитывая 80-летнего опыта разви­тия теории и практики дошкольного воспитания, опыта, по­лучившего высокую оценку в тех странах, которые принято считать высокоразвитыми.

Комарова Т.С.

 

ОБУЧЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

 

Создаваемая в нашей стране система общественного вос­питания с первых шагов включала как одно из важнейших направлений эстетическое воспитание и развитие художест­венных способностей у детей. Это требовало решения широ­кого спектра конкретных задач: формирования у детей пони­мания прекрасного в жизни и искусстве, развития эстетичес­кого восприятия, начал художественного вкуса, желания со­здавать прекрасное своими руками, художественно-творчес­ких способностей в разных видах деятельности и др. Такого подхода требовали документы, определяющие строительство новой школы и дошкольного воспитания как первого звена в системе народного образования.

Так, в «Основных положениях единой трудовой школы», документе, подготовленном А.В. Луначарским и принятом I съездом учителей в 1918 году, подчёркивалось: «Предметы эстетические: лепка, рисование, пение и музыка - отнюдь не являются чем-то второстепенным, какой-то роскошью жизни. Особенно рисование и лепка, как его вспомогательный предмет, должны занять выдающееся место».

Сегодня эти мысли не потеряли актуальности, а в нынеш­них условиях приобретают особое значение. И не случайно во многих публикуемых в педагогической печати проектах авторской школы большое место отводится эстетическому воспитанию и изобразительной деятельности.

Рисование, лепка, аппликация и другие занятия с различ­ными материалами (бумагой, тканями, нитками и т. п.) вы­зывают у детей большой интерес, они удовлетворяют их пот­ребность в деятельности, самостоятельности, в возможнос­ти сделать что-то своими руками, выразить себя в творчест­ве. Вместе с тем эти виды деятельности имеют большое зна­чение для всестороннего развития ребёнка. Об этом писали Я.Л. Коменский, Д. Дидро, Ф. Фребель, Г. Кершенштейнер и многие другие. И не случайно поэтому одна из централь­ных проблем художественной педагогики - развитие худо­жественных способностей у детей. Это требовало изучения условий, необходимых для развития художественного твор­чества.

В первые годы становления дошкольного воспитания одни­ми из наиболее острых были вопросы о месте в нём художественного развития детей, о роли обучения в овладении пред­метами эстетического цикла и, в частности, изобразительной деятельностью.

Создание программ и утверждение идей обучения в эстетическом воспитании происходило в острой борьбе сторонни­ков свободного воспитания с педагогами, провозглашавши­ми необходимость обучения как ведущего фактора развития ребенка, формирования его духовного мира, способностей к художественно-творческой деятельности.

Основная задача педагога, по мнению теоретиков свободного воспитания, сводилась к тому, чтобы создавать условия для выявления детской способности творить художественные. ценности, дать полную свободу детскому художественному выражению, снабдить для этого ребёнка разнообразным материалом. Обучение изобразительной грамоте они рассматривали как насилие над творческими способностями реб. Наиболее отчётливо эти позиции изложены А.В. Бакушинским и К.Н. Вентцелем.

Передовые педагоги 20-30-х годов (В. Бейер, К. Лепилов, Е. Разыграев и др.) резко критиковали эти идеи и выступали за то, чтобы обучать изобразительной деятельности как любой другой, в которой закреплён исторический опыт челове­чества. В поисках путей разрешения проблем художествен­ного образования они исходили из задач воспитания всес­торонне развитого человека. Для них характерен широкий подход к рисованию не только как к средству художествен­ного воспитания, но и как к средству подготовки к разнооб­разной производственной деятельности (такая точка зрения была присуща и известному американскому педагогу Либерти Тэдду, основателю и руководителю художественно-техничес­кой школы в США). Это заставляло их думать о необходимос­ти обучения всех учащихся художественной деятельности и прежде всего рисованию. Именно этим педагогам принадле­жит первая попытка сформулировать задачи и научные при­нципы построения программ и планов по обучению изобра­зительной деятельности.

Особый интерес представляет деятельность Первой опыт­ной станции Наркомпроса (основана в 1919 году), возглавля­емой замечательным педагогом, известным деятелем русской культуры СТ. Шацким. Станция имела школьный и дошколь­ный отделы с детским садом, здесь велась работа по подготов­ке воспитателей для дошкольных учреждений и повышению их квалификации. При дошкольном отделе станции были ор­ганизованы различные курсы, кружки, выставки, тесно свя­занные с дошкольными учреждениями Москвы. В программу занятий включалась и изобразительная деятельность. Хорошо понимая роль педагога в овладении детьми изобразительной деятельностью, руководители дошкольного отдела придавали большое значение подготовке воспитателей к работе в этой области: их учили рисовать, лепить, вырезать и конструиро­вать из бумаги и других материалов и руководить художес­твенно-творческой деятельностью детей. Специалисты до­школьного отдела Л.К. Шлегер, Л.Д. Азеревич, деятельность которых высоко оценивал СТ. Шацкий, считали, что этим за­нятиям следует уделять больше внимания. СТ. Шацкий вы­сказывал мысли, имеющие принципиальное значение для ру­ководства творческой деятельностью детей: «Работа ребячья, если она живая, есть в то же время игра: ребёнок играет в ту пещь, которую он делает, тут же в процессе работы, но тут же и присоединяет к ней ещё целый ряд мыслей, фантазий». Он подчёркивал, что детское искусство не забава, оно способствует умственному развитию детей.

Руководила этим направлением в дошкольном отделе Первой опытной станции Е.А. Флёрина, внёсшая значимый Вклад в изучение проблем детского изобразительного творчества и подготовку воспитателей к этой работе.

Большое внимание преподаванию изобразительного ис­кусства уделяла Н.К. Крупская. В статье «Внимание изоб­разительному искусству в школе» она писала о важности развития восприятия, умения наблюдать, зрительной па-м» і и, образного мышления, воображения - качеств, по её мнению, необходимых и инженеру, и квалифицированно­му рабочему. Н.К. Крупская считала необходимым вооружать детей навыками изобразительной деятельности, кото­рые позволяли бы им «схватить основное, характерное, взятое в реальных связях», подчёркивала общеобразователь­ную роль приобщения к изобразительному искусству, кото­рое даёт ребёнку возможность освоить те или иные знания на эмоциональном фоне и поэтому является в руках педагога одним из действенных средств воспитательной и образовательной работы. Н.К. Крупская подчёркивала необходимость связи изобразительного искусства в школе с другими предметами, считая, что изобразительная деятельность должна включаться в каждый школьный предмет в виде
рисунков и учащихся, и учителя. Прогрессивные взгляды Н.К. Крупской, её авторитет имели большое значение для разработки эффективных путей художественного воспитания и развития детского творчества.

В области дошкольного воспитания теория и практика обу­чения детей рисованию, лепке, аппликации к тому времени еще не были разработаны. Вместе с тем становление советской школы, совершенствование содержания образования, а также же развитие общественного дошкольного воспитания на­стоятельно требовали решения проблемы обучения детей в детском саду, подготовки их к будущему обучению в школе.

Прежде всего нужно было сформировать у детей психологи­ческую готовность к школе, желание и умение учиться. Однако главной задачей детского сада считалось развитие творческих сил и способностей детей путём создания внешней обстанов­ки, способствующей пробуждению способностей, заложен­ных в ребёнке, на основе невмешательства педагога в этот про­цесс. Детей не приучали ни к систематическим занятиям, ни к систематическому учению. Это сказалось и на состоянии ме­тодики изобразительной деятельности. В первые годы сущес­твования советской системы дошкольного воспитания неко­торые детские сады продолжали работать по системе Фребеля и Монтессори. Особенно сильны идеи свободного воспита­ния были в области эстетического воспитания. Хотя идеи не­вмешательства в детское развитие довольно скоро обнаружи­ли свою бесперспективность, преодолеть их удалось не сразу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: