A.M. Усова писала: «Так как обучение в детском саду имеет чёткие временные рамки, то необходимо особенно строго Подходить к определению его содержания. Образовательное
содержание, являющееся предметом обучения, должно быть разработано в программе детского сада с особой тщательностью, ибо оно рассчитано на усвоение его всеми детьми данной возрастной группы. Поэтому исключительно важное значение имеют критерии, которыми следует руководствоваться при определении программы обучения в детском саду, признаки, по которым выделяется то, чему нужно обучать детей».
Начиная с этого времени целенаправленно разрабатывается содержание обучения по всем разделам работы дошкольного учреждения: ознакомление с окружающим, развитие речи, обучение счёту, рисование, лепка, аппликация, развитие движений, музыкальное развитие и т. д.
Задачи воспитания в новом документе были сформулированы следующим образом: «Детский сад осуществляет задачи всестороннего развития детей дошкольного возраста, воспитывает их здоровыми, бодрыми, жизнерадостными, в духе коммунистической морали. Детский сад расширяет кругозор детей, даёт доступные им по возрасту знания и умения, развивает мышление и речь, готовит их к обучению в школе».
В этом документе были отражены результаты исследований по дошкольной дидактике, проведённые под руководством А.П. Усовой в секторе дошкольного воспитания Научно-исследовательского института теории и истории педагогики АПН РСФСР.
Проблемы дошкольной дидактики разрабатывались в других научных учреждениях такими видными учёными-педагогами как Е.А. Флёрина, A.M. Леушина, Н.П. Сакулина. Активное участие в исследовании этой проблемы принимали секторы ряда институтов АПН РСФСР, а также кафедры дошкольной педагогики МГПИ им. В.И. Ленина, ЛГПИ им. А.И. Герцена, Горьковского пединститута.
|
Для каждой из трёх возрастных групп были определены объём знаний, умений, навыков по ознакомлению с окружающим, общественной жизнью и природой, родным языком, изобразительной деятельностью, музыкой, пением, конструированием, по развитию математических представлений, физической культуре. Указано и количество занятий в неделю по каждому разделу. «Руководство» 1953 года способствовало укреплению ведущей роли педагога в воспитании и обучении детей и утверждало занятия в качестве организационной формы обучения. Деятельность детей на занятиях направлял воспитатель, который не только должен был передать детям знания и умения, но и обучить наиболее рациональным способам их усвоения. В «Руководстве» 1953 года более чётко были определены задачи и методы дошкольной дидактики, повышен уровень требований к развитию детей, разработано программное содержание, направленное на воспитание детей и подготовку их к школе.
В 1959 году произошли важные изменения в организации дошкольного воспитания в стране. ЦК КПСС и Совет Министров СССР в мае 1959 года приняли постановление «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста». В нём предусматривалось объединить ясли и детские сады в единое дошкольное учреждение, чтобы улучшить воспитание и медицинское обслуживание детей и обеспечить единую линию воспитания детей от рождения до поступления в школу, а также для удобства роди гелей, имеющих несколько маленьких детей. Семьи, имеющие трёх и более детей, освобождались от платы за дошкольное учреждение.
|
И постановлении была определена задача: разработать единую программу воспитания, которая охватывала бы семь лег жизни детей. Подготовкой новой программы занималась комиссия АПН РСФСР и АМН СССР, председателем которой была А.П. Усова. В составлении программы самое активное участие принимал организованный в сентябре 1960 і ода Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания АПН РСФСР во главе с директором, известным детским психологом А.В. Запорожцем и его заместителем А.П. Усовой.
Программа создавалась на основе результатов многолетних исследований, проведённых научно-исследовательскими коллективами Института педиатрии АМН СССР, Института теории и истории педагогики АПН РСФСР, кафедрой дошкольной педагогики ЛГПИ им. А.И. Герцена и другими. В программе учтены результаты исследований Е.А. Флёриной, Н.П. Сакулиной, НА. Ветлугиной по вопросам эстетического воспитания, А.П. Усовой, Д.В. Менджерицкой, P.M. Жуковской, Н.А. Черткова и других, по воспитательной работе в играх; А.В. Суровцевой, Э.И. Залкинд, Ф.С. Левин-Щириной, В.Г Нечаевой, Л.А. Порембской и других, по нравственному и трудовому воспитанию. Были также использованы данные изучения возрастных психофизиологических особенностей детей на различных возрастных этапах от младенчества до семи лет Института психологии АПН РСФСР и других исследований.
|
В процессе подготовки программы была проведена большая работа по изучению и обобщению передового опыта воспитания детей в яслях и детских садах страны. Программа представляла собой, таким образом, итог большой практической и научно-исследовательской работы в области дошкольной педагогики, психологии и физиологии детей раннего и дошкольного возраста.
«Программа воспитания в детском саду» была утверждена Министерством просвещения РСФСР в 1962 году, в 1964 году переиздана. Это первый в истории дошкольной педагогики документ, определяющий содержание и формы воспитания детей от двух месяцев до семи лет. Программа способствовала преодолению разрыва, существовавшего до того времени в воспитании детей раннего и дошкольного возраста, создавая условия для единой системы воспитания детей от рождения до школы и для генетического подхода в изучении педагогических проблем. Само название - «Программа воспитания в детском саду» свидетельствует о его отличии от ранее выпущенных методических документов - «Руководство для воспитателя...».
«Программа воспитания в детском саду» охватывает четыре возрастные ступени, типичные для дошкольного периода жизни ребёнка в смысле его физического и психического развития: ранний возраст - от рождения до 2 лет; младший дошкольный возраст - от 2 до 4 лет; средний возраст - от 4 до 5 лет; старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет. В этой ступени был особо выделен подготовительный к школе возраст -от 6 до 7 лет.
Возраст ребёнка от 2 до 3 лет относили при периодизации I раннему детству, между тем исследования Н.М. Щелована, ИМ. Аксариной и других показали, что дети третьего года жизни достигают при полноценном воспитании такого уровня развития, что могут быть присоединены именно к и.школьному детству. В воспитании детей 6-7 лет отчётливо выступают задачи непосредственной подготовки к шкоде. Это поднимало на новый уровень взаимосвязь дошкольного и школьного воспитания, в основе которой лежало всестороннее развитие детей. В программу подготовитель-ион группы был включён новый раздел - обучение элементам грамоты.
Программа воспитательно-образовательной работы специально разработана для каждого года жизни ребёнка. Она обеспечивает единый педагогический процесс с учётом специфики возрастных ступеней, позволяет видеть и намеченные перспективы развития, опираясь на предыдущие достижения. Такой подбор материала содействует прочности усвоения знаний, умений, навыков и привычек поведения. Непрерывность педагогического процесса, единый подход к ребёнку на протяжении первых 7 лет его жизни важен для достижения более высокого уровня развития. Программа отличается большей ясностью и последовательностью в определении круга культурных и гигиенических навыков, привычек, общественного поведения, даёт характеристику этим навыкам и привычкам, раскрывает те нравственные качества, черты личности, которые должны быть сформированы у детей в дошкольном возрасте.
Программный материал внутри каждой возрастной группы распределён по видам деятельности, характерной для дошкольников. Содержание программы воспитания в каждой возрастной группе отражает особенности детской деятельности на отдельных этапах дошкольного детства. Например, в программах групп раннего и младшего дошкольного возрастов основное место в режиме дня отводится воспитательной работе с детьми в быту, в частности воспитанию культурно-гигиенических навыков в процессе игр. Для этих групп программа не дифференцирована по видам деятельности. Содержание воспитательной работы здесь - индивидуальный уход, т. е. удовлетворение жизненных потребностей ребёнка, организация бодрствования соответственно требованиям гигиены. Большое значение придаётся эмоциональному контакту взрослого с ребёнком как важнейшему условию его развития.
В программах же детей третьего, четвёртого и пятого года жизни выделены: бытовая деятельность, игровая, занятия. Трудовая деятельность здесь ещё специально не обозначена, но задачи трудового воспитания предусмотрены в других видах детской деятельности, например, в самообслуживании. В программах 6-7-го годов жизни повышается роль трудовой деятельности, которая занимает самостоятельное место как деятельность, отличающаяся от других содержанием и формой и в которой решаются конкретные и специфические воспитательно-образовательные задачи. Введение в программу воспитания старшей и подготовительной групп специального раздела «Труд» отличает «Программу» 1962 года от ранее выпущенных документов. Внимание к труду усилено и в программах других групп. Влияние начальных форм трудового воспитания на развитие взаимодействий между наблюдением детей за трудом взрослых и собственной трудовой деятельностью дошкольника благотворно сказывается на воспитании и развитии.
В программе указан распорядок дня, нормативы ухода за ребёнком, комплекс мероприятий для укрепления здоровья и правильного физического развития детей.
Построение программы предусматривало нарастание образовательного материала от группы к группе, закрепление, совершенствование достигнутого на следующей возрастной ступени.
Исключительное внимание в программе уделено нравственному воспитанию. Дружба между детьми, взаимопомощь и уважение к труду взрослых воспитывались в повседневной бытовой жизни, в процессе руководства детскими играми и носильным трудом. Всё содержание работы детского сада строилось в тесной связи с современностью. Выделялись задачи ознакомления детей с общественной жизнью, с яркими её явлениями и событиями, доступными детям. Современность отражена в содержании занятий с детьми, в играх, в рисовании, художественной деятельности детей в связи с подготовкой к праздникам - Октябрьской революции, 1 Мая. Программа намечает соответствующий круг детской литературы, песенного репертуара. Всё содержание образовательном работы, включённое в программу, органически взаимосвязано с воспитанием. И вместе с тем в программе, вышедшей в 1962 году, впервые обозначена образовательная работа с детьми, отчётливо сформулированы познавательные задачи, которые могут быть наиболее успешно решены лишь на специально организованных занятиях. Принцип обучения на занятиях перестроил всю программу: впервые вычленен тот программный материал, которым дети должны овладеть именно на занятиях.
Значительно усовершенствована программа развития изобразительной деятельности. С учётом результатов научных незнаний и передового опыта шла работа над созданием программы обучения изобразительной деятельности. До 1962 года задачи обучения рисованию, лепке и аппликации, в соответствии с «Руководством для воспитателя детского сада», определялись по трём возрастным группам: младшей (3-4 и їда), средней (5-6 лет) и старшей (6-7 лет).
В новой программе содержание обучения было распредели но по пяти возрастным группам: первая младшая - от 2 до 3 лет, вторая младшая - от 3 до 4 лет, средняя - от 4 до 5 лет, старшая - от 5 до 6 лет и подготовительная к школе группа -от 6 до 7 лет.
Чёткая возрастная периодизация, выделение новых возрастных групп поставили перед специалистами задачу разработать и уточнить содержание всех разделов обучения в каждой группе.
Дальнейшее развитие исследований в области дошкольной педагогики и психологии, обобщение передового опыта позволили научно обосновать и углубить многие важные вопросы воспитательно-образовательной работы детского сада. Институт дошкольного воспитания АПН СССР с 1968 года вёл работу по совершенствованию «Программы» 1962 года. Она была направлена на усиление общевоспитательной роли детского сада, дальнейшее развитие межвозрастных связей групп детского сада, преемственности между детским садом и школой. В программе обучения на занятиях была более чётко выделена образовательная работа, имеющая цель дать детям конкретные знания о явлениях природы, различных видах деятельности людей и знания более общие - для развития у детей начал теоретического мышления. Содержание занятий было направлено к тому, чтобы формировать у детей умственную активность, любознательность, интеллектуальные навыки и умения - наблюдать, сравнивать, выделять существенное, а также простейшие способы умственной деятельности.
Повышались программные требования к развитию культуры речи, воспитанию у детей фонематического слуха. Поставлены задачи нравственного воспитания, формирования навыков и привычек морального поведения, коллективных взаимоотношений детей в игровой и бытовой деятельности.
Эстетическое воспитание предусматривало формирование творчества на занятиях и в самостоятельной художественной деятельности. Большое внимание было уделено повышению двигательной активности, развитию у каждого ребёнка быстроты, ловкости, равновесия, силы и пр.
Усовершенствованный документ «Программа воспитания в детском саду» вышел в 1969 году. Он был создан на основе последних научных исследований, проводимых под руководством А.В. Запорожца и ТА. Марковой в связи с переходом советской школы на новое содержание образования и принципиальными изменениями, внесёнными в программы начального обучения.
Основные принципы построения новой «Программы воспитания в детском саду» те же, что и в документе 1962 года. Структура программы 1969 года предусматривала ведущую роль деятельности в воспитательно-образовательной работе. По видам деятельности построены и разделы программа игра, труд, обучение (занятия по развитию речи и обучению началам математики, по конструированию, изобра-1м ильной и музыкальной деятельности, ознакомление с общественной жизнью, природой, деятельность ребёнка в быту).
Учтено особое значение ролевой игры для нравственного иск питания. В программу был введён новый раздел – воспитание и развитие ребёнка. Его основная идея: развитие ребёнка происходит под влиянием обучения и воспитания при ведущей роли взрослого, педагога. Здесь же раскрыты задачи детского сада по всестороннему развитию ребёнка - физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию, специальной подготовке детей к школе.
'Задачи и содержание программы по физическому воспитанию направлены на повышение двигательной активности ребёнка на занятиях и вне, на формирование правильной ні.піки, на улучшение общего физического развития ребёнка. Был уточнён режим жизни детей разных возрастных групп.
Обращается внимание на индивидуализацию режима в зависимости и от состояния здоровья ребёнка и его общего развития.
Основой умственного воспитания считается сенсорное воспитание, а ведущая форма - обучение детей на занятиях, наши с младшего дошкольного возраста.
Уточнено содержание умственного воспитания, отобраны и систематизированы знания, имеющие развивающий характер и необходимые для формирования обобщённых знаний, особенно у детей старшего дошкольного возраста, что влияет на развитие таких специфических форм детского мышления, как наглядно-действенное и наглядно-образное.
Совершенствование содержания программы умственного воспитания повысило возможность развития познавательных процессов, любознательности, интеллектуальных навыков и умений - умения наблюдать и анализировать, сравнивать и обобщать.
Задачи нравственного воспитания дошкольников реализуются в играх, в труде, в повседневной бытовой деятельности, на занятиях при ознакомлении детей с доступными явлениями общественной жизни. Содержание программы нравственного воспитания представлено во взаимосвязи с другими сторонами воспитания, оно расширяется и обогащается от младшего возраста к старшему. На ступенях младшего дошкольного возраста первостепенное место отведено усвоению простейших норм культурного поведения, развитию положительных форм общения с окружающими, воспитанию любви к родителям и воспитателям, уважения к другим взрослым, дружелюбного отношения к сверстникам. На ступенях среднего и старшего дошкольного возраста усиливается внимание к формированию у детей начал коллективизма, нравственных качеств личности.
В целях воспитания нравственной направленности ребёнка-дошкольника программа предусматривала ознакомление детей с явлениями общественной жизни и акцентировала внимание на двух аспектах:
- на единстве формирования у детей знаний о моральных нормах и нравственно-направленной практической деятельности детей, что обеспечивается включением нравственного содержания в игры, труд, повседневную деятельность в быту и даёт возможность избежать вербального подхода к нравственному воспитанию, сделать наиболее устойчивыми положительные привычки и качества личности ребёнка-дошкольника;
- на неразрывной связи между моральными представлениями и формированием положительного отношения к тем фактам советской действительности, с которыми знакомят детей, т. е. подчёркивается важность не только сообщения доший, но и пробуждения нравственных чувств: любви к Родине, Советской Армии, к людям труда, чувства дружбы к 11"удящимся разных национальностей, уважения к основателю Советского государства В.И. Ленину.
В программе эстетического воспитания последовательно, от возраста к возрасту, представлено содержание обучения неї ей рисованию, пению, музыкально-ритмическим движениям, художественному рассказыванию. Обучение художественной деятельности - это основа развития детского творчества, формирование художественных способностей. В программе впервые представлен в каждой возрастной группе есть раздел, посвященный самостоятельной художественной деятельности вне занятий, усилены связи между эстетическим и нравственным воспитанием. II «Программе воспитания в детском саду» 1969 года большое внимание уделено подготовке детей к школе, преемственным связям между детским садом и школой. По замыслу авторов программы эта задача решается в течение всех лет пребывания ребёнка в дошкольном учреждении, однако наем и „не значимым является последний год перед поступлением ребёнка в школу.
В программе подготовительной группы преемственность отражена в задачах как всестороннего и гармонического развития, так и психологической и специальной подготовки к школе - формировании математических представлений, развитии речи и подготовки к овладению грамотой, Пропедевтике исторических знаний, знаний о живой и не-.1. иной природе, трудовой подготовке детей (А.В. Запорожец, II Л. Венгер, Л.Е. Журова, Ф.А. Сохин, Т.С. Комарова, В.Г. Нечаева, М.Ю. Кистяковская, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, Т.А. Маркова).
В подготовительной к школе группе повышались роль и удельный вес занятий, направленных на формирование у детей интеллектуальных навыков и умений, самостоятельности мышления; новым программным содержанием общеразвивающего характера пополнен раздел, посвященный обучению началам математики, развитию фонематического слуха и связной речи, пропедевтике грамоты.
Эта программа была высоко оценена американскими педагогами и психологами. Программа и книги российских авторов по дошкольному воспитанию переведены и изданы в Японии.
Программа 1969 года была положена в основу разработки так называемой типовой программы.
Развитие и совершенствование программных документов детского сада всегда были тесно связаны с научной разработанностью проблем воспитания дошкольников и опирались на последние для своего времени достижения педагогики, психологии и других наук. При этом преобладала широта научных подходов, учитывались исследования всех учёных, работавших по проблемам дошкольного воспитания в нашей стране. Это достигалось широким обсуждением программы на стадии завершения работы над ней учёными, методистами, педагогами-практиками. Программа рассылалась во все союзные республики, в крупные методические кабинеты Москвы, Ленинграда, Свердловска и других городов. Высказанные замечания авторский коллектив тщательно изучал и учитывал при окончательной доработке программы. После этого доработанный вариант утверждался на коллегии Министерства просвещения.
Из сказанного очевидно, что каждая последующая программа основывалась на анализе работы по предшествующей программе, включая достижения предыдущего периода, научные данные, полученные в процессе постоянно осуществляемых исследований в области общей и дошкольной педагогики, возрастной психологии и проверенные в практике работы с детьми.
В настоящее время в России существует около 30 разных программ - целостных и парционалных, которые создаются локальными научными коллективами, в большинстве случаев не только не связанными с другими научными подразделениями, но и просто дистанцирующимися от них. При этом, как правило, разработчики программ не ссылаются на тех учёных, которые заложили научные основы программного обеспечения педагогической деятельности по всестороннему формированию и развитию личности ребёнка. И было бы наивным думать, что сегодня можно создать какую бы то ни было новую программу, не учитывая 80-летнего опыта развития теории и практики дошкольного воспитания, опыта, получившего высокую оценку в тех странах, которые принято считать высокоразвитыми.
Комарова Т.С.
ОБУЧЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Создаваемая в нашей стране система общественного воспитания с первых шагов включала как одно из важнейших направлений эстетическое воспитание и развитие художественных способностей у детей. Это требовало решения широкого спектра конкретных задач: формирования у детей понимания прекрасного в жизни и искусстве, развития эстетического восприятия, начал художественного вкуса, желания создавать прекрасное своими руками, художественно-творческих способностей в разных видах деятельности и др. Такого подхода требовали документы, определяющие строительство новой школы и дошкольного воспитания как первого звена в системе народного образования.
Так, в «Основных положениях единой трудовой школы», документе, подготовленном А.В. Луначарским и принятом I съездом учителей в 1918 году, подчёркивалось: «Предметы эстетические: лепка, рисование, пение и музыка - отнюдь не являются чем-то второстепенным, какой-то роскошью жизни. Особенно рисование и лепка, как его вспомогательный предмет, должны занять выдающееся место».
Сегодня эти мысли не потеряли актуальности, а в нынешних условиях приобретают особое значение. И не случайно во многих публикуемых в педагогической печати проектах авторской школы большое место отводится эстетическому воспитанию и изобразительной деятельности.
Рисование, лепка, аппликация и другие занятия с различными материалами (бумагой, тканями, нитками и т. п.) вызывают у детей большой интерес, они удовлетворяют их потребность в деятельности, самостоятельности, в возможности сделать что-то своими руками, выразить себя в творчестве. Вместе с тем эти виды деятельности имеют большое значение для всестороннего развития ребёнка. Об этом писали Я.Л. Коменский, Д. Дидро, Ф. Фребель, Г. Кершенштейнер и многие другие. И не случайно поэтому одна из центральных проблем художественной педагогики - развитие художественных способностей у детей. Это требовало изучения условий, необходимых для развития художественного творчества.
В первые годы становления дошкольного воспитания одними из наиболее острых были вопросы о месте в нём художественного развития детей, о роли обучения в овладении предметами эстетического цикла и, в частности, изобразительной деятельностью.
Создание программ и утверждение идей обучения в эстетическом воспитании происходило в острой борьбе сторонников свободного воспитания с педагогами, провозглашавшими необходимость обучения как ведущего фактора развития ребенка, формирования его духовного мира, способностей к художественно-творческой деятельности.
Основная задача педагога, по мнению теоретиков свободного воспитания, сводилась к тому, чтобы создавать условия для выявления детской способности творить художественные. ценности, дать полную свободу детскому художественному выражению, снабдить для этого ребёнка разнообразным материалом. Обучение изобразительной грамоте они рассматривали как насилие над творческими способностями реб. Наиболее отчётливо эти позиции изложены А.В. Бакушинским и К.Н. Вентцелем.
Передовые педагоги 20-30-х годов (В. Бейер, К. Лепилов, Е. Разыграев и др.) резко критиковали эти идеи и выступали за то, чтобы обучать изобразительной деятельности как любой другой, в которой закреплён исторический опыт человечества. В поисках путей разрешения проблем художественного образования они исходили из задач воспитания всесторонне развитого человека. Для них характерен широкий подход к рисованию не только как к средству художественного воспитания, но и как к средству подготовки к разнообразной производственной деятельности (такая точка зрения была присуща и известному американскому педагогу Либерти Тэдду, основателю и руководителю художественно-технической школы в США). Это заставляло их думать о необходимости обучения всех учащихся художественной деятельности и прежде всего рисованию. Именно этим педагогам принадлежит первая попытка сформулировать задачи и научные принципы построения программ и планов по обучению изобразительной деятельности.
Особый интерес представляет деятельность Первой опытной станции Наркомпроса (основана в 1919 году), возглавляемой замечательным педагогом, известным деятелем русской культуры СТ. Шацким. Станция имела школьный и дошкольный отделы с детским садом, здесь велась работа по подготовке воспитателей для дошкольных учреждений и повышению их квалификации. При дошкольном отделе станции были организованы различные курсы, кружки, выставки, тесно связанные с дошкольными учреждениями Москвы. В программу занятий включалась и изобразительная деятельность. Хорошо понимая роль педагога в овладении детьми изобразительной деятельностью, руководители дошкольного отдела придавали большое значение подготовке воспитателей к работе в этой области: их учили рисовать, лепить, вырезать и конструировать из бумаги и других материалов и руководить художественно-творческой деятельностью детей. Специалисты дошкольного отдела Л.К. Шлегер, Л.Д. Азеревич, деятельность которых высоко оценивал СТ. Шацкий, считали, что этим занятиям следует уделять больше внимания. СТ. Шацкий высказывал мысли, имеющие принципиальное значение для руководства творческой деятельностью детей: «Работа ребячья, если она живая, есть в то же время игра: ребёнок играет в ту пещь, которую он делает, тут же в процессе работы, но тут же и присоединяет к ней ещё целый ряд мыслей, фантазий». Он подчёркивал, что детское искусство не забава, оно способствует умственному развитию детей.
Руководила этим направлением в дошкольном отделе Первой опытной станции Е.А. Флёрина, внёсшая значимый Вклад в изучение проблем детского изобразительного творчества и подготовку воспитателей к этой работе.
Большое внимание преподаванию изобразительного искусства уделяла Н.К. Крупская. В статье «Внимание изобразительному искусству в школе» она писала о важности развития восприятия, умения наблюдать, зрительной па-м» і и, образного мышления, воображения - качеств, по её мнению, необходимых и инженеру, и квалифицированному рабочему. Н.К. Крупская считала необходимым вооружать детей навыками изобразительной деятельности, которые позволяли бы им «схватить основное, характерное, взятое в реальных связях», подчёркивала общеобразовательную роль приобщения к изобразительному искусству, которое даёт ребёнку возможность освоить те или иные знания на эмоциональном фоне и поэтому является в руках педагога одним из действенных средств воспитательной и образовательной работы. Н.К. Крупская подчёркивала необходимость связи изобразительного искусства в школе с другими предметами, считая, что изобразительная деятельность должна включаться в каждый школьный предмет в виде
рисунков и учащихся, и учителя. Прогрессивные взгляды Н.К. Крупской, её авторитет имели большое значение для разработки эффективных путей художественного воспитания и развития детского творчества.
В области дошкольного воспитания теория и практика обучения детей рисованию, лепке, аппликации к тому времени еще не были разработаны. Вместе с тем становление советской школы, совершенствование содержания образования, а также же развитие общественного дошкольного воспитания настоятельно требовали решения проблемы обучения детей в детском саду, подготовки их к будущему обучению в школе.
Прежде всего нужно было сформировать у детей психологическую готовность к школе, желание и умение учиться. Однако главной задачей детского сада считалось развитие творческих сил и способностей детей путём создания внешней обстановки, способствующей пробуждению способностей, заложенных в ребёнке, на основе невмешательства педагога в этот процесс. Детей не приучали ни к систематическим занятиям, ни к систематическому учению. Это сказалось и на состоянии методики изобразительной деятельности. В первые годы существования советской системы дошкольного воспитания некоторые детские сады продолжали работать по системе Фребеля и Монтессори. Особенно сильны идеи свободного воспитания были в области эстетического воспитания. Хотя идеи невмешательства в детское развитие довольно скоро обнаружили свою бесперспективность, преодолеть их удалось не сразу.