Достоинство программы проявилось в том, что большое внимание уделялось играм как средству развития мышления, воображения, способностей, творчеству ребёнка как средству познания окружающей действительности, развития речи. Игра в это время утверждается как основной вид деятельности дошкольника, в программе указывается, что она способствует воспитанию здорового, жизнерадостного ребёнка. Кроме того, игра в этом документе рассматривается с точки зрения её значения для становления детских взаимоотношений, воспитания в духе коллективизма. Детским садам рекомендовались подвижные игры с правилами, дидактические, строительно-конструктивные, свободные, творческие игры или стимулированные, когда педагог различными средствами - чтением книг, проведением экскурсий, а чаще всего «организацией среды» - пособиями, игрушками и игровыми материалами «наводит детей на игру».
В программе даются указания о воспитании в детях коллективизма, о руководстве детьми в освоении правил поведения, приобретении навыков коллективной жизни, установлении дружеских отношений друг с другом и уважительного отношения к взрослым.
В программе 1934 года значительно усилено внимание к образовательной работе детского сада; стали упорядочиваться организационные формы обучения. Программа вводила в детском саду организованные, «установленные» занятия.
Организованные занятия были двух видов. Первый - фронтальные занятия, когда всем детям давали один и тот же материал и одинаковое задание, и занятия группами - задание общее для всех, но каждый выполнял какую-то его часть. Второй вид - занятия по выбору: воспитатель предлагал детям три-четыре вида материалов, и они сами выбирали и материал, и тему работы, и способы выполнения. Было предусмотрено расписание занятий на неделю для детей 7 лет: 3 занятия по грамоте; 3 - по математике; 2 - по ознакомлению с природой; 2 музыкально-ритмических занятия; 4 - работа с материалами; 2 - по развитию речи.
|
Между тем программа имела недостатки. Так, в ней недооценивалась роль воспитателя и переоценивалась роль среды в развитии ребёнка, воспитательной работе не уделялось должного внимания, роль педагога ограничивалась наблюдением за детьми и «организацией среды». В программе детализировалось, какие игрушки, пособия, материалы, инструменты должен подобрать педагог. Согласно ей, воспитатель должен лишь «следить» за правильным развитием ребёнка, а не руководить им.
Программные указания к организации игр в детском саду и строго регламентировали их тематику, поэтому не получали развития игры, возникавшие по желанию детей, что препятствовало развитию их творчества, инициативы. Таким обра-1ом, хотя воспитательная роль игры подчёркивалась, но предлагаемые методы «стимулирования» игровой деятельности не соответствовали специфике игры и педагогическим задачам руководства ею. Но важно отметить, что попытка найти пути педагогического руководства игрой на этом этапе была продуктивной, так как поиску методов руководства играми, отражающими окружающую действительность, уделялось особое внимание.
В июле 1936 года ЦК ВКП(б) принял постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпроса», в котором осуждалось диагностирование педологами детей, определяющее уровень их развития. Нередко поставленный ребёнку «диагноз» оказывался ярлыком, негативно отражавшимся на отношении к нему окружающих. Это постановление восстановило в правах педагогическую науку, роль педагога-воспитателя в формировании личности ребёнка. Оно подчеркнуло важность изучения детей самими воспитателями в повседневной жизни, в естественной и привычной для детей обстановке.
|
Н.К. Крупская в своей работе «Об извращениях в дошкольном деле» отмечала, что отрицательное влияние педологии особенно проявилось в дошкольном воспитании. Объясняется это тем, что общественное дошкольное воспитание - дело новое, кадры были слабо подготовлены, опыта не хватало.
Выявленные недостатки в области теории и практики дошкольного воспитания определили необходимость создания новых программ для детского сада.
В 1938 году, а в это время в нашей стране было уже 24 тыс. дошкольных учреждений, на основе критического анализа ранее существовавших программ и с учётом лучшего опыта были изданы «Устав детского сада» и «Руководство для воспитателя детского сада». Непосредственное участие в создании этих документов принимала Н.К. Крупская. Авторами «Руководства» были А.В. Суровцева, Е.И. Радина, Д.В. Менджерицкая, Ф.С. Левин-Щирина и другие. К составлению «Устава» и «Руководства» привлечён широкий актив воспитателей, методистов, научных работников.
Развернулась работа по изучению путей формирования у детей знаний, навыков, умений и способностей. Это имело неоценимое значение в определении новых принципов подхода к воспитанию детей дошкольного возраста. Разработанная психологами (Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым) концепция о роли освоения ребёнком общественно-исторического опыта в его нервно-психическом развитии, о роли обучения в присвоении индивидом человеческой культуры обосновала необходимость обучения в дошкольных учреждениях всех воспитанников детских садов с целью всестороннего развития, улучшения подготовки их к школе, создания предпосылок для творческой общественно полезной деятельности.
|
Большое значение образовательной работе в детских садах придавала Н.К. Крупская. Она писала: «Мы должны уважать права ребёнка, в первую голову его право на образование -то образование, которое необходимо для его возраста, ощупать каждую вещь, понюхать её, десяток раз что-то над ней проделать, десятки раз осмотреть её, десяток раз повторить её название и т. д. и т. п. Надо идти навстречу его желанию расширить свой горизонт путём наблюдения живой природы, живых людей, их труда, их взаимоотношений... Для дошколят право на образование - это право познавать окружающую жизнь».
Идеи обучения детей дошкольного возраста разрабатывались видным педагогом того времени Е.И. Тихеевой. Её дидактика строилась на прогрессивных положениях педагогики Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского. Она разработала программу образовательной работы детского сада но таким разделам, как ознакомление с окружающим миром, родной язык, счёт, знакомство с геометрическими формами. 111. Тихеева отстаивала позицию обучения детей в дошкольном возрасте и ещё в 20-е годы писала: «Обучение ребёнка наминается задолго до того, когда его засаживают за букварь и перо. Руководить именно этим обучением и есть основная задача детского сада».
Известный советский учёный педагог, под руководством Которой в 50-е годы была разработана теория и практика обучения в детских садах, А.П. Усова высоко оценивала работу и взгляды Е.И. Тихеевой. Она подчёркивала: «Богатый опыт I II. Тихеевой служил ценным источником для решения дидактических проблем советского дошкольного воспитания. Однако этот опыт долго оставался непризнанным».
В теории и практике дошкольного воспитания в 20-30-х годах параллельно развивались два направления: познавательное (знания давались детям в виде тем) и педагогика «делания» (знания, умения, деятельность). «Образовательные задачи, - писала по этому поводу А.П. Усова, - пытались разрешать "чисто воспитательным путём", в процессе "организации детской жизни", в форме "заданий", "организующих моментов", "тем" и т. д.».
В связи с этим представляет интерес методическое письмо, выпущенное в 1937 году Наркомпросом РСФСР, «Как перестроить работу детского сада». Цель письма заключалась в том, чтобы помочь педагогам детских садов в их работе до того, как выйдут новые программы, разрабатываемые дошкольным отделом Наркомпроса РСФСР на основе постановления ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпроса».
В письме вскрывались ошибки, допущенные в программах детского сада и практике работы с детьми. Главные из них следующие:
1. Основой программы 1934 года является образовательная работа. Перечисляются навыки и знания, обязательные для усвоения детьми в строго определённые сроки.
2. Знания и навыки в программе чрезвычайно детализированы, раздроблены.
3.Программа перегружает ребёнка сложными знаниями и навыками.
4. Образовательная работа осуществляется в ущерб воспитательной, причём программа рекомендует всю работу с детьми проводить по темам (комплексам), в основу которых также положены образовательные задачи.
5. Находясь под влиянием педологических схем изучения ребёнка, многие воспитатели детского сада мало знают детей, что, безусловно, мешает индивидуальному подходу к ним, имеющему особое значение для воспитания детей дошкольного возраста. Всё это делает программу формальной и наносит явный вред работе детских садов.
В письме определяются задачи детского сада, который должен воспитать здоровых, бодрых, жизнерадостных детей, поэтому основное место в работе детского сада должно быть отведено правильному физическому воспитанию детей.
В методическом письме раскрываются задачи нравственного, художественного воспитания, и ни слова не говорится об умственном воспитании, о подготовке детей к школе. Нетрудно заметить, что наряду со справедливой критикой были сделаны и неверные выводы, в результате чего из программ и практической работы с детьми выпали образовательные задачи, утвердилась явная недооценка усвоения детьми знаний, навыков и умений. Справедливо критикуя завышенные требования в программе 1934 года к труду и занятиям детей с разными материалами, методическое письмо 1937 года не даёт чётких указаний, как осуществлять трудовое воспитание, развивать умения в работе с разными материалами.
Подобная недооценка роли систематических знаний, навыков и умений прослеживается и в отношении изобразительной деятельности. В методическом письме подчёркивается, что занятиям рисованием, лепкой, с бумагой и разными материалами необходимо уделить большее место в работе с детьми. Основная задача этих занятий заключается в развитии творчества и инициативы. Никаких задач по овладению изобразительными знаниями, навыками, умениями не выдвигается.
Очевидно, что такие методические указания не могли направить внимание педагога на систематическую работу с детьми, на усвоение ими необходимых для успешной деятельностизнаний, навыков, умений. Поэтому и указания о развитии инициативы, творческих способностей не могли быть реализованы.
Тенденция к снижению роли усвоения детьми знаний, навыков, умений, отрицанию необходимости образовательной работы с детьми, систематического проведения занятий, умственного воспитания прослеживается и в выпущенном в 1939 году Центральным научно-методическим кабинетом по дошкольному воспитанию при Наркомате просвещения РСФСР сборнике статей «В помощь воспитателю детского сада и площадки на селе». Авторы сборника, в основном, - методисты по дошкольному воспитанию, и книга носит характер рекомендаций, указаний для воспитателей. Показательно поэтому, что в режиме дня, рекомендуемом для дошкольных учреждений, занятия как форма обучения не выделяются. В режиме определено время для игр и занятий, тем самым подчёркивается занимательный характер последних. В статье «Режим дня в детском саду и на детской площадке» указывается: «Играть и заниматься детям нужно с утра, когда они приходят в детский сад, после завтрака и до обеда, после дневного сна и до ухода домой. Если дети ночуют на площадке или в детском саду, то играм и занятиям отводится время до ужина...» Из сказанного видно, что задачи обучения ещё не входят в работу детского сада.
По существу в статьях нет и рекомендаций о методических приёмах проведения игр и занятий с детьми, а те указания, что имеются, носят неконкретный, расплывчатый характер.
В статье «Рисование, лепка и другие занятия с материалами в детском саду и на площадке» нет указаний о том, какие навыки и умения должны усвоить дети, чтобы изобразить что-то в рисунке, лепке. Автор рекомендует проводить занятия как на свободную тему, так и по заданию (последние только со старшими детьми). Вот что пишет он о руководстве этими занятиями: «Часто дети рисуют, лепят то, что им самим хочется изобразить. Каждый придумывает по-своему. Это - занятие на свободную тему. Детям постарше воспитательница иногда предлагает что-либо слепить, нарисовать или вырезать из бумаги. Это - занятия по заданию. И те и другие занятия полезны для развития ребёнка: занятия на свободную тему помогают развивать у детей самостоятельность, умение передать то, что их интересует; занятия по заданию дают воспитательнице возможность направлять внимание детей на различные предметы и явления, приучают детей выполнить то, что им поручается». В статье нет ни слова о том, какие навыки и умения должны быть усвоены детьми. Говоря о рисовании карандашами и красками, автор объясняет лишь, какие карандаши и краски можно давать детям, в каком количестве, как их приготовить. Это же относится и к лепке, объясняется лишь, как готовить глину для лепки.
Таким образом, и по отношению к изобразительной деятельности детей задачи обучения не выделялись и не ставились в рассматриваемом сборнике.
Не включала образовательного содержания и вышедшая в 1938 году программа («Руководство для воспитателя детского сада»). Разработка вопросов обучения детей в дошкольных учреждениях начинается лишь в 40-е годы.
В «Уставе детского сада» цели воспитания определены как всестороннее развитие и воспитание детей в духе коммунизма. В нём сформулированы задачи детского сада, представлена структура, принципы комплектования, основные типы детских учреждений, длительность их работы, требования к питанию, помещению. Указывалось, что в детском саду работа ведётся на родном языке. Устанавливались требования к образовательному уровню воспитателей, определялись обязанности заведующей, подчёркивался принцип единоначалия. Здесь чётко была определена ведущая роль воспитателя в воспитании детей.
В соответствии с основными целями и задачами воспитания «Устава» программно-методический документ «Руководство для воспитателя детского сада» конкретизировал задачи, содержание и методы работы с учётом возрастных особенностей детей. «Руководство» включало введение и семь глав: «Физическое воспитание», «Игра», «Развитие речи», «Рисование, лепка и занятия с другими материалами», «Музыкальное воспитание», «Знакомство с природой», «Развитие первоначальных математических представлений».
Задачи воспитания коммунистической морали и пути осуществления этой работы в детском саду были раскрыты во введении к «Руководству». Вся воспитательная работа детского сада, указывалось в «Руководстве», должна вестись в соответствии с особенностями детей дошкольного возраста и способствовать подготовке к успешному обучению в школе.
Основная задача детского сада, как отмечалось в этом документе, - правильное физическое воспитание детей. Другая важная задача - умственное воспитание, расширение кругозора ребёнка путём игр, занятий, знакомства с природой и окружающей жизнью. Подчёркивалось важное значение нравственного воспитания, формирования у детей любви к Родине, В.И. Ленину, Советской Армии, уважения к труду, лучшим людям страны, указывалось на важность воспитания с раннего детства дружбы, организованности, умения вести себя в коллективе, совместно играть, помогать друг другу. Задача педагога - воспитывать нравственные качества детей, их волю, настойчивость, выдержку, смелость, правдивость, уважение к родителям и старшим.
Большое место отводилось эстетическому воспитанию, которое рекомендовалось проводить с помощью музыки, пения, детской художественной литературы, наблюдения красоты природы, рассматривания художественных картин, игры, рисования, лепки и других занятий. Все эти задачи, подчёркивалось в «Руководстве», можно выполнить благодаря активной работе педагога, который полностью отвечает за правильное воспитание каждого ребёнка. Повышались требования и к воспитателю, которого отличает знание своего дела, инициативность в работе, разнообразные практические умения, внимательное отношение к детям, любовь к ним, высокая политическая сознательность. Своим собственным поведением воспитатель даёт пример аккуратности и порядка, в процессе занятий применяет разнообразные приёмы руководства, вызывая и поддерживая детскую самостоятельность и инициативу, внимательно наблюдает и руководит не только всей группой детей, но и каждым ребёнком.
Однако «Руководство» не было свободно от недостатков. Программно-методические указания и содержание программного материала давались не по возрастным группам, а по отдельным разделам работы. Это создавало трудности для воспитателя в планировании работы, распределении материала в течение года, определении его объёма в конкретные промежутки времени (месяц, квартал и т. п.), в определении объёма и конкретного содержания работы в каждой возрастной группе.
Материал для младшей, средней и старшей групп распределялся фрагментарно в разделах работы. В разделе «Игра» указывалось на необходимость наблюдать за играми детей. Вместе с тем мало внимания уделено требованиям к руководству играми, методам обогащения содержания детских игр, что значительно снижало роль воспитателя во время игр и их воспитательное значение.
Систематическое и планомерное осуществление задач воспитания в практике работы по «Руководству» затруднялось из-за недостаточной конкретности программного материала и методики его преподнесения детям. Например, из «Руководства» 1938 года был исключён имевшийся в предыдущих программных документах специальный раздел, направленный на воспитание детей в духе коммунистической морали. Эти вопросы были раскрыты лишь в общем виде во введении к «Руководству». Вместе с тем конкретизировать программное содержание, методы работы с детьми в этой, одной п і наиболее сложных областей воспитания, установить необходимую последовательность в преподнесении и усложнении познавательного материала с учётом возможностей дошкольников было под силу только наиболее квалифицированным практическим работникам.
Несмотря на некоторые пробелы, «Устав» и «Руководство» 1938 года имели огромное значение для улучшения работы детских садов. Они основывались на передовой практике и достижениях теории дошкольного воспитания.
В 1943 году была создана Академия педагогических наук, благодаря чему научно исследовательская работа по проблемам дошкольного воспитания значительно активизировалась В НИИ теории и истории педагогики был создан сектор проблем дошкольного воспитания. В нём под руководством А.П. Усовой работали Р.И. Жуковская, В.Г. Нечаева, Л.А. Пеньевская, Е.И. Радина. В НИИ художественного воспитания изучали проблемы эстетического воспитания Н.П. Сакулина, позднее – Н. А. Ветлугина.
На основании проведённых исследований в 1945 году были выпущены новый «Устав детского сада» и «Руководство для воспитателя детского сада». В этих документах появились новые разделы «Работа детского сада с семьёй», «Обязательные занятия». Данные документы развивали положения предшествующих «Устава» и «Руководства» (1938), обогащались последними достижениями теории и практики дошкольного воспитания. В «Руководстве» 1945 года более чётко был поставлен вопрос о ведущей роли воспитателя.
В этом документе преодолевались многие недостатки, характерные для предыдущего программно-методического документа. Так, были учтены трудности практики по конкретизации программного содержания работы по возрастным группам. В новом документе содержание всей воспитательной работы, объём, конкретные задачи и требования к воспитанию детей разных возрастов разработаны и представлены по возрастным группам.
Большое внимание уделялось закаливанию детского организма и развитию движений детей, воспитанию правильной осанки.
Раздел «Родной язык» был дополнен такими важными вопросами, как выработка правильного произношения, обогащение словаря детей, развитие связной речи. Воспитатель должен был научить ребёнка чётко произносить и строить фразы, употреблять точные обозначения предметов, их свойств и качеств, действий.
В «Руководство» 1945 года был вновь введён раздел, направленный на то, чтобы ознакомить детей с окружающим бытом и общественной жизнью. В нём поставлена задача не только сообщать детям сведения, расширять их кругозор, но и воспитывать положительное отношение к тому, что их окружает. На основе знакомства с жизнью советских людей, трудом в разных республиках страны, родным городом воспитывать детей в духе патриотизма и интернационализма. Гражданственная направленность «Руководства» 1945 года ярко проявилась благодаря списку музыкальных и литературных произведений, рекомендованных для слушания в детском саду. Например, для старшей группы: «Гимн Советского Союза», песни - «Маленький лётчик» В. Белого, «Конармейская» Д. Покрасса, «Партизан Железняк» М. Блантера, «Песня о пионере Ибрагимове» Д. Кабалевского, «Песня о Павлике Морозове» Ф. Сабло, «Замучен тяжёлой неволей». Для пения рекомендовали песни М. Красева «Мы победим», М. Старокадомского «Будем бойцами», а также песни народов СССР. В списки художественной литературы были включены стихи В. Маяковского «Возьмём винтовки новые», 3. Александровой «Гибель Чапаева», Л. Квитко «Письмо Ворошилову» и другие.
Новым в «Руководстве» явилось то, что знакомство детей с природой вошло составной частью в раздел «Знакомство с окружающим». Указывалось значение ознакомления с приро-ни1 для сенсорного развития детей. Подчёркивалось значение сенсорного воспитания, умственного развития. Помогая ребёнку ориентироваться в окружающем, воспитатель, говори лосі, в «Руководстве», должен формировать разнообразные интересы, развивать любознательность, наблюдательность, научить правильно, реалистично понимать явления природы и жизни.
Важным средством умственного воспитания признавались дидактические игры. В новом разделе «Работа детского сада с семьей» раскрывались содержание и формы этой работы. Большое внимание уделено пропаганде общественного дошкольного воспитания среди широких масс населения.
Новым в «Руководстве» было указание, чему должны научи і и я дети той или иной группы к концу года. Тем самым перед воспитателем ставилась задача выполнить в конкретный срок указанные в программе требования. Надо отметить, что как в «Руководстве» 1938 года, так и в 1945 году не был разработан раздел, посвященный трудовому воспитанию дошкольников. Поэтому недостаточно раскрывалось содержание детского труда, формы его организации, роль трудовой деятельности в нравственном воспитании.
Этот вопрос, наряду с такими не решёнными в дошкольной педагогике вопросами, как содержание, формы и методы обучения в детском саду, проблемы игры, нравственное воспитание, воспитание дошкольников в семье, преемственность работы детского сада и школы и другие, стал предметом дальнейших научных исследований.
В 1940-е годы в дошкольной педагогике выдвигается идея о необходимости выделить в воспитательном процессе его образовательное содержание. Эта прогрессивная идея была направлена к тому, чтобы преодолеть влияние теории «свободного воспитания».
В «Руководстве» 1945 года рекомендовалось проводить обязательные занятия (изменения по сравнению с предыдущим документом, где они названы «установленными»). Указывалось, что они являются обязательными для детей, организуются со всей группой по заранее продуманному плану и проводятся в определённое время. Цель их, как было сказано, - дать детям знания, навыки и умения. Вместе с тем в большей степени подчёркивалось их воспитательное значение, а не образовательное. Говорилось, что занятия способствуют развитию произвольного внимания и волевых усилий, дисциплинируют мысль ребёнка, организуют поведение. Отмечалось, что обязательные занятия должны помочь ребёнку подняться на более высокий, доступный его возрасту уровень развития, однако в тот период это указание оставалось декларативным. Несмотря на то, что дидактические задачи в этом «Руководстве» сформулированы уже достаточно отчётливо, сохранились рекомендации идти от интересов ребёнка, что было характерно и для практики первой половины 40-х годов. На этом уровне развития дошкольной педагогической науки ещё не была выделена программа обучения, которая должна осуществляться именно на занятиях, роль воспитателя сводилась к постановке заданий. Занятия проводились по типу свободной деятельности, а обучение в значительной мере подменялось самообучением.
Из-за неразработанности ряда теоретических вопросов в психологии и педагогике, и, в частности, взаимоотношений воспитателей и детей, обучения и развития, возрастных особенностей детей, педагоги и практики не смогли освободиться от влияния теорий саморазвития ребёнка, которое происходит в значительной мере независимо от воспитания и обучения. Утверждающийся в этот период принцип работы детей на обязательных занятиях по методике «заданий» НЄ обеспечивал планомерной образовательной работы. Эти занятия были рассчитаны на творческую активность детей, в значительной мере зависели от их склонностей и не имели чёткой программы. Овладение знаниями и умениями в «Руководстве» предполагалось, в основном, как желательное, по необязательное. Познавательный материал для каждого возраста дан в этом документе без акцента на знания, существенные для умственного развития детей, которые они должны усвоить на занятиях.
Исследования по проблемам обучения (А.П. Усова, Н.П. Сакулина) в 1940-х годах только начинаются. Известный советский учёный А.П. Усова в статье, посвященной обучению старці их дошкольников, писала в 1948 году: «В советской педагогике и психологии вопрос обучения рассматривался до сих пор как проблема школы и школьного возраста. Лишь недавно стали делаться попытки выяснить роль обучения в развитии и ребёнка дошкольного возраста, определить цели, содержание и организацию этого обучения». Усова подчёркивала, основанием для постановки вопроса об обучении в дошкольном возрасте является единство воспитательно - образовательного воздействия, включающего две неразрывно связанные друг с другом стороны влияния на развитие личности ребёнка: воспитание - как развитие нравственных черт
ношений детей друг к другу и к взрослым, начатков характера и воли, привычек и вкусов, физических свойств, и обучение - как сообщение первоначальных сведений о людях, вещах и явлениях окружающего мира, формирование навыков и умений.
Выступая за систематическое и целенаправленное обучение в детских садах, А.П. Усова, основываясь на результатах опытной работы по обучению, сравнения данных эксперимента с достижениями широкой практики детских садов, справедливо указывала, что образовательная работа приобретает по-настоящему важное значение и влияет на развитие всех детей в группе детского сада только в том случае, если она ведётся путём обучения, с учётом возрастных особенностей, имеет свои задачи, характерные формы организации и методы.
В эти годы под её руководством в дошкольном секторе Института теории и истории педагогики АПН РСФСР ведётся широкое исследование проблемы обучения детей дошкольного возраста на занятиях в детском саду. Вопросы обучения родному языку в дошкольном возрасте в эти же годы ставятся в работах М.М. Кониной. Обучение началам математики - тема, разрабатываемая A.M. Леушиной. На основе этих исследований А.П. Усова, РИ. Жуковская, В.Г. Нечаева, Л.А. Пеньевская, Е.И. Радина разработали теорию и практику обучения в дошкольных учреждениях.
В области изобразительной деятельности приоритет в решении проблемы обучения принадлежит Н.П. Сакулиной.
Обосновывая необходимость обучения, А.П. Усова писала: «Не у всех детей в одинаковой степени развивается способность воспринимать, усваивать речь, счёт, рисование и т. д. Если не идти здесь активным путём, т. е. не обучать детей, тогда ряд существенных задач не будет осуществлён, развитие ребёнка не получит нужного направления. Значит, если руководствоваться определёнными образовательными задачами, то необходимо прибегнуть к обучению.
Обучение характерно активной, обучающей ролью взрослого. Это даёт возможность целенаправленно осуществлять
задачи, идти рациональный путём... Обучение содержит возможность управлять процессами детского развития».
Решением коллегии Министерства просвещения РСФСР 4 сентября 1951 года признаётся целесообразным ввести обучение в практику работы детского сада. В решении указывается:
1. Обучение в детском саду рассматривать как процесс планомерной передачи воспитателем и усвоения детьми простейших знаний, умений и навыков, предусмотренных «Руководством для воспитателя детского сада».
2. Обучение в детском саду должно носить организованную форму, проводиться на обязательных занятиях, где воспитатель ведёт работу со всей группой детей и обеспечивает усвоение программного содержания каждым ребёнком. Обучение на обязательных занятиях носит воспитывающий характер: детям даются не только простейшие знания и навыки, но воспитывается отношение к людям, к явлениям природы и общественной жизни, воспитывается поведение ребёнка.
Содержание обучения в детском саду определяется «Руководством для воспитателя детского сада». С введением в детских садах обучения встал вопрос о переработке «Руководства» 1945 года. Новый программный документ - «Руководство для воспитателя детского сада» - вышел в 1953 году.
И «Руководство» 1953 года были включены указания об обучении, подчёркивалось его значение, раскрывались формы организации, методы. Но содержание образовательной работы в этом документе ещё мало изменяется по сравнению с «Руководством» 1945 года по той причине, что не все его разделы были разработаны в соответствии с новыми требованиями. Это предстояло сделать специалистам в области развития ребёнка-дошкольника.