Комарова Т.С.
К63 Школа эстетического воспитания. - М.: Издательский Дом «Зимородок», 2006. - 418 с. - (Педагогика детства)
ISBN 5-98849-037-9
Сборник, продолжающий серию «Педагогика детства», представляет труды крупнейшего специалиста в области эстетического воспитания дошкольников, Т.С. Комаровой, воспитавшей плеяду талантливых ученых, внесших вклад в развитие педагогической науки и практики не только в области дошкольного воспитания, но также в области коррекционной педагогики, организации и управления образованием, в развитие игровых технологий и во многие другие. Наряду с работами Т.С. Комаровой в книге даны труды ее учеников.
ББК 74.00
ISBN 5-98849-037-9 © Комарова Т.С, 2006
© Издательский Дом «Зимородок», 2006
Предисловие
Прошло более тридцати лет с того дня, когда воспитатели детских садов, преподаватели и студенты средних и высших учебных заведений познакомились с первым изданием монографии Т.С. Комаровой, посвященной формированию у детей графических навыков. С появлением этой книги одно из самых сложных и спорных направлений в работе с детьми по изобразительной деятельности получило научное обоснование, было положено начало многим научным трудам самой Т.С. Комаровой и её учеников, связанным с развитием детского изобразительного творчества.
Сегодня Тамара Семёновна Комарова - известный ученый-педагог, высококвалифицированный специалист в области теории, истории, методики и практики дошкольного воспитания, эстетического воспитания, обучения детей изобразительной деятельности и развития их художественных способностей.
Тамара Семёновна родилась в Москве в семье рабочих. Окончив в 1948 году 8 классов средней школы, поступила в московское дошкольное педагогическое училище № 7 (ныне педколледж № 3 им. Н.К. Крупской). Она училась у известного педагога Б.Р. Борщанской. С первого курса Тамара Семёновна принимала активное участие в жизни учебного заведения. В числе учащихся, успешно окончивших педучилище (1951), была направлена для продолжения образования в педагогический институт им. В.И. Ленина, где под руководством видных учёных Э.И. Залкинд, А.В. Кенеман, К.Н. Корнилова, В.Б. Косминской, Ф.С. Левин-Щириной, Д.В. Менджерицкой, Н.А. Метлова, Е.Ю. Демуровой сформировались её педагогические воззрения, которые легли в основу концепции эстетического воспитания детей.
|
После окончания института с 1955 по 1961 год работала преподавателем Иркутского дошкольного педучилища, воспитателем московского детского сада Фрунзенского района, воспитателем-методистом, методистом городского дошкольного методического кабинета Московского городского отдела народного образования.
В 1961 году Тамара Семёновна поступила в аспирантуру НИИ дошкольного воспитания АПН РСФСР, успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему «Формирование техники рисования у детей дошкольного возраста». Её научным руководителем была Н.П. Сакулина, крупный учёный в области эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
После защиты кандидатской Тамара Семёновна работала младшим, затем старшим научным сотрудником, а с 1976 года заместителем директора по научной работе НИИ дошкольного воспитания АПН СССР.
За это время ТС. Комарова защитила докторскую диссертацию на тему «Теория и практика обучения изобразительной деятельности в детском саду». В 1983 году заняла должность профессора кафедры общей педагогики в Московском государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина, где читала лекции по истории педагогики на факультетах музыки, художественно-графическом и дошкольного воспитания. В этот период кафедру возглавлял действительный член АПН СССР А.И. Пискунов. Здесь работали известные педагоги В.М. Кларин, А.Е. Дмитриев и другие.
|
Работа на кафедре стала для Тамары Семёновны хорошей научной школой, позволила расширить круг её научных интересов, включив в него историю педагогики, проблемы воспитания школьников, дидактики и другие.
Одновременно она была председателем секции дошкольного воспитания Педагогического общества РСФСР, руководила дипломниками и аспирантами. Своих учеников Т.С. Комарова учит не останавливаться на предмете собственного кандидатского исследования.
С 1991 года и до сегодняшнего дня Т.С. Комарова заведует кафедрой эстетического воспитания Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова, сочетая эту деятельность с работой в Международной академии наук педагогического образования, где она является академиком-секретарем бюро отделения педагогики и методики дошкольного и начального школьного образования; является академиком Международной педагогической академии, Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка. Кроме того, Тамара Семёновна продолжает руководить аспирантами и докторантами, являясь членом двух диссертационных советов и председателем диссертационного совета по присуждению учёной степени доктора педагогических наук по четырём специальностям.
|
Т.С. Комарова - заслуженный деятель науки РФ, известный учёный в области дошкольной педагогики. Её научные интересы преимущественно связаны с одним из важнейших аспектов дошкольного воспитания - эстетическим развитием детской личности.
Т.С. Комарова впервые создала дидактически и психологически обоснованную целостную систему обучения рисованию, лепке, аппликации детей 3-7 лет в детском саду. Специальное внимание в ней обращено на исполнительскую сторону способности детей к изобразительной деятельности, определена её структура и выявлены индивидуальные особенности дошкольников, отражающиеся на характере этой деятельности.
Результаты исследований Т.С. Комаровой имеют большое теоретическое и практическое значение. Они были положены в основу совершенствования системы эстетического воспитания в дошкольных учреждениях. По разработанной Т.С. Комаровой системе детей обучают изобразительной деятельности, развивают их творчество в дошкольных учреждениях России и странах СНГ Система получила признание японских педагогов.
Исследования Т.С. Комаровой легли в основу программы учебного курса для студентов дошкольных факультетов педагогических институтов и университетов «Основы изобразительного искусства и методики руководства изобразительной деятельностью детей», одним из авторов и редактором которой она является, а также в основу курса для дошкольных педагогических училищ и колледжей. При её участии и под её руководством создано пособие для учащихся педагогических училищ по этому курсу, которое неоднократно переиздавалось.
Т.С. Комарова исследует вопросы научной организации труда и управления в системе дошкольного воспитания. Результаты этой работы отражены в сборнике научных трудов «Социально-педагогические проблемы организации и управления в системе дошкольного воспитания».
Большое внимание уделяет Т.С. Комарова изучению проблемы преемственности в формировании художественно-творческих способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Особое внимание Т.С. Комарова обращает на подготовку научных кадров. Под её руководством подготовлено и защищено более 70 кандидатских и четыре докторских диссертации по различным проблемам воспитания и образования детей дошкольного и школьного возрастов.
Много времени уделяет Тамара Семёновна пропаганде педагогических знаний, выступая с лекциями и докладами перед коллегами, студентами, педагогами-практиками. Широкую научно-педагогическую деятельность Т.С. Комарова, как и во все предшествующие годы, совмещает с работой в дошкольных учреждениях и в начальных классах школы, где под её руководством проводятся экспериментальные исследования.
Она продолжает принимать активное участие во многих научных и научно-практических конференциях как в нашей стране, так и за рубежом (Венгрия, Болгария, Перу, Португалия, Сирия, Япония и др.).
Т.С. Комаровой написано и опубликовано более 260 работ, некоторые из них переведены и изданы в Болгарии, Италии, Японии и других странах.
ПРОБЛЕМЫЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Доронова Т.Н.
РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основные направления исследований Т.С. Комаровой развивались её учениками, проводившими научно-исследовательскую работу, результаты которой воплотились в разделе «Изобразительная деятельность» программы воспитания, образования и развития детей от двух до семи лет «Радуга». Так, например, рассматривая вопросы сенсорного воспитания детей 2-3 лет на занятиях рисованием, Т.С. Комарова считала, что их сенсорный опыт должен формироваться постепенно и постоянно. Наиболее ценные для развития изобразительной деятельности осязательные и двигательные ощущения ребёнка возникают в результате действий с изобразительными материалами. Поэтому по мере создания изображения педагог должен побуждать детей к зрительному восприятию созданных им штрихов и пятен.
Эта мысль получила подтверждение и дальнейшее развитие в специальном исследовании, проведённом О.Г. Тихоновой на тему «Рисование детей третьего года жизни» (1992). Было установлено, что наиболее эффективная форма изобразительной деятельности детей третьего года жизни - свободное рисование, когда ребёнок может передавать в рисунке то, что его интересует и волнует. В результате он получает удовольствие и эмоциональную разрядку. Педагог сохраняет эмоциональные образы, возникающие у ребёнка при восприятии окружающей действительности, и на их основе формирует графические образы. В индивидуальном общении с ребёнком педагог побуждает малыша вносить дополнения в свой рису- нок до получения узнаваемого образа, а также формирует у него представления о выразительных возможностях различных изобразительных материалов.
Особое значение для исследований по развитию детского изобразительного творчества имеет выдвинутое ТС. Комаровой положение об эволюции цвета в детских рисунках. В её трудах убедительно показано, что если ребёнок приобщён к художественной культуре, он не только видит, различает, называет цвет, но и свободно использует его в рисунке. Поэтому формирование представлений о цвете у детей дошкольного возраста должно включать активное накопление знаний о цвете разных и многих предметов и специальное обучение детей.
Исследование, проведённое Е.Г. Приходько на тему «Методические основы формирования представлений о цвете у детей пятого года жизни» (1993), позволило установить, что наиболее эффективно применять комплекс дидактических средств, развивающих эстетическое восприятие ребёнка. Подтвердилась гипотеза Т.С. Комаровой о том, что знакомство детей с цветом путём чувственного познания окружающего мира - явлений природы, предметов, материалов, произведений искусства, художественного слова - в сочетании с овладением техническими умениями создавать нужные для изображения задуманного цвета краски открывает труд ребёнком четырёх-пяти лет большие возможности для эстетического познания мира и обеспечивает наилучшие условия для самовыражения и самоорганизации личности, для ею эмоционального благополучия.
Исследование Е.Г. Приходько свидетельствует, что при благо-приятном педагогическом руководстве дети четырёх-пяти лет:
способны воспринимать, различать и усваивать названия (наличных цветов и оттенков. Это расширяет детский кругозор, обогащает жизненные впечатления ребёнка, способствует развитию словаря;
· в состоянии овладеть способами и принципами смешивания красок для получения различных цветов и оттенков, что значительно расширяет возможности детей воплощать задуманное в рисунке, способствует развитию детских замыслов и воображения;
· приобретают умения анализировать цвет, отделять его от конкретного предмета, что развивает аналитические способности детей и закладывает основы формирования художественного вкуса;
· приобретают навыки совершенствования своих рисунков, в результате чего у них формируется способность длительно удерживать собственные взаимосвязи и усложняющиеся цели, что способствует становлению и развитию важного психического образования этого возраста - целенаправленной деятельности.
Было установлено, что последовательная работа с цветом от светлых тонов, как наиболее близких и понятных детям, к ярким насыщенным тонам постепенно формирует у детей представление о разнообразии цвета и о способах его получения. Кроме того, эффективность работы повышается, когда цвет не навязывается детям как некая детерминанта, а преподносится как источник красоты мира.
Особое место в педагогических трудах Тамары Семёновны Комаровой занимает народное искусство. Благодаря её исследованиям и работам, выполненным под её руководством (А.А. Грибовская, Г.П. Новикова, М.Н. Братухина, О.А. Соломенникова и др.), было установлено, что народное декоративно-прикладное искусство, музыка положительно влияют на развитие детского изобразительного, художественно-речевого и музыкального творчества, на воспитание у детей чувства любви к Родине, своему народу, интереса к прошлому и настоящему его культуры.
До недавнего времени вся работа с детьми по приобщению их к народному искусству проводилась только в детском саду без взаимодействия с родителями. Специальное исследование, проведённое З.И. Тепловой на тему «Педагогические условия взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй на основе знакомства с народным искусством», позволило развить идеи Т.С. Комаровой в новом направлении. З.И. Тепловой было установлено, что при обоюдной заинтересованности сторон именно народное искусство может служить содержательной основой взаимодействия педагогического коллектива с родителями и детьми.
В ходе индивидуальных бесед с родителями, наблюдений за деятельностью педагогов, детей был сделан вывод, что в народном искусстве существуют темы, образы, близкие по эмоциональной значимости взрослым и детям.
Методом интервьюирования установлено, что родители и педагоги проявляют интерес к этнокультурным образам, в частности к образу солнца, так как они эмоционально значимы для ребёнка и имеют не только познавательное, но и нравственно-эстетическое значение. Поэтому на первом этапе работы родителям и педагогам была предложена разработанная З.И. Тепловой программа «Солнце зримое и духовное», позволяющая взрослым объединить свои усилия для развития художественно-эстетического творчества детей.
В ходе экспериментальной работы внимание педагогов и родителей сосредоточили на содержании, формах и методах взаимодействия с детьми. Было установлено, что наиболее перспективные формы включения родителей в жизнь дошкольного учреждения и взаимодействия с ребёнком следующие:
• тематические выставки, где родители и педагоги обменивались опытом овладения коммуникативными способностями в общении с детьми;
• совместные посещения музеев, ориентированные на познание ребёнком региональной культуры с помощью уникальных фондовых коллекций, а также включения в диалог с ребёнком музейного предмета посредством создания дидактических экспозиций с интерактивной зоной, изготовление реплик музейных предметов;
• тематические познавательные беседы, музейные уроки; проведение в семье и дошкольном образовательном учреждении фольклорных праздников, бытовавших в крае;
• создание родителями книги о своём ребенке с его автопортретом на обложке;
• театрализованная деятельность детей с родителями по мотивам славянской мифологии, русских народных сказок, связанных с образом солнца;
• фольклорные беседы в форме диалога с использованием слайдов по мотивам славянской мифологии;
• беседы, связанные с восприятием образа солнца в музыкальных произведениях.
В настоящее время научная педагогическая школа Т.С. Комаровой продолжает развиваться и по праву считается одной из значительных по количеству проведённых исследований, материалы которых широко используются в теории и практике дошкольного образования, отражены в программах, учебных пособиях для педагогов дошкольных учреждений и начальной школы, системы дополнительного образования, для студентов педагогических колледжей и вузов.
Новикова Г.П.
ПРОБЛЕМЫРАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ИССЛЕДОВАНИЯХ Т.С. КОМАРОВОЙ
Отечественная педагогика обращает внимание на необходимость развития творческих способностей у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. Большое значение для развития художественного творчества имеют работы видных учёных, педагогов и психологов: Л.С. Выготского, З.И. Теплова, Е.А. Флёриной, Г.В. Лабунской, Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, Т.Н. Дороновой и других.
Основополагающее значение для осмысления роли обучения в развитии детского творчества имеют исследования Т.С. Комаровой и её учеников. Их многолетние исследования и практическая работа с детьми свидетельствуют, что обучение не препятствует развитию творчества, а способствует его становлению. Не освоив на занятиях под руководством педагогов необходимых для рисования знаний, навыков и умений, не получив отчётливых представлений об изображаемом, ребёнок чувствует себя беспомощным. Он вынужден рисовать не то, что задумал, а то, что получается. Это вызывает неудовлетворённость, скованность, и чем старше ребёнок, тем острее он чувствует свою неумелость.
Одно из центральных мест в исследованиях Т.С. Комаровой занимает проблема развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста. Важное течение в её решении имеет изучение Т.С. Комаровой процесса формирования графических навыков рисования, которое переросло в исследование сенсомоторных способностей. Комплексные исследования, направленные на выяснение содержания ручной умелости, возможности и способов её формирования у детей дошкольного возраста, показали, что компонентами этой умелости являются техника рисования, формообразующие движения и регуляция рисовальных движений по силе, размаху и скорости. Каждый из выявленных компонентов включает навыки и умения, имеет специфику формирования.
Проведённое Т.С. Комаровой исследование свидетельствует, что существует определённая последовательность и взаимозависимость формирования компонентов ручной умелости. Начинается её формирование с технических навыков и умений, затем, чуть позже, когда основные знания о способах орудийных действий с карандашом и кистью образовались и технические навыки сформированы, можно приступить к обучению формообразующим движениям руки, позволяющим передавать форму предмета в рисунке. С этого момента обучение детей технике рисования идёт параллельно с обучением формообразующим движениям. Формирование сенсомоторных способностей целесообразно начинать тогда, когда дети овладеют основными формообразующими движениями.
Как показало исследование, основные параметры регуляции рисовальных движений можно сформировать у детей к 5-5,5 годам. Далее идут закрепление умения регулировать движения по скорости, размаху и силе, выработка более тонких градаций регуляции. Исследование обнаружило и подтвердило, что, овладевая компонентами ручной умелости, дети приобретают свободу действия, усваивают разнообразные способы рисования разными изобразительными материалами, получают возможность изображать различные предметы, явления окружающей жизни, которые вызвали их интерес. Дети овладевают такими средствами выразительности, как линия (разной направленности, протяжённости, интенсивности), форма разной величины, конфигурации. Они могут регулировать скорость рисовального движения и благодаря этому создавать быстрые наброски и тщательно проработанный рисунок - всё это даёт им свободу творческого решения изобразительных задач. Т. С. Комарова на основе анализа различных классификаций способностей к изобразительной деятельности, собственного экспериментального изучения ручной умелости как одного из её компонентов определила четыре группы способностей.
К первой группе отнесены способности восприятия предметов и явлений окружающей действительности, их основных свойств: формы, цвета, цветовых отношений, величины и пропорций. Сюда же относится и восприятие иллюстрации. Восприятие должно быть эмоционально окрашено, вызывать у детей яркие чувства и образы.
Вторую группу составляют двигательные способности, умелость руки, включающая координацию движений руки под контролем зрения. Эта группа способностей формируется достаточно рано и успешно при условии овладения детьми различными перцептивными действиями и систематического сенсомоторного развития.
В третью группу включены способности, которые можно определить как образное мышление, образные представления.
Четвёртая группа - это способности воображения. I.C. Комарова продолжает изучать формирование творческого воображения как компонента способностей к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.
Все названные способности успешнее формируются при условии их взаимосвязи.
Представленная классификация позволяет детально проанализировать способности, включённые в каждую группу, определить степень их разработанности и вести дальнейшие целенаправленные поиски путей и методов формирования способностей к изобразительной деятельности
СТАНОВЛЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Комарова Т.С.
СОЗДАНИЕ ПРОГРАММНЫХ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
После установления советской власти был поставлен вопрос о программе для дошкольных учреждений. На IV съезде по дошкольному воспитанию в 1928 году обсуждался проект программы и были приняты «Принципы составления программы детского сада». В документе указывалось на необходимость установления преемственности в работе яслей, детского сада и школы. В дальнейшем были составлены программы по «организующим моментам» и «по видам деятельности».
Программа определяла основные виды деятельности по следующим разделам:
1) общественно-политическое воспитание;
2) трудовое воспитание;
3) физическое воспитание;
4) музыкально-двигательное воспитание;
5) изобразительная деятельность;
6) математика;
7) грамота.
Программа по «организующим моментам» предусматривала 16 таких моментов. За основу организации взяты времена года и в каждом из них по 4 момента. Например, «Осенний квартал»: 1) организация жизни группы; 2) участие детей в оздоровлении быта; 3) участие детей в праздновании Октябрьской революции; 4) организация хозяйственного уголка и среды для занятий.
В 1932 году в 19 600 детских учреждениях воспитывалось 1 млн 617 тыс. детей. В том же году Наркомпросом, возглавляемым Н.К. Крупской, выпущен первый программно-методический документ для дошкольных учреждений. Он был разработан в дошкольным сектором Научно-исследовательского программно-методического института и специальной комиссией института. В комиссию входили научные работники и методисты: Р.И. Прушницкая, Е.А. Флёрина, М.М. Виленская, A.M. Леушина, Е.А. Аркин, Л.К. Шлегер, Е.Г. Леви-Гориневская, А.А. Невский, НА. Метлов, Ф.С. Левин-Щирина, Ф.Н. Блехер и другие. Руководили составлением программы А.В. Суровцева и РА. Скомаровская.
Была поставлена задача привести в систему содержание работы детского сада, учитывая весь опыт дошкольных учреждений, методические письма для дошкольных работников, научные исследования.
В этой программе впервые определён объём работы с детьми в детском саду, сформулированы задачи воспитания для каждой возрастной группы, включавшие общественно-политическое и трудовое воспитание, эстетическое воспитание средствами музыки и изобразительной деятельности. Были определены также задачи обучения грамоте, математике, ознакомления с природой. В программе указывалось, что детский сад осуществляет задачи коммунистического воспитания. Содержание программы свидетельствует, что её разработчики ставили задачу всестороннего развития ребёнка.
В объяснительной записке к программе перечислены ошибки предыдущего периода развития дошкольного воспитания, в частности, в области трудового и общественно-политического воспитания. Однако и эта программа не была лишена недостатков: мало места отводилось игре, переоценивалась роль трудовой деятельности детей, предполагаемый круг общественно-политических знаний был малодоступен детям дошкольного возраста.
Кроме программы «по видам деятельности» в дополнение к ней были выпущены три книги - для младшей, средней и старшей групп, где всё содержание программы распределялось по «организующим моментам», и воспитательную работу детского сада рекомендовалось строить по этому методу. В то время считалось, что метод «организующих моментов» позволяет связать все разделы программы. Организующий момент был введён как первая попытка систематизировать работу воспитателя и объединить содержание воспитания вокруг той или иной темы. Н.К. Крупская писала по этому поводу: «Мне кажется, что впервые был поднят вопрос об "организующем моменте" для того, чтобы детям давать более углублённое представление, может быть, не начинять их политикой до конца, но сблизить с тем, чем живёт страна». Темой организующего момента, в связи с которой детям давались знания, были практические дела - «жизненные задачи», например: «устройство уголка книги», «организация рабочего уголка», «участие в революционных праздниках», «помощь детским площадкам» и другие. Программа предусматривала для каждой возрастной группы на год 16 организующих моментов, которые распределялись по кварталам. Эта форма организации педагогического процесса была заимствована из комплексной школьной программы, построенной по схеме «природа, труд, общество». Однако компоновка познавательного материала по организующим моментам страдала формализмом, так как предусматривала механическое прикрепление всех разделов программы к определённой теме.
Вместе с тем у метода комплексирования программного материала имелись и положительные стороны: внимание детей привлекалось к окружающей жизни, это было важным средством воспитания у них первых социальных чувств и отношений.
Недостатки программы 1932 года не исчерпывались лишь методом планирования воспитательной работы. Детям дошкольного возраста был малодоступен представленный в ней познавательный материал, как по содержанию, так и по объёму, не были устранены перегрузки детей трудом, а также знаниями из области социальной действительности. Многие рекомендации, касающиеся практической деятельности детей, давались не дифференцированно и явно завышали возможности дошкольников. Так же, без учёта возраста, были подобраны детские книги для чтения и рассказывания. Мало
внимания уделялось родному языку и развитию речи. В программе явно переоценивалась роль окружающей среды и её стихийное воздействие на развитие личности, что снижало роль целенаправленного воспитания.
Эта программа проверялась на практике, и Н.К. Крупская в своём докладе на дошкольной секции ГУСа (1933), вскрыла её достоинства и недостатки (в частности, отсутствие преемственности со школой I ступени). В связи с этим началась переработка документа.
Между тем начиная с 1932 года дошкольные учреждения имели единую программу воспитания, которая давала воспитателю перспективу работы, ставила чёткие цели и задачи, устанавливала единые критерии в воспитании и развитии детей, открывала перед педагогом широкие возможности для его творческой деятельности, в том числе для поисков эффективных методов и приёмов воспитания. Наличие единой для всех детских садов программы - большое достижение системы советского общественного дошкольного воспитания.
Существенное значение для дальнейшего развития теории и практики дошкольного воспитания и подготовки программных документов детского сада имели постановления ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» от 5 сентября 1931 г. и «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» от 25 августа 1932 г. Они способствовали устранению недостатков, присущих программно-методическим документам детского сада, напоминая дошкольным работникам о необходимости учёта возрастной специфики в воспитании, предостерегали от переоценки возможностей детей. I Установление ЦК ВКП(б) от 1934 года «О перегрузке школьников и пионеров общественно-политическими заданиями» также помогало дошкольным работникам преодолевать недоcтатки в работе. Это касалось и преподнесения недоступных дошкольникам знаний, и привлечения к непосильным практическим делам и многочисленным обязанностям, и механического перенесения в работу с дошкольниками форм организации школьных и взрослых трудовых коллективов
В апреле 1934 года были выпущены новая программа и указания о внутреннем распорядке детского сада, утверждённые Наркомпросом. Программа включала следующие разделы: общественное воспитание - методические указания по возрастным группам; физическое воспитание - программа; игры -методические указания о содержании и организации игр по возрастам; художественное воспитание - программа; рисование, лепка и трудовые занятия; развитие детской речи и занятия с книгой - указания по возрастам; начатки знаний о природе - программа; развитие первоначальных математических представлений - программа; занятия по чтению и письму -программа; внутренний распорядок в детском саду.
Эта программа в большей степени учитывала возрастные особенности и интересы ребёнка-дошкольника. В ней отразилось стремление обеспечить всестороннее развитие детей, не перегружая недоступными их возрасту знаниями. Объём образовательного материала был значительно уменьшен.