Д. Берлев
Трудовое
Население Египта
В эпоху среднего
Царства
ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА»
ГЛАВНАЯ РЕДАКЦИЯ ВОСТОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Москва 1972
rf(M)03 Б49
От редактора
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР
Ю. Я. ПЕРЕПЕЛКИН
Издаваемая ныне книга — начало большого исследования Олега Дмитриевича Берлева о трудовом населении Египта времени Среднего царства, самой противоречивой и самой бурной поры египетской древности. Данные о трудовом населении тогдашнего Египта распылены по несметному числу памятников. О. Д. Берлев собрал все, что только мог, сопоставил и пристально изучил. Он освоил потребные источники так широко и полно, как никто другой на свете, сделал множество важных наблюдений общего и частного порядка. Даже в том случае, если читатель в каком-нибудь вопросе почувствует себя не в силах последовать до конца за ученым, он должен вникнуть в его доводы со всем вниманием, потому что у О. Д. Берлева не в обыкновении утверждать что-либо без обоснования. Уже одна эта первая половина исследования существенно продвинет вперед дело изучения древнеегипетских общественных отношений, еще так мало выясненных наукой.
Книга посвящена исследованию социальной структуры общества древнего Египта в период Среднего царства (XXII—XVII вв. до н. э.) —эпоху мощных сдвигов и потрясений, приведших к созданию огромной империи. На большом материале выявляется и исследуется основная категория производителей материальных благ («царские хемуу»), определяется ее место в социальной структуре и взаимоотношения с соседствующими и производными категориями.
1-6-3
106-72
Ю. Перепелкин
От автора
Первейшей задачей при исследовании социально-экономического строя древнего Египта должно быть, вне всякого сомнения, изучение социального положения основных производителей материальных благ — фундамента и основы древнеегипетского общества. Прежде всего необходимо выявить эту основную категорию производителей и определить ее положение в обществе, ее соотношение с другими, соседствующими социальными категориями. Этому вопросу и посвящается публикуемая работа, представляющая собой начальный раздел исследования, посвященного этой важнейшей социальной категории. Что касается последующих разделов исследования, в которых рассматриваются постоянные занятия этих людей, их отношение к военной службе, их участие в так называемых «царских работах» и т. п., то они, очевидно, будут опубликованы в виде отдельной монографии.
|
Материал египетских источников очень своеобразен. С одной стороны, египтяне любили изображать производственные процессы. Бесконечной чередой проходят перед нами изображения египетских тружеников, занятых самыми разнообразными видами работ. Мы видим их воочию, но, с другой стороны, остается загадкой, кто они были, какое положение занимали, как называли их сами египтяне. А между тем изображения нередко снабжались подробными пояснительными надписями; однако эти надписи, содержащие, казалось бы, самые разносторонние указания, не отвечают нам непосредственно на этот основной вопрос. Установить, что египтяне разумели под теми или иными на первый взгляд мало что говорящими терминами, какой смысл вкладывали в свои записи — иными словами, из уст самих египтян услышать ответ,— таков единственный путь, ведущий к разгадке. Таким путем мы и старались вести свое исследование.
|
Эпоха Среднего царства документирована значительно слабее, чем Старого или Нового. Однако особая ценность и значимость для историка среднеегипетского материала заключается в том, что кардинальное обозначение основных производителей материальных благ в среднеегипетских памят-
ник'ах встречается гораздо чаще и выступает рельефнее, чем в источниках других эпох.
Проведенное исследование позволило установить, что основой основ древнеегипетского общества (и, разумеется, не только во времена Среднего царства) были bmww njswt— «царские bmww» (термин limw, значение которого предстоит еще выяснить, обычно переводят как «раб», «слуга»). Читатель легко убедится в том, что эта категория являлась основной в древнеегипетской социальной структуре и что без изучения bmww njswt невозможно составить сколько-нибудь близкое действительности представление о египетском обществе вообще. К сожалению, доступный нам материал все еще скуден и слишком разнокалиберен, чтобы дать нам полную картину положения hmww njswt и соседствующих с ними социальных категорий. Многие важные аспекты проблемы пока остаются невыясненными и, видимо, будут оставаться такими более или менее продолжительное время вплоть до появления нового материала или новых исследований по общественным отношениям в смежные со Средним царством эпохи, в которые многое из находящегося вне досягаемости средне-египетских источников проявилось достаточно четко.
|
Чтение книги не требует специальных разъяснений. Укажем только, что все чины, звания, ранги, названия профессий, указания социального положения — словом, все то, что в египтологии принято называть «титулами», дается нами в транслитерации, сопровождаемой в скобках переводом или истолкованием (всегда в именительном падеже). Скобки, таким образом, отделяют от титула связанное с ним собственное имя, также транслитерируемое. Лишь немногие имена, а именно царские и авторов известных сочинений, а также географические названия переданы в позднеегипетской, коптской огласовке. Этот способ передачи собственных имен получает все большее распространение в отечественной литературе, однако, поскольку пока еще он может затруднить читателя, мы даем здесь растолкование коптизированных форм:
Анхуре (Онурис) — jnj-hrt
Атоте (Тети) — ttj
Ахмосе (Амасис, Яхмес) — j'bw-msjw
Висе (Фивы) — w;st
Иэб (Элефантина) — >bw
Кебто (Коптос) — gbtjw
Лехоне (Иллахун) — r;-font
Менфе (Мемфис) — mn-nfr
Микерэ (Мерикара) — mrj-k;-r'\v
Намарэ (Нимаатра) — nj-m;'t-r'w
Он (Илиоиоль) — jwnw
Олви (Упуат) — \vpj-\v;\vt
Пйопе I (Пепи) — pjpj
Рэ (Pa) — r'w
Секхотп (Себекхотеп) — sbk-btpw
Сенвосре (Сенусерт) — z-nj-wsrt
Сетой (Сети) — stj
Сехтепабрэ (Схотепибра) — sbtpw-jbw-r'w
Сйовт (Сиут, Асьют) — z;wtj
Таут (Тод) — drtj
Тетефрэ (Джедефра) — dd.f-r*w
Ткоу (Kay) —dw-k:
Тосор (Джосер) —dsr
Усире (Осирис) — Jst-Jrt
Хашепсове (Хатшепсут) — b;t-spswt
Шотп (Шутб) — s;.s-btp
Энйотеф (Антеф, Иниотеф) — jnj-Jtw.f
Эпвер (Ипувер) — jpw-wrw
Возможно, стоит обратить внимание читателей-неегилтоло-гов и на то обстоятельство, что изучаемые термины даются в книге то в единственном, то во множественном числе. Форма множественного числа отличается от формы единственного только прибавлением w к основе в мужском роде и вклинением w перед родовым окончанием t — в женском. Например: bmw (мужской род, единственное число) — bmww (множественное число), ijmt (женский род, единственное число)—bmwt (множественное число). Окончания двойственного числа » мужском роде wj (например bmwwj), в женском роде tj (например hmtj).
Все сокращения разъяснены в специальном списке сокращений.
Глава I
Bmww njswt
hmww njswt в Старом царстве
О людях, называемых bmww njswt «рабами/слугами царя» (к термину см. стр. 32), мы узнаем впервые из памятников Старого царства.
Граффити ступенчатой пирамиды Тосора. Древнейшее упоминание bmww njswt как будто засвидетельствовано в сделанных чернилами пометках на камнях пирамиды Тосора. j П. Каплони отмечает в этом до сих пор еще не изданном материале двух hmwwj njswt: ';-b;w-nlr и sbk-k> (AZ 88, 74).
Свидетельство nj-sw-hwj и wr-jrw.n.j. Помимо этих граффити староегипетские hmww njswt дают о себе знать еще только в двух гробницах второй половины Старого царства, одна из которых принадлежит номарху XVI нома nj-sw-hwj (Завиет эль-Меитин, LD II, 107 = VTN, 23), вторая — главе XV нома wr-jrw.n.j (Шейх-Сайд, Sh.S., 16 = Atlas HI, LIV. У. Смис относит гробницы ко времени соответственно VI и V династий: SHS, 215—216). Изображения в обеих гробницах настолько близки по своему стилю, что высказывалось мнение, что обе — работы одного художника. Было ли это в действительности так, сказать трудно, однако зависимость творцов гробниц, то ли одного от другого, то ли обоих от какого-то третьего, бесспорна. Особенно сходно изображена в гробницах страдная пора в хозяйствах nj-sw-bwj и wr-jrw.n.j, в которых принимают участие и bmww njswt. На западных стенах жертвенных помещений (культовых камер) гробниц, во втором сверху поясе показана «жатва ячменя дружинами дома собственного» и «жатва ячменя дружиной малой». В гробнице nj-sw-bwj, ныне уже недоступной, иероглиф «воробей» (nds «малый») скопирован неточно, од,нако wr-jrw.n.j. исправляет неточную копию, и притом дважды, а его свидетельство проверяется фотографией. Исследователи обеих гробниц не выяснили, что означает термин «пружина малая».
В нижней, четвертой сверчу полосе в обеих гробницах изображена «жатва полбы», которая у nj-sw-hwj осущесгвля-
ется «дружинами дома собственного» и Irmww njswt, а у wr-jrw.n.]— hmww n]swt и «дружиной малой».
Как понимать свидетельство обоих номархов? Если б урожай убирали только «дружины дома собственного» и hmww njswt, ответ был бы простой: bmww njswt — сторонняя рабочая сила, привлекаемая в хозяйство в пору страды, то ли путем найма, то ли административными путями: ведь оба хозяина в данном случае возглавляют администрацию области. Что может быть естественнее такого предположения, когда само название bmww njswt уже противополагает их частному хозяйству, в котором они, к тому же за полтысячи лет Старого царства, засвидетельствованы всего два раза: у nj-sw-hw] и wr-jr;w.n.J.
Однако в обеих гробницах речь идет не о двух, а о трех силах: 1. «дружины дома собственного», 2. «дружина малая» и 3. bmww njswt, и поэтому присутствие bmww njswt в гроб-ничных изображениях невозможно объяснить противоположением своих работников чужим.
В самом деле, на уборке ячменя в обеих гробницах показаны занятыми «дружины дома собственного» и «дружина малая». Нет никаких сомнений в том, что первые — это «свои»; тогда вторые — «чужие», ведь «дружина малая» противопоставлена не прочим «дружинам» (в этом случае противопоставление могло бы носить характер «специалисты» — «помощники»; иными словами, «дружинам», для которых сельскохозяйственные работы были профессией, придаются собранные С разных концов «дома» вельможи рабочие руки, занятые а поле только в страду), а «собственности» хозяев вообще и, следовательно, не входит в их «собственность», но является в двух данных хозяйствах сторонней, вбирающей в себя всю вспомогательную рабочую силу, необходимую в хозяйстве в пору страды. И надо сказать, что эпитет «малая» к этой ее вспомогательной роли подходит. Разумеется, эпитет не следует понимать буквально: «неполная», т. е. составленная в меру сил и возможностей в отличие от полностью укомплектованных регулярных «дружин дома собственного». В основе организации людских масс в староегипетскую пору лежит принцип некоего идеального судна, которое этими массами укомплектовывают. Отсюда и обозначение сельскохозяйственных работников в частных хозяйствах — jzwt, которое мы только условно передаем «дружина», тогда как на деле этот термин означает «корабельная команда», «экипаж». Отсюда и название рабочих отрядов по корабельным ориентирам: «носу» (w;d), «правому борту» (jmj wrt), «левому борту» (t; wr) и «корме» (jmj ndst, ndst). «Кормовой отряд» именовался z; nds «малой, кормовой чередой», а так как в частных хозяйствах вместо «черед» одной «корабельной дружины» действовали многие такие «корабельные дружины», был сфабрикован но-
s
вый термин — «кормовая дружина». Нигде, кроме как у nj-sw-frwj и wr-jrw.n.j, этот термин не встречается, но это не означает, что именно эти номархи ввели его в обиход. Просто египетские хозяева и не любили и не считали нужным особо подчеркивать то обстоятельство, что их хозяйства в страду не могли обойтись своими силами.
Трудно сказать, делили ли оба номарха свою собственную рабочую силу на «дружины носовые, лево- и правобортовые», однако нельзя не признать, что наименование «кормовой» для вспомогательного отряда очень подходит.
Полба в обоих хозяйствах, если понимать гробничные пояснения буквально, убирается не теми силами, что занимались ячменем. У nj-sw-bwj это «дружины дома собственного» и bmww njswt. Поскольку опять-таки первые явно «свои», то ljmww njswt, не названные «собственными»,—«чужие». А если так, то либо данные «чужие» тождественны тем, Что были заняты на ячмене, т. е. «кормовому отряду», либо же номарх имел две разновидности «чужих» — hmww njswt и каких-то; других людей.
Последнее предположение начисто отвергается wr-jrw.n.j. У него полбу убирают bmww njswt и «кормовая дружина», и поскольку «кормовая дружина» — это «чужие», то bmww njswt должны быть своими, иначе получится, что wr-jrw.n.J ячмень убирал своими людьми с некоторой помощью со стороны, а полбу — почему-то исключительно сторонней рабочей силой. Это абсурд.
Действительно, дело в обеих гробницах обстоит таким образом, что картины жатвы ячменя образуют с картинами жатвы полбы одно целое. Первые картины изображены раньше, поэтому пояснения в них выдержаны, так сказать, в официальном духе. Вторые — вариант первых, и пояснения к ним варьируют основную тему, не искажая, однако, ее. Номарх nj-sw-bwj заменяет словами bmww njswt термин «кормовой отряд», следовательно, оба понятия тождественны и «кормовой отряд» как раз и состоял из hmww njswt. С другой стороны, если wr-jrw.n.j заменил «дружины дома собственного» bmww njswt, то, стало быть, эти «дружины» состояли из bmww njswt. Иными словами, и собственная и сторонняя рабочая сила в хозяйствах этих вельмож состояла исключительно из hmww njswt.
Вывод этот неожидан, но из-за того только, что термин hmw njswt сам по себе не увязывается с частным хозяйством, противопоставляется ему. Однако для египтянина противоречия в этом не было, и в дальнейшем читатель увидит, что bmww njswt могли вполне входить в «собственность» (dt) частных лиц. Более того, материал эпохи Среднего царства неоспоримо доказывает, что частное хозяйство того времени ■основывалось исключительно или прежде всего на труде
с
именно bmww njswt, a nj-sw-bwj и wr-jrw.n.j позволяют нам сделать вывод о том, что эпохи Старого и Среднего царства в социальном отношении гораздо ближе друг к другу, чем до сих пор было принято считать.
Иносказательное употребление термина bmw njswt.
Все термины, обозначающие низшие слои общества, используются знатью для выражения верноподданнических чувств царю. Это широко известно. Однако термин «царский bmw> приобрел специфическое значение не как выражение самоуничижения перед владыкой, а как обозначение высокопоставленных лиц, близких к царю. Сравни заявление wr-r'w: «никогда не говорил я чего-либо злого против людей каких бы то ни было царю или bmww его, но только выбирал все хорошее» (Urk. I, 233, 13—15=Oiza Н. I, 12).
bmww njswt в Среднем царстве
По сравнению со староегипетским среднеегипетский материал по bmww njswt может показаться просто богатым, тогда как на деле и для этой эпохи он очень отрывочен и скуден. Несмотря на довольно частые изображения и перечисления челяди в это время, bmww njswt изображаются и упоминаются так редко, что в таких крупнейших собраниях древностей,. как Каирский, Британский и Берлинский музеи, нет ни одного- бесспорного примера этого термина (имеются в виду изданные каталоги этих музеев). Такое положение возможно как: в том случае, если bmww njswt не входили в челядь, а следовательно, и в хозяйство частных лиц, и лишь иногда, временами, оказывались в такое хозяйство втянутыми, так и в, том случае, если bmww njswt как раз и составляли челядь. частных лиц.
Разные памятники. Питри удалось в один археологический сезон обнаружить в Эботе три памятника, упоминающие bmww njswt. На одном, стеле времени первых царствований* XII династии, «hmw njswt sbk-btpw», две женщины (bmtj) и. еще' один не- названный особо челядинец изображены направляющимися к своему господину с разнообразными яствами (Court., 24=Т., XLVIII). На стеле «жреца-пророка mntw-btpw» (рубеж XI и XII династий) совершенно аналогичная картина: «bmw njswt sm;w» и три «bmwt» идут к господину со всякого рода провизией (Court. 22 = Т., XLVII). Третий «bmw njswt bk;-jbw» упомянут вместе с «wb;jt (служанка) sb't» на жертвеннике, увековечившем семью «b>tj-f (князь) snw-'nhw» (вторая половина Ср. ц.), причем оба челядинца названы после всех родственников, на самом носике жертвенника (Court., 25)_
На другом жертвеннике этой же семьи (СМ 23045) для них вообще не нашлось места.
На стеле «;tw '; nj njwt (великий наставник городского отряда, военачальник) z;-rnnwtt» (Tor. 1629) упомянут «bmw njswt wr-ptb, рожденный pzsw» (то же время).
На стеле «z;w jbwt (страж вещей) z-nj-wsrt» (Louvre С 170) среди разнообразной челяди назван и «bmw njswt z-nj-wsrt» (С. II).
На стеле «jdnw nj jmj-r; sd;wt (заместитель начальника казны) sbk-jrj» (Louvre С 30) увековечен «bmw njswt snbj» (XIII дин.). Параллельный памятник того же лица (СМ 20329), к сожалению, его больше не упоминает.
Все перечисленные памятники свидетельствуют о том, что bmww njswt входили в челядь частных лиц. Иначе они не были бы изображены или упомянуты на заупокойных памятниках своих господ.
Мюнхенская стела. Стела Munch. 4; Т., LXXVIH заставляет еще более укрепиться во мнении, что bmww njswt находятся в собственности частных лиц. На ней «bmw njswt s'nbw-nmtj» изображен сбоку вместе с четырьмя «hmwt>. Вся эта группа несет яства господину и служит лишь придатком изображенных в нижней полосе главного пояса стелы процессий челяди. Процессий две: слева — мужская, справа — женская. Совершенно ясно, что обе процессии и придаток сбоку стелы — одно целое и пояснение к одному из трех элементов имеет отношение ко всем. Над мужской процессией стоят •слова n] dt.f, сами по себе бессмысленные, но становящиеся весьма содержательными, если их связывать с конкретными титулами, выписанными при каждой из изображенных фигурок: «земледельцы, пивовар, прачечник, чашник от собственности его». Нет сомнения, что эта же надпись относится и к женщинам, и к боковой стороне стелы, но, конечно, в сочетании с женскими титулами предполагается приведение этого пояснения в согласие с родом управляющего существительного: njt-dt.f. Таким образом, определенно bmw njswt оказывается «собственностью» частного лица, «собственностью», разумеется, особого рода, в древнеегипетском понимании этой категории (о чем см.: ПЧС, 115—121), «но все-таки «собственностью».
Спорные примеры на стелах. Может быть, «[bmw] njswt rnw-jrj» упоминается в списке челяди княжеской семьи (СМ 20161, вторая половина Ср. ц.). Большинство челядин-цев названо на этой стеле nj-dt — «людьми собственности», однако есть и профессиональные обозначения — «пивовар». Если наше восстановление верно, то выделение bmw njswt из >среды «собственных людей» в этом контексте еще не означа-
п
ет противопоставления hmw njswt «собственности» княжеской семьи.
Возможно, «bmw njswt rn-snbw» (Br. m. 1348, царствование j'j-jbw) упомянут на стеле «;tw nj tt bk; (наставник судовой команды властителя — флотский военачальник) z;-hwt-brw» (Br. m. 1348), но полной уверенности в этом нет. Дело в том, что в позднем Среднем царстве совершенно сходную-со знаком «фт» форму приобретает и иероглиф bkr, которым пишется чрезвычайно распространенный титул чиновниц hkrt njswt w'tt «украшение царя единственное». Добавление «единственное» часто отсутствует, и тогда женский титул легко-можно принять за термин bmw njswt. В приписках к изображениям путаницы быть не может, так как bmww njswt — мужчины, однако в списках, когда пол поименованных лиц неясен, трудно сделать выбор между двумя титулами. Британская стела как раз представляет собой такой случай.
Гробница znt. Как ни редки bmww njswt на стелах, еще реже встречаются они в гробницах. Даже в таких щедрых на изображения челядинцев и пояснения к ним гробницах,. как бенихасанские усыпальницы Аменемхэ и Хнемхотпа II, нет и намека на hmww njswt. В гробнице znt (С. I) bmw njswt только упоминается в разговоре. В §n'w [место приготовления и храпения нищи, букв, что-то вроде: «запретное (для посторонних) место») разыгрывается такая сценка: маленький мальчишка, без сомнения сын одной из работниц,. ходит по §n'w, выпрашивая себе разные лакомства. Особенно привлекает его к себе пивовар, отжимающий пиво из^ сладкого пивного теста. Надо думать, пивовару надоели его вымогательства, поскольку в ответ на очередную просьбу он кричит: «Гиппопотамово отродье, ты прожорливее, чем bmw njswt, когда он пашет!» (Antef., XI). Эта фраза определенно показывает, что bmw njswt — явление, свойственное отнюдь не одному царскому хозяйству. Сравнение имеет обобщенный смысл и предполагает всякого пахаря вообще. Даже не столько пахаря, сколько земледельца, так как египетский, глагол «пахать» предполагал занятие полевыми работами разного рода, обработку поля в целом, а не только пахоту.
Таким образом, надпись в гробнице znt доказывает, что земледельческое население Египта состояло в основном из bmww njswt. Вместе с тем это сравнение, казалось бы, предполагает, что домашняя челядь, в частности работники sn'w, не является bmww njswt. Однако фраза может иметь более широкий смысл: маленький прожорливее взрослого мужчины, занятого тяжелой работой. При таком истолковании ее bmww njswt оказались бы не одни землепашцы: домашняя челядь также попадала бы в их число. Памятники, которые нам еще
предстоит рассмотреть, подтверждают именно такое истолкование свидетельства этой гробницы.
Гробница sbk-nhtw. Единственное в гробницах изображение hmww njswt мы встречаем у «h;tj-' (князь) sbk-nbtw» в Эль-Кабе (Seb., IV, XIII дин.; Т., CCXXVI). Номарх и его жена изображены в окружении многочисленной родни. Тут же идут приготовления к пиру. Прямо перед супругами разделывается бычья туша. Работой мясника и, как видно, вообще всеми приготовлениями руководит брат сановника, а за ним идут люди, нагруженные яствами. Надписи в гробнице и сохранились и скопированы плохо, однако при первом человеке удается рассмотреть титул bmw njswt, также и при втором; при третьем видно еще слово njswt — следовательно, и он был bmw njswt. Вся верхняя часть фигурки четвертого не сохранилась, пропало, и пояснение к ней, но нет оснований сомневаться в том, что и он был назван так же, как и первые. О пятом нельзя ничего сказать, поскольку неясно, изображен ли он праздным или только издатель гробницы скопировал его таким образом. Пояснений к нему нет. Если он действительно не несет никакой провизии, его, замыкающего ряд bmww njswt, можно принять за начальника над ними.
Помимо hmww njswt в гробнице изображена и другая челядь (T.,CXXXVI). «Кравчий»(Seb.,V) и «чашник»(Seb., VIII) подносят хозяину напитки. Есть изображение и sn'w (Seb., XI=T., CCXXVI), все работники которого названы «сыновьями его». Кто этот «он»? Какой-то челядинец? Но в таком случае где его изображение? Как раз эта часть гробницы сфотографирована и опубликована заново Врежинским (Wr. Вег., 35). Никакого челядин-ца нет. Если это номарх, то такое обозначение очень странно. В гробнице изображены рыболовы и землепашцы, не названные особо.
Встает вопрос, противополагаются ли bmww njswt всем этим челядинцам как особая группа или же взаимоотношения их с прочей челядью надо понимать как-то иначе. Ответить на него, основываясь на материале одной гробницы sbk-nbtw, разумеется, невозможнр.
Гробница [bbj. Гробница bbj в Эль-Кабе, служившего во времена XIII династии в качестве «;tw nj tt bk; (наставник судовой команды властителя = флотский военачальник)»,—источник № 1 не только по истории эпохи Среднего царства, но древнеегипетского общества вообще, ибо только в этой гробнице дан список «челяди (mrjjt)» частного лица. Если бы не списки bbj, содержание термина mrjjt и состав частной челяди оставались бы неясными. Свои списки хозяин сопровождает довольно интересным текстом автобиографического характера. Но поскольку материалы bbj имеют характер до-
кументов, они будут рассмотрены вместе с прочими документами, касающимися bmww njswt.
Кахунские папирусы. В числе папирусов, обнаруженных Питри в Иллахуне (Питри ло ошибке исказил это название в «Кахун»), два письма (рубеж XII и XIII дин.) касаются дел bmww njswt.
В одном неизвестный сообщает какой-то женщине: «Смотри, я рад (?). Смотри, я [на]шел bmw njswt sbk-m-bb. Смотри, он был в бегах. Смотри, я поместил его в узилище слушания (дел=суд?). Смотри,... работает для меня> (Р. Кап., XXXIV, 18—22). Далее утрачено 10 строк и неясно, продолжает ли конец письма дело bmw njswt или оно посвящено какому-то другому.
Во втором письме от «невольника дома собственного (этот титул — эпистолярная условность) kmw.n.j» к «jmj-r; prw (домоправитель) jjj» есть такая фраза: «Приятное сообщение господину относительно веления, чтобы обратили внимание на твоего bmw njswt w>d-h;w в отношении выдачи писаний его без предоставления ему возможности убежать, (выполнено) подобно всему доброму, постоянно творимому владыкой ж.ц.з.» (Р. Кап., XXXV, 10-14).
Свидетельство этого письма представляет исключительный интерес. Отправитель уведомляет адресата, что он выполнил его распоряжение о выдаче его bmw njswt «писаний его», проследив вместе с тем, чтобы он не сбежал. Следовательно, «писания» давали возможность bmw njswt покинуть хозяйство и, стало быть, были какого-то рода документом, который мог обеспечить свободный проход по стране, но вместе с тем не предназначался специально для этой цели. Ведь bmw njswt получает документ не для поездки. Напротив, следят за тем, чтобы он не сбежал. Следовательно, это не пропуск, не подорожная. Это может быть только какое-то удостоверение личности, которое хозяин bmw njswt держит у себя, тем самым лишая его возможности покинуть его (хозяина) хозяйство.
Итак, кахунские письма показывают, что bmww njswt действительно находилась в хозяйствах частных лиц, к которым они так или иначе были прикреплены.
Списки bbj. В своей гробнице bbj увековечил список своей челяди. Вот он: (Левая часть) «Список челяди, которая...(?) внутри дома. Перечень имен ее: (1) bmw njswt (в дальнейшем — b.n.) jrj; (2) b-n. прачечник (?) msjw; (3) b.n. mntw-m-z;.f; (4) b.n. bzt-nj(t)-kb; (5) h.n. brw-jrr.f-n.J; (6) b.n. bbj; (7) b.n. hrj; (8) b.n. k;-b.r...; (9) b.n. r*w-btpw; (10) b.n. sn.j-rsw; (11) b.n....-snd-kb; (12) b.n. другой r'w-btpw; (13) b-n bbj-ra-bzwt; (14) муж (человек) истины sbk-nbtw; (15) h.n. z;-jj
(16) b-n. hrw-m-mrw; (17) h.n. bzt-(njt)-kb-(njt)-nbw (т. е. золотой прохладительный кувшин, ср. № 4, или же: золотых дел мастер hzt-(njt)-kb); (18) h.n каменотес p;-ntj-n.j; (19) b.n. ttj; (20) b-n. wg;.f; (21) b-n. 'nb.f-n.j.
(Правая часть): (1) жена истины z;t-jj; (2) bmt (в дальнейшем b.) rrjj; (3) b. nbw-btptj; (4) b. j't-jbw; (5) b- nfrt-sdwi (6) b- -j; (7) b- 'nkt-nfrt; (8) b. nsj; (9) b- nfrw; (10) b. l;wj-n-jj-mrw; (11) b- i;wj-n-jpwt; (12) b. p...-r-nbw; (13) b- sn.j-nj-*hw-n.f-Jbw; (14) b. t;wj-n-mwt; (15) b. psd-r-jtw.f; (16) b- wsr-hr-mw.s; (17) b- nn-nrj-r-jbw; (18) b- hd-Mpw-jrj; (19) b- wnn-w;t.s; (20) b. bsj.n.j-r-nfr; (21) b- kjt.j-srt; (22) h. tjmj».
Итак, списки делятся на две группы: мужскую и женскую, из которых озаглавлена только мужская, хотя заглавие распространяется и на женскую. Ведь термин «челядь» перед мужским списком пояснен фигурками мужчины и женщины.
Очень близки к спискам bbj изображения на мюнхенской стеле sbkj. В нижней полосе изображений на стеле челядь также поделена на мужскую и женскую группы (последняя дополнена еще сбоку стелы), из которых озаглавлена только мужская, хотя заглавие относится и к женской.
Женская группа челяди состоит из bmwt, как и у bbj, однако мужская — из разных профессий. Тем самым доказывается, что эти профессии принадлежат bmww njswt, но об этом пойдет речь ниже.
Сейчас важно сделать вывод, что термины bmw njswt и bmt — корреляты и обозначают один и тот же социальный слой. Неизбежен и другой вывод: в хозяйстве bbj работали только bmww njswt, а так как его хозяйство ничем особенным не выделялось из ряда других, придется признать, что на труде bmww njswt и было основано египетское частное хозяйство. Этот вывод делает Ю. Я. Перепелкин (ПЕВИ, 272).
В Старом царстве, как показывают nj-sw-bwj и wr-Jrw.n.j, дело обстояло, как видно, так же, коль скоро их «дружины дома собственного» состояли из bmww njswt.
Поразительно, что bbj не только противопоставляет bmww njswt своих bmww njswt, но и «дружинам» древности — свои «дружины». Последнее обстоятельство особенно удивляет, поскольку известно, что «дружины» в сельском хозяйстве не пережили конца Старого царства и в Среднем царстве этим словом обозначаются только экипажи судов (ПЕВИ, 272— 273). Разумеется, bbj свои отряды не называет «дружинами»; он вообще оставляет их без названия, однако они налицо.