Изучение сенсорного развития детей с нарушением зрения имеет существенное значение для разрешения ряда конкретных проблем специальной коррекционной педагогики и для разработки научно обоснованной системы обучения и воспитания данной категории детей.
Вместе с тем само направление исследований в области сенсорного развития детей с нарушением зрения продиктовано потребностью понимания своеобразия природы и механизмов становления сенсорной сферы ребенка в условиях зрительной недостаточности.
От понимания закономерностей сенсорного развития ребенка при нарушении зрения существенно зависит содержание и методика сенсорного воспитания, позволяющая преодолевать зрительную недостаточность.
Как известно, социальное благополучие человека во многом зависит от того, как приспособлен, адаптирован он к окружающей действительности, каковы его самоощущения в ней. Для более комфортного ощущения себя человеку необходимо осознание своих возможностей и умение их использовать. Для мобилизации своих внутренних сил, резервов любому человеку необходимо пройти школу самопознания.
Это особенно актуально для детей с патологией зрения. Они должны достаточно точно и конкретно представлять свои сенсорные возможности, в первую очередь, зрительные, а затем и сохранные анализаторы, чтобы адекватно им действовать в окружающей действительности.
В связи с этим выделяются две основные задачи:
— научить детей понимать свои визуальные трудности;
— развивать способности и умения пользоваться остаточным зрением и сохранными анализаторами.
В связи с этим необходимо пройти сквозь так называемую школу самопознания и развития у ребенка того уровня сознания, при котором можно будет говорить о сознательном отношении к самому себе и окружающему миру.
Иначе говоря, ребенок с патологией зрения сможет созна-
тельно реализовать себя как полноценная личность только в условиях осознания своих проблем и трудностей зрительной ориентации и тех потенциальных возможностей, которые позволяют ему компенсировать имеющуюся зрительную недостаточность за счет активизации всех сохранных психических функций.
В психологическом плане сознание выступает реально прежде
всего как процесс осознания человеком окружающего мира и самого себя. Как указывал С.Л.Рубинштейн, сознание не покрывает психической деятельности человека в целом, а служит для “регуляции” поведения, для приведения его в соответствие с потребностями людей и объективными условиями, в которых оно совершается.
Сознание может быть направлено как на внешний мир, так и на сам субъект. На этом основании выделяют сознание как отражение объективной реальности и самосознание как отражение субъектом самого себя и своего внутреннего мира.
Процесс самосознания в психологии принято рассматривать как отражение в сознании субъекта его собственных свойств и качеств, итогом которого становятся представления и знания о себе самом и умения ориентироваться в окружающем мире сообразно своим способностям и возможностям.
Познавательные же способности обусловлены состоянием сенсорных функций, мышления, речи, памяти, которые в условиях зрительного дефекта развиваются сложнее.
Чтобы преодолеть эти сложности, необходимо коррекционное воздействие, направленное на формирование критической оценки собственных возможностей и способствующее осознанию детьми собственного дефекта. Поэтому в процессе коррекционно-воспитательной работы большое значение имеет организация оценочных ситуаций, где бы дети смогли получить определенные знания о самих себе и возможность осознанно действовать.
Важность данной проблемы познания себя и других, проблемы отношения к себе и к другим людям, проблемы регулирования своей деятельности и взаимоотношений с окружающими объясняются теми трудностями, которые возникают у лиц с на-рушениями зрения как в процессе познания внешнего мира, так и нравственно-психологических качеств человека и собственной личности.
В связи с этим в тифлопсихологии и тифлопедагогике придается первостепенное значение коррекции и компенсации дефектов зрения и обусловленных ими отклонений в психическое развитии детей школьного возраста. В ряде исследований установлена зависимость развития компенсаторных приспособлений от характера дефекта, времени и степени нарушения зрительных функций, а также таких психологических факторов, как осознание дефекта, установки на компенсацию, активной позиции индивида и эффективности коррекционно-педагогического воздействия, организованного на основе учета своеобразия развития детей с нарушением зрения.
От того, как понимаются закономерности сенсорного развития детей с нарушением зрения, зависит весь процесс формирования адаптивных способностей и успешность ориентации в окружающем мире детей.
В связи с этим необходимо рассмотреть, как у детей с нарушением зрения в условиях спонтанного развития формируются представления о своих сенсорных возможностях и как осуществляется сенсорная ориентация с использованием различных анализаторов. Все это основывается на уже имеющихся в литературе данных, указывающих на снижение уровня сенсорного развития слабовидящих и слепых детей.
Нами проведены наблюдения за детьми с нарушением зрения, относящимися к категории слабовидящих детей, где острота зрения находилась в пределах от 0,05 до 0,4. Все испытуемые посещали 1-2 классы специализированных учебно-воспитательных комплексов (детский сад — школа) для детей с нарушением зрения. Данные дети до того посещали дошкольные группы, и с ними проводилась работа по коррекции зрительного восприятия и общего сенсорного развития.
Проанализировав содержание имеющихся программ по коррекции сенсорного развития, мы обнаружили, что чаще всего программное содержание было направлено на формирование представлений о сенсорных эталонах различных признаков и свойств и умений использовать их при ориентации в окружающие мире. Кроме того, ни в одной программе не имеется задач формирования представлений о внешнем облике человека, включая собственный облик ребенка, его сверстников и матери.
Мы убедились, что без специального обучения данные представления детей с нарушением зрения носят неполный, неточый
характер, так как в условиях зрительной недостаточности многие признаки бывают недоступны и непонятны детям. В связи с этим качество детских представлений о своем внешнем облике и близких к ним людей (друзьях и матери) выглядит недостоверным.
Существующие уже программы по сенсорному воспитанию детей с нарушением зрения следует обогатить информацией, позволяющей детям понимать свое сенсорное неблагополучие и учиться ориентироваться не только с использованием зрительной информации, но и активно опираться на сохранные анализаторы. Необходимо обеспечить детям возможность системной практической ориентировки в окружающей действительности в процессе активного предметно-практического обучения применительно к различным видам деятельности (учебной, игровой, трудовой, социально-бытовой).
Глава II