АКТУАЛИЗАЦИЯ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ КАК СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ




Изучение сенсорного развития детей с нарушением зрения имеет существенное значение для разрешения ряда конкретных проблем специальной коррекционной педагогики и для разработки научно обоснованной системы обучения и воспитания данной категории детей.

Вместе с тем само направление исследований в области сен­сорного развития детей с нарушением зрения продиктовано по­требностью понимания своеобразия природы и механизмов ста­новления сенсорной сферы ребенка в условиях зрительной недо­статочности.

От понимания закономерностей сенсорного развития ребенка при нарушении зрения существенно зависит содержание и мето­дика сенсорного воспитания, позволяющая преодолевать зри­тельную недостаточность.

Как известно, социальное благополучие человека во многом зависит от того, как приспособлен, адаптирован он к окружа­ющей действительности, каковы его самоощущения в ней. Для более комфортного ощущения себя человеку необходимо осозна­ние своих возможностей и умение их использовать. Для моби­лизации своих внутренних сил, резервов любому человеку необ­ходимо пройти школу самопознания.

Это особенно актуально для детей с патологией зрения. Они должны достаточно точно и конкретно представлять свои сенсорные возможности, в первую очередь, зрительные, а затем и сохранные анализаторы, чтобы адекватно им действовать в окружающей действительности.

В связи с этим выделяются две основные задачи:

— научить детей понимать свои визуальные трудности;

— развивать способности и умения пользоваться остаточным зрением и сохранными анализаторами.

В связи с этим необходимо пройти сквозь так называемую школу самопознания и развития у ребенка того уровня созна­ния, при котором можно будет говорить о сознательном отноше­нии к самому себе и окружающему миру.

Иначе говоря, ребенок с патологией зрения сможет созна-

 

тельно реализовать себя как полноценная личность только в условиях осознания своих проблем и трудностей зрительной ориентации и тех потенциальных возможностей, которые позволяют ему компенсировать имеющуюся зрительную недостаточность за счет активизации всех сохранных психических функций.

В психологическом плане сознание выступает реально прежде

всего как процесс осознания человеком окружающего мира и самого себя. Как указывал С.Л.Рубинштейн, сознание не покрывает психической деятельности человека в целом, а служит для “регуляции” поведения, для приведения его в соответствие с потребностями людей и объективными условиями, в которых оно совершается.

Сознание может быть направлено как на внешний мир, так и на сам субъект. На этом основании выделяют сознание как отражение объективной реальности и самосознание как отраже­ние субъектом самого себя и своего внутреннего мира.

Процесс самосознания в психологии принято рассматривать как отражение в сознании субъекта его собственных свойств и качеств, итогом которого становятся представления и знания о себе самом и умения ориентироваться в окружающем мире сооб­разно своим способностям и возможностям.

Познавательные же способности обусловлены состоянием сенсорных функций, мышления, речи, памяти, которые в ус­ловиях зрительного дефекта развиваются сложнее.

Чтобы преодолеть эти сложности, необходимо коррекционное воздействие, направленное на формирование критической оценки собственных возможностей и способствующее осознанию детьми собственного дефекта. Поэтому в процессе коррекционно-воспитательной работы большое значение имеет организация оценочных ситуаций, где бы дети смогли получить определенные знания о самих себе и возможность осознанно действовать.

Важность данной проблемы познания себя и других, пробле­мы отношения к себе и к другим людям, проблемы регулирова­ния своей деятельности и взаимоотношений с окружающими объясняются теми трудностями, которые возникают у лиц с на-рушениями зрения как в процессе познания внешнего мира, так и нравственно-психологических качеств человека и собственной личности.

 

В связи с этим в тифлопсихологии и тифлопедагогике при­дается первостепенное значение коррекции и компенсации де­фектов зрения и обусловленных ими отклонений в психическое развитии детей школьного возраста. В ряде исследований уста­новлена зависимость развития компенсаторных приспособлений от характера дефекта, времени и степени нарушения зрительных функций, а также таких психологических факторов, как осозна­ние дефекта, установки на компенсацию, активной позиции индивида и эффективности коррекционно-педагогического воз­действия, организованного на основе учета своеобразия разви­тия детей с нарушением зрения.

От того, как понимаются закономерности сенсорного разви­тия детей с нарушением зрения, зависит весь процесс формиро­вания адаптивных способностей и успешность ориентации в окружающем мире детей.

В связи с этим необходимо рассмотреть, как у детей с на­рушением зрения в условиях спонтанного развития формируются представления о своих сенсорных возможностях и как осуществ­ляется сенсорная ориентация с использованием различных ана­лизаторов. Все это основывается на уже имеющихся в литерату­ре данных, указывающих на снижение уровня сенсорного разви­тия слабовидящих и слепых детей.

Нами проведены наблюдения за детьми с нарушением зре­ния, относящимися к категории слабовидящих детей, где остро­та зрения находилась в пределах от 0,05 до 0,4. Все испытуемые посещали 1-2 классы специализированных учебно-воспитатель­ных комплексов (детский сад — школа) для детей с нарушением зрения. Данные дети до того посещали дошкольные группы, и с ними проводилась работа по коррекции зрительного восприя­тия и общего сенсорного развития.

Проанализировав содержание имеющихся программ по кор­рекции сенсорного развития, мы обнаружили, что чаще всего программное содержание было направлено на формирование представлений о сенсорных эталонах различных признаков и свойств и умений использовать их при ориентации в окружаю­щие мире. Кроме того, ни в одной программе не имеется задач формирования представлений о внешнем облике человека, вклю­чая собственный облик ребенка, его сверстников и матери.

 

Мы убедились, что без специального обучения данные представления детей с нарушением зрения носят неполный, неточый

характер, так как в условиях зрительной недостаточности многие признаки бывают недоступны и непонятны детям. В связи с этим качество детских представлений о своем внешнем облике и близких к ним людей (друзьях и матери) выглядит недостоверным.

Существующие уже программы по сенсорному воспитанию детей с нарушением зрения следует обогатить информацией, позволяющей детям понимать свое сенсорное неблагополучие и учиться ориентироваться не только с использованием зритель­ной информации, но и активно опираться на сохранные анали­заторы. Необходимо обеспечить детям возможность системной практической ориентировки в окружающей действительности в процессе активного предметно-практического обучения приме­нительно к различным видам деятельности (учебной, игровой, трудовой, социально-бытовой).

 

Глава II



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: