ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ ПО СОЦИАЛЬНО БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ




Материал этого параграфа излагается в соответствии с основ­ными разделами программы по СБО для начальных классов школ для детей с нарушением зрения.

Личная гигиена

Формированию у учащихся навыков личной гигиены систе­матически уделяется внимание с первых дней их пребывания в школах для детей с нарушением зрения. Но, к сожалению, среди слепых и слабовидящих, окончивших специальные шко­лы, имеется немалое число людей, недостаточно владеющих навыками ухода за телом, зубами, волосами, глазами и т.д. Например, человек умывается, но при этом плохо промывает глаза, а больные глаза гноятся чаще здоровых и требуют больше­го ухода. Но слепые и слабовидящие не видят как отталкивающе выглядят гнойные глаза и без специального обучения не контро­лируют их чистоту с помощью осязания. Следовательно, приме­нительно к приведенному примеру детям надо объяснить, как некрасиво смотрятся они с гноем в уголках глаз и на ресницах. Конечно, одних объяснений недостаточно. Всех детей с наруше-

 

нием зрения надо научить определять чистоту глаз с помощью осязания, а затем сформировать навык мыть их не только утром и вечером, но и в течение дня.

При чистке зубов людям с дефектом зрения также целесообразно пользоваться специальным способом. Поясним это.

При плохом зрении или его отсутствии зубную пасту удобно выдавливать не на щетку, а прямо в рот. Тогда паста не будет падать в раковину, что часто случается не только у слепых и слабовидящих, но и у зрячих с монокулярным характером зре­ния. Ртом же человек очень легко может контролировать объем выдавливаемой пасты.

Конечно, можно выдавливать пасту и на щетку, но тогда, продвигая кончик тюбика вдоль щетки, надо постоянно сохра­нять контакт между ними и чувствовать его, чтобы, не прибли­жая щетку и тюбик к глазам, правильно распределить пасту по щетке. При этом нужно быть настолько точным, чтобы паста не стекла за края щетки.

Из двух описанных примеров первый гораздо удобнее и эко­номичнее. Здесь педагогу важно только довести до сознания учащихся преимущества приема и показать, как им пользуются на практике.

Для этого сначала педагогу самому надо выдавить достаточное для одного раза количество пасты, а ребенку взять тюбик с выдавленной пастой и губами и языком тщательно обследовать выдавленное количество пасты. Дело в том, что осязательная чувствительность во рту гораздо выше и ребенку следует запом­нить именно оральные ощущения.

Для самостоятельного выдавливания пасты ребенка надо на­учит нажимать на тюбик до тех пор, пока он не ощутит во рту именно этот знакомый уже объем пасты. Слабовидящий ребенок может, конечно, сначала выдавить пасту длиной примерно в 1 см, а затем се взять в рот. Однако самым удобным для всех, страдающих тяжелым нарушением зрения, остается способ вы­давливания зубной пасты непосредственно в рот.

Большую сложность при глубоком нарушении зрения пред­ставляет стрижка ногтей. Нередки случаи, когда слепые и сла­бовидящие не только не умеют подстричь ногти ровно, но и наносят себе ранения. Последнее к слабовидящим относится не

 

в меньшей, а даже в большей степени, ибо при очень низкое зрении они ранят не только пальцы, но даже глаза, веки, нос, потому что очень близко подносят ножницы к глазам.

Однажды в школе для слепых, в которой я училась, меня поразил случай: девочка стригла ногти и поранила ухо. Тогда я не могла понять, как такое могло произойти, и долго с подру­гами подшучивала над пострадавшей. Теперь, когда я уже много лет занимаюсь тифлопедагогикой, причина стала понятной. Дело в том, что эта девочка все предметы при рассматривании под­носила к глазу с наружной стороны. Следовательно, именно боковой частью глаза девочка видела, но так как она не умела стричь ногти без зрительного контроля, то это привело к травме уха.

Для того чтобы человек с плохим зрением не подносил нож­ницы близко к глазам, ему надо сначала объяснить, как важно научиться осязанием определять место стрижки и ножницами чувствовать, какая часть ногтя захватывается (инструментальное осязание). Затем следует потренироваться в стрижке ногтей с осязательным контролем. Конечно, если ребенок имеет какое-то зрение, то он должен его использовать, но надо учить дер­жать руки как можно дальше от глаз, то есть примерно на том же расстоянии, что и нормально видящие. Со стороны это будет выглядеть обычной стрижкой ногтей, а на самом деле описан­ный прием поможет компенсировать отсутствие или недостаток зрения.

Люди со слабым зрением часто не видят грязи под ногтями, а с тотальной слепотой и светоощущением не замечают се. Между тем черные полосы под ногтями могут отталкивать от слепых и слабовидящих зрячих, затруднять общение с ними. 06 этом педагогу следует не только непременно рассказывать учащимся, но и научить их в обязательном порядке ежедневно мыть ногти щеткой, чтобы этот навык у детей стал стереотипным.

Для обучения, естественно, желательно иметь в кабинете специальные щетки, но если таковых нет, то дети могут пользо­ваться отслужившими свой срок зубными щетками.

По тому, в каком состоянии находятся предметы туалета у инвалида по зрению, можно видеть, у кого из них навык лич­ной гигиены сформирован, а у кого нет.

 

С младшего школьного возраста детей с нарушением зрения, так же, как нормально видящих, необходимо приучать содер­жать в чистоте предметы личной гигиены: расческу, мыльницу, зубную щетку и т.п.

Так, загрязненность расчески не всегда легко определяется с помощью осязания. Поэтому дети должны знать способы чистки расчески и обязательно пользоваться ими в повседневной жизни. Например, если ребенок намыленные волосы расчешет, держа расческу сначала в одной руке, а затем в другой, то она очистится. Помимо этого следует периодически во время утрен­него или вечернего туалета мыть расческу намыленной щеткой для рук.

 

Точно так же надо объяснить ребенку, что, намылив грязные руки, надо ополоснуть кусок мыла, иначе в мыльницу стечет грязь, перешедшая на мыло с рук, и мыльница будет с черными подтеками и полосами, что не гигиенично, некрасиво.

Одежда и обувь

Главной задачей раздела “Одежда и обувью является форми­рование у учащихся знаний и умений одевать и носить одежду аккуратно и в соответствии с сезоном, назначением, фасоном, цветом. Под особым наблюдением должны быть мальчики. Дело в том, что слепые и слабовидящие (особенно мальчики) доль­ше, чем их сверстники, а иногда и всю жизнь не осознают, как важно быть хорошо и опрятно одетым. Из-за глубокого наруше­ния зрения они плохо представляют, как одеты окружающие, и без специального обучения у них не формируются желание и умение аккуратно одеваться. Вместе с тем неряшливый внешний вид затрудняет слепым и слабовидящим контакты со зрячими, так как производят неприятное впечатление.

Очень важно именно с начальных классов приучить детей контролировать: заправлена ли рубашка, одернута ли юбка, за­стегнуты ли пуговицы и т.п. Если необходимые контролирую­щие движения не сложатся в младшем школьном возрасте, то Добиться аккуратности у слепых и слабовидящих позднее, как показывает опыт, оказывается весьма трудной задачей.

Все вышеперечисленные действия педагогу следует детям показать. Как и в большинстве случаев обучения практическим

 

действиям наиболее эффективным и здесь является способ со­пряженных действий, то есть педагог встает сзади ребенка, берет его руки в свои и выполняет все необходимые действия, сопровождая их словесными пояснениями.

Материал темы “Глажение” предполагает обучение детей при­емам утюжки.

Начинать следует с обследования утюга и его деталей, изучения вариантов меток на утюгах.

В процессе обучения глажению одежды слепые и слабовидя­щие должны усвоить следующие правила:

1. Гладить надо двумя руками. Левая рука движется перед правой, расправляя ткань (изделие). Когда правая рука с утюгом уходит вправо, левая рука следует за ней, одновре­менно контролируя результат работы на только что проглажен­ном участке. При этом надо потренировать детей в том, что­бы левая рука, следуя перед утюгом или за ним, по темпе­ратурным ощущениям чувствовала тепло утюга на некотором расстоянии от него. Тренировка этих ощущений и осязатель­ный контроль обязательны как для слепых, так и для слабо­видящих. Последних это освобождает от необходимости силь­но склоняться над изделием, что делает процесс утюжки опасным и внешне некрасивым.

2. Утюг следует располагать безопасно. Например, он ста­вится вертикально, справа, на краю стола так, чтобы ручка слегка выступала за край стола. Скользя рукой по краю стола, слепой может находить утюг, не обжигаясь. Другой прием. Утюг вешается на металлические дуги, один конец каждой из которых укреплен на гладильной доске; гладящий ведет ладонью вправо, коснувшись дуг, руки скользят по ним до ручки утюга, который на них висит.

3. Полезно знать при нарушениях зрения безопасные спосо6ы проверки степени нагретости утюга. Делать это можно по-разному. Например, провести утюгом несколько раз по гладиль­ной доске, затем потрогать ее поверхность и по температурным ощущениям делать вывод о степени нагретости утюга. Другой способ. На гладильную доску положить влажную ткань, дотро­нуться до нее утюгом. Если утюг горячий, то послышится шипение.

 

4. Вода в пароувлажнитель заливается с помощью воронки.

5. Отпариваемое изделие лучше целиком смочить и гладить через сухую ткань.

 

Дополнительно можно научить школьников чистить утюг, выводить подпалины.

 

Процесс обучения утюжке также должен включать несколько этапов. Необходимые движения сначала надо выполнять с уча­щимися холодным утюгом, затем теплым и, только убедившись в том, что у ребенка появились необходимые навыки, можно

переходить к утюжке горячим утюгом.

Вещи для обучения глажению надо подбирать тщательно, чтобы степень сложности изделия нарастала с учетом овладевания приемов каждым учащимся.

 

Для того чтобы вещь, которую вы учите ребенка гладить, не сдвигалась, се надо в первое время прикреплять портнов­скими булавками к гладильной доске. Такие булавки удобно хранить на самой гладильной доске, вкалывая их, например,

в правый край.

О назначении, хранении и использовании портновских була­вок при глажении детям надо специально рассказать и показать, как ими пользоваться. В дальнейшем (по мере накопления опыта) у них сформируется навык прибегать к булавкам в особых

случаях.

К таким особым случаям можно отнести, например, утюжку юбки в складку. Без зрительного контроля трудно удержать склад­ки в нужном положении на гладильной доске, так как они со­скальзывают по обе стороны при малейшем прикосновении. Портновские булавки, вколотые в крайние складки, освобожда­ют человека от зрительного контроля и облегчают осязательный контроль за производимыми действиями.

Хорошо адаптированные инвалиды по зрению хранят одежду в шкафах только в строго определенном порядке.

Так, в шифоньере одежда может висеть, например, в следу­ющей последовательности: слева костюмы, за ними платья, юбки, блузки. В таком случае, если нужна блузка, то рука автоматически тянется в правую часть шифоньера и нужную блузку Можно найти быстро даже без использования зрения.

При хранении одежды следует учитывать ее признаки: сезон-

 

 

ность, назначение, частоту употребления, сочетаемость в ан­самбле и т.п. Главное — все вещи должны быть рассортированы и храниться строго на своих местах, тогда любую вещь можно найти без труда.

Обязательно надо отработать прием сухой чистки одежды щеткой: сверху вниз, полосами. Полосы слегка должны захо­дить одна на другую. Ворот, обшлаги, карманы, низ изделия требуют особенно тщательной чистки. Влажную чистку наиболее загрязненных мест удобнее всего делать губкой.

Следует объяснить учащимся, что зрячим чистить проще, потому что они могут прикладывать усилия только в загрязнен­ных местах, а слепые и слабовидящие должны чистить изделие последовательно (по плану) и на всех участках тщательно.

В процессе стирки людям с глубоким нарушением зрения также трудно, а слепым и невозможно видеть загрязненные ме­ста. Поэтому в процессе обучения стирки должна соблюдаться стандартная последовательность (воротник, манжеты и т.д.) как в намыливании, так и в самой стирке. Это является залогом прочности формируемого навыка, а значит, и эффективности стирки. Дети должны знать, у каких вещей и какие места ока­зываются наиболее загрязненными, и уметь находить их на мок­ром изделии.

Многие выпускники школ для детей с нарушением зрения не умеют чистить обувь. Одних не сумели научить ни дома, ни в школе. Другим все школьные годы чистили родители, так как школа находилась недалеко от дома и выходные дни дети прово­дили в семье. Родительской “заботы” хватало на неделю, а пе­дагоги считали, что ученик с этой задачей справляется. Тре­тьи... Причины разные, но результат один. И хотя в настоящее время появились средства ухода за обувью, облегчающие инва­лидам по зрению ее чистку, все равно надо в школе научить учащихся ухаживать за обувью. Тем более что они с этим могут справиться уже в младшем школьном возрасте.

Можно специально показать учащимся прием намазывания обуви кремом с помощью тряпочки, намотанной на указатель­ный палец. Во время чистки осуществляется тактильный конт­роль: на левую руку надевается ботинок, а правая, двигаясь снаружи, ориентируется на модельные особенности обуви.

 

О швейных иглах

Известно, что упавшая или оставленная не на специальном месте швейная игла представляет опасность для любого челове­ка а тем более слепого и слабовидящего. Поэтому как только вы начинаете знакомить детей с принадлежностями для швейных работ (нитки, иголки, и т.п.), то сразу приучайте их соблюдать следующие правила: а) хранить иглы следует только в опреде­ленном специально отведенном месте (например, на специаль­ной подушечке, находящейся в шкатулке); б) необходимо всегда точно знать число игл, которыми пользуешься постоянно;

в) запасные иглы должны быть упакованы так, чтобы ни одна из них не могла случайно выпасть.

Нитки, иголки и весь необходимый для ремонта одежды инвентарь слепым и слабовидящим, так же, как и зрячим, удобно хранить в шкатулках для рукоделия со штырьками для катушек с нитками. Надо показать учащимся такие шкатулки и объяснить рациональные способы размещения в них инвентаря. Тотально слепым школьникам полезно познакомиться с системой меток для различения номеров и цвета нитей. Например, можно в шкатулку вложить написанный рельефно-точечным шрифтом лист со списком ниток.

В младших классах мальчики, как правило, не хотят иметь в личном пользовании такую шкатулочку, поэтому их надо сти­мулировать к тому, чтобы они имели, правильно хранили и пользовались дорожным набором, который достаточен для них и компактен.

Обучение учащихся размещению одежды на вешалках, рас­кладыванию на спинке стула и складыванию перед сном также важно для повседневной жизни. Без соответствующих навыков слепые и слабовидящие долго одеваются. А при заведенном порядке это делается без лишней суеты, а кроме того, исклю­чаются лишние причины для ощущения своей беспомощности.

В этом же разделе надо показать учащимся удобные способы различения изнаночной и лицевой стороны одежды. В зависи­мости от вида изделия (платье, юбка, майка, рубашка, труси­ли, носки) изнанку можно определить по швам, пуговицам, ниточкам-махрушкам.

 

Питание

Для того чтобы человек с дефектом зрения мог самостоятель­но и достаточно легко справляться со всеми действиями, связан­ными с питанием, ему также необходимо овладеть целым набо­ром специальных знаний и умений.

Главным недостатком в обучении слепых и слабовидящих школьников искусству кулинарии и даже самым элементарным кулинарным умениям является то, что пищу на занятиях очень часто готовят педагоги, а не ученики. Поэтому, даже если учи­тель сопровождает свои действия пояснениями, урок не дости­гает цели. Без самостоятельного выполнения необходимых мани­пуляций с продуктами самим учеником сформировать соответ­ствующие умения невозможно.

Приготовление без зрительного контроля бутербродов с сы­ром, колбасой и другими продуктами, которые кладутся на хлеб, не представляет особых сложностей. Трудности, как правило, возникают при намазывании хлеба маслом, джемом, паштетом или другим пастообразным продуктом. Слепому человеку способ намазывания на хлеб можно объяснить следующим образом:

“Возьмите кусок хлеба в левую руку и положите на его середину масло (паштет, джем или что-нибудь подобное), постепенно поворачивая хлеб, намазывайте его в направлении к краям кус­ка; нож при этом направляйте к себе. Следите за тем, чтобы лезвие ножа лежало плоско на хлебе”.

При намазывании на хлеб пастообразного продукта надо по­тренировать детей в том, чтобы они ножом чувствовали равно­мерность покрытия куска. Слабовидящим это поможет делать бутерброды, не поднося куски близко к глазам, то есть здесь опять же надо добиваться от них хорошего инструментального осязания (в данном случае таким инструментом является нож).

Такое же инструментальное осязание необходимо и при на­резке сыра, колбасы, хлеба и других продуктов. Тотально сле­пые пользуются им поневоле, так как нет другого способа, не считая, конечно, применения ножа-дозатора. А слабовидящие в большинстве случаев норовят толщину куска контролировать с помощью зрения.

Вместе с тем при достаточной тренировке можно, например,

 

указательным пальцем левой руки (остальные пальцы помогают удерживать весь кусок, от которого отрезается, в неподвижном положении) отступить от края на желаемое расстояние (желае­мую толщину), затем приставить нож и отрезать продукт. При этом важно ногтевую фалангу указательного пальца держать по­чти вертикально.

В зависимости от величины основного куска, от которого отрезаются кусочки, рядом с указательным пальцем может нахо­диться также почти в вертикальном положении либо один сред­ний палец, либо средний и безымянный.

Многие инвалиды по зрению отмеряют необходимую толщи­ну отрезаемого кусочка лезвием ножа. При этом пальцы свобод­ной от ножа руки постоянно находятся на безопасном от ножа расстоянии.

Постоянное использование зрения слабовидящими доходит до того, что даже закипание воды многие из них определяют визуально, низко склоняясь над кипящей или закипающей жид­костью. Это, естественно, нередко приводит к ожогам. В на­стоящее время появилось много модификаций посуды, освобож­дающей человека от контроля за закипанием, тем самым не менее слепые и слабовидящие должны уметь определить без зри­тельного контроля кипение жидкости.

При обучении способам определения на слух закипания воды можно использовать чайник со свистком, прием неплотно зак­рытой крышки, ориентировку на характерное клокотание кипя­щей воды. Кроме того, о кипении воды можно судить по шуму, который исходит от сосуда (чайника, кастрюли), когда темпера­тура повышается до 70"С. Начало шума означает, что через не­сколько минут вода закипит и шум перейдет в клокотание. При кипячении молока людям с нарушением зрения лучше пользо­ваться “сторожем” (специальным приспособлением).

С самого начала обучения детей приготовлению пищи надо объяснить им, что зрячие определяют готовность пищи разными способами: смотрят на цвет продукта, пробуют на вкус, прове­ряют инструментально (вилкой, ножом, ложкой), фиксируют время. Для людей с нарушением зрения самым безопасным и Доступным способом является последний. Поэтому учащихся необходимо стимулировать к тому, чтобы они запоминали (в

 

случае необходимости записывали) время приготовления различ­ных продуктов. В самостоятельной жизни эти знания помогут избежать им многих ожогов.

Многие выпускники школ для детей с нарушением зрения испытывают трудности при наливании жидкости, а некоторые ц совсем не умеют этого делать. Полезно поупражнять в этом учащихся. Момент наполнения сосуда можно определить следу­ющими способами: 1) с помощью пальца, который следует держать у верхнего сечения приемного сосуда; 2) по весу (для этого сосуд необходимо время от времени поднимать); 3) по звуку, так как по мере наполнения сосуда жидкость издает ха­рактерный звук, тон которого меняется, когда жидкость подхо­дит к краю; 4) с помощью деревянной ложки, которая по мере наполнения сосуда всплывает, отчего угол, образуемый ложкой и краем сосуда, уменьшается (по величине угла можно судить о степени наполненности сосуда).

Слабовидящие наполнение сосуда контролируют, как прави­ло, только зрительно, не используя другие анализаторы. При этом многим из них приходится очень близко подносить сосуды (например, чашку и чайник) к глазам или низко склоняться над ними. Они часто переливают жидкость через край или наливают ее слишком мало. Овладение вышеописанными приемами наливания жидкости весьма полезно слабовидящим учащимся, так как это делает их ориентировку в быту и манеры практически такими, как у нормально видящих.

Остановимся на первичной обработке продуктов.

К первичной обработке продуктов относятся их сортировка, мытье, чистка. В процессе сортировки необходимо научить детей с помощью сохранных анализаторов определять степень доброка­чественных пищевых продуктов (с помощью обоняния, тактиль­ной чувствительности, остаточного зрения).

Для мытья овощей и фруктов удобно использовать небольшие щетки. Они обеспечивают хорошее качество работы и оберегают руки от повреждений, которые могут снизить тактильную чув­ствительность. Учащиеся как минимум должны уметь чистить картофель и морковь. У слабовидящих эти операции, как пра­вило, особых трудностей не вызывают, а слепым даются слож­нее. Можно показать детям разные способы чистки картофеля,

 

они будут вырабатывать навыки, используя тот способ, который посчитают для себя

более удобным.

Первый способ. Тщательно вымытый картофель режется на крупные круги. Затем каждый круг чистится по периметру.

Второй способ. У вымытого клубня картофеля на ощупь оп­ределяются и удаляются глазки, а далее клубень чистится по вертикальным полоскам. Главное здесь — проконтролировать ячество работы с торцевых сторон клубня. При чистке левая рука держит клубень, а правая рука ведет нож по нему (это как у зрячих). Одновременно левая рука поворачивает клубень, а большой палец левой руки скользит рядом, но чуть-чуть ниже ножа. Этот палец, передвигаясь, должен искать линию, разде­ляющую очищенную и неочищенную части поверхности клубня. Таким образом, он выполняет функции поиска неочищенной поверхности и контроля за качеством работы.

Третий способ. Клубень чистится вкруговую по спирали. Начинают чистить с торца до торца по кругу, то есть посредине картофелины, движением по спирали очищается сначала одна половина клубня, а затем вторая. Большой палец левой руки, как и в предыдущем случае, выполняет функции поиска и кон­троля.

Некоторым учащимся легче будет усвоить, например, такой прием. В левой руке крепко зажмите картофелину, в правую возьмите нож так, чтобы его ручка была охвачена тремя паль­цами (средним, безымянным и мизинцем). На тупую сторону ножа положите указательный палец, а большой палец правой руки — на очищаемый клубень, напротив лезвия. В процессе чистки указательный палец правой руки направляет лезвие ножа к большому пальцу, который продвигается вниз по клубню и контролирует качество чистки. Левая рука при этом постепенно поворачивает клубень.

Во время чистки овощи следует.как можно чаше мыть, по­тому что на чистой поверхности легче с помощью осязания обнаружить еще не обработанные места.

Вопросы питания, естественно, связаны с сервировкой, при­емом пищи и уходом за посудой.

Стол надо начинать накрывать с середины, постепенно про­двигаясь к его краям, при этом в первую очередь расставлять на

 

столе низкие предметы (блюда, тарелки и т.д.). После этого можно ставить более высокие предметы (вазочки, стаканы и т.п.).

Следует научить подавать и забирать блюда, ориентируясь на голос, при наличии остаточного зрения — на цвет посуды.

На занятиях по СБО надо научить детей с помощью вилки, ложки (используется инструментальное осязание!) и запаха (ис­пользуется обоняние) определять в каком количестве и что именно находится в тарелке. При достаточной тренировке слепые с этим справляются хорошо. В то же время я неоднократно наблюдала, как люди с плохим зрением низко склоняются над тарелкой или подносят ее к глазам, чтобы рассмотреть содержимое.

Также важно с начальных классов научить детей опрятно есть, не роняя пищу на стол и на пол. Этого можно добиться, если у края тарелки придерживать пищу кусочком хлеба (но не пальцем!), направляя ее к столовому прибору, которым пища подхватывается.

Много раз я сталкивалась в быту с такими случаями, когда слепой человек, беря посуду, вымытую зрячим, недовольно ворчал: “Что же эти зрячие видят глазами, если не замечают грязи на посуде. Здесь вот жир, а здесь липко!” Не раз видела и зрячих, жалеющих слепых, которые не видят и поэтому не отмывают на краях, донышке и ручках бокалов следы от завар­ки. Прежде чем пить предлагаемый слепым чай, они тихонько моют чашку. При мытье посуды слабовидящие зачастую допус­кают погрешности и слепых, и зрячих.

Следовательно, слепых и слабовидящих надо одинаково учить мыть посуду, то есть приучать тщательно вести осязательный контроль и обязательно тереть в местах, которые обычно пачка­ются больше. Это те места чашек, о которых говорилось выше;

это с обеих сторон донышко столовых тарелок; это дно, ручки и прилегающая к ручкам поверхность кастрюль и т.д., и т.п. Главное здесь — добиться того, чтобы дети поняли, какие места и почему пачкаются больше. Используя эти знания и осязание, слепой будет мыть всегда чисто, а слабовидящий будет и мыть чисто, и выглядеть, как зрячий, так как этот прием позволит ему не крутить посуду у глаз, проверяя ее чистоту. Кстати, на­блюдая слабовидящего при таком занятии, можно подумать, что он обнюхивает посуду, потому что она оказывается не только у глаз, но и у носа.

 

Жилище

При изучении темы “Жилище” у учащихся надо сформиро­вать не только представления о конкретных помещениях школы, о вариантах квартир, но и общий способ, позволяющий слепым и слабовидящим самостоятельно осваивать любое замкнутое про­странство. Состоит он в следующем.

Помещение и предметы, его наполняющие, последовательно обследуются от двери сначала по периметру в двух направлениях (рис. 2, а и б), затем прямо по диагоналям (рис. 2, в).

Когда ребенок научится правильно обследовать одну комна­ту то есть усвоит принцип ознакомления с замкнутым про­странством, необходимо специально создать ситуации для пере­несения полученных знаний в повседневную практику.

Владея описанным способом, человек с дефектом зрения может самостоятельно или с посторонней помощью, но быстро

Рис 2 Схемы обследования замкнутого пространства

 

сориентироваться в новом для него помещении (жилая комната рабочий кабинет и др.).

На практических занятиях по СБО описанный прием можно закрепить в процессе изучения школьных помещений: туалет спальня, столовая, подсобные помещения и т.д.

В этом же разделе (“Жилищем) надо показать детям способ поливки комнатных растений. Слабовидящие и это делают, как правило, только под зрительным контролем, опять же низко склоняясь над растением. Для обнаружения между листьями мест удобных для наливания воды в цветочный горшок, при плохом зрении надо обязательно использовать руки. После необходимой тренировки дети обязательно научатся легко дотрагиваться до листьев, не ломая их. Также с помощью осязания они смогут удалять сухие листья. У всех детей (тотально слепых, слепых с остаточным зрением, слабовидящих) при поливке цветов взгляд должен быть направлен на растение и руки. Таким образом, действие будет выполняться качественно без зрительного контро­ля или с посильным зрительным контролем, но внешне (для окружающих) это будет незаметно.

И еще. Поливать комнатные растения удобнее всего из сосу­да (кувшинчика, заварного чайника или специального) с доста­точно длинным и узким носиком, потому что так легче не трав­мировать листья.

При слепоте и слабовидении люди часто не замечают пыли в тех местах, которые не попадают им непосредственно под руки: перекладины на стульях, кроватях, оконных рамах, на потолке (паутина), шкафах и т.д., и т.п. Поэтому очень важ­но объяснить детям, где накапливается пыль, показать эти места, дать возможность хорошо ощутить руками пыль различ­ного слоя и происхождения и, конечно, научить ее вытирать без зрительного контроля или практически без него (для слабовидящих).

На следующем этапе надо отработать прием вытирания пыли по плану, мысленно разбив поверхность на участки, по полос­кам, слегка заходящим одна на другую, в направлении “на себя” или по горизонтальным линиям. При вытирании пыли левая рука контролирует качество работы. Слабовидящих надо тоже приучать пользоваться этим приемом, чтобы они для контроля

 

не склонялись сильно над вытираемой поверхностью и не про­пускали загрязненные участки.

При нарушении зрения пол также удобно убирать (мести или мыть) по плану, то есть тоже участками, которые можно выделить какими-нибудь ориентирами (парты, стол, диван и т.д.). И слепые, и слабовидящие часто моют пол скомканной тряпкой. Это неудобно и снижает качество работы. Но без специального показа действий, сопровождаемых словесными пояснениями, не­правильный прием сам по себе не корригируется. Для объясне­ния приема педагогу надо встать сзади ученика, взять его руки и самому руками ученика произвести все действия, сопровождая, например, следующими словами: “Опускаем тряпку в ведро с водой. Несколькими движениями как бы стираем ее, чтобы смыть прилипшие к ней пыль, грязь и мусор (можно просто полоскать), затем слегка отжимаем. Надо, чтобы вода сильно не стекала с тряпки, но и не была сухой. Теперь подносим тряпку к полу, расправляем и такой расправленной тряпкой ведем по полу. Веди тряпку полосами, думай, как удобнее сделать. Это зависит от покрытия пола (линолеум, ДСП, кафель и т.п.) и участков. Теперь опять опускаем тряпку в воду, полощем, хорошо отжима­ем, расправляем над ведром, слегка встряхиваем и расправлен­ной на полу тряпкой вытираем вымытый участок досуха”.

Ведро с водой для мытья пола лучше ставить в одно опреде­ленное место, если комната небольшая. Если площадь достаточ­но велика, то надо приучать детей на каждом участке ставить ведро только в одно, но удобное место, то есть место, где на ведро не наткнешься и не опрокинешь.

В тех случаях, когда ребенку противопоказано поднятие тя­жестей (кстати, об этом он должен обязательно знать), воды надо наливать меньше (1/2, 1/3, 1/4 ведра), но менять ее чаще. Учить выполнять уборку жилища надо всех слепых и слабовидя­щих без исключения, чтобы во взрослой жизни они могли рас­считывать на себя.

Даже когда человеку в соответствии с его диагнозом по зре­нию противопоказаны наклоны, он может мыть пол без ущерба Для здоровья. В таких случаях помогает следующий прием. Ведро с водой ставится на детский стульчик (спинка помогает удержи­вать ведро на сиденье), пол моется шваброй. Контроль можно

 

осуществлять босыми ногами или, изредка приседая, руками. Кстати, определять места, требующие чистки, контролировать чистоту ковра (паласа, дорожки и т.п.) при работе с пылесосом также удобно босыми ногами.

В семьях инвалидов по зрению очень часто двери около ручек, ванна, раковины, унитазы бывают очень грязными. Эта грязь часто отталкивает от инвалидов их зрячих знакомых, которые. стесняясь сказать причину, просто перестают заходить к сле­пым. Поэтому очень важно объяснить учащимся, в каких имен­но местах наиболее сильно пачкаются перечисленные предметы и с помощью каких приспособлений и средств их можно отмыть и вычистить.

В начальной школе достаточно научить отмывать захватан­ные двери, подоконники, парты.

Дети с нарушением зрения очень рано проявляют интерес к аудио- и видеотехнике. Во многом это вызвано вынужденной ограниченностью общения со сверстниками. Радиоприемники, магнитофоны, проигрыватели, телевизоры многим из них запол­няют свободное время дома. Во избежание каких-либо травм и для общего развития надо познакомить учащихся с названной техникой.

Всю аппаратуру показать невозможно, да и не нужно к этому стремиться.

Главное — научить детей придерживаться следующих правил:

1. Осваивать аппарат в присутствии и под руководством взрос­лых.

2. Самостоятельно включать аппарат или электроприбор только после того, как твердо уверен, что умеешь им пользоваться.

3. Браться за аппаратуру только сухими руками, штепсель­ную вилку держать за корпус, а не за провод или шнур.

4. Постараться быстрее запомнить назначение и порядок расположения кнопок (включения, выключения, выбора про­грамм и др.) и ручек (регулятора громкости, настройки и т.п.), чтобы легко пользоваться аппаратом самостоятельно.

Транспорт

Для того чтобы слепые и слабовидящие могли реализовать большие возможности городского транспорта в передвижении по

 

городу их надо научить хорошо различать на слух вид транспорта

представлять места нахождения остановок транспортных средств, их салоны, маршруты, уметь садиться в транспортное средство и выходить из него — в общем, владеть целым комп­лексом знаний, умений и навыков, позволяющих при глубоком нарушении зрения пользоваться транспортными средствами.

Уже в 1 классе следует обязательно научить детей садиться в городские виды транспорта: автобус, троллейбус, трамвай. Для этого учащимся надо показать варианты расположения поручней у дверей перечисленных средств передвижения и объяснить, что человек с дефектом зрения должен прежде всего искать пору­чень, взявшись за который можно искать ступеньку, а свобод­ной рукой, слегка выставив ее перед собой, контролировать расстояние перед собой, чтобы не удариться о впереди входяще­го пассажира или не толкнуть его.

Многим слабовидящим их зрение не позволяет правильно оценивать расстояние, поэтому они не реже слепых спотыкаются о ступеньки или соскальзывают с них. Поэтому навык входа и выхода из салона транспортного средства с опорой на поручень должен быть обязательным для всех детей.

Если в школе имеется свой автобус, то полезно потрениро­вать вход и выход на время. Дети сами убедятся, как с опытом появляется ловкость. Такие же занятия можно провести на ко­нечной остановке автобуса, конечно, предварительно догово­рившись об этом с водителем.

Зрячие люди, помогая слепому при посадке в транспортное средство, часто пытаются подтащить его к двери и подсадить, то есть они не знают, как следует помочь инвалиду по зрению и создают излишнюю суету. В таких случаях незрячий сам должен Подсказать меру помощи: “Подведите меня к двери. Положите Мою руку на поручень... Спасибо”.

Для свободной ориентировки в салоне транспортного сред­ства у детей надо воспитывать желание изучать и запоминать высоту и количество ступенек, расположение сидений, более и менее приподнятые участки пола в салоне и т.п. В этой работе нет мелочей, потому что все это помогает ориентироваться на транспорте.

 

Приведу пример. В сумерках многие слабовидящие видят

 

 

очень плохо. На остановке с прибытием автобуса (или какого-либо другого вида транспорта) зачастую создается суета. В этой суете слабовидящий (да и слепой) с толпой пассажиров попада­ет в салон, переполненный пассажирами. По звукам закрываю­щихся дверей, по ощущениям, получаемым стопой, по лампоч­кам над головой (все зависит от возможностей зрения и ситуа­ции) человек может определить, в к<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: