ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ




Обучение самостоятельности в быту в настоящее время явля­ется одним из важнейших направлений абилитационной работы в школах для детей с нарушением зрения. Реализуется оно преиму­щественно на коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке (СБО). Содержание этого курса достаточно разра­ботано, и на данный период развития школ III и IV типов наи­более актуальными являются вопросы методики его преподавания.

Для разработки специальной методики мы предварительно ис­следовали опыт самостоятельной жизни лиц с глубокими наруше­ниями зрения. Такое исследование убедило нас в том, что хорошо адаптированные слепые и слабовидящие многие необходимые виды труда и действий, связанных с бытовой ориентировкой, выполня­ют способами, отличными от тех, которыми пользуются зрячие. Кроме того, именно эти способы, требующие специальных зна­ний, умений и навыков, лежат в основе успешной социально-бытовой ориентировки и адаптации при дефектах зрения.

Таким образом, специальные знания, умения и навыки необ­ходимы слепым и слабовидящим для выполнения определенных практических действий без зрительного контроля, а при наличии остаточного зрения или слабовидения с таким визуальным конт­ролем, который не приводил бы к зрительным перегрузкам. При этом эффективность специального умения, а затем и навыка оп­ределяется рациональным использованием всех сохранных анали­заторов. Специальный навык предполагает также достаточно эс­тетичное, точное и быстрое выполнение практического действия. Овладение комплексом таких навыков позволяет слепым и слабо­видящим в какой-то степени, а в некоторых случаях и во многом, компенсировать полную или частичную утрату зрения.

Однако самостоятельная жизнь слепых и слабовидящих убеж­дает, что спонтанно они зачастую не овладевают многими свое­образными, характерными и удобными именно для них способа-

 

МИ действий и ориентировки. Причем опыт социально-бытовой ориентировки слабовидящих свидетельствует о том, что они не в меньшей, а часто и в большей степени, чем слепые, нуждаются в целенаправленном формировании специальных навыков выпол­нения различных видов предметно-практических действий.

Дело в том, что процесс ориентировки (как бытовой, так и пространственной) слабовидящих имеет свои особенности и отличается от аналогичного процесса как у зрячих, так и у то­тально слепых. Действительно, с одной стороны, слабовидя­щие с помощью своего дефектного зрения получают информа­цию обедненную и фрагментарную по сравнению с той зритель­ной информацией, которую получают нормально видящие. Причем узнавание объектов протекает при нарушенном зрении более замедленно. С другой стороны, известно, что любые, даже самые минимальные, остатки зрения могут быть использованы в процессе как бытовой, так и пространственной ориентировки, поэтому слабовидящие несомненно здесь имеют существенные преимущества перед слепыми с остаточным зрением и тем более перед тотально слепыми. Однако опыт показывает, что у слабо­видящих гораздо больше, чем у слепых, уходит времени на спонтанное приобретение рациональных способов ориентировки в быту и в пространстве. Зачастую они всю жизнь опираются только на свое неполноценное зрение, пользуясь другими анали­заторами не чаще зрячих. Все это приводит к неоправданным трудностям в их самостоятельной жизни. Поэтому на занятиях по СБО слабовидящих детей также следует обязательно учить рационально пользоваться в быту всеми сохранными анализато­рами, чтобы каждый ребенок понял преимущества такого спо­соба социально-бытовой ориентировки. А этого можно добиться только через формирование специальных навыков.

Таким образом, приходится констатировать, что именно по причине недооценки значимости усвоения слепыми и слабови­дящими с детства рациональных способов ориентировки в быту и в пространстве, а также из-за отсутствия в тифлопедагогичес­кой литературе соответствующего материала проблема адаптации и интеграции выпускников школ для детей с нарушением зрения продолжает оставаться острой и после введения уроков кор­рекции.

 

 

Данная глава методического пособия имеет целью восполнить указанные пробелы, поэтому посвящена описанию специальных знаний, умений и навыков, а также методике их формирования у учащихся начальных классов школ для слепых и слабовидящих детей на занятиях по социально-бытовой ориентировке.

Материал главы излагается на основе изучения и обобщения опыта социально-бытовой ориентировки слепых и слабовидящих, а также на основе личного опыта автора.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: