Обучение самостоятельности в быту в настоящее время является одним из важнейших направлений абилитационной работы в школах для детей с нарушением зрения. Реализуется оно преимущественно на коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке (СБО). Содержание этого курса достаточно разработано, и на данный период развития школ III и IV типов наиболее актуальными являются вопросы методики его преподавания.
Для разработки специальной методики мы предварительно исследовали опыт самостоятельной жизни лиц с глубокими нарушениями зрения. Такое исследование убедило нас в том, что хорошо адаптированные слепые и слабовидящие многие необходимые виды труда и действий, связанных с бытовой ориентировкой, выполняют способами, отличными от тех, которыми пользуются зрячие. Кроме того, именно эти способы, требующие специальных знаний, умений и навыков, лежат в основе успешной социально-бытовой ориентировки и адаптации при дефектах зрения.
Таким образом, специальные знания, умения и навыки необходимы слепым и слабовидящим для выполнения определенных практических действий без зрительного контроля, а при наличии остаточного зрения или слабовидения с таким визуальным контролем, который не приводил бы к зрительным перегрузкам. При этом эффективность специального умения, а затем и навыка определяется рациональным использованием всех сохранных анализаторов. Специальный навык предполагает также достаточно эстетичное, точное и быстрое выполнение практического действия. Овладение комплексом таких навыков позволяет слепым и слабовидящим в какой-то степени, а в некоторых случаях и во многом, компенсировать полную или частичную утрату зрения.
Однако самостоятельная жизнь слепых и слабовидящих убеждает, что спонтанно они зачастую не овладевают многими своеобразными, характерными и удобными именно для них способа-
МИ действий и ориентировки. Причем опыт социально-бытовой ориентировки слабовидящих свидетельствует о том, что они не в меньшей, а часто и в большей степени, чем слепые, нуждаются в целенаправленном формировании специальных навыков выполнения различных видов предметно-практических действий.
Дело в том, что процесс ориентировки (как бытовой, так и пространственной) слабовидящих имеет свои особенности и отличается от аналогичного процесса как у зрячих, так и у тотально слепых. Действительно, с одной стороны, слабовидящие с помощью своего дефектного зрения получают информацию обедненную и фрагментарную по сравнению с той зрительной информацией, которую получают нормально видящие. Причем узнавание объектов протекает при нарушенном зрении более замедленно. С другой стороны, известно, что любые, даже самые минимальные, остатки зрения могут быть использованы в процессе как бытовой, так и пространственной ориентировки, поэтому слабовидящие несомненно здесь имеют существенные преимущества перед слепыми с остаточным зрением и тем более перед тотально слепыми. Однако опыт показывает, что у слабовидящих гораздо больше, чем у слепых, уходит времени на спонтанное приобретение рациональных способов ориентировки в быту и в пространстве. Зачастую они всю жизнь опираются только на свое неполноценное зрение, пользуясь другими анализаторами не чаще зрячих. Все это приводит к неоправданным трудностям в их самостоятельной жизни. Поэтому на занятиях по СБО слабовидящих детей также следует обязательно учить рационально пользоваться в быту всеми сохранными анализаторами, чтобы каждый ребенок понял преимущества такого способа социально-бытовой ориентировки. А этого можно добиться только через формирование специальных навыков.
Таким образом, приходится констатировать, что именно по причине недооценки значимости усвоения слепыми и слабовидящими с детства рациональных способов ориентировки в быту и в пространстве, а также из-за отсутствия в тифлопедагогической литературе соответствующего материала проблема адаптации и интеграции выпускников школ для детей с нарушением зрения продолжает оставаться острой и после введения уроков коррекции.
Данная глава методического пособия имеет целью восполнить указанные пробелы, поэтому посвящена описанию специальных знаний, умений и навыков, а также методике их формирования у учащихся начальных классов школ для слепых и слабовидящих детей на занятиях по социально-бытовой ориентировке.
Материал главы излагается на основе изучения и обобщения опыта социально-бытовой ориентировки слепых и слабовидящих, а также на основе личного опыта автора.