В процессе формирования специальных знаний, умений и навыков, как и вообще в процессе обучения детей, требуется строго соблюдать поэтапность. Например, применительно к закладке макаронов в разделе “Питание” это выглядит следующим образом. Сначала надо научить закладывать макароны в холодную кастрюлю и воду. Когда навык выработается, тогда можно закладывать в горячую (кипящую) воду, но под наблюдением педагога, и только затем разрешить выполнить все действия самостоятельно.
Слабовидящие и слепые с остаточным зрением могут узнавать предметы на довольно большом для них расстоянии, если эти предметы ранее были восприняты ими с помощью различных анализаторов на близком расстоянии.
Усваивая характерные признаки предметов и объектов (величину, форму, окраску), они затем получаемые впечатления анализируют и сопоставляют с приобретенным ранее опытом. Это позволяет легче узнавать предметы и объекты на расстоянии, а следовательно, и ориентироваться в них. Так, например, стандартные упаковки продуктов, обследованные с помощью осязания, обоняния, имеющегося зрения, могут узнаваться затем на полках магазинов. До такого обследования предметы на полках магазинов слабовидящий и слепой с остаточным зрением воспринимает как совокупность цветных пятен, не относя их к конкретным товарам. Следовательно, при формировании специальных знаний, умений и навыков в задачу педагога входит довести до сознания учащихся необходимость познания как можно большего числа признаков любых предметов, объектов,
явлений, активно используя при этом все сохранные анализаторы
Следует привлекать внимание учащихся к разнообразным бытовым и природным звукам. Для каждого места, для каждого времени года у природы есть особое выражение. Звуки во время тумана, снегопада, дождя несколько приглушаются. Ветер относит (смещает) или приглушает звуки, мороз, наоборот, усиливает их. Учащиеся должны знать это и сознательно в повседневной ориентировке упражняться в определении расстояния до источника звука. Такая дифференциация звуков помогает инвалидам по зрению понять, что происходит вокруг и принять правильное решение при самостоятельной ориентировке.
|
Вообще везде, где это возможно и целесообразно, надо стимулировать детей к совершенствованию в локализации звука без зрительного контроля, в определении места источника звука и его происхождении.
СБО является тем коррекционным курсом, на котором имеются прекрасные возможности в условиях естественного педагогического воздействия учить детей применять на практике знания и умения, полученные ими на занятиях по другим коррекционным курсам. Поэтому тифлопедагогу, преподающему СБО, следует хорошо знать содержание и методику всех коррекционных курсов: развитие осязания и мелкой моторики, развитие зрительного восприятия, ориентировка в пространстве и др.
Например, на занятиях по развитию осязания и моторики детей специально учат пользоваться тактильной чувствительностью в целях компенсации недостаточной зрительной информации. Формируемые в названном курсе навыки непременно должны быть использованы на занятиях по СБО.
Так, в различных видах деятельности на занятиях по СБО бывает необходимо сложить вдвое, вчетверо и т.д. лист бумаги. Например, при запечатывании письма в конверт в разделе “Средства связи”. Слабовидящие, действуя как зрячие, т.е. опираясь только на зрение, сильно склоняются над листом бумаги при наложении (совмещении) его противоположных углов и сторон, так как визуально контролируют свои действия.
|
Это вызвано визуальным контролем учащихся за своими действиями, что педагогу непременно следует пресекать, добиваясь
того, чтобы точность совмещения углов и сторон контролировалась пальцами.
Очень важно добиваться выполнения практических действий с тактильным контролем, но таким образом, чтобы внешне это напоминало общепринятые приемы. Например, при обучении ремонту одежды особое внимание следует обратить на первые этапы работы (тщательную подгибку, разглаживание швов и приметывание). Демонстрацию швов (“вперед иголку”, “назад иголку”, “через край”) для учащихся надо осуществлять с обязательным подключением осязания (контроль за руками педагога). Для лиц с пониженным осязанием образцы выполняются утолщенными нитками.
При изучении всех тем следует показывать учащимся приемы рационального и дозированного использования зрения в бытовых ситуациях.
Например, зрячий, ища фамилию по списку, может позволить себе прочитать заодно и имя, и отчество. Для людей с дефектом зрения это непозволительная роскошь, которая может ускорить зрительное утомление и снизить работоспособность.
Человеку с дефектом зрения при поиске определенной фамилии в списке сначала следует направлять взгляд только на заглавную букву фамилий. Затем, когда будет найдена буква, с которой начинается фамилия, следует прочитывать часть фамилии до той буквы, с которой станет ясно, что это не искомая фамилия. Например, нужно в списке найти фамилию “Иващенко”. Сначала взгляд следует направлять только на заглавные буквы фамилий, отыскивая среди них “И”. После того, как нашлась первая фамилия на “И”, следует смотреть на две буквы от начала фамилии, т.е. искать “Ив”. Допустим, что в найденной фамилии оказалось “Ик”, тогда, не дочитывая фамилию до конца, следует идти дальше по списку и остановиться тогда, когда встретится “Ив”. Допустим, вы нашли “Ив”, читаете дальше, оказалось “Иви”, но вам надо “Ива”. Опять, не дочитывая этой фамилии до конца, следует идти дальше по списку, до первой фамилии, начинающейся с “Ива”, и т.д., пока не будет найдена искомая фамилия “Иващенко”.
|
На зрительное восприятие слабовидящих и слепых с остаточным зрением весьма сильно влияет освещенность. Одни из них
фактически становятся слепыми при ярком солнце или свете, другие, напротив, теряют видимость в сумерках или при слабом освещении. Поэтому для того, чтобы человек с дефектом зрения мог быть мобильным при любом освещении, у него необходимо Прежде всего формировать желание и умение пользоваться всеми сохранными анализаторами во всех видах деятельности: познание Предмета, его опознание и оперирование им и т.д., и т.п.
Наглядные средства обучения нужно подбирать с учетом сохранных анализаторов: тактильные, температурные, вкусовые, обонятельные, слуховые. Для учащихся с остаточным зрением и слабовидящих средства наглядности должны быть контрастно окрашены. Все пособия следует давать в руки, особенно побуждая к этому слабовидящих, так как зрительное восприятие этой категории учащихся не дает полноценного представления о предмете, а активное осязание без специального обучения они в процессе восприятия не используют. При демонстрации практического умения надо давать возможность и слепым, и слабовидящим школьникам весь процесс контролировать руками.
Формирование специальных знаний, умений и навыков на занятиях по СБО следует начинать с тех способов, которые необходимы в повседневной жизни человека с нарушением зрения (ребенка или взрослого) независимо от того, каким видом деятельности он занят.
Так, одним из главных условий самостоятельности в быту слепых и слабовидящих является умение содержать в чистоте и определенном порядке свои вещи, свое рабочее место и предметы домашнего обихода.
Действительно, при плохом зрении и тем более при его отсутствии человеку трудно, а зачастую и невозможно найти нужную вещь, какой-нибудь предмет, если он не находится строго на определенном постоянном для него месте.
Изучение опыта самостоятельной жизни выпускников школ слепых и слабовидящих убеждает в том, что этот, казалось бы, Необходимый навык не возникает сам по себе, если он не был сформирован в детстве. Вместе с тем без этого навыка человеку с Дефектом зрения трудно не только найти определенную вещь, но и ориентироваться со скоростью нормально видящих в окружающих предметах (например, в комнате среди мебели).
Слепых и слабовидящих следует также ориентировать на то, чтобы они целенаправленно запоминали, куда и как именно они кладут (ставят, вешают и т.п.) вещи. Если зрячему достаточно помнить, что бокал стоит в посудном шкафу, то человеку с глубоким нарушением зрения надо еще помнить, на какой именно полке стоит бокал, с какой стороны, с края или в глубине. Только при удержании в памяти комплекса информации, в котором отражается точное местонахождение, он сможет подать бокал также быстро, как это делает зрячий.
При этом необходимо также, чтобы окружающие зрячие не нарушали заведенного порядка.
Занятия по СБО проводятся на базе учебных кабинетов и помещений школы-интерната. В связи с вышеизложенным, педагогу надо помнить, что уже в самом кабинете все оборудование и оснащение должно быть размещено строго в определенном порядке. Это необходимо для того, чтобы сообщаемые учащимся специальные знания (в данном случае правила содержания в чистоте и определенном порядке вещей, рабочего места и т.п.) находили практическое применение непосредственно на самих занятиях по СБО, то есть в процессе занятий дети должны убедиться в том, что удобно ориентироваться в окружающих предметах, если они постоянно находятся на определенных для них местах.
На уроках и в быту часто можно наблюдать ситуации, когда зрячие (педагоги, родители, родственники) ищут, поднимают и подают ребенку с глубоким нарушением зрения вещь, которую он уронил. Такая помощь естественна, но она ставит слепого и слабовидящего в зависимость от посторонней помощи.
А между тем и это нелегкое при нарушении зрения дело может стать доступным и выполняться весьма проворно при условии использования специального приема.
С приемом поиска упавших предметов учащихся следует познакомить на первых же занятиях, а в дальнейшем целенаправленно закреплять этот прием, используя для этого как специально созданные ситуации, так и естественные.
Суть обучения состоит в следующем. Сначала надо объяснить учащимся, что стараться непременно поймать следует только бьющиеся предметы. Дело в том, что, когда человек с дефектом
зрения пытается поймать падающий предмет, он невольно подвергает себя опасности, так как в быстрых движениях не успевает заметить опасные для лица (головы, рук и других частей тела) места.
Во время падения предмета слепой и слабовидящий должны все внимание направить на то, чтобы услышать, куда именно упадет предмет, т.е. постараться как можно точнее локализовать на слух местонахождение упавшего предмета.
Далее надо подойти к этому месту, т.е. к предполагаемому местонахождению упавшего предмета, и одним из вариантов движений руки (рис.1) вести поиск. На рис.1 видно, что рука может совершать либо круговые движения по спирали, расширяя или сужая площадь поиска, либо по горизонтальным, либо по вертикальным линиям. При этом очень важно соблюдать строгую последовательность в движениях, чтобы ни один участок не оказался необследованным, а предмет пропущенным.
Рис.1. Схемы поиска упавших предметов
Наклоняясь для поиска предмета, слепой и слабовидящий может не заметить другие предметы или их детали, которыми может пораниться. Поэтому детей надо приучать к тому, чтобы они особенно берегли глаза, лицо, голову. Достигается это просто. Во-первых, надо не наклоняться вперед, а приседать, держа тело строго вертикально. Во-вторых, во время приседания одну руку от локтя до кончиков пальцев следует держать по диагонали перед лицом. Постепенно это можно научиться делать так быстро и естественно, что зрячие и не будут замечать специальной заученной позы, а безопасность будет обеспечена.
Во время поиска упавшего предмета ребенок может передвинуться и оказаться под партой, столом или еще под чем-нибудь. В таком случае, резко поднявшись, он может поранить голову. Чтобы этого не происходило, надо приучать детей при подъеме держать одну руку над головой. В таком случае рука исполняет роль буфера и предохраняет голову от ушиба.