ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ




В процессе формирования специальных знаний, умений и навыков, как и вообще в процессе обучения детей, требуется строго соблюдать поэтапность. Например, применительно к зак­ладке макаронов в разделе “Питание” это выглядит следующим образом. Сначала надо научить закладывать макароны в холод­ную кастрюлю и воду. Когда навык выработается, тогда можно закладывать в горячую (кипящую) воду, но под наблюдением педагога, и только затем разрешить выполнить все действия са­мостоятельно.

Слабовидящие и слепые с остаточным зрением могут узна­вать предметы на довольно большом для них расстоянии, если эти предметы ранее были восприняты ими с помощью различ­ных анализаторов на близком расстоянии.

Усваивая характерные признаки предметов и объектов (вели­чину, форму, окраску), они затем получаемые впечатления анализируют и сопоставляют с приобретенным ранее опытом. Это позволяет легче узнавать предметы и объекты на расстоя­нии, а следовательно, и ориентироваться в них. Так, напри­мер, стандартные упаковки продуктов, обследованные с помо­щью осязания, обоняния, имеющегося зрения, могут узнавать­ся затем на полках магазинов. До такого обследования предметы на полках магазинов слабовидящий и слепой с остаточным зре­нием воспринимает как совокупность цветных пятен, не относя их к конкретным товарам. Следовательно, при формировании специальных знаний, умений и навыков в задачу педагога вхо­дит довести до сознания учащихся необходимость познания как можно большего числа признаков любых предметов, объектов,

 

явлений, активно используя при этом все сохранные анализато­ры

Следует привлекать внимание учащихся к разнообразным бытовым и природным звукам. Для каждого места, для каждого времени года у природы есть особое выражение. Звуки во время тумана, снегопада, дождя несколько приглушаются. Ветер отно­сит (смещает) или приглушает звуки, мороз, наоборот, усили­вает их. Учащиеся должны знать это и сознательно в повседнев­ной ориентировке упражняться в определении расстояния до источника звука. Такая дифференциация звуков помогает инва­лидам по зрению понять, что происходит вокруг и принять правильное решение при самостоятельной ориентировке.

Вообще везде, где это возможно и целесообразно, надо сти­мулировать детей к совершенствованию в локализации звука без зрительного контроля, в определении места источника звука и его происхождении.

СБО является тем коррекционным курсом, на котором име­ются прекрасные возможности в условиях естественного педаго­гического воздействия учить детей применять на практике знания и умения, полученные ими на занятиях по другим коррекцион­ным курсам. Поэтому тифлопедагогу, преподающему СБО, следует хорошо знать содержание и методику всех коррекционных курсов: развитие осязания и мелкой моторики, развитие зрительного восприятия, ориентировка в пространстве и др.

Например, на занятиях по развитию осязания и моторики детей специально учат пользоваться тактильной чувствительнос­тью в целях компенсации недостаточной зрительной информа­ции. Формируемые в названном курсе навыки непременно дол­жны быть использованы на занятиях по СБО.

Так, в различных видах деятельности на занятиях по СБО бывает необходимо сложить вдвое, вчетверо и т.д. лист бумаги. Например, при запечатывании письма в конверт в разделе “Сред­ства связи”. Слабовидящие, действуя как зрячие, т.е. опираясь только на зрение, сильно склоняются над листом бумаги при наложении (совмещении) его противоположных углов и сторон, так как визуально контролируют свои действия.

Это вызвано визуальным контролем учащихся за своими дей­ствиями, что педагогу непременно следует пресекать, добиваясь

 

того, чтобы точность совмещения углов и сторон контролирова­лась пальцами.

Очень важно добиваться выполнения практических действий с тактильным контролем, но таким образом, чтобы внешне это напоминало общепринятые приемы. Например, при обучении ремонту одежды особое внимание следует обратить на первые этапы работы (тщательную подгибку, разглаживание швов и приметывание). Демонстрацию швов (“вперед иголку”, “назад иголку”, “через край”) для учащихся надо осуществлять с обя­зательным подключением осязания (контроль за руками педаго­га). Для лиц с пониженным осязанием образцы выполняются утолщенными нитками.

При изучении всех тем следует показывать учащимся приемы рационального и дозированного использования зрения в бытовых ситуациях.

Например, зрячий, ища фамилию по списку, может позво­лить себе прочитать заодно и имя, и отчество. Для людей с дефектом зрения это непозволительная роскошь, которая может ускорить зрительное утомление и снизить работоспособность.

Человеку с дефектом зрения при поиске определенной фами­лии в списке сначала следует направлять взгляд только на заглав­ную букву фамилий. Затем, когда будет найдена буква, с кото­рой начинается фамилия, следует прочитывать часть фамилии до той буквы, с которой станет ясно, что это не искомая фамилия. Например, нужно в списке найти фамилию “Иващенко”. Сна­чала взгляд следует направлять только на заглавные буквы фами­лий, отыскивая среди них “И”. После того, как нашлась первая фамилия на “И”, следует смотреть на две буквы от начала фа­милии, т.е. искать “Ив”. Допустим, что в найденной фамилии оказалось “Ик”, тогда, не дочитывая фамилию до конца, следу­ет идти дальше по списку и остановиться тогда, когда встретит­ся “Ив”. Допустим, вы нашли “Ив”, читаете дальше, оказалось “Иви”, но вам надо “Ива”. Опять, не дочитывая этой фамилии до конца, следует идти дальше по списку, до первой фамилии, начинающейся с “Ива”, и т.д., пока не будет найдена искомая фамилия “Иващенко”.

На зрительное восприятие слабовидящих и слепых с остаточ­ным зрением весьма сильно влияет освещенность. Одни из них

 

фактически становятся слепыми при ярком солнце или свете, другие, напротив, теряют видимость в сумерках или при слабом освещении. Поэтому для того, чтобы человек с дефектом зрения мог быть мобильным при любом освещении, у него необходимо Прежде всего формировать желание и умение пользоваться всеми сохранными анализаторами во всех видах деятельности: познание Предмета, его опознание и оперирование им и т.д., и т.п.

Наглядные средства обучения нужно подбирать с учетом со­хранных анализаторов: тактильные, температурные, вкусовые, обонятельные, слуховые. Для учащихся с остаточным зрением и слабовидящих средства наглядности должны быть контрастно окрашены. Все пособия следует давать в руки, особенно побуж­дая к этому слабовидящих, так как зрительное восприятие этой категории учащихся не дает полноценного представления о пред­мете, а активное осязание без специального обучения они в процессе восприятия не используют. При демонстрации практи­ческого умения надо давать возможность и слепым, и слабови­дящим школьникам весь процесс контролировать руками.

Формирование специальных знаний, умений и навыков на занятиях по СБО следует начинать с тех способов, которые не­обходимы в повседневной жизни человека с нарушением зрения (ребенка или взрослого) независимо от того, каким видом дея­тельности он занят.

Так, одним из главных условий самостоятельности в быту слепых и слабовидящих является умение содержать в чистоте и определенном порядке свои вещи, свое рабочее место и предме­ты домашнего обихода.

Действительно, при плохом зрении и тем более при его от­сутствии человеку трудно, а зачастую и невозможно найти нуж­ную вещь, какой-нибудь предмет, если он не находится строго на определенном постоянном для него месте.

Изучение опыта самостоятельной жизни выпускников школ слепых и слабовидящих убеждает в том, что этот, казалось бы, Необходимый навык не возникает сам по себе, если он не был сформирован в детстве. Вместе с тем без этого навыка человеку с Дефектом зрения трудно не только найти определенную вещь, но и ориентироваться со скоростью нормально видящих в окру­жающих предметах (например, в комнате среди мебели).

 

Слепых и слабовидящих следует также ориентировать на то, чтобы они целенаправленно запоминали, куда и как именно они кладут (ставят, вешают и т.п.) вещи. Если зрячему достаточно помнить, что бокал стоит в посудном шкафу, то человеку с глубоким нарушением зрения надо еще помнить, на какой именно полке стоит бокал, с какой стороны, с края или в глубине. Только при удержании в памяти комплекса информации, в котором отражается точное местонахождение, он сможет подать бокал также быстро, как это делает зрячий.

При этом необходимо также, чтобы окружающие зрячие не нарушали заведенного порядка.

Занятия по СБО проводятся на базе учебных кабинетов и помещений школы-интерната. В связи с вышеизложенным, педагогу надо помнить, что уже в самом кабинете все оборудо­вание и оснащение должно быть размещено строго в определен­ном порядке. Это необходимо для того, чтобы сообщаемые уча­щимся специальные знания (в данном случае правила содержа­ния в чистоте и определенном порядке вещей, рабочего места и т.п.) находили практическое применение непосредственно на самих занятиях по СБО, то есть в процессе занятий дети должны убедиться в том, что удобно ориентироваться в окружающих предметах, если они постоянно находятся на определенных для них местах.

На уроках и в быту часто можно наблюдать ситуации, когда зрячие (педагоги, родители, родственники) ищут, поднимают и подают ребенку с глубоким нарушением зрения вещь, которую он уронил. Такая помощь естественна, но она ставит слепого и слабовидящего в зависимость от посторонней помощи.

А между тем и это нелегкое при нарушении зрения дело может стать доступным и выполняться весьма проворно при условии использования специального приема.

С приемом поиска упавших предметов учащихся следует по­знакомить на первых же занятиях, а в дальнейшем целенаправ­ленно закреплять этот прием, используя для этого как специаль­но созданные ситуации, так и естественные.

Суть обучения состоит в следующем. Сначала надо объяснить учащимся, что стараться непременно поймать следует только бьющиеся предметы. Дело в том, что, когда человек с дефектом

 

зрения пытается поймать падающий предмет, он невольно под­вергает себя опасности, так как в быстрых движениях не успе­вает заметить опасные для лица (головы, рук и других частей тела) места.

Во время падения предмета слепой и слабовидящий должны все внимание направить на то, чтобы услышать, куда именно упадет предмет, т.е. постараться как можно точнее локализовать на слух местонахождение упавшего предмета.

Далее надо подойти к этому месту, т.е. к предполагаемому местонахождению упавшего предмета, и одним из вариантов движений руки (рис.1) вести поиск. На рис.1 видно, что рука может совершать либо круговые движения по спирали, расши­ряя или сужая площадь поиска, либо по горизонтальным, либо по вертикальным линиям. При этом очень важно соблюдать строгую последовательность в движениях, чтобы ни один учас­ток не оказался необследованным, а предмет пропущенным.

Рис.1. Схемы поиска упавших предметов

 

Наклоняясь для поиска предмета, слепой и слабовидящий может не заметить другие предметы или их детали, которыми может пораниться. Поэтому детей надо приучать к тому, чтобы они особенно берегли глаза, лицо, голову. Достигается это просто. Во-первых, надо не наклоняться вперед, а приседать, держа тело строго вертикально. Во-вторых, во время приседа­ния одну руку от локтя до кончиков пальцев следует держать по диагонали перед лицом. Постепенно это можно научиться делать так быстро и естественно, что зрячие и не будут замечать спе­циальной заученной позы, а безопасность будет обеспечена.

Во время поиска упавшего предмета ребенок может передви­нуться и оказаться под партой, столом или еще под чем-нибудь. В таком случае, резко поднявшись, он может поранить голову. Чтобы этого не происходило, надо приучать детей при подъеме держать одну руку над головой. В таком случае рука исполняет роль буфера и предохраняет голову от ушиба.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: