Возможность лиц с нарушением зрения активно участвовать в жизни в значительной степени обусловлена специальной работой, осуществляемой в школе. Формирование у детей определенных знаний и умений, обеспечивающих их социальную адаптацию, — цель этой работы.
Ориентирование в пространстве — одна из актуальных и труднейших проблем, входящих в сферу социальной адаптации школьников с нарушением зрения.
Успешность интеграции человека с зрительной патологией во многом зависит от его способности самостоятельно ориентироваться в быту, на рабочем месте, на улицах города, в общественных местах.
Между тем недостатки в развитии пространственной ориентировки, имеющиеся у школьников с нарушением зрения, ограничивают в дальнейшем их самостоятельность и активность во всех сферах деятельности.
Многочисленные исследования (В.А.Кручинин, Е.Б.Островская, Л.И.Плаксина, В.С.Сверлов, Л.А.Семенов, Л.И.Солнцева, Н.Г.Хопренинова и др.) показали, что дети с нарушениями зрения (особенно с глубокими) спонтанно, самостоятельно не могут овладеть навыками пространственного ориентирования, а нуждаются в систематическом целенаправленном обучении.
Следует отметить, что в ряде школ для детей названной категории занятия по ориентировке в пространстве хотя и выделены в учебном плане как специальный вид деятельности детей, нередко включаются в коррекционные занятия, проводимые факультативно. Обучение детей ориентировке в пространстве осуществляется подчас стихийно, бессистемно, в основном на различных предметных уроках. Так, на уроках математики, русско-
го языка, изобразительной деятельности дети овладевают навыками микроориентировки, на физкультуре осваивают ориентировку в основных направлениях пространства и т.д. Такое обучение проводится по ходу основного урока и не позволяет сформировать у детей целостные пространственные образы и умения оперировать ими в практической ориентировке.
|
В последние годы были разработаны программы и методические пособия по обучению ориентировке в пространстве слепых младших школьников (Е.А.Кульбуш, 1988; Л.И.Солнцева и Л.А.Семенов, 1989; Л.А. Семенов и Л.И.Солнцева, 1991; В.А. Феоктистова, 1987 и др.).
В них в основном отражено содержание, а не методика обучения. Работой, представившей систематизированный материал, явилось учебно-методическое пособие Л.А. Семенова и Л. И. Солнцевой. Авторами раскрыты дидактические основы обучения ориентировке в пространстве. Большое внимание уделено обучению слепых школьников ориентированию с использованием различных ориентиров, освоению карты-пути, а также развитию осязания и использованию его в практической ориентировке.
В то время как обучение ориентировке в пространстве слепых младших школьников разработано достаточно хорошо, в отношении слабовидящих детей и детей с косоглазием и амблиопией такая литература практически отсутствует.
Между тем существует необходимость создания целостной системы обучения пространственному ориентированию младших школьников с нарушением зрения различных категорий (слепых; слабовидящих, детей с косоглазием и амблиопией) с учетом особенностей восприятия и освоения пространства каждой из названных категорий детей.
|
Дети с нарушением зрения характеризуются своеобразием развития психических и физических процессов, что проявляется в недостаточной двигательной активности, особенностях развития двигательной сферы. В свою очередь, это вызывает у них трудности пространственной ориентировки (М.И.Земцова, В.С.Сверлов, Е.Б.Островская, Н.Г.Хопрснинова и др.).
Различная степень тяжести зрительной патологии у детей (слепые, слабовидящие и дети с косоглазием и амблиопией) вносит своеобразие в развитие их пространственной ориентировки.
В таблице № 4 приведены основные причины возникновения у детей с зрительной патологией трудностей при освоении ими окружающего пространства. Причем указаны как наиболее характерные для каждой категории детей, так и общие причины для всех категорий младших школьников с нарушением зрения.
Анализ приведенных в таблице причин испытываемых детьми с зрительной патологией трудностей пространственной ориентировки позволяет увидеть особенности осуществления ими этого вида деятельности и правильно спланировать обучение.
Несмотря на то, что каждой из названных категорий школьников с зрительной патологией присущи свои специфические трудности освоения пространства, есть общие моменты, на которые тифлопедагог может опираться при обучении детей.
Таблица 4
Основные причины трудностей пространственной ориентировки младших
школьников с нарушением зрения
Слепые дети | Слабовидящие дети | Дети с косоглазием и амблиопией |
Что характерно для каждой из названных категорий детей | ||
1. Страх перед передвижением в пространстве. 2. Отсутствие интереса к освоению пространства. 3. Необходимость уделять внимание технике передвижения. 4. Неумение пользоваться остаточным зрением при ориентировке. | 1. переоценка детьми своих зрительных возможностей, опора при ориентировке на неточное зрительное восприятие | |
2. искажение восприятия предметов и их располо- жения в пространстве в связи с низкой остротой зрения и нарушением других зрительных функций | 2. искажение восприятия глубины пространства, удаленность предметов, расстояния между ними в связи с нарушением бинокулярного зрения. | |
3. неумение пользоваться нарушенным зрением при ориентировке. | ||
Общие для всех категорий детей с нарушением зрения причины | ||
1. Недостаточный запас предметных и пространственных представлений. 2. Сложность анализа и синтеза получаемой через сохранные анализаторы информации об окружающем пространстве. 3. Непрочная связь между восприятием пространственных Признаков и отношений и их словесными обозначениями. 4. Нарушение микро- и макрокоординации движений. |
|