Условия успешности обучения пространственному ориентированию младших школьников с нарушением зрению




Зрительная патология детей
Слепые   Слабовидящие   Дети с косоглазием и амблиопией  
Основной принцип обучения
Накопление предметных представлений на базе конкретного наглядного озна­комления детей с осваиваемыми пространственными признаками и отношени­ями в процессе непосредственных практических действий с ними.  
Основные приемы обучения, используемые тифлопедагогом
Совместное выполнение действий, сопровожда­емое подробным словес­ным описанием.   Поэтапный показ последовательности выполнения действий , сопровождаемый подробным словесным описанием.
Совместное выполнений не- которых элементов действий
Анализаторы, участвующие в пространственной ориентировке
Остаточное зрение — у имеющих его слепых детей; сохранные анализаторы.   Нарушенное зрение и сохранные анализаторы.  
Особое внимание следует уделять
Обучению детей выде- лять характерные при- знаки предметов, по ко- торым они могут быть узнаны в любой ситуа- ции Обучению детей зрительному Различению предметов по Цвету, форме, величине. Обучению детей зрительно- Му различению пространс- Твенных признаков предме- Тов, их удаленности и рас- Положения в пространстве.
Формированию полисенсорного восприятия детьми пространства

 

На первых порах усилия тифлопедагога направлены на созда­ние у детей основы, необходимой для успешного овладения пространственными представлениями и навыками практической ориентировки. Прежде всего это — сенсорное развитие детей.

 

Важнейшее значение имеет обучение детей при ориентировке в Пространстве пользоваться остаточным зрением, которое имеет­ся у части слепых, и нарушенным зрением — слабовидящих детей с косоглазием и амблиопией. Сохранные анализаторы также должны “работать” на ориентировку. Необходимо специально учить детей комплексному использованию всех анализаторов при освоении ими пространства.

формирование у детей системы ориентирования в простран­стве — важнейшая задача, решаемая тифлопедагогом. Основой этой системы являются прочные навыки ориентировки детей на собственном теле и умение определять “точку отсчетам, от кото­рой можно ориентироваться в окружающем пространстве. Таки­ми исходными точками отсчета (ориентирами) могут быть в помещениях — двери, окна; на пришкольном участке — ворота, бойлерная, крыльцо школы и т.д.

В зависимости от уровня сформированности навыков про­странственной ориентировки у детей тифлопедагог использует различные приемы обучения. Например, проводит совместное с детьми обследование помещений школы, опираясь на восприя­тие реальных признаков, информацию о которых они получают в результате деятельности всех анализаторов.

Тифлопедагог демонстрирует детям постоянные и варьирую­щиеся в зависимости от условий признаки предметов и явлений. Необходимо также познакомить детей с различными модифика­циями предметов, имеющих одно назначение. Дети должны научиться выделять в окружающих предметах такие признаки, которые свойственны им в любой ситуации и при любых усло­виях. Формирование умений различать предметы в новых усло­виях, используя при этом всю сенсорную сферу, важно для развития свободного ориентирования детей.

В специально созданных условиях тифлопедагог учит детей определять и словесно обозначать пространственные признаки предметов и их пространственное расположение; видеть и обо­значать в речи разницу в их расположении по отношению к себе и друг другу. Например, тифлопедагог предъявляет детям Две группы (по 5-6 в каждой) одинаковых предметов, но по-разному расположенных. Одну группу предметов располагает На 1-й парте, другую — на второй, расположенной рядом.

 

Ребенок должен стоять так, чтобы обе парты были перед ним. Сначала тифлопедагог показывает предметы, расположенные на 1-й парте, просит детей обследовать и назвать их. Затем — на второй. Обращает внимание детей на то, что предметы одинаковые, но расположены по-разному. Объясняет детям пространственное расположение каждой игрушки. После этого предлагает детям сделать это самостоятельно. Такую игру тиф­лопедагог может провести несколько раз, но с разными пред­метами.

Для создания у детей представлений о пространственных от­ношениях тифлопедагог учит их располагать предметы в заданном положении в микро- и макропространстве (по отношению друг к другу и к самому ребенку). Например, дает ребенку такие задания: “Поставь стул слева от парты”, “Поставь стул справа от себя” и т.д. После выполнения ребенком такого задания ему предлагается рассказать, как стоят предметы. Для успешного выполнения детьми подобных заданий они должны хорошо ори­ентироваться в сторонах предметов. Если задание выполняет слепой ребенок, тифлопедагог сначала берет его руки в свои и показывает, как обследовать тот или иной предмет (стул, парту). Совместные с ребенком действия тифлопедагог сопровождает пояснениями: “Эта сторона парты правая^ и т.п. Только после этого слепой ребенок сможет выполнить задание самостоятельно.

Приведем пример методики обучения детей 1-го класса опре­делению формы окружающих предметов.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТЬМИ ФОРМЫОКРУЖАЮЩИХ ПРЕДМЕТОВ

Этап

Ознакомление детей с геометрическими эталонами (объемны­ми и плоскостными геометрическими фигурами).

1. Зрительно-осязательное обследование геометрических фи­гур. Называние фигур.

2. Выделение характерных признаков геометрических фигур.

3. Сравнение (определение сходства и различия) геометри­ческих фигур.

4. Узнавание (нахождение) заданной геометрической фигуры среди других.

Примечание. Тифлопедагог показывает детям прием обследо-

 

вания геометрических фигур с помощью зрения и осязания. С тотально слепыми детьми и детьми, которые в этом нуждаются, применяется метод совместного осязательного обследования. Тифлопедагог берет руки ребенка в свои и проводит ими по сторонам геометрической фигуры, обращая его внимание на характерные признаки каждой фигуры (на углы или если это, например, овал — на округлость фигуры и т.д.).

II этап

Соотнесение окружающих предметов, игрушек с геометричес­кими фигурами. Например, носовой платок и квадрат, мяч и шар, тарелка и круг и т.п.

Примечание. 1. При соотнесении формы какого-либо пред­мета с геометрическим эталоном тифлопедагог вначале обращает внимание ребенка на характерные признаки геометрической фигуры (стороны, углы), затем находят их в предмете. 2. При необходимости используется метод совместного обследования.

III этап



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: