Зрительная патология детей | ||
Слепые | Слабовидящие | Дети с косоглазием и амблиопией |
Основной принцип обучения | ||
Накопление предметных представлений на базе конкретного наглядного ознакомления детей с осваиваемыми пространственными признаками и отношениями в процессе непосредственных практических действий с ними. | ||
Основные приемы обучения, используемые тифлопедагогом | ||
Совместное выполнение действий, сопровождаемое подробным словесным описанием. | Поэтапный показ последовательности выполнения действий , сопровождаемый подробным словесным описанием. | |
Совместное выполнений не- которых элементов действий | ||
Анализаторы, участвующие в пространственной ориентировке | ||
Остаточное зрение — у имеющих его слепых детей; сохранные анализаторы. | Нарушенное зрение и сохранные анализаторы. | |
Особое внимание следует уделять | ||
Обучению детей выде- лять характерные при- знаки предметов, по ко- торым они могут быть узнаны в любой ситуа- ции | Обучению детей зрительному Различению предметов по Цвету, форме, величине. | Обучению детей зрительно- Му различению пространс- Твенных признаков предме- Тов, их удаленности и рас- Положения в пространстве. |
Формированию полисенсорного восприятия детьми пространства |
На первых порах усилия тифлопедагога направлены на создание у детей основы, необходимой для успешного овладения пространственными представлениями и навыками практической ориентировки. Прежде всего это — сенсорное развитие детей.
Важнейшее значение имеет обучение детей при ориентировке в Пространстве пользоваться остаточным зрением, которое имеется у части слепых, и нарушенным зрением — слабовидящих детей с косоглазием и амблиопией. Сохранные анализаторы также должны “работать” на ориентировку. Необходимо специально учить детей комплексному использованию всех анализаторов при освоении ими пространства.
|
формирование у детей системы ориентирования в пространстве — важнейшая задача, решаемая тифлопедагогом. Основой этой системы являются прочные навыки ориентировки детей на собственном теле и умение определять “точку отсчетам, от которой можно ориентироваться в окружающем пространстве. Такими исходными точками отсчета (ориентирами) могут быть в помещениях — двери, окна; на пришкольном участке — ворота, бойлерная, крыльцо школы и т.д.
В зависимости от уровня сформированности навыков пространственной ориентировки у детей тифлопедагог использует различные приемы обучения. Например, проводит совместное с детьми обследование помещений школы, опираясь на восприятие реальных признаков, информацию о которых они получают в результате деятельности всех анализаторов.
Тифлопедагог демонстрирует детям постоянные и варьирующиеся в зависимости от условий признаки предметов и явлений. Необходимо также познакомить детей с различными модификациями предметов, имеющих одно назначение. Дети должны научиться выделять в окружающих предметах такие признаки, которые свойственны им в любой ситуации и при любых условиях. Формирование умений различать предметы в новых условиях, используя при этом всю сенсорную сферу, важно для развития свободного ориентирования детей.
|
В специально созданных условиях тифлопедагог учит детей определять и словесно обозначать пространственные признаки предметов и их пространственное расположение; видеть и обозначать в речи разницу в их расположении по отношению к себе и друг другу. Например, тифлопедагог предъявляет детям Две группы (по 5-6 в каждой) одинаковых предметов, но по-разному расположенных. Одну группу предметов располагает На 1-й парте, другую — на второй, расположенной рядом.
Ребенок должен стоять так, чтобы обе парты были перед ним. Сначала тифлопедагог показывает предметы, расположенные на 1-й парте, просит детей обследовать и назвать их. Затем — на второй. Обращает внимание детей на то, что предметы одинаковые, но расположены по-разному. Объясняет детям пространственное расположение каждой игрушки. После этого предлагает детям сделать это самостоятельно. Такую игру тифлопедагог может провести несколько раз, но с разными предметами.
Для создания у детей представлений о пространственных отношениях тифлопедагог учит их располагать предметы в заданном положении в микро- и макропространстве (по отношению друг к другу и к самому ребенку). Например, дает ребенку такие задания: “Поставь стул слева от парты”, “Поставь стул справа от себя” и т.д. После выполнения ребенком такого задания ему предлагается рассказать, как стоят предметы. Для успешного выполнения детьми подобных заданий они должны хорошо ориентироваться в сторонах предметов. Если задание выполняет слепой ребенок, тифлопедагог сначала берет его руки в свои и показывает, как обследовать тот или иной предмет (стул, парту). Совместные с ребенком действия тифлопедагог сопровождает пояснениями: “Эта сторона парты правая^ и т.п. Только после этого слепой ребенок сможет выполнить задание самостоятельно.
|
Приведем пример методики обучения детей 1-го класса определению формы окружающих предметов.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТЬМИ ФОРМЫОКРУЖАЮЩИХ ПРЕДМЕТОВ
Этап
Ознакомление детей с геометрическими эталонами (объемными и плоскостными геометрическими фигурами).
1. Зрительно-осязательное обследование геометрических фигур. Называние фигур.
2. Выделение характерных признаков геометрических фигур.
3. Сравнение (определение сходства и различия) геометрических фигур.
4. Узнавание (нахождение) заданной геометрической фигуры среди других.
Примечание. Тифлопедагог показывает детям прием обследо-
вания геометрических фигур с помощью зрения и осязания. С тотально слепыми детьми и детьми, которые в этом нуждаются, применяется метод совместного осязательного обследования. Тифлопедагог берет руки ребенка в свои и проводит ими по сторонам геометрической фигуры, обращая его внимание на характерные признаки каждой фигуры (на углы или если это, например, овал — на округлость фигуры и т.д.).
II этап
Соотнесение окружающих предметов, игрушек с геометрическими фигурами. Например, носовой платок и квадрат, мяч и шар, тарелка и круг и т.п.
Примечание. 1. При соотнесении формы какого-либо предмета с геометрическим эталоном тифлопедагог вначале обращает внимание ребенка на характерные признаки геометрической фигуры (стороны, углы), затем находят их в предмете. 2. При необходимости используется метод совместного обследования.
III этап