В школах и УВК для детей с нарушением зрения необходимо оборудовать кабинеты по обучению детей ориентировке в пространстве. В таком кабинете тифлопедагог-преподаватель по ориентировке в пространстве собирает необходимый минимум приборов, инвентаря и оборудования, дидактические средства обучения (табл. № 6).
Таблица 6
Оборудование кабинета пространственной ориентировки
№п/п | Наименование | Категория детей | Назначение |
Список методической лите- ратуры по проблеме ориен- тировки в пространстве детей с нарушением зрения(с аннтациями) Программы,методические рекомендации, эксперимен- тальные разработки по обу- чению ориентировке в про- странстве детей с наруше- нием зрения Макеты каждого этажа Школы Макет-полигон (разработан и изготовлен в Горьковском пед. Институте). Локаторы: а) световые б) звуковые в) ультразвуковые г)лазерные Звуковые сигнализаторы: а) радиопередаточные устройства, б) фоноскоп, в) брайлевский компас Радиопеленгационная аппаратура | Дети с нарушением зрения Всех категорий Дети с нарушением зрения Всех категорий Тотально слепые, слепые с Остаточным зрением, слабо Видящие ~~~~~~~@~~~~~~~ ~~~~~~~@~~~~~~~ | Рекомендуется тифлопедагог- ам, учителям, воспитателям школ, родителям детей с нар- ушением Зрения для ознакомления Изучение и использование В работе тифлопедагога, Учителей и воспитателей (по рекомендации тифло- педагога) Изучение детьми помещений на своем этаже и других этажах школы 1.Тренировка детей в ориенти- ровке в различных ситуациях 2. Формирование у детей топо- графических представлений Первичное ознакомление де- тей с расположением обьектов на пути следования по изуча- емому маршруту Ориентировка в свободном от препятствий пространстве; определение направления при движении Обнаружение источника звука в пространстве и передвиже- ние к нему |
|
Трости: а) обычные, б) длинные, в) складные, г) лазерные. Приборы по тифлографике Рильефно-графические Планы Подвижные фигурки в Профиль и анфас Набор пластинок “театраль- ные шумы” Озвученные и музыкальные игрушки Набор образцов различных материалов (дерево, металл, пластмасса,резина,кожа,сте- кло,бумага,ткань,мех,картон) Набор мелких предметов, сделанных из различных материалов Эталоны формы (набор обье- мных и плоскостных геомет- рических фигур | Тотально слепые Тотально слепые, слепые с остаточным зрением, Слабовидящие Слепые,слепые с остаточ- ным зрением, слабовидя- щие Дети с нарушением зрения Всех категорий ~~~~~~~@~~~~~~~ ~~~~~~~@~~~~~~~ ~~~~~~~@~~~~~~~ ~~~~~~~@~~~~~~~ ~~~~~~~@~~~~~~~ | Обнаружение препятствий на пути следования при передви- жении в пространстве Обучение составлению схем Пространства Обучение детей ориентировке По планам Изучение поз человека при ходьбе Обучение детей дифференци- ровке звуков ~~~~~~~@~~~~~~~ Обучение узнавать с помощью осязания различные материа- лы, из которых сделаны окру- жающие предметы Обучение соотнесению пред- метов с образцами материалов 1. Обучение зрительно-осяза- тельному обследованию, вы- делению характерных призна- ков, узнаванию 2. Обучение сравнению по принципу сходства и различия |
|
Набор мелких предметов и Игрушек разной формы Эталоны величины Набор одинаковых предме- Тов,различающихся по вели- Чине (например мячи, пира- Мидки,матрешки,ленты ра- Зной длины и ширины и т.д.) Эталоны цветов Набор мелких игрушек Разного цвета Набор крупных игрушек Разного цвета Набор игрушечной мебели | ~~~~~~~@~~~~~~~ Дети с нарушением зрения Всех категорий ~~~~~~~@~~~~~~~ ~~~~~~~@~~~~~~~ ~~~~~~~@~~~~~~~ ~~~~~~~@~~~~~~~ ~~~~~~~@~~~~~~~ | 1. Обучение соотнесения формы предметов с эталонами формы 2. Обучение определению формы предметов 3. Обучение ориентировке в пространстве с использовани- ем предметов разной формы Обучение детей зрительно-осязательному обследованию, выделению характерных при- Знаков,узнаванию эталонов величины Обучение соотнесению пред- метов по величине Обучение детей различать цвета Обучение ориентировке в мик- ропространстве (учить распо- логать игрушки на листе кар- тона,парте,столе) Обучение ориентировке в про- странстве с использованием цветовых ориентиров 1.Демонстрация детям прост- ранственных отношений 2. Обучение построению прос- транственных отношений |
|
Крупный строительный Конструктор Настольный строительный Конструктор Набор различных запахов Картинки-иллюстрации поз человека при ходьбе Условные обозначения раз- личных предметов и игру- шек (рельефные и плоскос- ные) Схемы школьных помеще- ний (рельефные и плоскост- ные Схемы различных маршру- тов (рельефные и плоскост- ные) Картинки с изображениями В перспективе (рельефные и Плоскостные) | ~~~~~~~@~~~~~~~ ~~~~~~~@~~~~~~~ ~~~~~~~@~~~~~~~ Слабовидящие и дети с косоглазием и амблиопией Дети с нарушением зрения Всех категорий Дети с нарушением зрения Всех категорий ~~~~~~~@~~~~~~~ ~~~~~~~@~~~~~~~ | 1. демонстрация детям прост- ранственных отношений 2. Обучение построению про- странственных отношений 3. моделирование помещений ~~~~~~~@~~~~~~~ Обучение детей дифференци- рованию запахов с целью ис- пользования этой информации в практической ориентировке Изучение поз человека при ходьбе Ознакомление детей с услов- ными обозначениями предме- тов и игрушек; обучение соот- несению реальных предметов с их условными обозначени- ями Обучение детей чтению схем ориентировке с помощью схем ~~~~~~~@~~~~~~~ Слепые дети с остат. зрен. – дать представление о перспек- тиве; Слабовидящие и дети с кос. и амбл. – закрепление биноку- кулярного и развитие Стереоскопического зрения |
Кольцебросы, мишени, кегли,серсо,мячи,теннис,бад- Минтон;настольные игры: “Хоккей”, “Футбол”, “Воле- йбол”, “Набрось кольцо” и т.п. Школьная доска Большой фланелеграф Маленький фланелеграф Подставки для Фланелеграфов Указки Наборы фломастеров Тетради в крупную клетку, Бумага (обычная и перфо- Карточная) “Графика” “Ориентир” | ~~~~~~~@~~~~~~~ ~~~~~~~@~~~~~~~ ~~~~~~~@~~~~~~~ ~~~~~~~@~~~~~~~ ~~~~~~~@~~~~~~~ ~~~~~~~@~~~~~~~ ~~~~~~~@~~~~~~~ ~~~~~~~@~~~~~~~ Дети с нарушением зрения Всех категорий | Закрепление бинокулярного Зрения, развитие стереоско- Пического зрения 1. Обучение детей изображе- нию пространственных отно- шений 2. Изображение схем прост- ранства 1. Обучение составлению изображений пространств. Отношений ~~~~~~~@~~~~~~~ ~~~~~~~@~~~~~~~ ~~~~~~~@~~~~~~~ Рисование схем пространства и маршрутов Обучение детей составлению макетов |
Глава ГУ