У практикующих кундалини йогу иногда возникает головная
боль. Во-первых, не всегда головная боль связана с кундалини, а,
во-вторых, если она и связана с ней - есть простое объяснение:
поднимающаяся кундалини пробуждает 9/10 ранее пассивных
частей мозга, и по существу, этот феномен можно сравнить с му-
ками роженицы - там рождается человек, а здесь просыпается ду-
ховное сознание. Как правило, головная боль наблюдается у брах-
мачари (целомудренных). При супружеской жизни ее нет. Как бы
там ни было, не следует устранять головную боль болеутоляющими
средствами. Лучше сбалансировать свое питание и образ жизни.
То же самое и с бессонницей. Почему мы непременно должны
страдать от нее? Представьте себе, что к вам на всю ночь пришел
любимый человек и не позволяет вам спать. Неужели вы назове-
те этот досуг бессонницей? Но это вовсе не означает, что все бод-
рствующие по ночам - йоги. Вспомните, что одна треть жизни
уходит на сон. Не спорьте со своей бессонницей. Повторяйте
свою джапу или медитируйте. Если не получается - просто лежи-
те и позвольте случиться тому, что суждено.
Опыт трех пробуждений
Каждая из трех форм пробуждений (нади, чакры и сушумна)
сопровождается своим собственным спектром переживаний, ко-
торые не следует отождествлять с пробуждением кундалини.
Пробуждение чакр обычно не сопровождается кризисными
состояниями. Скорее напротив, наше настроение поднимается,
мы восхищаемся гуру или наслаждаемся киртаном, и комфорт-
ное состояние насыщает блаженным чувством.
Иное дело - пробуждение сушумны: вы ощущаете какие-то
вспышки, приятные или неприятные запахи, пронзительные
крики, могут возникнуть привидения, словно мороз проходит по
|
вашей коже, то там, то здесь вы испытываете боли, может под-
няться температура и возникнуть симптомы болезни, которую не
сможет продиагностировать ни один врач. Пробуждение в су-
шумне может сопровождаться депрессией, потерей аппетита, чувст-
вом одиночества. Практикующий как бы спонтанно проникает в
суть вещей, материальность мира кажется эфемерной, вы даже не
чувствуете своего тела, словно оно соткано из воздуха, и вы вдруг об-
наруживаете, что все люди, животные, цветы, деревья, реки - вся
природа есть не что иное, как вы сами. В такие критические минуты
лучше всего быть рядом с гуру, ибо только он сможет объяснить, что
с вами происходит. Для этого нужна только ваша преданность ему.
Необходимо различать (вивека)
Каждому практикующему полезно знать, что наши необычай-
ные видения и фантастические переживания необязательно ука-
зывают именно на пробуждение кундалини или сушумна нади.
Эти явления могут быть связаны с активизацией чакр или с выс-
вобождением глубоко укоренившихся самскар и не иметь ничего
общего с действительным положением дел. Так, например, много
лет назад я медитировал на берегу Ганга в Ришикеше и меня пот-
рясло яркое видение: я увидел вдруг всю Землю, расколотую над-
вое. Однако это явление не отражает реальность внешнего мира,
а представляет внутреннее переживание пробуждающейся чак-
ры. Восхождение кундалини, однако, сопровождается также ана-
логичными феноменами, но их весомость подтверждается дейст-
вительными фактами: проявляются сиддхи, особые способности,
|
которыми раньше вы (политик, музыкант, святой) не обладали,
границы вашего обычного восприятия значительно расширяются.
Об ученом, который расширил границы ума
Это был Эдингтон, который изучал природу движения элект-
ронов и открыл знаменитый закон детерминизма. Но впоследст-
вии он вдруг заметил, что электроны способны и на беспорядоч-
ное движение, которое невозможно было объяснить ни логикой,
ни здравым смыслом. Так возник закон индетерминизма, т.е. от-
рицание всеобщей закономерности и причинной зависимости.
"Вы открыли великий закон математической и логической обус-
ловленности движения электронов" - сказали однажды ученому,
на что тот ответил: "Этот закон невозможно объяснить". "Как, -
спросили его, - не хотите ли вы сказать, что движение материи не-
объяснимо?" "Оно объяснимо, - сказал Эдингтон, - если вам
удастся выпрыгнуть из своего ума".
Качественный скачок
Всем известен так называемый эволюционный путь развития
человека, который можно сравнить с тем, как тело младенца раз-
вивается в тело ребенка, ребенок - в юношу, юноша - в мужчину,
мужчина - в старика. Теперь предположим, что пятилетний ребе-
нок вошел в тело старика. Ребенку было бы трудно увязать два
уровня бытия. А между тем, именно это происходит с человеком,
когда пробуждается кундалини. Переживания такого человека
нестандартны и, казалось бы, необъяснимы. В самом деле, что бы
мы сами почувствовали, если бы наше тело было охвачено пламе-
нем? Или змеей? А если смотрит на вас привидение? Вы бы, воз-
можно, подумали, что сходите с ума... Но это всего лишь малая
часть того, что вы можете пережить. К счастью, вместе с пробуж-
дением кундалини параллельно пробуждается вайрагья, отре-
шенность. Страсти успокаиваются, и процесс продолжается мир-
но и плавно, без скачков.