Где исходная точка вашей эволюции?




Но даже будучи потревоженной, кундалини не покинет тут же

свое насиженное место - муладхару. Ее поведение можно сравнить

с тем, как неохотно по утрам просыпаются дети: родители будят

их, а они, очнувшись ото сна, засыпают опять. Кундалини также

просыпается, потягивается и медленно поднимается к свадхиста-

не или к манипуре, чтобы затем соскользнуть вновь в муладхару

спать. Но если удастся поднять ее выше манипуры, она обретает

устойчивость. Почему же кундалини возвращается назад? Потому

что она встречает препятствие на своем пути. Возможно, заблоки-

рована та или иная чакра или сушумна. Бывает и так, что кунда-

лини застревает в какой-либо чакре на длительный срок, пробуж-

дая соответствующие этой чакре психические силы. И тогда ум,

обольщенный этой силой, забывает, что он - вечный ученик, и на-

чинает поучать других, убеждая себя в том, что совершает это для

их же блага. А между тем, коварная Майя закрывает своим покры-

валом духовные горизонты от заносчивого ума, который уверил

себя в том, что он достиг совершенства. Через некоторое время

обессиленная кундалини опускается вниз и все сиддхи испаряют-

ся, как пар. Очарованные ложным совершенством, люди вдруг за-

мечают, что "король-то голый"...

Каждый из нас находится на различных уровнях эволюцион-

ного развития. Это означает, что кундалини поднялась до той или

иной чакры. Бы пытаетесь поднять ее в муладхаре, но может ока-

заться, что она у вас в манипуре или анахате. В таком случае, вы

должны работать с вашей чакрой. Но так как вы можете не знать,

где ваша кундалини, гуру рекомендует вам начинать с муладхары

при помощи такого метода: концентрируйтесь на муладхаре ежед-

невно в течение 15 дней от 15 до 30 минут, затем столько же - на

свадхистаие, и так - вплоть до сахасрары. Таким образом вы смо-

жете обнаружить, где ваша кундалини. Одни почувствуют, что им

легче концентрироваться на анахате. Значит, это - их чакра. Дру-

гим больше понравится аджна чакра. Третьим - муладхара. Ины-

ми словами, каждый находит наиболее чувствительную для него

чакру и работает с ней, пробуждая кундалини к дальнейшему пу-

тешествию вверх. Но помните, что все остальные чакры должны

быть проницаемы, открыты для более успешного завершения ду-

ховного возрождения так называемых мертвых зон мозга.

Открытые чакры

Пробуждение чакр трудно переоценить, так как их состояние

влияет на природу нашего ума, наших чувств, на отношение к ок-

ружающим и, таким образом, связано с повседневной жизнью.

Многие рождаются с открытыми чакрами, проявляя свои способ-

ности в области музыки, живописи, науки, политики и др. Ода-

ренных детей мы называем вундеркиндами, но незаурядные лю-

ди с их особыми, необычайными талантами, к сожалению, всегда

были укором для посредственных. Так называемое общественное

мнение часто от имени посредственных клеймило выдающихся

людей, притесняло и уничтожало их. А между тем именно они, го-

нимые, могли бы стать (и становились!) подлинными маяками

для заблудших...

О духовных цветах

Каждое явление, форма, звук, мысль есть не что иное, как та

или иная частота, от низкой до самой высокой. Одни как бы нахо-

дятся под гипнозом низких вибраций ума, другие - под воздейст-

вием высоких мыслей.

Так, например, великий ученый Исаак Ньютон сидел однажды

в саду, наблюдая за падающими яблоками. Мы с вами тоже мо-

жем сидеть в саду и наблюдать за падающими яблоками, так и

не дождавшись гениальных озарений. Однако Ньютон нахо-

дился в состоянии глубокой философской задумчивости, и пото-

му, когда перед ним упало яблоко, он открыл теорию тяготения,

или гравитации.

Различное отношение к одной и той же проблеме зависит от

различных вибраций работающего ума. Так, например, один ска-

жет, что не видит ничего постыдного в том, что иногда можно и

солгать, а другой даже не может об этом и помыслить. Один будет

обосновывать необходимость убийства, создаст целую концеп-

цию, которая санкционирует данное преступление в целях лучше-

го рождения в следующей жизни, а другой, как Будда, будет терпе-

ливо разъяснять, почему нельзя никого убивать. Однажды Гос-

подь Будда сопровождал своего брата Девадатту на охоте. Дева-

датта выпустил стрелу в голубя и несчастная птица упала в муках

на землю... Будда тут же почувствовал, как острая боль пронзила

его сердце, он бросился к птице, чтобы поскорее вытащить злос-

частную стрелу. Однако Девадатта был доволен метким выстре-

лом. В одной и той же ситуации один испытывает радость, а дру-

гой - сострадание. Возвышенные чувства, на которое способен че-

ловек, поистине являются подлинными духовными цветами. Та-

кие высокие качества, как любовь, милосердие, самоотвержен-

ность свидетельствуют о том, что открыты верхние чакры, осо-

бенно аиахата. Йогическая практика акцентирует на пробуждение

муладхары и аджны чакр, но Священные Писания ориентирова-

ны на пробуждение анахата чакры, которая согревает наше серд-

це любовью ко всей Матери-Природе. Открытые чакры одарива-

ют человека бесценным сокровищем - духовными цветами воз-

вышенных качеств и благоухающим ароматом наших поступков.

Глава 3 - АДЖНА ЧАКРА

Мы начнем наше рассуждение о психических центрах с аджна

чакры, в которой встречаются три главные нади (ида, пингала и

сушумна) и сливаются в единый поток сознания, устремленного

вверх, к сахасраре, на макушке головы. Любопытно, что в индий-

ской мифологии есть аналоги, соответствующие трем нади и еди-

ному потоку: великая река Ганга - это ида, Ямуна - пингала, Са-

расвати - сушумна, а Прайяг или Тривени (близ Аллахабада) -

центр слияния трех великих рек. Индусы свято верят, что через

каждые 12 лет, когда солнце входит в созвездие Водолея, необхо-

димо омыться в месте пересечения трех рек для полного очище-

ния от всякой скверны. Этому месту пересечения символически

соответствует аджна чакра. Концентрируя внимание на пересече-

нии трех великих сил, вы запускаете механизм, преобразующий

субъективное сознание в абсолютное. Пока ум расщеплен поня-

тием двойственности, нет понимания Единства, нет состояния са-

мадхи. Пока вы в себе, невозможно выйти из себя. Соединение

иды и пингалы с сушумной в аджна чакре совершенно изменяет

облик вашего сознания. Это не значит, что вы становитесь бессоз-

нательным, просто ваше сознание расширяется и преобразуется в

однородную природу, когда вы утрачиваете ощущение двойст-

венности. Таким образом, аджна чакра является важнейшим цен-

тром, от которого зависит очищение ума. Очищенный ум лучшим

образом отслеживает весь процесс очищения других чакр и пос-

ледовательное восхождение кундалини. Активность аджна чакры

важна еще и потому, что очищение чакр сопровождается не толь-

ко позитивными, но и негативными переживаниями, которые

связаны с тем, что чакра освобождается от мусора самскар и кар-

мического наследства. Вот почему мы решили начать описание

чакр с аджиа чакры.

Духовный штаб

Слово "аджна" означает "знать, подчиняться или следовать".

Буквально "аджна" означает "командный" или "контролирующий

центр". Образно говоря, аджна является как бы духовным шта-

бом. Недаром в астрологии аджна олицетворяется с Юпитером,

символизирующим гуру или наставника, и потому ей присваива-

ется имя Учителя богов Брихаспати. Аджна - это мост между

внешним гуру, с которым завязываются определенные взаимоот-

ношения, и внутренним гуру, с которым устанавливается связь в

результате глубокой медитации, когда прерывается внешняя

связь со всем миром объектов и явлений, когда угасает свет свое-

корыстного ума (эго) и словно приближается сама смерть, все

обезличивающая. Именно тогда аджна чакра может подать инту-

итивный сигнал искушенному йогу от внутреннего гуру. Многие

мистические традиции изображают аджна чакру как глаз, смотря-

щий внутрь и расположенный между двумя физическими глаза-

ми во лбу, как "третий глаз". В Индии, однако, его называют "дивья

чакшу" (божественный глаз), так как он является источником от-

кровения и проникновения в суть бытия. Иногда его называют

также "глазом Шивы", поскольку Шива - сама медитация, непос-

редственно связанная с пробужденной аджна чакрой.

Любопытно, что аджна чакра активнее у женщин, чем у муж-

чин, которые более рациональны, чем интуитивные женщины. И

все же у большинства людей "третий глаз" закрыт. Хотя они и вос-

принимают события внешнего мира, подлинное знание и пони-

мание истины ускользает от них. В этом смысле они не ощущают

реальных возможностей мира, в котором живут.

Локализация

Аджна чакра расположена в мозгу, непосредственно за цент-

ром межбровья, на самой вершине спинного мозга, в медулла об-

лонгата. Начинающим рекомендуется концентрировать внимание

на аджна кшетрам, в межбровье (бхрумадхья). Вот почему в Ин-

дии существует древний обычай наносить в центр межбровья ти-

лаку, чандан, синдур или кумкум. Сегодня многие уже не помнят

происхождение этого обряда, полагая, что он предназначен для

различения религиозных традиций или для красоты. В действи-

тельности он является вспомогательным средством для углубле-

ния медитации. Так, например, синдур содержит ртуть, и когда он

прикладывается к межбровному центру, то это оказывает постоянное

давление на нерв, идущий от межбровья к медулла облонгата.

Аджна чакра - это шишковидная железа, которая непосредст-

венно связана с гипофизом-сахасрарой, и, таким образом, аджна

чакра представляет как бы контрольно-пропускные ворота в са-

хасрару. Можно также сказать, что шишковидная железа подобна

замку на гипофизе. Здоровье гипофиза зависит от нормального

функционирования шишковидной железы, которая, к сожале-

нию, у многих дегенерирует вследствие чувственных побуждений

и заурядного образа жизни. Так рвутся наши исконные связи с ду-

ховным наследием прошлого. Но, к счастью, еще живы йогичес-

кие техники (например, такие, как тратака и шамбхави мудра), ко-

торые могут восстановить и поддерживать в хорошем состоянии

шишковидную железу.

Традиционная символика

Символ аджны - двухлепестковый лотос серебристо-светло-

серого цвета, на левом лепестке которого начертана буква хам, а

на правом - кшам. Это - биджа мантры Шивы и Шакти. Одна

представляет луну, или ида нади, другая - солнце, или пингала на-

ди. Внизу чакры три нади сливаются: ида - слева, пингала - спра-

ва, сушумна - между ними.

Внутри лотоса - круг, символизирующий шунью (чистоту,

пустоту), в круге - треугольник в перевернутом виде, символ со-

зидательной и проявленной шакти. Над треугольником - черный

шивалингам, который символизирует не фаллос, как многие ду-

мают, а наше астральное тело, окрашенное в один из трех цветов,

в зависимости от чистоты и развития нашего сознания. Так, нап-

ример, в муладхара чакре лингам дымчатый и слабо очерченный,

что указывает на инстинктивную жизнь и низкое сознание; в ад-

жна чакре лингам обретает четкие черные контуры, что указыва-

ет на развитое самосознание; в сахасраре лингам светится потому,

что сознание просветленное.

Над шивалингамом возвышается символ (ОМ) с хвостом

на верхушке, с серпом луны и бинду, над которым - райф, след

звукового сознания. Божество аджна чакры, Парамашива, сияет

цепочками вспышек, а Его Шакти, богиня Хакини, смотрит в обе

стороны шестью луноподобными головами. В четырех руках она

держит: барабанчик дамару - символ твердого ритма в ученичес-

тве, череп - символ отречения, четки для повторения мантр, пра-

вая рука застыла в жесте, дарующем бесстрашие.

Тот, кто сосредоточивается на этой чакре, очищается от всех

недостатков и достигает мудрости и умиротворения. Движения

иды и пингалы заканчиваются в этой чакре, и дальше кундалини

продвигается по сушумне без их сопровождения, наделяя йогина

даром интегрального восприятия. Подобная личность божествен-

на, ее планета - таполока. Обладая способностью войти в любое

тело, такой йогин осведомлен обо всем, сознавая свое органичное

единство с Брахманом. Все результаты, достигнутые медитацией

на различных чакрах, суммируются одной медитацией на этой

чакре.

-

Аджна и ум

Они взаимосвязаны. Любая ваша медитация на любой чакре

или ваше размышление о чем-либо непосредственно воздейству-

ют на аджна чакру. Однако рассеянность ума не заставит работать

аджну, ибо аджна - это осознание. И все же есть различие между

умом и аджной. Ум нуждается во внешнем притоке информации,

он постоянно пережевывает ее, как жвачку, которую поставляют

ему пять чувств. Затем следует интеллектуальная работа по клас-

сификации собранного материала, определению его и т.д. Однако

аджна чакра способна получать знания и без помощи внешних

чувств. Например, когда в пасмурный день сгущаются тучи, мы

знаем, что пойдет дождь. Но если, несмотря на то что эти призна-

ки не наблюдаются и небо ясное, вы утверждаете, что будет дождь,

это означает, что у вас острая интуиция и внутреннее восприятие,

истекающие из работающей аджна чакры. В этих случаях мен-

тальные решения почти немедленно воплощаются в результаты,

которые обеспечиваются индивидуальной дхармой человека, отс-

траненного от всех событий. Этот человек "видит" скрытую суть

всех проявлений, когда значение и смысл закодированных симво-

лов вспыхивают в сознательном восприятии и без усилий возни-

кает интуитивное ощущение. Аджна чакра тем не менее является

камнем преткновения для многих, в ком она пробудила сиддхи, и

потому говорят, что человек попал в рудра грантхи (узел Шивы).

Этот капкан предназначен для тех, кто избавился от всего, кроме,

пожалуй, последней привязанности к сиддхам. В этих случаях

дальнейшее духовное продвижение блокируется до тех пор, пока

человек не освободится и от этой последней привязанности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: