Но даже будучи потревоженной, кундалини не покинет тут же
свое насиженное место - муладхару. Ее поведение можно сравнить
с тем, как неохотно по утрам просыпаются дети: родители будят
их, а они, очнувшись ото сна, засыпают опять. Кундалини также
просыпается, потягивается и медленно поднимается к свадхиста-
не или к манипуре, чтобы затем соскользнуть вновь в муладхару
спать. Но если удастся поднять ее выше манипуры, она обретает
устойчивость. Почему же кундалини возвращается назад? Потому
что она встречает препятствие на своем пути. Возможно, заблоки-
рована та или иная чакра или сушумна. Бывает и так, что кунда-
лини застревает в какой-либо чакре на длительный срок, пробуж-
дая соответствующие этой чакре психические силы. И тогда ум,
обольщенный этой силой, забывает, что он - вечный ученик, и на-
чинает поучать других, убеждая себя в том, что совершает это для
их же блага. А между тем, коварная Майя закрывает своим покры-
валом духовные горизонты от заносчивого ума, который уверил
себя в том, что он достиг совершенства. Через некоторое время
обессиленная кундалини опускается вниз и все сиддхи испаряют-
ся, как пар. Очарованные ложным совершенством, люди вдруг за-
мечают, что "король-то голый"...
Каждый из нас находится на различных уровнях эволюцион-
ного развития. Это означает, что кундалини поднялась до той или
иной чакры. Бы пытаетесь поднять ее в муладхаре, но может ока-
заться, что она у вас в манипуре или анахате. В таком случае, вы
должны работать с вашей чакрой. Но так как вы можете не знать,
где ваша кундалини, гуру рекомендует вам начинать с муладхары
при помощи такого метода: концентрируйтесь на муладхаре ежед-
|
невно в течение 15 дней от 15 до 30 минут, затем столько же - на
свадхистаие, и так - вплоть до сахасрары. Таким образом вы смо-
жете обнаружить, где ваша кундалини. Одни почувствуют, что им
легче концентрироваться на анахате. Значит, это - их чакра. Дру-
гим больше понравится аджна чакра. Третьим - муладхара. Ины-
ми словами, каждый находит наиболее чувствительную для него
чакру и работает с ней, пробуждая кундалини к дальнейшему пу-
тешествию вверх. Но помните, что все остальные чакры должны
быть проницаемы, открыты для более успешного завершения ду-
ховного возрождения так называемых мертвых зон мозга.
Открытые чакры
Пробуждение чакр трудно переоценить, так как их состояние
влияет на природу нашего ума, наших чувств, на отношение к ок-
ружающим и, таким образом, связано с повседневной жизнью.
Многие рождаются с открытыми чакрами, проявляя свои способ-
ности в области музыки, живописи, науки, политики и др. Ода-
ренных детей мы называем вундеркиндами, но незаурядные лю-
ди с их особыми, необычайными талантами, к сожалению, всегда
были укором для посредственных. Так называемое общественное
мнение часто от имени посредственных клеймило выдающихся
людей, притесняло и уничтожало их. А между тем именно они, го-
нимые, могли бы стать (и становились!) подлинными маяками
для заблудших...
О духовных цветах
Каждое явление, форма, звук, мысль есть не что иное, как та
или иная частота, от низкой до самой высокой. Одни как бы нахо-
дятся под гипнозом низких вибраций ума, другие - под воздейст-
вием высоких мыслей.
|
Так, например, великий ученый Исаак Ньютон сидел однажды
в саду, наблюдая за падающими яблоками. Мы с вами тоже мо-
жем сидеть в саду и наблюдать за падающими яблоками, так и
не дождавшись гениальных озарений. Однако Ньютон нахо-
дился в состоянии глубокой философской задумчивости, и пото-
му, когда перед ним упало яблоко, он открыл теорию тяготения,
или гравитации.
Различное отношение к одной и той же проблеме зависит от
различных вибраций работающего ума. Так, например, один ска-
жет, что не видит ничего постыдного в том, что иногда можно и
солгать, а другой даже не может об этом и помыслить. Один будет
обосновывать необходимость убийства, создаст целую концеп-
цию, которая санкционирует данное преступление в целях лучше-
го рождения в следующей жизни, а другой, как Будда, будет терпе-
ливо разъяснять, почему нельзя никого убивать. Однажды Гос-
подь Будда сопровождал своего брата Девадатту на охоте. Дева-
датта выпустил стрелу в голубя и несчастная птица упала в муках
на землю... Будда тут же почувствовал, как острая боль пронзила
его сердце, он бросился к птице, чтобы поскорее вытащить злос-
частную стрелу. Однако Девадатта был доволен метким выстре-
лом. В одной и той же ситуации один испытывает радость, а дру-
гой - сострадание. Возвышенные чувства, на которое способен че-
ловек, поистине являются подлинными духовными цветами. Та-
кие высокие качества, как любовь, милосердие, самоотвержен-
ность свидетельствуют о том, что открыты верхние чакры, осо-
бенно аиахата. Йогическая практика акцентирует на пробуждение
|
муладхары и аджны чакр, но Священные Писания ориентирова-
ны на пробуждение анахата чакры, которая согревает наше серд-
це любовью ко всей Матери-Природе. Открытые чакры одарива-
ют человека бесценным сокровищем - духовными цветами воз-
вышенных качеств и благоухающим ароматом наших поступков.
Глава 3 - АДЖНА ЧАКРА
Мы начнем наше рассуждение о психических центрах с аджна
чакры, в которой встречаются три главные нади (ида, пингала и
сушумна) и сливаются в единый поток сознания, устремленного
вверх, к сахасраре, на макушке головы. Любопытно, что в индий-
ской мифологии есть аналоги, соответствующие трем нади и еди-
ному потоку: великая река Ганга - это ида, Ямуна - пингала, Са-
расвати - сушумна, а Прайяг или Тривени (близ Аллахабада) -
центр слияния трех великих рек. Индусы свято верят, что через
каждые 12 лет, когда солнце входит в созвездие Водолея, необхо-
димо омыться в месте пересечения трех рек для полного очище-
ния от всякой скверны. Этому месту пересечения символически
соответствует аджна чакра. Концентрируя внимание на пересече-
нии трех великих сил, вы запускаете механизм, преобразующий
субъективное сознание в абсолютное. Пока ум расщеплен поня-
тием двойственности, нет понимания Единства, нет состояния са-
мадхи. Пока вы в себе, невозможно выйти из себя. Соединение
иды и пингалы с сушумной в аджна чакре совершенно изменяет
облик вашего сознания. Это не значит, что вы становитесь бессоз-
нательным, просто ваше сознание расширяется и преобразуется в
однородную природу, когда вы утрачиваете ощущение двойст-
венности. Таким образом, аджна чакра является важнейшим цен-
тром, от которого зависит очищение ума. Очищенный ум лучшим
образом отслеживает весь процесс очищения других чакр и пос-
ледовательное восхождение кундалини. Активность аджна чакры
важна еще и потому, что очищение чакр сопровождается не толь-
ко позитивными, но и негативными переживаниями, которые
связаны с тем, что чакра освобождается от мусора самскар и кар-
мического наследства. Вот почему мы решили начать описание
чакр с аджиа чакры.
Духовный штаб
Слово "аджна" означает "знать, подчиняться или следовать".
Буквально "аджна" означает "командный" или "контролирующий
центр". Образно говоря, аджна является как бы духовным шта-
бом. Недаром в астрологии аджна олицетворяется с Юпитером,
символизирующим гуру или наставника, и потому ей присваива-
ется имя Учителя богов Брихаспати. Аджна - это мост между
внешним гуру, с которым завязываются определенные взаимоот-
ношения, и внутренним гуру, с которым устанавливается связь в
результате глубокой медитации, когда прерывается внешняя
связь со всем миром объектов и явлений, когда угасает свет свое-
корыстного ума (эго) и словно приближается сама смерть, все
обезличивающая. Именно тогда аджна чакра может подать инту-
итивный сигнал искушенному йогу от внутреннего гуру. Многие
мистические традиции изображают аджна чакру как глаз, смотря-
щий внутрь и расположенный между двумя физическими глаза-
ми во лбу, как "третий глаз". В Индии, однако, его называют "дивья
чакшу" (божественный глаз), так как он является источником от-
кровения и проникновения в суть бытия. Иногда его называют
также "глазом Шивы", поскольку Шива - сама медитация, непос-
редственно связанная с пробужденной аджна чакрой.
Любопытно, что аджна чакра активнее у женщин, чем у муж-
чин, которые более рациональны, чем интуитивные женщины. И
все же у большинства людей "третий глаз" закрыт. Хотя они и вос-
принимают события внешнего мира, подлинное знание и пони-
мание истины ускользает от них. В этом смысле они не ощущают
реальных возможностей мира, в котором живут.
Локализация
Аджна чакра расположена в мозгу, непосредственно за цент-
ром межбровья, на самой вершине спинного мозга, в медулла об-
лонгата. Начинающим рекомендуется концентрировать внимание
на аджна кшетрам, в межбровье (бхрумадхья). Вот почему в Ин-
дии существует древний обычай наносить в центр межбровья ти-
лаку, чандан, синдур или кумкум. Сегодня многие уже не помнят
происхождение этого обряда, полагая, что он предназначен для
различения религиозных традиций или для красоты. В действи-
тельности он является вспомогательным средством для углубле-
ния медитации. Так, например, синдур содержит ртуть, и когда он
прикладывается к межбровному центру, то это оказывает постоянное
давление на нерв, идущий от межбровья к медулла облонгата.
Аджна чакра - это шишковидная железа, которая непосредст-
венно связана с гипофизом-сахасрарой, и, таким образом, аджна
чакра представляет как бы контрольно-пропускные ворота в са-
хасрару. Можно также сказать, что шишковидная железа подобна
замку на гипофизе. Здоровье гипофиза зависит от нормального
функционирования шишковидной железы, которая, к сожале-
нию, у многих дегенерирует вследствие чувственных побуждений
и заурядного образа жизни. Так рвутся наши исконные связи с ду-
ховным наследием прошлого. Но, к счастью, еще живы йогичес-
кие техники (например, такие, как тратака и шамбхави мудра), ко-
торые могут восстановить и поддерживать в хорошем состоянии
шишковидную железу.
Традиционная символика
Символ аджны - двухлепестковый лотос серебристо-светло-
серого цвета, на левом лепестке которого начертана буква хам, а
на правом - кшам. Это - биджа мантры Шивы и Шакти. Одна
представляет луну, или ида нади, другая - солнце, или пингала на-
ди. Внизу чакры три нади сливаются: ида - слева, пингала - спра-
ва, сушумна - между ними.
Внутри лотоса - круг, символизирующий шунью (чистоту,
пустоту), в круге - треугольник в перевернутом виде, символ со-
зидательной и проявленной шакти. Над треугольником - черный
шивалингам, который символизирует не фаллос, как многие ду-
мают, а наше астральное тело, окрашенное в один из трех цветов,
в зависимости от чистоты и развития нашего сознания. Так, нап-
ример, в муладхара чакре лингам дымчатый и слабо очерченный,
что указывает на инстинктивную жизнь и низкое сознание; в ад-
жна чакре лингам обретает четкие черные контуры, что указыва-
ет на развитое самосознание; в сахасраре лингам светится потому,
что сознание просветленное.
Над шивалингамом возвышается символ (ОМ) с хвостом
на верхушке, с серпом луны и бинду, над которым - райф, след
звукового сознания. Божество аджна чакры, Парамашива, сияет
цепочками вспышек, а Его Шакти, богиня Хакини, смотрит в обе
стороны шестью луноподобными головами. В четырех руках она
держит: барабанчик дамару - символ твердого ритма в ученичес-
тве, череп - символ отречения, четки для повторения мантр, пра-
вая рука застыла в жесте, дарующем бесстрашие.
Тот, кто сосредоточивается на этой чакре, очищается от всех
недостатков и достигает мудрости и умиротворения. Движения
иды и пингалы заканчиваются в этой чакре, и дальше кундалини
продвигается по сушумне без их сопровождения, наделяя йогина
даром интегрального восприятия. Подобная личность божествен-
на, ее планета - таполока. Обладая способностью войти в любое
тело, такой йогин осведомлен обо всем, сознавая свое органичное
единство с Брахманом. Все результаты, достигнутые медитацией
на различных чакрах, суммируются одной медитацией на этой
чакре.
-
Аджна и ум
Они взаимосвязаны. Любая ваша медитация на любой чакре
или ваше размышление о чем-либо непосредственно воздейству-
ют на аджна чакру. Однако рассеянность ума не заставит работать
аджну, ибо аджна - это осознание. И все же есть различие между
умом и аджной. Ум нуждается во внешнем притоке информации,
он постоянно пережевывает ее, как жвачку, которую поставляют
ему пять чувств. Затем следует интеллектуальная работа по клас-
сификации собранного материала, определению его и т.д. Однако
аджна чакра способна получать знания и без помощи внешних
чувств. Например, когда в пасмурный день сгущаются тучи, мы
знаем, что пойдет дождь. Но если, несмотря на то что эти призна-
ки не наблюдаются и небо ясное, вы утверждаете, что будет дождь,
это означает, что у вас острая интуиция и внутреннее восприятие,
истекающие из работающей аджна чакры. В этих случаях мен-
тальные решения почти немедленно воплощаются в результаты,
которые обеспечиваются индивидуальной дхармой человека, отс-
траненного от всех событий. Этот человек "видит" скрытую суть
всех проявлений, когда значение и смысл закодированных симво-
лов вспыхивают в сознательном восприятии и без усилий возни-
кает интуитивное ощущение. Аджна чакра тем не менее является
камнем преткновения для многих, в ком она пробудила сиддхи, и
потому говорят, что человек попал в рудра грантхи (узел Шивы).
Этот капкан предназначен для тех, кто избавился от всего, кроме,
пожалуй, последней привязанности к сиддхам. В этих случаях
дальнейшее духовное продвижение блокируется до тех пор, пока
человек не освободится и от этой последней привязанности.