До пробуждения аджна чакры человек воспринимает мир ве-
щей и явлений искаженно, находясь в плену иллюзий и обольще-
ний. Он превратно понимает природу любви и ненависти, траге-
дии и комедии, потому что ум функционирует внутри ограничен-
ной сферы, не смея выйти за ее пределы. Днем мы забываем о ноч-
ных снах со всеми нашими переживаниями, а ночью - о дневных.
Пробужденная аджна чакра освобождает от кошмара всякого сна,
и тогда мы начинаем понимать подлинную связь причин и следс-
твий. Без этого понимания мы обречены выкарабкиваться из од-
ного подавленного состояния только для того, чтобы погрузиться
в другое. Как можно объяснить внезапную смерть только что ро-
дившегося ребенка? Если ребенку предназначено умереть, зачем
он родился? Без ясного осознания великого закона Кармы, или
причинно-следственной закономерности, многие явления оста-
ются тайной за семью печатями. Они пугают нас и обезоружива-
ют. Когда же мы поймем механизм этого Закона, все то, что так
беспокоило и тревожило нас раньше - исчезнет, как сон. И хотя
поток причин и следствий все так же мелькает перед нами, мы
бесстрастно наблюдаем за ним, двигаясь вместе с этим потоком.
От аджны - к сахасраре
Для того, чтобы кундалини достигла аджна чакры, требуется
регулярная и упорная садхана, строгая дисциплина, несокруши-
мая вера и настойчивость. Заурядный ум и ограниченные способ-
ности не в состоянии понять, как достичь сахасрары, но если вы
добрались до аджна чакры, вам уже ясно, как кундалини проника-
ет в сахасрару. Это можно сравнить с путешествием от Мунгера до
Морского Пути в Бомбей. Самая трудоемкая часть пути - железная
дорога до Бомбея, но если вы уже терзать себя тем, как достичь са-
|
хасрары. Важнее решить другое - как достичь аджны.
Глава 4 - МУЛАДХАРА ЧАКРА
В переводе с санскрита слово "мула" означает "корень" а "ад-
хара" - "основа, опора". Муладхара - основа всех нади и обитель
кундалини. Не парадоксально ли, что самая низшая из чакр ука-
зывает путь к высшему сознанию в сахасраре?
Философия Санкхья трактует муладхару как мула пракрити -
трансцендентальную основу физической природы, так как вся
Вселенная со своими объектами должна иметь некий источник
исходного развития, в который все возвращается, чтобы начаться
вновь. Таким образом, муладхара как основа пракрити является
причиной всех проявленных в мире имен и форм.
Тантра трактует муладхару как источник кундалини шакти,
альтернативную возможность проявления высшего сознания, как
могучий потенциал, дремлющий в форме свернувшейся змеи.
Следовательно, пробуждение кундалини имеет важнейшее значе-
ние в жизни человека.
Локализация
У мужчин муладхара расположена в промежности между по-
ловыми органами и анусом, где сосредоточен внутренний комп-
лекс ощущений. У женщин муладхара находится на задней стенке
шейки матки. Однако как у тех, так и у других, в муладхаре распо-
ложена одна и та же железа в форме узла - брахма грантха, или
узел Брахмы. Пока этот узел неподвижен, энергия в нем спит, но
когда он начинает "развязываться", она просыпается к духовной
жизни, постепенно отворачиваясь от инстинктивно-животной.
Сознание начинает высвобождаться из корневого центра заточе-
|
ния, чтобы подняться к восходящему солнцу сверхсознания.
Иногда приходится слышать рассуждения, что кундалини шакти
не может находиться в таком нечистом месте, как анус и половые
органы, что скорее всего эта священная сила локализована по
крайней мере в манипуре. Но неоспоримые научные исследова-
ния показывают, что источник безграничной энергии находится
именно в муладхаре. То, что муладхара находится в не очень прив-
лекательном месте, вовсе не оскверняет ее потенциальные воз-
можности. Ведь и прекрасный чистый лотос вырастает из грязи.
Традиционная символика
Муладхара в форме лотоса с четырьмя малиновыми лепестка-
ми символизирует четыре формы блаженства: парананда, сахад-
жананда, йогананда и вирананда. На каждом лепестке - буквы
вам, шам, шам и сам. Эти буквы выражают звуки в их причинном
состоянии, но если их правильно произносить, они пробуждают
потенцию чакр, так как буквы-звуки являются телом кундалини.
В околоплоднике - желтый квадрат, символ элемента земля,
окруженный восемью золотыми побегами: четыре по углам и че-
тыре в главных точках. Золотисто-желтый квадрат поддерживает-
ся слоном с семью хоботами, символизирующими семицветную
радугу из семи минералов (сапха дхату), семь планет, семь нот и
т.п. Семихоботный слон Айравата, любимец Индры, указывает на
созидательную мощь интеллекта. На спине слона, в центре квад-
рата - перевернутый треугольник красного цвета, символ живот-
ворящей шакти. Внутри треугольника - сваямбху, лингам дымча-
то-серого цвета (символ астрала), вокруг которого обвилась три
|
с половиной раза змея-кундалини. Три оборота - это три гуны,
обусловливающие человеческую природу, а пол-оборота - состо-
яние четвертого измерения, воплощенного в трансцендентности,
т.е. вне бодрствования, вне сна без сновидений и вне сновидений.
Параллельно символ змеи означает бесконечное время, махакалу,
которое покоится на ложе вне времени и вне пространства. Если
же эту таинственную сущность пробудить, она пропитает лич-
ность всем набором индивидуальных качеств времени и прост-
ранства. Над перевернутым треугольником начертана биджа-
мантра лам, а над ней, в бинду (точке), пребывают слон Ганеша
(помощь во всех начинаниях) и богиня Дакини с четырьмя рука-
ми, в которых она держит: трезубец или треххвостую плеть (сим-
вол созидания, сохранения и разрушения), щит (символ преодо-
ления препятствий на духовном пути), меч (символ искоренения
страха и невежества) и череп (символ отречения от мира и устра-
нения страха). Во многих текстах богиня Дакини описана как вну-
шающая страх грозная богиня со сверкающими красными глаза-
ми. Однако весь ее облик олицетворяет безупречную чистоту. Тан-
матра, или орган чувства, связанный с муладхарой - обоняние но-
са. Источник психических запахов следует искать именно в мулад-
харе. Если нос является приемным чувствительным органом, то
анус - активно выделяющий орган. Вот почему пробуждение му-
ладхары сопровождается ощущением зуда вокруг копчика или
ануса, а ощущение запаха становится настолько острым, что его
трудно выносить. Муладхара - своеобразный включатель аджна
чакры. Муладхару чакру сопровождают гнев, жадность, заблужде-
ния, расчетливость и чувственность. Эти аспекты первой чакры
являются фундаментальными для большинства людей, которые
желают приобретать как можно больше. Земля является главным
атрибутом этой чакры, и потому она характеризуется вожделени-
ем и устойчивостью. Тот, в ком преобладает элемент земли, после
смерти рождается на Бхулоке (планета Земля) обычным челове-
ком. Медитирующие на муладхару развивают у себя жизненную
энергию, избавляются от болезней, становятся выносливыми и
решительными.
Равновесие нади
От муладхары начинаются и продолжаются вверх три главных
нади: ида (ментальный канал) слева от муладхары, пингала (жиз-
ненный канал) справа от муладхары и сушумна (духовный канал)
посередине. Для пробуждения кундалини необходимо, чтобы ида
и пингала были вполне сбалансированы. Только устойчивое рав-
новесие между ними способно вывести из спячки змеиную силу
кундалини, но такое равновесие продолжается, как правило, не-
долго и, поднявшаяся до свадхистаны или манипуры кундалини,
вновь соскальзывает в муладхару. Чтобы заставить кундалини
проснуться окончательно и последовательно подняться вверх,
важно регулярно практиковать хатха йогу и особенно пранаяму,
которая очищает и уравновешивает взаимодействие иды и пинга-
лы радикальным образом, вследствие чего в муладхаре взрывная
волна подбрасывает кундалини вверх так стремительно, что ей
удается транзитом проскочить многие преграды.
Пранотхана и кундалини
Медитирующие порой замечают, как некая дрожь пронизыва-
ет весь позвоночник от копчика до макушки головы. Это еще не
подъем кундалини, а высвобождение пранической энергии пра-
нотханы, прелюдия к подъему. Этот предварительный опыт пред-
шествует подлинному и мощному испытанию, которое может пе-
режить каждый, несмотря на временные неудачи.