"Вишуддхи" - это очищение. Следовательно, вишуддха чакра -
центр очищения, гармонизация всех противоположностей. Эту
чакру именуют также источником нектара и яда, потому что нек-
тар, истекающий из бинду, расщепляется на чистое и нечистое. Яд
отбрасывается, а чистый нектар проникает в тело, наделяя его
здоровьем и долголетием. Благодаря вишуддхе человек более рас-
кованно относится к природе вещей и воспринимает жизнь та-
кой, как она есть, без предрассудков и предубеждений: все проис-
ходит так, как должно происходить. И яд, и нектар поглощаются
вишуддха чакрой как одно целое. Однако вишуддха помогает все
же отличить подлинное от поддельного в области мыслей, чувств
и поступков. И хотя вишуддха иногда представляется некоторы-
ми истолкователями как чакра менее важная по сравнению с му-
ладхарой, анахатой или аджной, все же не стоит принижать значе-
ние этой весьма существенной чакры.
Локализация
Этот центр расположен за горловой впадиной. Ее кшетрам на-
ходится в передней части шеи, около щитовидной железы.
Традиционная символика
Некоторые тантрические тексты утверждают, что вишуддха
чакра символизируется лотосом темно-серого, дымчатого цвета,
но тем не менее эта чакра воспринимается, скоее, как малиновый
шестнадцатилепестковый лотос, соответствующий шестнадцати
направлениям, по которым течет энергия. На каждом лепестке -
одна из гласных санскритского алфавита: ам, аам, им, еем, ум, оом,
рим, реем, лрим, лреем, ем, аим, ом, аум, ам, ах. Из этих гласных
составлена музыка чакр. В нада йоге, которая является частью
кундалини йоги, акцентируется эта звуковая вибрация, которая
связана с определенной музыкальной гаммой. Каждая нота гаммы
|
соответствует вибрационному уровню сознания одной из чакр.
Эта гамма распевается, как мантра, бхаджан и киртан, являясь
мощным средством пробуждения кундалини в различных чакрах.
Если муладхара - первый, то вишуддха - пятый уровень вибрации в
гамме. Эти звуки непосредственно связаны с мозгом. В околоп-
лоднике лотоса расположена окружность, подобная полной Луне -
символ акаши, или эфира, врата освобождения для очищенных и
контролируемых чувств. Внутри окружности - слон, символ тер-
пения, памяти, силы, гармонии с природой. Над слоном - биджа
мантра хам. Голос человека пятой чакры проникает в сердца слу-
шателей, так как является чистым звуком, преобразующим ум и
бытие. Правящее божество - Садашива с пятью головами, симво-
лизирующими пять очищенных чувств. Шакти Садашивы - богиня
Шакини с розовой чистой кожей и в голубом сари. Четырьмя ру-
ками она держит: череп (символ отречения от мира соблазнов),
лук со стрелой, аркан и стрекало, необходимые для управления
слоном. Духовный план вишуддхи - джана лока, планета - Юпитер,
вайю - удана, сохраняющаяся до конца жизни, поднимаясь вверх.
Вместе с аджна чакрой вишуддха образует основу для вигьяна майя
коша, которая просветляет психическое сознание. Орган чувства
чакры - слух, орган знания - уши, орган действия - голосовые
связки. Медитируя на вишуддха чакру, вы очищаетесь, наслаждаясь
душевным спокойствием. Прохладная жидкость амриты стекает в
чакру, наполняя ее способностью к красноречию и мудростью.
Человек вишуддхи практически не болеет и не печалится, сострадате-
|
лен к другим и отличается завидным здоровьем и долголетием.
Нектар и яд
Тантрические тексты повествуют о том, что внутри бинду, в за-
тылке, луна выделяет жизненную жидкость, или эссенцию, извес-
тную как нектар. Эта трансцендентная жидкость стекает вниз,
проникая в индивидуальное сознание, из бинду висарга. Здесь
бинду представляет центр или проход, через который осуществ-
ляется связь в сахасраре с космическим сознанием. Этот божест-
венный флюид имеет много различных имен: в английском языке
его называют амброзией, нектаром богов; Веды его называют со-
мой, Тантры - мадьей, божественным вином; суфии часто говорят
о сладком пьянящем напитке; в христианских ритуалах вино ос-
вящается и выпивается во время причащения. Таким образом, у
каждой религиозной или мистической традиции есть своя симво-
лика для несказанного и неописуемого чувства блаженства.
Между бинду и вишуддхой есть еще один небольшой психи-
ческий центр, известный как лалана чакра, или талумула. Эта же-
леза является источником нектара, который расположен в задней
части носоглотки, во внутренней полости над и выше мягкого нёба, в
которое открываются носовые проходы. Выполняя обряд кхечари
мудры, вы пытаетесь развернуть свой язык вверх и назад в эту по-
лость, чтобы стимулировать поток нектара.
Хотя этот нектар называют амброзией, напитком богов, у не-
го, однако, двойная природа: он содержит и яд. Возникший в бин-
ду и накапливаемый в лалане, он не расчленен еще на яд и нектар
и представляет единое целое. Если вишуддха чакра спит, флюид
|
беспрепятственно стекает вниз и поглощается в огне манипуры,
распадаясь на части и способствуя распаду тела. И лишь такая
практика, как кхечари мудра, может остановить этот процесс.
Пробужденная вишуддха удерживает у себя этот нектар бессмер-
тия (амриту), омолаживая все тело. В индийской мифологии су-
ществует рассказ о том, как в первобытные времена девы и рак-
шасы, олицетворяющие соответственно силы добра и зла, посто-
янно враждовали из-за господства над миром. Однажды Вишну,
символ Жизни, пытался разрешить этот конфликт и посоветовал
этим силам хорошенько взболтать первобытный океан причин-
ных связей (т.е. Разум и Мир), затем разделить поровну эту смесь.
Справедливое решение было принято и приведено в исполнение.
На поверхность взбаламученного океана поднялось четырнад-
цать объектов, включая нектар и яд. Разумеется, силы добра и зла
пожелали овладеть нектаром, а не ядом. Нектаром овладели девы
как гаранты вечной жизни, а не ракшасы, символы гибели. Но ос-
талась проблема - куда девать яд? Ведь он отравит все и вся... И
тогда Вишну пришел с этим ядом к Шиве, прося у него совета.
Шива просто его выпил. С тех пор его называют Нилакантха, т.е.
Бог с голубым горлом. Этот поучительный рассказ разъясняет
нам, что даже яд можно нейтрализовать, если вишуддха чакра
пробуждена. В этом случае понятия о добре и зле настолько тран-
сформируются, что превращаются в одно состояние безмятеж-
ности и блаженства. Пробужденная вишуддха в состоянии нейт-
рализовать не только внутренние, но и внешние яды, и многие йо-
гины владеют этой силой, если у них пробуждены вишуддха и
бинду висарга.
Потенциал вишуддхи
Вишуддха чакра - это своеобразный приемник, который мо-
жет принимать подобно радиоприемнику, если его настроить на
ту или иную волну. Благодаря тонкому устройству, тесно связан-
ному с вишуддхой, йог может настроиться на мысли и чувства
людей. Хотя эти волны может воспринимать и манипура, подлин-
ным улавливателем их является все-таки вишуддха, которая спо-
собна работать как передающее устройство благодаря центрам
мозга, принимающим эти сигналы от нее.
С вишуддхой связан особый канал курма нади (черепаший
путь), при возбуждении которого человек способен полностью
обходиться без пищи и питья, не испытывая к ним никакого вле-
чения. Йогины это доказывали не раз.
По существу, вишуддха - источник молодости, который активи-
зируется всякий раз, когда кундалини пронизывает эту чакру вследс-
твие занятий хатха йогой, кундалини йогой или Тантра йогой.
После тридцати лет темп дегенерации клеток тела превосходит
темп регенерации, вследствие чего начинают проявляться явные
признаки распада - старость и смерть. Известно, что при лейке-
мии и других болезненных состояниях деструктивные силы раз-
виваются более интенсивно, но даже и в этих условиях омолажи-
вающее действие вишуддха чакры на телесную ткань и органы
противостоит этому разрушительному процессу, в значительной
степени повышая сопротивляемость организма.
Пробуждение вишуддхи проясняет сознание, обостряет внут-
ренний слух (т.е. слух ума, а не ушей), очищает память от баллас-
та предрассудков, устраняет мнительность, страхи и вожделение.
Человек как бы рождается для новой жизни уже в этом теле.
Глава 9 - БИНДУ ВИСАРГА
Бинду, источник плодоношения, на-
ходится за пределами обусловленной
жизни, и потому даже в тантрических
текстах очень мало об этом сказано. По
существу, бинду висарга является как
бы конденсатором всех карм прошлых
жизней человека. Эти кармы находятся
не только в форме васан, но и в форме
памяти.
Слово "бинду" означает "капля" или "точка". Правильнее гово-
рить - "бинду висарга", что буквально означает "падение капли".
Бинду представлена полумесяцем и белой каплей нектара, кото-
рый стекает в вишуддха чакру. Из этого основного источника все
проявляется и в пего все возвращается. Как говорится в Священ-
ных текстах, "...бинду - причина создания слова и его значения. Из
него произошли эфир, воздух, огонь, вода, земля и буквы алфави-
та" (Кама Кала Виласа, стихи 6-9).
Бинду висарга так же взаимосвязана с вишуддха чакрой, как
органы пищеварения связаны с манипурой, мочеполовая и восп-
роизводящая системы - со свадхистаной и муладхарой, а органы
дыхания и кровообращения - с анахатой. В каждом случае соеди-
нением служит связующее звено особой группы нервов, связан-
ных с этой чакрой. Бинду и вишуддха связаны через сеть нервов,
проходящих через внутреннюю часть носовых проходов и через
лалана чакру, которая находится у язычка, за нёбом. Поэтому, ког-
да происходит пробуждение вишуддхи, одновременно происхо-
дит и пробуждение бинду и лалана чакры.
Десять спаренных черепных нервов, которые выходят из всей
линии мозгового ствола, берут свое начало внутри этого крошеч-
ного центра, так что все системы - зрительная, носовая, слуховая,
вкусовая, осязательная - проявляются из бинду.
Локализация
Бинду локализована на вершине затылка, там, где индийские
брахманы оставляют пучок волос. Хотя этот обычай все еще су-
ществует, его первоначальная цель полностью забыта. На санск-
рите этот пучок волос называется "шикха", что означает "пламя
огня". Здесь слово "пламя" относится к пламени васан, или скры-
тых карм, принадлежащих предыдущей жизни.
В течение периода сандхьи, когда ребенок подвергался церемо-
нии посвящения в мантру, этот пучок волос оттягивался как мож-
но сильнее и связывался у корней, что вызывало скорее ощуще-
ние напряженности, чем боли в этом месте. Таковым был один из
традиционных способов достижения контакта с бинду висарга.
Тантрическая физиология
Тантра утверждает, что внутри высших центров верхней коры го-
ловного мозга есть небольшое углубление или впадина, которая со-
держит мельчайшее выделение. В центре этого крошечного выделе-
ния есть небольшое возвышение, подобное островку посередине
озера. Это и есть бинду висарга.
Однако современная медицинская наука не обнаружила эту
психофизиологическую структуру. А между тем подобное откры-
тие могло бы пролить свет на многие неизвестные науке феноме-
ны, подобно тому, как исследование таинственной шишковидной
железы подтвердило, что она анатомически и функционально яв-
ляется сопутствующим компонентом аджна чакры, природа кото-
рой описана еще в тантрических шастрах. Такая тонкая и чуткая
структура, как бинду висарга, могла бы, однако, исчезнуть после
смерти тела. Вот почему, возможно, ее не обнаруживают при
вскрытии черепа. Совершенно очевидно, что мельчайшая бинду
висарга вряд ли будет обнаружена, если даже более крупные сек-
реции некоторых желез дегенерируют и исчезают в тканях в мо-
мент смерти. И тем не менее эту проблему следует изучать.
Традиционная символика
Тантрический священный символ бинду - это полумесяц, ос-
вещающий лунным светом ночное небо. Значение этого символа
весьма обширно: полумесяц указывает, что бинду тесно связана с
калас (фазами) луны, которые обусловливают природу эндокрин-
ных, эмоциональных и ментальных вибраций в жизни человека;
ночное небо символизирует бесконечность сахасрары, которая
выше бинду. Грандиозное космическое величие сахасрары прояв-
ляется в сознании практикующего йогу точно так же, как полная
луна проявляется от новолуния к полнолунию. Однако сахасрару
нельзя постичь в рамках индивидуального сознания.
Символ ОМ также содержит изображение бинду в своей верх-
ней части - небольшой точке над полумесяцем. Внутри символа
ОМ расположены все чакры, поскольку сотворенный мир прони-
зывают три гуны (качества): саттва, раджас и тамас. Бинду, одна-
ко, расположена отдельно от тела символа, подчеркивая свое тран-
сцендентальное положение, не скованное узами природы. Бинду
висарга принадлежит к седьмой, или высшей локе - сатьям (т.е.
истинной), и относится к причинной сфере (ананда майя коша).
Утверждают, что пробуждение бинду висарги сопровождается
космическим звуком ОМ, который наделяет человека высшим по-
ниманием происхождения творения из точки бинду и полумесяца
над символом ОМ.
Обитель нектара
Многие тантрические тексты твердят об отравляющем воз-
действии бинду, луны, и что йогины, способные манипулировать
секрецией бинду, снимают проблему выживания в этих условиях
и наслаждаются амброзией, ни в чем больше не нуждаясь... Так,
например, сохранилось немало свидетельств "чудесного" сохране-
ния жизни под землей в течение сорока дней. Каков же механизм
этого выживания? Поначалу усиленно практикуют пранаяму, по-
ка кумбхака (задержка дыхания) не станет совершенной, а затем
выполняется кхечари мудра в хатха-йогическом варианте, то есть
подрезается постепенно корень языка, вследствие чего удлинен-
ный язык заворачивается в носовые пазухи и блокирует проход,
как пробка в бутылке. Подобная практика длится около двух лет.
Наконец, наступает момент, когда капли из бинду начинают сте-
кать в вишуддху, пропитывая все тело, что поддерживает внут-
реннее питание и жизнеспособность телесных тканей, а также
приостанавливает процесс обмена веществ. С прекращением ме-
таболизма отпадает нужда в кислороде и человек в состоянии аб-
солютного покоя может обходиться без дыхания довольно про-
должительное время. Любопытно, что приостанавливается даже
рост волос.
Обитель яда
Кроме нектара бинду содержит и яд. Таким образом, и нектар,
и яд выделяются одновременно. Во избежание опасности отравле-
ния ядом необходимо, чтобы бинду пробудилась одновременно с
вишуддхой, так как вишуддха поглощает и яд, и нектар, а бинду
управляет ядом. Иными словами, истечение нектара блокирует яд.
Кроме того, если йог очистил свое тело техникой хатха йоги и рад-
жа йоги с дхьяной - он способен трансформировать яд в нектар.