Бинду - источник Единства, из Которого проявляется множес-
тво индивидуальных форм. По-санскритски корень "бинд" озна-
чает "дробить". Бинду олицетворяет точку без начала и конца, и
корни бинду сокрыты в Вечном Сознании. Недаром бинду счита-
ют вратами шуньи, т. с. пустоты. Не следует понимать шунью как
небытие. Скорее это - состояние бесформенности, чистого, абсо-
лютного, нерасчлененного сознания. Бинду таинственна... Как
можно выразить словами некую точку, в которой слиты воедино
противоположности, бесконечность и ничто, полнота и небытие,
сосуществование всего?...
Бинду содержит весь бесконечный эволюционный потенциал
проявленных вселенных. Являясь кодом формообразований, бин-
ду вовлекает субстраты бытия, лежащие в горизонтальной плос-
кости, в вертикальный процесс эволюции/инволюции. Под эво-
люцией здесь понимается не дарвиновский смысл, представляю-
щий историческую запись во времени, а последовательное раство-
рение сознания вне времени. Существует закон индивидуальных
проявлений бесчисленных объектов во вселенных, или закон ка-
ла, то есть выявления врожденного потенциала сознания, аккуму-
лированного в бинду. И тогда возникают животные, люди - все,
что угодно. Этот процесс обусловлен бинду, который покоится в
хираньягарбхе (золотом яйце творения). Будучи поначалу бес-
форменным, явление оформляется в объект благодаря бинду и
развивает свою судьбу, обусловленную также бинду, которое пред-
ставляет собой как средство расширения сознания, так и средство
его ограничения. Кое-что, проявляемое бинду, обладает сознани-
ем (человек), кое-что не обладает им (стихии, камни). Возмож-
ность быть сознанием или несознанием зависит только от харак-
|
тера и структуры индивидуального объекта, что также обусловли-
вается бинду. Человек, например, снабжен определенным орга-
ном, который разрешает ему быть сознающим. Но в любом слу-
чае, каждый объект - сознательный или несознательный - опре-
деляется его сущностью, т.е. бинду. Развиваясь в материальную
сущность посредством бинду, все возвращается опять к своему
источнику - бинду. Этот источник является как бы люком, кото-
рый способен открываться в обоих направлениях, и потому такие
существа, как человек, могут осуществить свои предназначения,
достигнув сахасрары. В связи с этим различают два типа людей:
идущих по пути правритти и следующие путем нивритти. Пер-
вый путь - это направление от бинду во внешний мир - путь
большинства людей, продвигающихся от самопознания к зависи-
мости, от свободы к рабству. Второй путь, нивритти, духовный
путь мудрости, направление к бинду - источнику свободы, инво-
люционный путь.
Энергетическая мощь точки
Бесконечно малая точка может включать в себя бесконечно ог-
ромную энергию. Эта тантрическая аксиома в настоящее время
подтверждается многими современными научными концепция-
ми: теория происхождения вселенной основана на расширении
сверхплотной материи из точки до так называемого большого
взрыва, который образовал весь космос; исследования в субатом-
ной физике также показали, что громадное количество энергии
сосредоточено внутри многочисленных субатомных частиц, су-
ществующих в непрерывности пространства/времени; молеку-
|
лярная биология открыла в молекулах ДНК и РНК полную гене-
тическую копию всего организма. Все эти научные открытия под-
тверждают предвидения Тантры, что безграничные возможности
сокрыты в энергетической точке бинду. Эта сокровенная истина
была известна мистикам на всем протяжении истории человечес-
тва. Великим Посвященным было ясно, что статическое сознание
субстрата обладает затаенным шакти, энергией. Вот почему тант-
рическая традиция всегда стремилась к слиянию проявленной
энергии Шакти с непроявленным инертным вселенским сознани-
ем Шивы.
Красная и белая бинду
Известно, что жизнь человеческая возникает после оплодотво-
рения одной-единственной яйцеклетки одним-единственным
сперматозоидом. Эта природа бинду отражена в таких тантричес-
ких текстах, как Йогачудамани Упанишада: "Бинду бывает двух
типов: белая и красная. Белая, шукла - сперма, а красная, маха-
радж - менструация"(стих 60).
Здесь белая бинду символизирует Шиву, Пурушу, Сознание, а
красная - Шакти, пракрити, проявленную энергию. Белая бинду
локализована в бинду висарга, а красная - в муладхаре. Цель Тан-
тры и Йоги - слить их воедино, чтобы Шива и Шакти представля-
ли одно целое.
Упанишада продолжает: "Красная бинду - в образе солнца, бе-
лая - в луне. Сложно их соединить" (стих 61).
Солнце символизирует пингала нади, а луна - иду. Две бинду
выражают союз мужского и женского начал, порождающий вос-
хождение кундалини.
"Когда красная бинду (Шакти) продвигается вверх (восхожде-
ние кундалини) под управлением праны, она сливается с белой
бинду (Шива) и возникает Единое Божественное" (стих 63).
Все системы йоги контролируют прану тем или иным спосо-
бом, приближаясь к этому союзу двух полюсов, т.е. к вершине
сверхсознания.
"Кто достигает соединения двух бинду (красной и белой), тот
постиг йогу" (стих 64).