Глава 4 - УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ АДЖНА ЧАКРЫ




Концентрировать внимание на аджна чакре непросто. Тантра

и йога традиционно используют для этой цели центр межбровья,

который является кшетрам аджны. Эта точка называется "бхру-

мадхья" ("бхру" означает межбровье, а "мадхья" - центр). В Ин-

дии женщины в этой точке рисуют тику, красное пятно, а ученые

и брахманы ставят знак сандаловой настой. При помощи различ-

ных техник можно установить связь с этим центром межбровья.

Одной из таких техник является тратака, или фиксированный

взгляд в одну точку. Если эту технику практиковать регулярно,

развивается сила концентрации, которая пробуждает скрытые

способности аджна чакры.

Можно установить связь с аджной, концентрируясь на нади.

Для этой цели практикуют пранаяму анулома вилому, которую в

Англии называют "входящим и выходящим дыханием".

В результате практики концентрация на этой области увели-

чивается и ощущения передаются назад, в шишковидную железу.

Известна техника шамбхави мудра, при которой межбровье сма-

зывают тигровым бальзамом, что способствует концентрации

вследствие давления бальзама на это место, называемое "третьим

глазом".

Любопытно, что аджна и муладхара чакры тесно взаимосвяза-

ны, и потому пробуждение одной их них неизменно пробуждает

и другую. В идеальном варианте аджну пробуждают перед мулад-

харой, чтобы обеспечить естественное восприяттие энергии, про-

являющейся в муладхаре и нижних чакрах. Самым эффектив-

ным способом пробуждения аджны является практика мула бан-

дхи и ашвини мудры, которые одновременно предназначены и

для муладхары.

Предварительная подготовка

В течение нескольких месяцев необходимо совершать джала и

сутра нети, чтобы вычистить носовые проходы, что в значитель-

ной степени обострит чувствительность аджны и, кроме того, по-

может укрепить нервную систему, устранить слизь и грязь из но-

совых пазух, предотвратить простуду, а также воспаления глаз,

ушей, носа, горла, миндалевидных желез и слизистых мембран.

Голова становится свежей, тело словно просветляется, проходит

сонливость, ноздри восстанавливают свою свободную пропуск-

ную способность, дышится легко - все эти факторы необходимы

для достижения медитативного состояния. За дополнительными

подробностями обращайтесь к нашей публикации "Асана, Пра-

наяма, Мудра, Бандха".

Занятие 1: АНУЛОМА ВИЛОМА ПРАНАЯМА

Сядьте в удобную для вас медитативную позу. Позвоночник пря-

мой, тело расслаблено, неподвижно. Спустя несколько минут начи-

найте фиксировать внимание на прохождение воздуха в ноздрях.

При вдохе ваше сознание увлекается потоком воздуха от кон-

чика носа через носовые проходы вверх к центру межбровья.

При выдохе - наоборот.

Осознайте треугольную форму дыхания между ноздрями и

центром межбровья: основание треугольника - на уровне верх-

ней губы, его стороны - правый и левый носовые проходы, его

вершина - внутри центра межбровья.

Сначала прочувствуйте движение дыхания в и из левой нозд-

ри, затем правой. Потом осознайте дыхание как поток, втекаю-

щий и вытекающий через обе ноздри.

Как только вы утвердились в этом осознании дыхания, прис-

тупайте к сознательному разделению потока дыхания между дву-

мя ноздрями таким же образом, как в нади шодхане, за исключе-

нием того, что вы практикуете ее психически.

Сознательно вдохните через левую ноздрю к бхрумадхье и вы-

дохните через правую, затем вдохните через правую к бхрумадхье

и выдохните через левую. Это - один раунд.

После четырех таких раундов вдохните через обе ноздри од-

новременно, представляя продвижение воздуха в форме буквы

Л. Так вы должны продолжать: четыре раздельных ноздревых ды-

хания, затем одно дыхание через обе ноздри. Считайте раунды от

100 назад к нулю. Например: 100 - вдох левой ноздрей, выдох пра-

вой; вдох правой ноздрей, выдох левой. 99 - повторить. 98 - пов-

торить. 97 - повторить. 96 - вдох через обе ноздри, выдох через

обе ноздри и т.д.

Примечание: Точность в подсчете абсолютно необходима, и если

вы сбиваетесь, начинайте опять от 100. Цель практики - стимулиро-

вать аджна чакру на подсознательном, психическом уровне, но для

этого следует бдительно следить за сознанием, чтобы оно не сполза-

ло в бессознательность, где контроль ума невозможен.

Данную практику (анулома вилома пранаяму) можно вклю-

чить в занятия с йога нидрой (см. гл. II).

Занятие 2: ТРАТАКА

Сядьте в удобную медитативную позу в темной комнате, в ко-

торой нет сквозняка и насекомых. Поместите зажженную свечу

на уровне глаз, на расстоянии двух футов перед межбровьем. Убе-

дитесь, что пламя свечи не колеблется. Выпрямите позвоночник,

закройте глаза и расслабьте тело. Осознавайте только физическое

тело, пусть оно станет неподвижным, как статуя. С этого времени

ваше тело должно как бы окаменеть на протяжении всей практики.

Закончив эти приготовления, откройте глаза и пристально

смотрите в самую яркую часть пламени - как раз над кончиком

фитиля. Со временем вы научитесь смотреть на пламя, не мигая

и не двигая глазными яблоками, в течение нескольких минут.

Продолжайте пристально смотреть на пламя, пока ваше внима-

ние сосредоточится настолько, что утратит осознание тела и ком-

наты. Пристальный взгляд абсолютно сосредоточен в одной точ-

ке. Если глаза устали и начали слезиться, закройте их и расслабь-

тесь. Тело по-прежнему неподвижно, образ пламени - перед гла-

зами. Как только этот образ начнет размываться, опять откройте

глаза и продолжайте концентрацию внимания на пламени свечи.

Примечание: Лучшим временем для тратаки являются темные

периоды суток с самого раннего утра или поздно вечером, ибо

физическая и ментальная атмосфера в это время наиболее спо-

койна и успех в тратаке вероятен.

Другие формы тратаки. Тратаку можно практиковать, кон-

центрируя внимание на небольшое пятно, полную луну, тень,

хрустальный шар, кончик носа, отражение в воде, янтру, темноту,

лингам Шивы и многое другое.

Тот, у кого есть личное божество, может концентрировать

взгляд на его образ. Если у вас есть гуру, можно поставить пред

собой фотографию с его образом. Можно смотреть на восходя-

щее солнце, на собственное отражение в зеркале или в глаза дру-

гому человеку, но лучше всего эти упражнения совершать под ру-

ководством опытного наставника.

Различают две формы тратаки: бахиранга (внешняя) и анта-

ранга (внутренняя). Все вышеупомянутые тратаки относятся к

внешней форме. Внутренняя форма тратаки характеризуется

концентрацией внимания на чакре, янтре, личном божестве, но

глаза при этом остаются закрытыми. Один из любопытных объ-

ектов внутренней медитации - маленькая звезда или точка света.

Продолжительность: Тратаку можно практиковать столько,

сколько позволяет время, но для начинающих обычно в течение

15-20 минут.

Польза: Физическая польза тратаки заключается в том, что она

излечивает многие глазные заболевания и такие дефекты, как

близорукость. Психическая польза - в том, что она укрепляет

нервную систему, устраняет бессонницу, успокаивает взбудора-

женный ум, так как концентрация взгляда на неподвижном зас-

тавляет ум быть менее подвижным, активность мышления пада-

ет, контроль над умом возрастает и возникают предпосылки для

пробуждения аджна чакры*.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: