Концентрировать внимание на аджна чакре непросто. Тантра
и йога традиционно используют для этой цели центр межбровья,
который является кшетрам аджны. Эта точка называется "бхру-
мадхья" ("бхру" означает межбровье, а "мадхья" - центр). В Ин-
дии женщины в этой точке рисуют тику, красное пятно, а ученые
и брахманы ставят знак сандаловой настой. При помощи различ-
ных техник можно установить связь с этим центром межбровья.
Одной из таких техник является тратака, или фиксированный
взгляд в одну точку. Если эту технику практиковать регулярно,
развивается сила концентрации, которая пробуждает скрытые
способности аджна чакры.
Можно установить связь с аджной, концентрируясь на нади.
Для этой цели практикуют пранаяму анулома вилому, которую в
Англии называют "входящим и выходящим дыханием".
В результате практики концентрация на этой области увели-
чивается и ощущения передаются назад, в шишковидную железу.
Известна техника шамбхави мудра, при которой межбровье сма-
зывают тигровым бальзамом, что способствует концентрации
вследствие давления бальзама на это место, называемое "третьим
глазом".
Любопытно, что аджна и муладхара чакры тесно взаимосвяза-
ны, и потому пробуждение одной их них неизменно пробуждает
и другую. В идеальном варианте аджну пробуждают перед мулад-
харой, чтобы обеспечить естественное восприяттие энергии, про-
являющейся в муладхаре и нижних чакрах. Самым эффектив-
ным способом пробуждения аджны является практика мула бан-
дхи и ашвини мудры, которые одновременно предназначены и
для муладхары.
Предварительная подготовка
В течение нескольких месяцев необходимо совершать джала и
|
сутра нети, чтобы вычистить носовые проходы, что в значитель-
ной степени обострит чувствительность аджны и, кроме того, по-
может укрепить нервную систему, устранить слизь и грязь из но-
совых пазух, предотвратить простуду, а также воспаления глаз,
ушей, носа, горла, миндалевидных желез и слизистых мембран.
Голова становится свежей, тело словно просветляется, проходит
сонливость, ноздри восстанавливают свою свободную пропуск-
ную способность, дышится легко - все эти факторы необходимы
для достижения медитативного состояния. За дополнительными
подробностями обращайтесь к нашей публикации "Асана, Пра-
наяма, Мудра, Бандха".
Занятие 1: АНУЛОМА ВИЛОМА ПРАНАЯМА
Сядьте в удобную для вас медитативную позу. Позвоночник пря-
мой, тело расслаблено, неподвижно. Спустя несколько минут начи-
найте фиксировать внимание на прохождение воздуха в ноздрях.
При вдохе ваше сознание увлекается потоком воздуха от кон-
чика носа через носовые проходы вверх к центру межбровья.
При выдохе - наоборот.
Осознайте треугольную форму дыхания между ноздрями и
центром межбровья: основание треугольника - на уровне верх-
ней губы, его стороны - правый и левый носовые проходы, его
вершина - внутри центра межбровья.
Сначала прочувствуйте движение дыхания в и из левой нозд-
ри, затем правой. Потом осознайте дыхание как поток, втекаю-
щий и вытекающий через обе ноздри.
Как только вы утвердились в этом осознании дыхания, прис-
тупайте к сознательному разделению потока дыхания между дву-
мя ноздрями таким же образом, как в нади шодхане, за исключе-
|
нием того, что вы практикуете ее психически.
Сознательно вдохните через левую ноздрю к бхрумадхье и вы-
дохните через правую, затем вдохните через правую к бхрумадхье
и выдохните через левую. Это - один раунд.
После четырех таких раундов вдохните через обе ноздри од-
новременно, представляя продвижение воздуха в форме буквы
Л. Так вы должны продолжать: четыре раздельных ноздревых ды-
хания, затем одно дыхание через обе ноздри. Считайте раунды от
100 назад к нулю. Например: 100 - вдох левой ноздрей, выдох пра-
вой; вдох правой ноздрей, выдох левой. 99 - повторить. 98 - пов-
торить. 97 - повторить. 96 - вдох через обе ноздри, выдох через
обе ноздри и т.д.
Примечание: Точность в подсчете абсолютно необходима, и если
вы сбиваетесь, начинайте опять от 100. Цель практики - стимулиро-
вать аджна чакру на подсознательном, психическом уровне, но для
этого следует бдительно следить за сознанием, чтобы оно не сполза-
ло в бессознательность, где контроль ума невозможен.
Данную практику (анулома вилома пранаяму) можно вклю-
чить в занятия с йога нидрой (см. гл. II).
Занятие 2: ТРАТАКА
Сядьте в удобную медитативную позу в темной комнате, в ко-
торой нет сквозняка и насекомых. Поместите зажженную свечу
на уровне глаз, на расстоянии двух футов перед межбровьем. Убе-
дитесь, что пламя свечи не колеблется. Выпрямите позвоночник,
закройте глаза и расслабьте тело. Осознавайте только физическое
тело, пусть оно станет неподвижным, как статуя. С этого времени
ваше тело должно как бы окаменеть на протяжении всей практики.
|
Закончив эти приготовления, откройте глаза и пристально
смотрите в самую яркую часть пламени - как раз над кончиком
фитиля. Со временем вы научитесь смотреть на пламя, не мигая
и не двигая глазными яблоками, в течение нескольких минут.
Продолжайте пристально смотреть на пламя, пока ваше внима-
ние сосредоточится настолько, что утратит осознание тела и ком-
наты. Пристальный взгляд абсолютно сосредоточен в одной точ-
ке. Если глаза устали и начали слезиться, закройте их и расслабь-
тесь. Тело по-прежнему неподвижно, образ пламени - перед гла-
зами. Как только этот образ начнет размываться, опять откройте
глаза и продолжайте концентрацию внимания на пламени свечи.
Примечание: Лучшим временем для тратаки являются темные
периоды суток с самого раннего утра или поздно вечером, ибо
физическая и ментальная атмосфера в это время наиболее спо-
койна и успех в тратаке вероятен.
Другие формы тратаки. Тратаку можно практиковать, кон-
центрируя внимание на небольшое пятно, полную луну, тень,
хрустальный шар, кончик носа, отражение в воде, янтру, темноту,
лингам Шивы и многое другое.
Тот, у кого есть личное божество, может концентрировать
взгляд на его образ. Если у вас есть гуру, можно поставить пред
собой фотографию с его образом. Можно смотреть на восходя-
щее солнце, на собственное отражение в зеркале или в глаза дру-
гому человеку, но лучше всего эти упражнения совершать под ру-
ководством опытного наставника.
Различают две формы тратаки: бахиранга (внешняя) и анта-
ранга (внутренняя). Все вышеупомянутые тратаки относятся к
внешней форме. Внутренняя форма тратаки характеризуется
концентрацией внимания на чакре, янтре, личном божестве, но
глаза при этом остаются закрытыми. Один из любопытных объ-
ектов внутренней медитации - маленькая звезда или точка света.
Продолжительность: Тратаку можно практиковать столько,
сколько позволяет время, но для начинающих обычно в течение
15-20 минут.
Польза: Физическая польза тратаки заключается в том, что она
излечивает многие глазные заболевания и такие дефекты, как
близорукость. Психическая польза - в том, что она укрепляет
нервную систему, устраняет бессонницу, успокаивает взбудора-
женный ум, так как концентрация взгляда на неподвижном зас-
тавляет ум быть менее подвижным, активность мышления пада-
ет, контроль над умом возрастает и возникают предпосылки для
пробуждения аджна чакры*.