Итак, мы уже знаем, что если у практикующего кундалини йо-
гу не проявляются больше сексуальные желания, это означает, что
кундалини прошла через свадхистану. Но не спешите с выводами.
Вы не истребили своих желаний, они просто подавлены. Индийс-
кие риши утверждают, что сексуальные желания могут проявить-
ся на любой стадии эволюции. В стадии свадхистаны эти желания
обостряются, на других же стадиях эти же стремления облагора-
живаются, и мы называем их по-другому. Одна и та же сексуаль-
ная энергия присутствует повсюду, но разница лишь в том, что в
нижних чакрах она рассеяна, а в верхних сконцентрирована. Что
означает бхакти, или преданность Богу? Что означает восприятие
Единства, Адвайта? - Лишь одно: сексуальная энергия облагороже-
на чистой формой. На высшем уровне она - самадхи,_на эмоцио-
нальном - любовь, на физическом - секс, еще ниже - невежество.
Подобно тому, как творог, масло и сыр являются различными
продуктами молока, сексуальная энергия также способна произ-
водить различные продукты. На одном конце материя является
грубым проявлением энергии, а на другом - энергия является
тонким проявлением материи. Следовательно, энергия и материя
взаимодиалектичны. Мысль - это объект, и объект - это мысль.
Тело - выражение сознания, а сознание - выражение тела. Такой
же подход необходим и при оценке сексуального сознания. Риши
говорят, что страсть можно трансформировать в любовь к Богу, и
эта любовь проявляется по-разному: одни любят Его как Отца,
другие - как Мать, третьи - как Друга, или Мужа, или Возлюблен-
ного...
Психические особенности свадхистаны
Любое возбуждение свадхистаны откликается эхом в бинду на
|
высшем уровне и подстегивает его. Кроме того, пробуждение
свадхистаны сопровождается и такими психическими особеннос-
тями, как отсутствие водобоязни, обострение интуитивности,
распознавание астральных сущностей и т.д. При этом необходи-
мо помнить, что все эти особенности осквернены неочищенным
сознанием, обусловленным невежеством и хаотичностью, кото-
рые влекут к пагубным ментальным последствиям. На этом уров-
не своего проявления эти психические особенности характеризуются
скорее субъективными, чем духовными тенденциями. По существу,
пробудить кундалини в свадхистаие не так уж трудно. Гораздо труд-
нее и важнее поднять кундалини ВЫШЕ, для чего необходимо улуч-
шить общее состояние психоэмоциональной жизни. Ваша кундали-
ни будет подниматься и снижаться до тех пор, пока вы не устраните
свои проблемы дисбаланса и привязанности к сиддхам.
Глава 6 - МАНИПУРА ЧАКРА
Слово "манипура" происходит от двух санскритских слов: "мани"
(драгоценность) и "пура" (город). Манипура - город драгоценнос-
тей. В тибетской традиции манипуру именуют манипадмой, дра-
гоценным лотосом. Манипура - это средоточие динамизма, энер-
гии, воли, и потому недаром эту чакру сравнивают с солнцем, без
которого нет жизни на Земле. Эта чакра представляет солнечное
сплетение, из которого постоянно излучается праническая энер-
гия, распределяемая по всему телу, стимулирующая работу всех
органов и жизненных процессов. Недостаток этой энергии погру-
жает человека в депрессивное состояние, когда организм вынуж-
|
ден инстинктивно экономнее расходовать скудные запасы жиз-
ненной силы. Таким образом, пробуждение манипуры активизи-
рует дальнейшее наслаждение жизнью, отчего все-таки должен
воздерживаться тот, кто встал на путь кундалини йоги, предпола-
гающий очередное восхождение кундалини над манипурой.
Локализация
Манипура чакра расположена за пупком, на внутренней стен-
ке позвоночного столба. Кшетрам помещается точно на пупке.
Эта чакра анатомически связана с солнечным сплетением, кото-
рое контролирует огонь пищеварения и распределяет температу-
ру по всему телу.
Традиционная символика
Манипура чакра представляет десятилепестковый золотой ло-
тос. Окраска лепестков - цвет грозовых туч. Десять лепестков оз-
начают десять важнейших каналов, по которым протекает энер-
гия в десяти направлениях, и каждая энергия имеет свою вибра-
цию, обозначаемую соответствующей санскритской буквой: дам,
дхам, нам, там, тхам, дам, дхам, нам, пам, пхам. В десяти лепестках
содержатся также десять вритти (состояние, качество, функции
или склонности): ладжджа (стыд), пишуната (непостоянство), ир-
ша (ревность, подозрительность), тришна (желание), сушупти
(лень), вишада (уныние), кашайя (глупость), моха (невежество),
гхрина (отвращение), бхайя (страх). Перевернутый огненно-крас-
ный треугольник символизирует сферу огня, сияющего, как вос-
ходящее солнце. На каждой из трех сторон треугольника располо-
жена бхупура, или свастика Т-образной формы, символизирую-
щая благоденствие. В основании нижней вершины треугольника
|
стоит баран, символ неукротимой выносливости и натиска. Чело-
век манипурной природы обычно горячо устремляется к своей
цели, не задумываясь о последствиях. Над бараном биджа мантра
манипуры РАМ. При произнесении этого звука следует концент-
рировать внимание на пупок. Если звук РАМ повторяется пра-
вильно, улучшается пищеварение, возрастает жизненная сила и
сопротивляемость дурным влияниям. В бинду биджа мантры
пребывает дева Рудра и Его шакти деви Лакини. Рудра, или дрему-
чий Шива, воплощает силы разрушения всего, что существует. Он
сидит на золотистой тигровой шкуре, осыпанный белым пеплом.
Трехголовая деви Лакини господствует над тремя сферами: физи-
ческой, астральной и духовной. Одна ее рука держит ваджру, мол-
нию - символ огня и тонкой энергии, истекающей из тела; другая
рука держит стрелу, которую выпустил из лука Камадева в свад-
хистане; на третьей руке - огонь и четвертая застыла в мудре, да-
рующей бесстрашие. Доминирующим чувством манипуры явля-
ется зрение, органом чувств - глаза, а органы действия - стопы и
ноги, так как зрение и волевые действия взаимосвязаны. Манипу-
ра принадлежит сваха локе, небесному плану бытия. Гуна этой
чакры - преимущественно раджастическая (активность, сила,
стяжательство), в отличие от нижних чакр, восновном тамасичес-
ких. Главная прана - самана вайю, которая помогает пищевари-
тельной системе, перенося кровь и химические продукты в сол-
нечное сплетение, где формируется раса, или сущность пищи, ас-
симилируемая и распределяемая по всему телу. Правящая плане-
та - солнце. Манипура и свадхистана чакры - места пребывания
пранамайя коша, или оболочки "дыхания" (Праны), проявляю-
щей себя в воздухе и эфире. В йогических священных писаниях
сказано, что луна в бинду выделяет нектар, капающий в манипу-
ру и поглощаемый солнцем, что ведет к дегенерации, старости, бо-
лезни и смерти. Однако определенные специфические йогические
практики позволяют обратить этот процесс вспять, посылая пра-
ну из манипуры обратно в мозг. Медитация на манипура чакре
обновляет физическую природу, очищая и освобождая ее от бо-
лезней. Гармоничным состоянием для манипура чакры является
бескорыстное служение Высшему.
Центр пробуждения
Во многих буддистских и тантрических текстах говорится о
том, что подлинное пробуждение кундалини происходит не в му-
ладхаре или в свадхистане, а в манипуре, так как нижние две чак-
ры, по существу, являются чакрами животной жизни, и лишь с
манипуры начинается человеческая жизнь; поэтому муладхара
является как бы стартовой площадкой, свадхистана - жилищем, а
манипура - центром пробуждения. Впрочем, зафиксировать это
пробуждение в манипуре отнюдь нелегко. Садхаку необходимо
мобилизовать всю свою волю и решимость, и давно замечено, что
у искренних садхаков манипура является прибежищем кундали-
ни. Если вы решительно стремитесь к духовной жизни, искренне
практикуете йогу, имеете неутолимое желание найти своего гуру и
совмещать возвышенную жизнь с обычной своей работой, знай-
те: кундалини находится в манипуре.
Союз праны и апаны
Свара йога, или наука о дыхании, - важнейший раздел Тантры,
предназначенный для обучения правилам пробуждения кундали-
ни. Там говорится о том, что в теле всего пять пран: прана, апана,
вьяна, удана и самана. В области пупка встречаются две из этих
жизненных сил: прана и апана. Если прана движется вверх и вниз
между пупком и горлом, то апана течет вверх и вниз между про-
межностью и пупком. Эти два движения обычно соединяются па-
рами подобно двум железнодорожным вагонам, так что со вдохом
прана движется вверх от пупка к горлу, в то время как апана од-
новременно с этим движется вверх к пупочному центру от мулад-
хары. Затем, с выдохом, прана опускается от горла к пупку, а апа-
на - от манипуры к муладхаре. Так прана и апана непрерывно
функционируют вместе и меняют направления своих движений с
потоком вдох/выдох. При помощи специальных крий апану можно
отделить от праны и развернуть ее поток в обратную сторону.
Поскольку апана обычно опускается из манипуры во время выдоха,
поток поворачивается так, что прана и апана входят одновремен-
но в пупочный центр сверху и снизу, соединяясь в нем. Говорят,
что пробуждение кундалини в муладхаре напоминает шипящую
змею, восходящую по спирали, в то время как пробуждение ее в
манипуре подобно взрыву при столкновении двух могучих сил
(праны и апаны), соединившихся вместе в единое праническое
целое в манипура кшетрам. Вследствие этого взрыва выделяются
огромная энергия и жар, которые устремляются внутрь спинного
мозга, и происходит пробуждение кундалини в манипуре.
Перспектива из манипуры
Человеческая эволюция проходит семь планов бытия - кунда-
лини последовательно пробуждает семь чакр. По мере возвыше-
ния кундалини перед садхаком открываются духовные горизон-
ты. И хотя вкус к духовному уже формируется при пробуждении
кундалини в нижних чакрах, ширь духовной перспективы омра-
чена животными импульсами вожделения. Поэтому и происходит
злоупотребление сиддхами, которые проявляются на нижних пла-
нах. Эволюция, ограниченная муладхарой и свадхистаной, огра-
ничивает ментальные и эмоциональные возможности человека,
но возвышение до манипуры словно срывает завесу с бесконеч-
ной духовной панорамы, которая наполняет сердце радостью, со-
зерцанием красоты и открывает поистине неограниченные воз-
можности. Энергия, знание и бесстрашие подталкивают кундали-
ни далее, вверх, к сахасраре.
Глава 7 - АНАХАТА ЧАКРА
Анахата чакра - важнейший психический центр, особо выде-
ляемый кундалини йогой. Если подлинное пробуждение кундали-
ни происходит в манипуре, то подлинным жилищем ее на дли-
тельное время остается анахата. Сейчас наблюдается некоторая
тенденция к пробуждению именно этой чакры, но, к сожалению,
у большинства активной по-прежнему остается муладхара, а не
анахата.
Слово "анахата" означает "неразбиваемая" или "непревзойден-
ная", как бы указывая на вечно трепещущее, пульсирующее серд-
це. Священные писания повествуют о том, что есть некая вибра-
ция не физической, а трансцендентальной природы, которая пос-
тоянно пульсирует, как преданное сердце, от рождения до смерти.
Локализация
Анахата чакра расположена в позвоночном столбе, на внутрен-
ней стенке, в области центральной грудины. Эту чакру не следует
отождествлять с обычным биологическим сердцем, так называе-
мым мышечным кровяным насосом. Хотя сердечное нервное
сплетение является его физиологическим компонентом, природа
этого центра намного выше физиологического значения. Йоги
называют этот центр "хридаякашей", что означает "пространство
внутри сердца, где пребывает чистота". Анахата весьма возвышен-
ная и чуткая чакра, так как она связана с той частью мозга, от ко-
торой зависит успех в области наук и искусств.
Традиционная символика
Большинство из тантрических текстов утверждает, что анаха-
та чакра представляет двенадцатилепестковый лотос темно-крас-
ного цвета, но опыт моих ощущений подсказывает мне, что ана-
хата - голубая. На двенадцати лепестках 12 ярко-красных санск-
ритских букв: кам, кхам, гам, гхам, анга, чам, чхам, джам, джхам,
ньям, там и тхам. Они символизируют 12 вритти: аша (надежда),
чинта (забота, внимание), чешта (стремление), мамата (чувство
самости), дамбха (высокомерие или лицемерие), викалата (вя-
лость, слабость, томление), ахамкара (самомнение), вивека (рас-
познавание), лолата (алчность), капатата (двойственность), ви-
тарка (нерешительность), анутапа (раскаяние, сожаление, горе).
Внутренняя шестиугольная форма - символ воздуха, вайя таттва
вписана в круг, как два переплетенных треугольника: союз Шивы
(треугольник с основанием вверху) и Шакти (треугольник с осно-
ванием внизу). Эти две силы должны быть сгармонизированы. В
нижней части шестиугольника - черная антилопа, символ насто-
роженного и чуткого сердца, вдохновенного, благородного и чис-
того. Над антилопой - в верхней части шестиугольника - располо-
жена биджа мантра ЙАМ. Правильно произнося звук ЙАМ, необ-
ходимо концентрировать внимание на сердце. Когда в сердце воз-
никают тонкие духовные вибрации, поток кундалини беспрепят-
ственно продвигается вверх. Между антилопой и биджа мантрой,
в центре шестиугольника, находится перевернутый треугольник,
внутри которого горит неподвижное вечное пламя акханда джо-
тир - символ дживатмы, индивидуальной души. Тантрические
тексты утверждают, что внутри этого треугольника покоится ши-
валингам, называемый бана линга, сияющий золотом. Внутри
бинду биджа мантры ЙАМ обитают: дева Иша в своей всепрони-
кающей форме и деви Какини, всеобщая Мать-благодетельница.
На Ише - тигровая шкура, символ обузданных желаний. Священ-
ная река Ганг ниспадает на Её волосы - символ охлаждающего и
очищающего потока Высшего знания о душе. Деви Какини имеет
четыре головы - символ возросшей энергии на уровне четвертой
чакры. Четырьмя руками она держит: меч, устраняющий препят-
ствия на пути вознесения духовной энергии вверх; щит, защища-
ющий от растлевающих влияний извне; череп, напоминающий о
ложном отождествлении души с телом; трезуб, символ равнове-
сия трех могучих сил (творения, сохранения и разрушения) и трех
аспектов времени (прошлое, настоящее и будущее).
Ниже главного 12-лепесткового лотоса находится дополни-
тельный лотос с красными лепестками, которые окаймляют каль-
па тару, древо желаний.
Доминирующее чувство анахата чакры - осязание, орган
чувств - кожа, орган действия - руки. Маномайя коша контроли-
рует ум и эмоции при помощи праны вайю, воздуха, которым мы
дышим. Покровительствующая планета - духовная планета Ма-
халока, управляющая планетой Венера, которая воздействует на
человека. Анахата чакра включает в себя второй камень преткно-
вения на пути к духовному самосознанию: вишну грантхи, психи-
ческий узел, олицетворяющий зависимость от эмоциональных
влечений, когда эмоции и чувства берут верх над беспристраст-
ным духовным поиском. Однако чаще всего психический узел
вишну грантхи не омрачает, так как эмоции и чувства на уровне
анахаты скорее находятся в гармонии с духовным пробуждением,
чем противоречат ему.
Человек анахатной природы является источником вдохнове-
ния для других людей, которые в его присутствии обретают покой
и радость. Регулярная работа с четвертой чакрой формирует ми-
лосердие, любовь ко всему, постоянное ощущение связи со Все-
вышним и духовный подъем. Бхакти, или преданность Богу, -
компас поведения тех, кто работает с этой чакрой.
Судьба и свобода воли
Тантра разъясняет, что все наши помыслы и желания, по су-
ществу, могут полностью осуществиться на уровне анахата чак-
ры. Известно, что с точки зрения свободы различаются два спосо-
ба мышления: зависимый и независимый. До анахата чакры гос-
подствует преимущественно зависимый способ мышления (а зна-
чит, и образ действия). От анахаты и выше - независимый способ
мышления. 1аким образом, пока ваше сознание обусловлено ниж-
ними чакрами, вы зависите от того, что предписано вам, от вашей
судьбы. Это положение вещей называется прарабдха карма, то
есть, человек знает, что может в принципе избавить себя от гнета
предписаний, но не знает, как это сделать. Нижние чакры - сфера
господства тела, чувств и ума, определяющих судьбу человека. Но
уже манипура чакра является тем трамплином, который помога-
ет превозмочь веления судьбы посредством волевых усилий, спо-
собных направить энергию позитивным образом и осуществить
поставленную задачу. Такой уровень сознания можно сравнить с
выпущенной в открытый космос ракетой, которая преодолевает
силу притяжения Земли благодаря более могучей силе отталкива-
ния от Земли. Аналогично и сознание ускоряется в анахате до ско-
рости свободной воли, преодолевая притяжение самскар. По су-
ществу, человека можно назвать йогом, если он смог поднять кун-
далини до анахаты. Если же он этого еще не сделал, можно ска-
зать, что он лишь практикует йогу. Присутствие йогического соз-
нания в анахате свидетельствует о том, что йог зависит от своего
собственного сознания больше, чем от чего-либо внешнего или
имеющего отношение к формальной вере.