Наслаждение - не йогический путь




По существу, практика майтхуны является одним из самых

легких способов пробуждения кундалини и сушумны, потому

что уже включает в себя действие, столь привычное для всех. И

все-таки не все готовы следовать этим, казалось бы, легким пу-

тем, ибо майтхуна - не сексуальное наслаждение, хотя внешне

они похожи. Во взаимоотношениях между мужем и женой, нап-

ример, есть определенная зависимость и чувство собственности,

а в Тантре каждый партнер независим. Другая особенность тант-

рической садханы - развитие бесстрастия. Ум мужчины, напри-

мер, должен быть подобен уму 6рахмачарина, свободный от сек-

суальных мыслей и страстей, которые обычно возникают в при-

сутствии женщины. Оба партнера должны быть очищены как

внешне, так и внутренне от всякой скверны, прежде чем присту-

пят к майтхуне. Это требование Тантры весьма трудно понять

обычному человеку, который под сексуальным взаимодействием

привык видеть исход страсти, физических или эмоциональных

привязанностей или средством для продолжения рода. Чтобы ос-

вободиться от этих инстинктивных побуждений и встать на путь

вама марги, необходимо долгие годы следовать по пути дакшина

марги. Лишь после этой аскезы человек всем существом понима-

ет, что майтхуна предназначена самой природой не для физичес-

кого удовлетворения, а для возрождения сушумны, сквозь кото-

рую наконец-то сможет подняться кундалини, Шакти Шивы, к

своему возлюбленному супругу. Если же этого понимания нет,

поднимающаяся кундалини не встретит Того, к Кому так стреми-

лась и выйдет из-под контроля, разгневанная и разрушающая.

Этот путь нельзя использовать неосмотрительно как предлог для

потворства своим низменным страстям. Этот путь предназначен

для трезвых и серьезно мыслящих, кто относится к энергии как

средству достижения самадхи, высшего духовного пробуждения,

иначе эта энергия превратится в средство их гибели.

Часть II - ЧАКРЫ

Глава 1 - ПРЕДИСЛОВИЕ

Обсуждать проблему чакр не так уж просто. Современные

ученые и философы не обнаруживают их в физическом теле, а

тонкий мир не принимается всерьез анатомической наукой*.

Доктора часто спрашивают меня о природе чакр и недоумевают:

"Мы участвовали во многих операциях, но ни разу не видели

чакр. Где же они находятся?" В свое время я им отвечал так: "Я то-

же ни разу не находил радиоволны в транзисторе и не видел ни-

какого Би-Би-Си в нем". Такой ответ, разумеется, не мог их удов-

летворить, так как ученые ищут научные объяснения и потому

проводят все новые и новые исследования.

Так, например, знаменитый японский ученый, доктор Хиро-

ши Мотояма, изобрел чувствительные приборы, измеряющие

жизненную силу. Один из них улавливает деятельность нади и

связанных с ними органов, что позволяет успешно диагностиро-

вать в клиниках болезненные тенденции прежде, чем они начнут

явно проявляться; другой прибор, "чакровая машина", записыва-

ет импульсы, исходящие из спинномозговых психических цент-

ров, что дает возможность увидеть различие между практикую-

щими йогу (у них импульсы интенсивны) и теми, кто не практи-

кует ее (импульсы едва прослушиваются). Это исследование ясно

доказывает, что рост энергии находится в прямой пропорцио-

нальности с количеством времени, затраченного на йогу. Однако

более обоснованные научные объяснения еще впереди, хотя уже

сегодня широко известны различные интерпретации природы

чакр с точки зрения теософии, Розенкрейцеров, тантрических

текстов и т.д.

Восприятие чакры

Природа чакр, кундалини и ума представляет тончайшую

вибрацию различных уровней, и наше восприятие этой вибрации

может быть сугубо субъективно. Когда у людей открываются чак-

ры, они по-разному воспринимают этот феномен: одни акценти-

руют мистический аспект, другие - энергетический, третьи - их

функции, четвертые - психологические соображения, пятые -

физические признаки и т.д. По существу, все они говорят об од-

ном и том же, но с различных точек зрения. Если мы смотрим на

человека в бинокль, он представляется нам большим, если расс-

матриваем его невооруженным взглядом, он имеет обычную ве-

личину; если рассматривать его под рентгеновскими лучами, мы

видим лишь его скелет; а если его же рассматривать, используя

гастроскопию, - увидим только внутренность желудка. Человек

один и тот же - точки зрения различны. Точно так же там, где

мистик опишет чакры как духовные и символические образы, хи-

рург объяснит вам, что это - ветви нервных волокон, нервные

сплетения. Разнообразие в оценках зависит от различий в культу-

ре, образовании, личных представлений. Как правило, человеку

сложно передать словами то, что он чувствует1.

Должен признаться, что несмотря на все мое почтение к Тант-

ре, у меня тоже есть свое, субъективное, представление о чакрах и

потому, описывая чакры, я буду сочетать свои впечатления с тан-

трическими описаниями. Совершенно очевидно, что не имея

своего опыта представления чакр, трудно понять опыт чужой.

Тантра - это прежде всего практика, непосредственный опыт, а не

умствования, которые не ведут к действительному постижению.

Символика чакр

Чтобы легче ориентироваться в системах кундалини или кри-

йя йоги, следует ознакомиться с символикой чакр и понять, что

означают эти символы и световая гамма. Каждая чакра имеет

свой цвет, мантру, место, и символизирует определенное состоя-

ние человека. Если различные эзотерические культы и духовные

системы используют многообразные символы вместо чакр, Тант-

ра и йога используют в качестве символа цветки лотоса. Лотос -

особый цветок, который проходит те же стадии очищения, что и

человек: он вырастает из грязи, а человек - из невежества; лотос

взрослеет в воде, силясь достичь ее поверхности - человек также

пробуждается навстречу своим желаниям и стремлениям; лотос в

конце концов достигает контакта с солнечным светом и воздухом -

человек, накопив жизненный опыт, достигает просветления... Та-

ким образом, лотос символизирует развитие сознания человека

от низшего к высшему. Если кульминацией растущего лотоса яв-

1 Вспомните знаменитое изречение русского поэта Ф.И.Тютчева

"Мысль изреченная есть ложь" из стихотворения "Silentium" (Прим.. ред.).

ляется распустившийся прекрасный цветок, высшей фазой ду-

ховного развитии человека является пробуждение и расцвет ду-

ховного потенциала.

Каждая чакра представлена в виде лотоса с особым цветом и

числом лепестков:

Муладхара - 4-лепестковый лотос глубокого красного цвета.

Свадхистана - 6-лепестковый ярко-красный лотос.

Манипура - 10-лепестковый светло-желтый лотос.

Анахата - 12-лепестковый голубой лотос.

Вишуддха - 16-лепестковый фиолетовый лотос.

Аджна - 2-лепестковый серебристо-серый лотос.

Сахасрара - 1000-лепестковый многоцветный или красный лотос.

Каждая чакра сочетает шесть аспектов: 1) цвет, 2) число лепес-

тков, 3) янтра, или геометрическая фигура, 4) биджа мантры,

5) животный символ, 6) божественный символ. Животный

символ олицетворяет вашу предыдущую эволюцию, а божествен-

ный - высшее сознание. Описывая природу чакр, я ссылаюсь на

тот цвет, который открылся мне, однако ваша концентрация на ту

же чакру может выявить другой цвет и он будет для вас истин-

ным. Ваше видение так же реально, как и мое, но одно бесспорно:

по мере продвижения вверх по чакрам вы не можете не заметить,

как частоты цветов становятся более тонкой и интенсивной.

Чакра кшетрам

Некоторые психотехники кундалини йоги рекомендуют фоку-

сировать внимание как бы на спусковом крючке чакры в спинном

мозгу. Другие предлагают концентрировать внимание на чакра

кшетрам, расположенной как бы на фасаде чакры, как отражение

ее спускового крючка. Крийя йога также советует это. Фокусируя

внимание на чакра кшетрам, мы можем испытать ощущение, про-

низывающее все наше тело, до самой макушки головы.

Муладхара не имеет кшетрам, но остальные пять имеют двой-

ников прямо перед ними, на том же горизонтальном уровне: свад-

хистана кшетрам находится на уровне лобковой кости в передней

части тела, над гениталиями; манипура кшетрам - у пупка; анаха-

та кшетрам - у сердца; вишуддха кшетрам - на передней поверх-

ности горловой ямки, около щитовидной железы; аджна кшетрам -

центр межбровья, бхрумадхья.

Грантхи

Различают три грантхи (психических сплетения) или три по-

рога на пути движения кундалини: брахма грантхи, вишну грант-

хи и рудра грантхи.

Брахма грантхи функционирует в области муладхара чакры и

символизирует привязанность к физическим наслаждениям, ма-

териальным объектам, крайний эгоизм, невежество и апатию.

Вишну грантхи действует в области анахата чакры и указыва-

ет на эмоциональную привязанность к людям и собственным

психическим состояниям, а также на страсть, амбициозность и

напористость.

Рудра грантхи функционирует в области аджна чакры и свя-

зана с сиддхами и представлением о себе как о незаурядной

личности.

Для дальнейшего духовного прогресса необходимо нейтрали-

зовать чувство эгоизма и ощущение двойственности, проистека-

ющие из всех грантх.

Возможности чакр

Чакры являются контролирующими центрами и своеобраз-

ными психическими переключателями, но не только. Они способ-

ны трансформировать одну энергию в другую. Так, например,

тонкий поток астральной энергии йоги могут преобразовать в

энергию физическую. Известны случаи, когда йога зарывали в

землю на длительное время, и он сохранял свою жизнеспособ-

ность благодаря активизации вишуддха чакры, которая контро-

лирует голод и жажду. Эти возможности чакр в значительной сте-

пени расширяют возможности самого человека, который может

войти или выйти в различные сферы бытия, прочувствовать свое

существование в них и раздвинуть ограниченные рамки созна-

ния, обусловленного привычным бытием.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: