Крийя йога предлагает уникальный метод




Словосочетание "крийя йога" означает "йога практики или

действия". Если различные религиозные системы и мистические

доктрины настаивают на ментальном контроле, важнейшим

принципом крийя йоги является: "Об уме не беспокойся!" Если

вы не можете, к примеру, сосредоточиться, чтобы начать медита-

цию, вам вовсе не надо воевать со своим умом, а просто следует

продолжать занятия, которые приведут вас к концентрации. Это -

совершенно иной подход, чем тот, при котором духовный авто-

ритет требует от вас подчинить свои мысли, свой ум главной це-

ли. Когда вы постоянно слышите о том, что все горе - от ума, что

ум наш - враг наш, что ум - препятствие на пути к Богу, это вред-

ное и опасное заблуждение становится вашей "истиной". В дейст-

вительности ум - не препятствие, а мост, средство для перехода

от одного состояния к другому. Если мы разрушим этот мост, как

преграду на пути, как мы без него перейдем на другую сторону?

Как безумцы? Наши религии, этики и морали до сих пор не могут

избавиться от этой трагедии... Давно замечено, что люди, не иску-

шенные в вопросах религии и морали, очень просто преодолева-

ют ментальные проблемы. Эксперты крийя йоги - пророки и ри-

ши - предлагают: "Нет необходимости надзирать за умом. Прос-

то продолжайте свои крийи и позвольте уму делать, что он хочет.

Вскоре вы увидите, что ум не против вас, а за вас"1. Рассеянность

ума вовсе не является его обязательным недостатком, но может

быть следствием плохого пищеварения, гормональной неустой-

чивости, низкого притока энергии к нервной системе и т.д. Ни-

1 "Пусть человек возвышает себя с помощью ума, а не деградирует"

(Бхагавад-гита, 6.5).

когда не упрекайте свой ум за наше беспокойство и не внушайте

себе, что вы - несовершенны, греховны и наказуемы1, не копай-

тесь в так называемых "злых мыслях". Рассеянность и негативные

побуждения могут быть у каждого, даже у самых сострадатель-

ных, целомудренных и чистых. Постоянное одергивание ума и

оттаскивание его назад, опять и опять - не лучший способ для его

концентрации. Скорее, это - прямой путь в психлечебницу. Поду-

майте, по крайней мере, о том, кто сдерживает и кто возвращает

ум назад. Разве вы - две личности или два ума в одной личности?

Или, быть может, у вас один ум - плохой, потому что блуждает, а

второй - хороший, потому что одергивает плохой? У вас все-таки

один ум и вы не должны расщеплять его на два неполноценных -

диктатора и раба. В противном случае, они превратят вас в ши-

зофреника. В эти советы необходимо вникнуть и поразмыслить

над ними, чтобы внести корректив в тот стереотип мышления,

который действительно формирует общество господ и рабов. В

связи с этим важно понять, что ум - не психическое вещество и

не продукт мышления, а энергия. Гнев, страсть, вожделение, ам-

биции и т.д. - волны этой энергии. Если силу этой энергии подав-

лять, а не использовать, неизбежен взрыв. Сдерживание этой

энергии лишь увеличит ее разрушительные силы. Крийя йога на-

конец-то прояснила природу ума, предлагая не манипулировать

им, а нейтрализовывать его. Так, например, если ваше тело про-

тестует против какой-либо асаны - смените ее; если ваш ум воз-

ражает против закрытых глаз во время медитации - откройте их.

Помните, что гораздо важнее продолжать практику крийя йоги,

которая воздействует на глубинные процессы в теле, что в свою

очередь изменяет состояние вашего ума. Если ум воздействует на

тело, есть и обратная связь: тело воздействует на ум. Мы не долж-

ны относиться к крийя йоге как к средству для концентрации ума

и дальнейшей медитации. Прелесть этой йоги заключается в том,

что вы должны оставаться расслабленными и позволить уму дви-

гаться естественно и непроизвольно. Уму некуда деваться в этих

условиях и он вынужден стать сосредоточенным...

То, что подходит всем

Все мы разные. Одни более инертны (тамас), другие - более

возбуждены (раджас), а третьи пребывают в благости (саттва).

1 Такие призывы постоянно приходится слышать от доморощенных

"святых". Кое-кто из них даже с гордостью говорит о том, что каждое ут-

ро начинает с того, что постукивает споим башмаком по голове, приго-

варивая: "Что ты опять сегодня приготовил для меня, глупый ум?"

(Прим. ред.).

Однако эти качества очень редко встречаются в чистом виде. Ча-

ще всего они перемешаны в каждом из нас в разных дозах. Йога

различает пять ступеней читты (природы ума): ум инертный, рас-

точительный, колеблющийся, однонаправленный и контролируе-

мый. Если вы принадлежите к одной из первых трех категорий -

а большинство из нас принадлежат к ним, - после практики хат-

ха йоги вам следует заняться крийя йогой. Если же вы принадле-

жите к одной из последних двух категорий, после хатха йоги вы

тоже можете (если угодно) заняться крийя йогой, или следовать

по пути раджа йоги, или по другому пути, на котором вы можете

использовать свою сильную волю для лучшей концентрации. На-

ходясь на саттвическом уровне, вы можете непосредственно об-

щаться со своим умом при помощи ума, но если вы попытаетесь

сделать то же самое, находясь па тамасическом уровне, вы спро-

воцируете взрыв. У большинства из нас ум подобен колеблюще-

муся пламени свечи. Практика крийя йоги и предназначена как для

тех, кто неспособен к длительной концентрации и уравновешеннос-

ти, так и для тех, кто не может долго сидеть в одной позе. Но незави-

симо от того, чего у нас больше - тамаса, раджаса или саттвы, - зай-

митесь хатха йогой! Тамасическая личность нуждается в хатха йоге,

чтобы разбудить свое тело и ум; раджасическая - чтобы уравнове-

сить в этом теле и уме солнечную и лунную энергии; человек саттви-

ческого темперамента также нуждается в хатха йоге, чтобы пробу-

дить кундалини. Хатха йога годится для всех. И только тогда, когда

вы в течение двух и более лет практикуете асаны, пранаяму, мудры и

бандхи регулярно - вы готовы для замятий крийя йогой. Хатха йога -

трамплин.

О практике

Крийя йога насчитывает множество психотехник, но важнейши-

ми из них являются двадцать, которые делятся на две группы: 9 вы-

полняются с открытыми глазами и 11 - с закрытыми. Эти требова-

ния следует неукоснительно соблюдать. Практикуя первые девять,

вы можете мигать глазами, отдыхать,прерывать занятия на минуту,

по не закрывать глаз. На данной стадии это важно.

Первой практикой крийя йоги является випарита карани муд-

ра. Слово "випарита" означает "обратное", а "карани" - "действие".

Следовательно, випарита карани мудра - это метод обратного

действия. В Хатха Йога Прадипике и других тантрических текстах

есть одно удивительное место: "Луна источает нектар, а солнце

поглощает его, заставляя йога стареть и умирать. Подлинный йог

должен повернуть процесс вспять, то есть нектар, источаемый лу-

ной (бинду висарга) к солнцу (манипура чакра) необходимо раз-

вернуть к высшим центрам, и тогда этот нектар амриты будет

поглощаться не солнцем, а вашим очищающимся телом". Так ва-

ше тело, очищенное хатха йогой, пранаямой и чистой диетой,

впитывает в себя нектар, и вы наслаждаетесь возвышенным сос-

тоянием ума. Когда нектар впитывается высшими центрами моз-

га, а не солнцем, на вас нисходит благодать и умиротворение. Вы

все видите и слышите, но ваш ум словно и оцепенении, будто для

него исчезли пространство, время и вся вселенная. Что же прои-

зошло? - Вы изменили структуру тела, его энергетику, ваши сек-

реции подверглись физическим и химическим трансформациям,

даже ваш ум подвергся качественному преобразованию, пропи-

тавшись шанти, дхараной, дхьяной или самадхи. Это означает,

что ваш прежде неуправляемый ум наконец достиг высшего сос-

тояния. Нечто подобное происходит с человеком, когда он при-

нимает дозу сильного наркотика. У пего также изменяется хими-

ческий состав тела, замедляется работа сердца, ритм дыхания, би-

овибрации и он погружается в состояние прострации и покоя. Та-

кие эффективные методы, как випарита карани мудра, амрит пан,

кхечари мудра, мула бандха, маха мудра, маха бхеда мудра и др. воз-

действуют на нервную систему, благотворно гармонизируют прани-

ческий поток и уравновешивают количество и влияние положитель-

ных и отрицательных ионов. Но особенно важно, что эти методы

умиротворяют и успокаивают, не унижая и не оскорбляя ваш ум. И

все это происходит в результате невостребованных химических ре-

зервов вашего организма. Амрита - один из таких резервов и с помо-

щью практики кхечари мудра можно извлечь ее и активизировать.

Кхечари мудра

Эта простая, но очень важная техника используется довольно

широко в крийя йоге как искусство сворачивания языка назад и

размещений его против верхнего нёба. Со временем язык удлиня-

ется и его можно вставить в носовой проход, что стимулирует оп-

ределенные железы, связанные с черепным проходом и бинду ви-

сарга, и начинается истечение амриты, или нектара, вызывающее

особое духовное наслаждение. На это, однако, потребуется нес-

колько лет, но усилия стоят того... Вы медитируете, ваш ум уми-

ротворен и обездвижен и вы ощущаете полное небытие. Это -

шуньята. Если вы при этом практикуете мантру, у вас такое чувс-

тво, будто это кто-то другой практикует, а вы - лишь свидетель.

Это особое состояние дает вам возможность сознавать одновре-

менно и себя, и мир ума, и мир объектов, и мир внутренней ти-

шины, покоя, расслабленности. Мир суеты и волнений остался по

ту сторону, где вас нет. В этом суть крийя йоги.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: