Обитель бессознательного




Тантра определяет свадхистану как субстрат или основу субъ-

ективного бытия человека, мозг которого отражает особенности

этого бытия с его ментальными впечатлениями и самскарами. Все

наследство прошлых жизней, вся сфера инстинктивного, весь

спектр переживаний откладывается в глубинах бессознательного,

закодированного в этой чакре. В Тантре есть понятие "пашупати",

которое означает "хозяин чувств животного", так как "пашу" - это

животное, а "пати" - хозяин. Пашупати - одно из имен Шивы, а

также свадхистана чакры. Иными словами, Пашупати осуществ-

ляет полный контроль над свадхистаной и животными пристрас-

тиями человека в течение первой стадии его эволюции. Ошиба-

ются те, кто думает, что это бессознательное просто дремлет в

недрах свадхистаны. В действительности эта сила весьма активна

и коварна и ярко напоминает о своем динамичном существова-

нии всякий раз, когда кундалини пытается войти в свадхистану:

темные силы выползают из своих таинственных убежищ, словно

1 "Вишну" - охранительный аспект Бога - восседает на розовом ло-

тосе, а зеленый шарф обвивает его четыре руки, которыми он держит:

раковину - символ чистого, освобождающего от рабства и невежества,

звука; чакру - символ вечного времени и дхармы, устраняющих все пре-

пятствия на пути к гармонии; палицу - символ могущества и власти над

всем и всеми; лотос - символ чистоты и отрешенности.

Ракини - шакти Вишну - имеет две головы, символ расщепленной

энергии: в то время как усилия человека в этой чакре должны быть нап-

равлены на достижение гармонии между внутренним и внешним мира-

ми, его желания часто обращены к чувственной природе. У Ракини так-

же четыре руки, которые держат: стрелу из лука Кама-деви, бога любви -

символ чувств и эмоций; череп - символ романтика, несущего свою го-

лову в руках, так как эмоции управляют его поведением; дамару, малень-

кий барабанчик, символизирующий силу ритма; парашу (топорик) -

символ устранения препятствий. - Там же (Прим. ред.].

рождаясь вновь, и властно требуют признать их, как истинных хо-

зяев. Недаром в некоторых текстах свадхистану называют хира-

ньягарбхой, универсальной утробой, в которой все существует в

потенциальном состоянии. В Ригведе также говорится о том, что

"в начале Творения была Хираньягарбха, из которой проявились

все живые существа и все сущее, и Он покровительствовал всему".

В массовой бессознательной сфере все самскары (впечатления) и

кармы (деяния) существуют как бы в свернутом состоянии, но

этот свиток способен развертываться, обнажая свою бессозна-

тельную память. Допустим, что вчера вы пережили приятное или

неприятное впечатление. Сегодня оно ушло в сферу подсознания,

но уже завтра оно может воздействовать на ваше сознание и пов-

лиять на ваш поступок. Есть много затаенных карм, которые фор-

мируют наше поведение, но мы этого не осознаем. Тантра утвер-

ждает, что ничто не проходит бесследно: каждый случайный

взгляд или резкое слово, каждое восприятие и переживание слов-

но бы записываются на невидимую магнитофонную ленту и по-

полняют общий запас нашего бессознательного архива, - этот се-

рьезный порог на пути кундалини, пытающейся проскользнуть

вверх, но тщетно - баррикада из наших пристрастий, предрассуд-

ков, невежества и пр. отбрасывает освобождающую нас змеиную

силу вниз, к состоянию бездействия... К сожалению, этот бесфор-

менный балласт сопротивления невозможно проанализировать и

устранить рациональным образом. Потому-то он и представляет

весьма грозную силу. Но с чем можно сравнить этот балласт?

Представьте себе, что вы положили различные предметы в огром-

ный бак для сбора воды. Если вы придете через пять лет и посмот-

рите на содержимое в баке, то не обнаружите в нем тех форм, ко-

торые оставили, хотя материальная их основа там присутствует.

Неопытный садхак очень нуждается в опытном руководителе, ко-

торый может его успокоить во время бурного пробуждения свад-

хистана чакры и помочь кундалини проскочить ее без особых

проблем.

Свадхистана и чистилище

Как уже говорилось выше, проникающая в свадхистану кунда-

лини вытесняет из нее весь шлак негативных впечатлений и след-

ствий наших деяний, которые отравляют ум практикующего пес-

трым калейдоскопом чувств и ощущений. Здесь могут быть и

гнев, и страх, и сексуальные побуждения, и вялость, и сонливость.

Эту стадию эволюции называют чистилищем, и если вы читали

описания жизни святых, вы вспомните, какие искушения им при-

ходилось порой испытывать. Так, например, Господь Будда, сидя

под деревом боддхи и ожидая просветления, почувствовал, как его

искушает демоническая сила Мара, которая в Библии называется

Сатаной. И Мара, и Сатана искушали великих святых, но силы эти

находятся не снаружи, а внутри человека и могут быть обнаруже-

ны в сокровенных глубинах нашего "я". Буддистская традиция

изображает Мару в форме большого змея с ужасными зубами и

отвратительным обликом или в образах прекрасных обнаженных

женщин, в томлении искушающих неумолимого аскета. Все эти

символы, несомненно, вымышлены, но они выражают реальную

силу. Лишь самые бесстрашные и волевые могут одолеть ее. Все

великие люди, и особенно святые, неизбежно прошли сквозь по-

добные испытания. Казалось, непреодолимые преграды вставали

на их пути, когда они пытались пересечь опасную "заминирован-

ную" зону свадхистаны. Однако, заручившись благосклонностью

наставника, имея несокрушимую силу воли, искренние духовные

устремления, четко намеченную цель и ясное понимание, какими

средствами ее достичь, они преодолели очищающий барьер и ос-

вободили себя, чтобы затем освобождать других от духовной

смерти. Но если человека гложет даже малейшее сомнение, его

кундалини будет возвращаться в муладхару вновь и вновь. Вот

почему на первых стадиях садханы так необходима высшая фор-

ма вайрагьи (беспристрастие). Речь идет не об интеллектуальной

вайрагье, а о переоценке всех так называемых ценностей жизни,

среди которых стремление к наслаждению - камень преткновения

для многих. Где же предел этим наслаждениям? Возможно ли ког-

да-нибудь удовлетворить их окончательно? Когда вам исполнится

80 или 90 лет и ваше дряхлое тело не сможет больше наслаждать-

ся, то и тогда ваш ум все еще будет задерживаться на объектах

наслаждения. Тело уже не может, а ум еще сохраняет вкус... Если

садхак действительно осознал, что желания утолить невозможно

не только в течение одной жизни, но и в бесконечной череде их, он

сможет беспрепятственно продвинуть кундалини сквозь свадхис-

тану и выше. Без этого осознания свадхистана для него - желез-

ный занавес. Переход через границу свадхистаны требует особой

визы.

Сексуальный кризис

Однажды я прочел книгу хорошо известного свами, у которо-

го все время были проблемы со свадхистаной. Он писал: "Я сидел

всю ночь и ничего, кроме сексуальных мыслей, не шло мне на ум.

Я мечтал об обнаженных женщинах, и мое тело бросало то в хо-

лод, то в жар, пока наконец мною не овладели головная боль и сер-

дечная слабость. Пока длился мой кризис, передо мной то появля-

лось, то исчезало лицо моего гуру, который помогал мне сохра-

нять самообладание. Но противоборство с умом продолжалось до

утра. Вечером, однако, все началось сначала. Так продолжалось

много дней до тех нор, пока однажды ночью ко мне пришла Пар-

вати, шакти Господа Шивы, Божественная Мать. И хотя я знал, что

это - Парвати, сквозь ее прозрачные одежды я видел только бо-

жественное тело. Я пылал от вожделения... Не Божественную

Мать видел я... И вдруг' передо мной опять появилось лицо моего

гуру, что мгновенно отрезвило меня и заставило обратиться к

Парвати с мольбой: "О Мать, не искушай меня своей обольсти-

тельной силой. Я слишком слаб, чтобы ей противостоять. Я знаю,

что Ты даруешь свободу, но можешь и поработить. Ты способна

отбросить меня в трясину рождений и смертей, но Ты же можешь

и вытащить меня из этого болота невежества..." Когда я молился,

слезы струились по моему лицу и я почувствовал озноб во всем

теле. Почти теряя сознание, я понял, что кундалини благополучно

прошла сквозь свадхистану и направилась к манипуре".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: