Педагогические коллективы большинства детских лагерей не являются постоянными профессиональными сообществами, а формируются из числа студентов высших и средних специальных учебных заведений.
При этом отношения между администрацией лагеря и руководством образовательных учреждений регулируются договором, который, в частности, определяет требования и критерии оценки педагогической практики студентов.
Желательной и максимально приближенной к идеальной, на наш взгляд, является ситуация, когда оценка труда вожатого складывается из:
- самооценки
- оценки напарника
- оценки куратора или руководителя педпрактики
- оценки методиста лагеря
- заключительной оценки администрации.
При написании итоговой характеристики иногда трудно учесть все деловые и профессиональные качества практиканта. Предлагая образец такой характеристики, мы хотели облегчить эту задачу педагогам различных лагерей.
Характеристика ФИО, год рождения, студента курса, учебного заведения
1. Общие сведения о прохождении педагогом практики:
- продолжительность (сколько партий, в каком месяце);
- база прохождения практики (лагерь, его специфика);
- возраст детей, с которыми работал вожатый, отряды;
- специфика смены (тематическая, учебная, санаторная);
- имевшиеся задачи деканата, факультета, отделения.
2. Сведения об отношении к детям и эффективность педагогической деятельности:
- авторитетность, требовательность, принципиальность;
- умение быстро находить общий язык, контактность;
- знание психологических и половозрастных особенностей возраста;
- оперативность решения возникающих педагогических ситуаций.
3. Коммуникативные навыки:
- эмоциональность, живость в общении;
- доброжелательность, ориентированность на успех;
- решение конфликтных ситуаций;
- взаимодействие с напарниками, с коллегами, с обслуживающим персоналом, с руководителями программ.
4. Организационно-педагогические способности:
- соблюдение режимных моментов;
- умение организовать отряд;
- работа с отрядом, с группой, индивидуально;
- участие в творческих группах и делах;
- самостоятельное проведение дел (в том числе зачетных мероприятий с присутствием методистов и руководителей лагеря);
- инициативность, творчество, талант.
5. Работа с органами детского самоуправления:
- обучение детей самостоятельности и ответственности;.
- требовательность и оказание помощи;
- чередование поручений среди детей.
6. Профессионально-значимые качества:
- эрудированность;
- восприимчивость к критике;
- умение планировать и анализировать деятельность;
- работа с документацией;
- прикладные навыки (владение музыкальными инструментами, пение, хореография, спорт и другое).
7. Личные качества:
- внимательность к детям и окружающим;
- оптимизм;
- работоспособность;
- умение выделять приоритеты в работе;
- участие в досуговой программе взрослых.
8. Методический рост:
- заполнение дневника наблюдений;
- описание отдельных мероприятий;
- посещение методических занятий;
- работа над собственной методической темой.
9. Выполнение административных требований:
- посещение планерок и совещаний;
- отсутствие опозданий и прогулов;
- отношение к работе в целом;
- отсутствие замечаний со стороны руководства.
10. Особые характеристики:
- участие в сюжетно-ролевой игре;
- работа на уровне нескольких отрядов;
- отзывы детей;
- рекомендации на перспективу (пожелания в том или ином виде деятельности).
Общая оценка за педагогическую практику:
Начальник лагеря
Заместитель начальника по методической работе
Воспитатель
Дата/Печать
Система вечерних "огоньков" в условиях лагеря
Вечер в лагере... Закончен очередной, очень не простой,
насыщенный событиями и переживаниями день. Какие открытия он
подарил вам? Какие трудности помог преодолеть? "Начни день с
улыбки и закончи его миром", - говорили древние. Миром с самим
собой, с окружающими людьми. Как должен закончиться этот и
многие следующие дни в лагере?,,.....
Программой смены обычно предусматривается ежедневное подведение итогов как способ осуществления текущего анализа деятельности с одной стороны и как средство обучения аналитической деятельности для детей и педагогов - с другой. При этом формы, стилистику и регламент работы в конце дня каждый коллектив выбирает самостоятельно в зависимости от сложившихся традиций и уровня профессионального мастерства вожатых.
У кого-то принято построение с награждением лучших ребят и спуском флага лагеря, кто-то организует вечерние круги дружбы, кто-то проводит психологические исследования (цветопись, дневники достижений, самооценка и т.д.), но самым популярным и распространенным остается проведение вечерних "огоньков".
У костра, у камина, у огня свечи, на берегу реки, озера или моря, рядом с палаткой или комфортабельным корпусом собираются ребята и вожатые, чтобы обсудить прожитый день, поспорить, поговорить о сокровенном, попросить помощи и поддержки товарищей...
Здесь звучат самые важные, самые нужные, хоть порой и не очень приятные слова. Здесь поют самые любимые песни. Эти мгновения запоминают надолго и берегут в душе иногда целую жизнь.
Тайна "огоньков" непостижима!
Быть может, с нами разговаривают наши далекие предки, сидевшие когда-то у огня? А может, чуть ближе становятся звезды, переплетаясь с восходящими искрами костра. В кругу становится легче и проще, каждый чувствует себя увереннее, если рядом локоть друга, а напротив - глаза вожатого...
Психологи считают "огонек" одной из самых сложных форм тренинга (коммуникативности, личностного роста, коррекции межличностных отношений и т.д.), Для педагога - это тонкий, высокой точности инструмент регулирования внутригрупповых и индивидуальных процессов развития.
Попробуем выстроить систему "огоньков" в течение смены с учетом педагогических задач, возможных результатов и вариативности форм проведения. 36
Итак... Добрый вечер!
День! Педагогические задачи (смысл действий вожатого)
Знакомство. Снижение уровня тревожности. Определение перспектив.