Предполагаемые результаты (значимость для ребенка)




Снятие эмоционального напряжения. Уточнение информации о

лагере.

Формы проведения

"Расскажи мне о себе (говорящий талисман)".

День 2 Педагогические задачи (смысл действий вожатого)

Закрепление положительных впечатлений о лагере, об отряде. Предполагаемые результаты (значимость для ребенка)

Обретение комфортной психологической ниши. Защищенность.

Формы проведения

"Давайте говорить друг другу комплименты..."

День 3 Педагогические задачи (смысл действий вожатого)

Демонстрация значимости каждого. Коррекция самооценки. Предполагаемые результаты (значимость для ребенка)

Изменение самоощущения. Поиск собственной позиции. Формы проведения

"Что в имени тебе моем..."

День 4 Педагогические задачи (смысл действий вожатого)

Диагностика включения совместную творческую деятельность. Предполагаемые результаты (значимость для ребенка) Определение возможностей для самореализации. Выбор. Формы проведения "Кто во что горазд?", "Мастер-игро-класс"

День 5 Педагогические задачи (смысл действий вожатого)

Обучение структурированию собственного времени. Предполагаемые результаты (значимость для ребенка)

Восстановление логики дня и свое участие в том или ином деле.

Формы проведения

"От зари до зари...", "Час за часом..."


День 6 Педагогические задачи (смысл действий вожатого)

Обучение выявлению приоритетов в деятельности. Предполагаемые результаты (значимость дляребенка)

Определение самых значимых событий дня. Хронометраж. Формы проведения

"Черно-белый и цветной кадр дня"

День 7 Педагогические задачи (смысл действий вожатого)

Регулирование эмоционального состояния детей. Предполагаемые результаты (значимость дляребенка)

Позитивное отношение к происходящему. Ценность реальности.

Формы проведения

Портрет (взаимохарактеристика)".

День 8 Педагогические задачи (смысл действий вожатого)

Изменение отношения к окружающим. Развитие контактности. Предполагаемые результаты (значимость дляребенка)

Открытие людей в новом качестве. Удивление. Сопереживание. Формы проведения

"У нас в гостях..." ("Человек дня...").

День 9 Педагогические задачи (смысл действий вожатого)

Социометрия устная или письменная. Изменение отношений. Предполагаемые результаты (значимость дляребенка) Преодоление межличностных противоречий. Формы проведения

"Я хочу тебе сказать...", "Я хочу задать вопрос..."

День 10 Педагогические задачи (смысл действий вожатого)

Формирование отношения к критике. Снятие конфликтов. Предполагаемые результаты (значимость дляребенка)

Взгляд на себя со стороны. Изменение позиции. Формы проведения

"Если бы я был вожатым..." (методика незаконченного предложения).


День 11 Педагогические задачи (смысл действий вожатого)

Оказание индивидуального внимания. Изучение внутреннего мира и

состояния.

Предполагаемые результаты (значимость дляребенка)

Реализация потребностей в романтики, мечтательности.

Формы проведения

"Звездопад", "Исполнение желаний".

День 12 Педагогические задачи (смысл действий вожатого)

Корректировка психологического климата. Предупреждение спада

настроения.

Предполагаемые результаты (значимость дляребенка)

Воспоминания о близких. Настрой на окончание смены.

Формы проведения

"Домашний очаг", "Семейный альбом".

День 13 Педагогические задачи (смысл действий вожатого)

Формирование положительного отношения к прошедшим событиям. Предполагаемые результаты (значимость дляребенка) Восстановление логики смены. Настрой на последействие. Формы проведения "Фотография на память", "Напиши мне письмо".

День 14 Педагогические задачи (смысл действий вожатого)

Подведение итогов конкурсов. Награждение лучших. Предполагаемые результаты (значимость дляребенка)

Поощрение. Стимулирование. Ориентация на успех. Формы проведения

"Волшебный клубок", "Нити дружбы".

День 15 Педагогические задачи (смысл действий вожатого)

Коррекция эмоционального состояния. Предполагаемые результаты (значимость дляребенка)

Прощание детей друг с другом. Обмен адресами. Формы проведения "Расскажи мне обо мне".


 

 

 


Педагогическое обеспечение деятельности детских

Органов самоуправления в условиях детского

Оздоровительного лагеря

Обратившись к материалам многочисленных педагогических дискуссий и специальных исследований по вопросы самоуправления детей во временном детском объединении, мы выбрали рабочее определение, отвечающее задачам реализации тематической программы в условиях летнего лагеря:

самоуправление - процесс обеспечения
жизнедеятельности лагеря, при котором дети и взрослые активно
включаются в планирование основных дел, несут ответственность за
принятие решения, совместно анализируют и преодолевают

ТРУДНОСТИ. •

При этом мы сознательно избегаем термина «coyправление», поскольку считаем его надуманным, не соответствующим реальным взаимоотношениям взрослого и детского коллективов, обслуживающим некоторые педагогические мифы.

К числу таких мифов относятся, например, два полярных убеждения, воспроизводимых в различных педагогических командах:

1. Программа деятельности лагеря должна быть заранее готова, ежедневные планы полностью согласованы и утверждены. Задача педагогов заключается лишь в том, чтобы «корректно» («тактично», «ненавязчиво», «завуалированно») убедить детей в том, что план разработан ими самостоятельно.

2. Планировать можно лишь совместно с детьми, непосредственно после их заезда в лагерь, с учетом интересов, предложений, запросов самих ребят на основе их опыта и потребностей. Задачей педагогов становится умелая организация процесса планирования.

В первом случае мы имеем дело с гарантированной, проверенной, но жесткой системой руководства на фоне декларируемой самостоятельности. Такой подход малоэффективен,


поскольку основан на манипулировании, является недостаточно гибким и в принципе исключает самоуправление в лагере.

Во втором случае высока степень необоснованного риска нереализуемости программы в делом. Начало работы «с чистого листа» практические не имеет шансов на успех, поскольку дети не имеют достаточного социального и организационного опыта и зачастую не в состоянии прогнозировать ближайшие перспективы собственной деятельности. В данном варианте также не приходится вести речь о самоуправлении, так как деятельность лагеря представляется неструктурированной и, следовательно, неуправляемой.

Следует оговорить редкие случаи, когда проектирование деятельности является собственно педагогической задачей. Такой подход возможен, например, в лагерях старшеклассников, в лидерских и образовательных проектах, но подобные примеры являются скорее исключением, чем постоянной практикой и требуют специальной подготовки педагогов.

Опытные руководители детских лагерей и педагоги согласятся, что ни одна из этих моделей не является продуктивной. Выбор стратегии деятельности педколлектива в немалой степени зависит от того, насколько вожатыми, воспитателями, руководителями тематических направлений понимается (принимается, допускается и организуется) самостоятельная деятельность детей по обеспечению творческих, познавательных, развивающих процессов в лагере.

При проектировании деятельности органов самоуправления, мы разграничили следующие понятия:

> Формы самоуправления - способы организации деятельности детей, при которых максимально проявляется их самостоятельность в управлении делами лагеря. Таковыми могут быть:

- перспективное планирование или постоянное устойчивое представление о том, что ожидает каждого ребенка, отдельный отряд, весь лагерь в течение смены;

- текущее планирование или постоянное информирование о предстоящих событиях ближайших дней;


 

 

 


- оперативное планирование или доступность и достоверность информации о том, что, где и для кого происходит в каждый момент времени в лагере;

- оценка, анализ и конструктивная критика происходящих событий, поступков сверстников и взрослых с обязательным предложением мер по преодолению недостатков;

- организация дежурства (по территории лагеря, по столовой) и самообслуживающего труда с системой оценки качества;

- включение в подготовку творческих дел на разных этапах (разработка, реализация, подведение итогов) и в различной роли (зритель, участник, ведущий, организатор, автор-разработчик);

- непосредственное включение,, в педагогическую деятельность (оказание помощи при подготовке дел в младших отрядах, помощь вожатым и воспитателям в организации режимных моментов);

- работа внутрилагерных средств массовой информации (выпуск газеты, радиопередач, работа по созданию видео- и слайдфильмов, подготовка рекламных проспектов, ведение летописи смены);,

- представительство в других лагерях (обмен делегациями, совместные дела, взаимное информирование о программах лагеря).

Таким образом, формы самоуправления - это пространство реального проявления детьми собственных способностей, включение их в управление ходом смены.

> Органы самоуправления - специально организуемые временные детские объединения, через которые целенаправленно реализуются интересы детей, осуществляется обратная связь между детским и взрослым коллективом и обмен информацией об уровне удовлетворенности ходом смены (ходом реализации той или иной программы).

При этом формы органов самоуправления могут быть как функциональными (советы командиров, физоргов, затейников; штабы,, представительства, лидер-группы и т. д.), так и игровыми (правительства, парламенты, палаты, гильдии и т. д.) в зависимости от потребности программы и требований игрового моделирования (в случае организации долгосрочной сюжетно-ролевой игры)!

Время работы органов самоуправления также выбирается в зависимости от педагогической ситуации: они могут быть постоянными (определенными на весь период смены), сменяемыми (период деятельности выбирается по согласованию с детьми и может длиться от 3 до 10 дней) и временными (практика оправдывает даже ежедневную сменяемость органов самоуправления).


Способы определения членов органов самоуправления варьируются в зависимости от уровня профессионального мастерства педагогов. Это могут быть:

- выборы по желанию;

- выборы по определенным критериям;

- выборы по рекомендации;

- выборы на конкурсной основе;

- выборы как способ чередования поручений.

В любом случае принципы мотивации, варианты педагогической инструментовки должны избираться корректно, не подавляя, а расширяя лидерский потенциал ребенка.

> Содержание деятельности детских органов самоуправления - специально организуемое педагогами деятельностное пространство, которое обеспечивает:

а) активное включение детей в управление ходом смены;

б) совершенствование коммуникативных, организаторских качеств ребенка;

в) обучение специальным навыкам управления сверстниками.

Если органы самоуправления избраны, их деятельность должна быть наполнена неформальным содержанием, определенным образом спланирована и скоординирована с общим ходом педагогического процесса.

Как правило, избранные представители (лидеры) из отрядов, объединяются в разновозрастную группу, которую возглавляет взрослый представитель педагогического коллектива. Именно в его обязанность входит разъяснение ребятам, чем они должны заниматься в отрядах, как будет действовать данный орган самоуправления (место и время сбора, знаки отличия, планируемые дела и конкурсы). Совершенно необходима дополнительная эмоциональная окраска деятельности органов самоуправления (свои атрибуты, ритуалы, разучивание песен, система поощрения).

В настоящем сборнике мы предлагаем одну из возможных структур системы деятельности детских органов самоуправления (см. схему).

<• 43





Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: