Программа деятельности «Земля - Радуга»
(программа разработана авторским коллективом в течение февраля-марта 2001 года)
"Мир очень велик, но места для детей
В нем не было уделено.
Всеми пятью частями света
Владели взрослые...
Взрослые забыли, наверно, свои детские игры и книжки, которыми они зачитывались,
когда были маленькими..." Л. Кассиль
Проблематика деятельности
Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье - один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законах Российской Федерации, Удмуртской Республики «Об образовании».
Гражданственность - фундаментальное качество личности, заключающееся в осознании долга перед обществом и претворении его в жизнь. Воспитание гражданственности - процесс, на который социальный заказ существовал, и будет существовать до тех пор, пока существует государство, независимо от его политической
ориентации,
К сожалению, после почти десятилетнего ориентирования всей образовательной системы нашего государства только на обучающие цели, форм гражданского, патриотического воспитания осталось не так много. Большинство из них перестали быть эффективными в силу своей излишней идеологизированности, часть просто не подтвердила своей результативности, и лишь некоторые оказались жизнеспособными даже в ситуации практического отказа от их
осуществления.
а
«Воспитание - целенаправленное управление процессом развития личности. Способность к развитию - важнейшее свойство личности человека, принципиально незавершимое, имеющее свои особенности на каждом этапе жизненного цикла. Воспитание является частью социализации и осуществляется через образование и организацию жизнедеятельности воспитанников» («Концепция воспитания в образовательных учреждениях Удмуртской Республики»).
Каникулярный отдых в воспитательном процессе - явление принципиально важное. Его эффективность обусловлена разнообразием возможностей форм воспитательной и образовательной деятельности, интенсивностью общения детей и взрослых в этот период. Коллектив лагеря обозначает следующие функции временного детского объединения:
воспитательная (единство социализации,
индивидуализации, самореализации и защиты);
оздоровительная (восстановление и накопление физических, интеллектуальных, эмоциональных и психических сил); образовательная (развитие ребенка в деятельности и свободе выбора форм активности).
Актуальной на сегодня целью воспитания является -становление нравственной, гражданственной, культурной личности, способной свободно действовать в социальном пространстве прав и обязанностей.
Исходя из данного определения, педагогический, коллектив лагеря «Дзержинец» формирует цель и задачи собственной деятельности.
Цель, задачи, принципы деятельности
Цель: Воспитание гражданственности личности через формирование отношения молодого человека к самому себе, окружающему миру, другим людям.
Под «гражданственностью» мы понимаем развитие целого комплекса качеств и свойств личности: нравственность, культура, интеллект, умение использовать знания в практической деятельности, способность проявлять социальную инициативу.
Задачи деятельности:
- реализация механизмов мотивации ребенка к собственному развитию, самоактуализации, участию в совместной деятельности, проявлению социальной инициативы;
- развитие познавательных, творческих способностей личности, детской одаренности;
- адаптация детей к жизни в современном обществе, развитие коммуникативных способностей ребенка, умения работать
в коллективе;
- развитие индивидуальной, личной культуры, приобщение к
здоровому образу жизни;
- профилактика асоциального поведения детей и подростков.
Кроме того, деятельность, предлагаемая в лагере, должна компенсировать имеющиеся в учебном процессе школы определенное отставание в обеспечении.проявления возрастных потребностей в активных формах познавательной деятельности (коллективные, игровые), в самостоятельных и достаточно сложных видах (поиск, наблюдение, конструирование, моделирование).
Основным методом достижения педагогических целей является КОММУНИКАТИВНАЯ МОДЕЛЬ организационной деятельности детей и взрослых - ориентация на развитие коммуникативных способностей ребенка, использование общения, отношений в качестве ведущего фактора воспитания.
ИГРОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ является ведущим приемом, оформляющим взаимодействие участников совместной деятельности в лагере.