Пространства жизнедеятельности участников программы «Земля - Радуга»




Отряд

организация жизнедеятельности детей отрядные дела, огоньки, режимные моменты: временные детские объединения по возрасту ежедневно по плану работы отряда все дети, проживающие в отряде воспитатели, вожатые, хранители

Форма: кружок

Цель: дополнительное образование, развитие ЗУН

Содержание: индивидуальная работа с желающими

Единица организации: мастерские по профилю

Режим работы: ежедневно в рамках режима дня

Участники: все желающие, независимо от возраста

Руководители: руководители кружков

Форма: мастерская

Цель: творческое развитие личности, способностей

Содержание: групповая работа с отрядами, группами

Единица организации: отряды, творческие группы

Режим работы: ежедневно по отдельному расписанию

Участники: все желающие; критерий - способности

Руководители: мастера

Форма: Цель: Содержание: Единица организации. Резким работы: Участники: Руководители:

Клуб

организация РВО по интересам деятельность разновозрастного отряда «армия», клубы по интересам, библиотека ежедневно по своей программе на основе отбора, независимо от возраста руководители клубов


Совет дела

подготовка и проведение общих дел подготовка открытия, закрытия и др. дел ВДО для организации конкретного дела в свободном режиме, по своему плану дети и взрослые, обладающие навыками руководители советов дела

Инициативная группа (ОСУ)

развитие системы детского самоуправления выбор и чередование поручений временные детские объединения, группы по договоренности, с учетом плана все желающие, система выбора в отрядах руководители направлений

Педагогический центр

координация реализации программы согласование представлений участников объединение руководителей направлений ежедневно в определенное время руководители направлений, программ координатор (зам. по методической работе)


 

Форма: секция

Цель: спортивно-оздоровительная работа

Содержание: ориентация на физическое развитие

Единица организации: временное детское объединение

Резким работы: в рамках плана смены и своего расписания

Участники: все желающие, на основе отбора

Руководители: руководители физической культуры


Содержание деятельности педагогов-организаторов в условиях детского оздоровительного лагеря

В профессиональной педагогической среде определение специфики деятельности детских учреждений отдыха окончательно не сложилось. Однако, понимание того, что лагерь (независимо от типа учреждения, формы собственности, периода действия и особенностей реализуемых программ) является самостоятельной нишей общего образовательного пространства, ни у кого сомнения не вызывает.

Опыт функционирования различных детских
оздоровительных лагерей позволяет выделить ряд объективных
факторов определяющих особенностей подготовки и деятельности
педагогов (вожатых, воспитателей, руководителей тематических
программ) в течение смены.

Условно мы разделили указанные факторы на 2 группы по следующим основаниям:

• 1 группа - факторы, обуславливающие естественные процессы развития личности ребенка.

• 2 группа - факторы, обуславливающие эффективность специально организуемой педагогической деятельности, обеспечивающей ситуацию успеха для каждого ребенка.

Первая группа факторов включает:

1. Позиционное определение ребенка.

2. Вариативность возможностей для самореализации.

3. Учет воздействия природно-климатических условий региона на здоровье детей.

4. Особенности деятельности временного детского коллектива.

5. Стилистика взаимоотношений детского и взрослого коллективов.

Остановимся на каждом из факторов подробнее. 1 • Позиционное определение детей, как правило, соответствует их внутренним ожиданиям и настрою на включение в деятельность в течение смены. Можно назвать несколько позиций, с которыми приходится работать педагогам: отдых; самореализация;


стремление к включению в различные виды деятельности;

изменение привычного круга общения;

приобретение новых друзей;

оздоровление, закаливание;

получение конкретных знаний, умений, навыков.

Вожатым и воспитателям важно своевременно (лучше в первые дни смены) и максимально точно диагностировать внутреннее состояние детей. Это поможет скорректировать планы работы с временным детским объединением и предупредить возможные конфликты. Немаловажным является тот факт, что в каникулярное время дети и подростки более раскрепощены при определении своей внутренней позиции. Так, результаты специальных опросов показывают, что в течение учебного года подавляющее большинство (до 93%) школьников определяются относительно учебной деятельности, тогда как в каникулы спектр ожиданий и оценки возможностей при выборе направлений деятельности значительно расширяется.

Педагогам в лагере важно увидеть, оценить и поддержать эту внутреннюю готовность детей, закрепить уверенность каждого в реальности собственных намерений и создать условия для максимального удовлетворения заявленной позиции.

Возможно ли изменение позиций ребенка, например при его внутренней установке на пассивный отдых, или настойчивое противостояние предлагаемым формам деятельности? Конечно! Но используемые при этом способы мотивации, приемы и методы воздействия должны быть достаточно тонкими. В каждом конкретном случае педагог выбирает собственную композицию средств, применяет только ему свойственные технологии для достижения желаемого эффекта. Чаще всего это не прямое требование, а скорее опосредованное убеждение с демонстрацией привлекательности совместных видов деятельности и последовательное включение детей в самостоятельную творческую работу.

2. Вариативность возможностей для самореализации.

Часто в течение смены детям предоставляется достаточно широкий выбор для приложения собственных сил, проявления способностей, удовлетворения творческих интересов и потребностей.

Однако, предлагая набор таких возможностей, педагоги упускают из виду некоторые психологические трудности, которые порой являются причиной отказа детей от включения в деятельность:


а) неумение выбирать в сочетании со сложностью определения приоритета в той или иной ситуации;

б) недостаточная информированность об эффективности и необходимости того или иного направления деятельности.

Выход может быть найден, если педагоги достаточно точно обозначают для детей перспективы деятельности временного детского объединения в целом (в виде плана-сетки, маршрутной ленты движения во времени, индивидуальных дневников с обязательным перспективным планированием, достаточно ярко и наглядно подаваемой информации о творческих делах и деятельностных пространствах лагеря).

Кроме перспективных линий деятельности для детей должны быть очевидны текущие планы и конкретные задачи в каждый момент времени. Это достигается за счет постоянного информирования детей в течение дня, напоминаний, подсказок, четкой формулировки заданий для каждого ребенка.

Значимым при этом является понимание вожатыми и руководителями тематических программ механизма выбора детьми того или иного вида деятельности:

1. Выбор деятельности по подобию (мне это уже известно, я всегда этим занимаюсь, уже многое умею и хотел бы совершенствовать свои навыки).

2. Выбор деятельности по контрасту (хочу попробовать что-то иное, хочу сменить свои традиционные занятия, этот мастер мне интересен).

3. Выбор уникальной деятельности (в случае, когда в лагере организованы пространства, ранее детям не известные, или не доступные: психологические тренинга, компьютерный центр, школа лидерства, школа верховой езды и другие).

3. Учет воздействия природно-климатических условий региона на здоровья детей.

Поведение и эмоциональное состояние детей находятся в прямой зависимости от их физического здоровья и ощущения психологического комфорта. Поэтому при планировании лагерной смены следует учитывать особенности адаптационных процессов. Обеспечение физиологического здоровья, не являясь основной целью детского лагеря, тем не менее, должно предусматриваться в содержании педагогических программ.

Педагоги, помимо объективной информации о здоровье и физиологических особенностях заехавших детей, должны иметь в распоряжении результаты постоянных медицинских наблюдений и обследований. Учет таких данных гарантирует предупреждение


утомляемости детей, обострения хронических заболеваний и травматизма.

Охрана жизни и здоровья детей при проведении дел различной направленности (спортивные соревнования, походы, поездки, экскурсии, купание, закаливание) регулируется специальным пакетом инструктивных документов, однако, непосредственно перед проведением того или иного дела желательно специальное обсуждение отдельных деталей. Как-то:

форма одежды, обувь, головные уборы; специальное оснащение; оборудование места проведения;

варианты эвакуации и доставки (в случае выезда из лагеря);

присутствие сопровождающих специалистов,
инструкторов, врачей.

Опыт организации смен в загородных лагерях диктует наличие нескольких вариантов организации смены - при благоприятной метеорологической обстановке и в случае непогоды. Подготовка педагогического состава должна предусматривать вариативность проведения дел и обучение приемам создания эмоционального настроя в любой ситуации.

Довольно редким приемом работы педколлективов становится использование естественных декораций (лес, река, берег моря, открытые поляны). Предпочтение отдается организации дел в помещениях с техническим оснащением. Хотя, пребывание детей на свежем воздухе видится более продуктивным и целесообразным.

4. Особенности деятельности временного детского объединения.

В зависимости от сложившихся традиций деятельности временные детские объединения (ВДО) в лагерях создаются по нескольким моделям:

группы по возрастам (отряды); разновозрастные группы; группы по интересам или уровню подготовки; группы по тематике проводимой смены ("содружества", "семьи", "города" и т.д.);

по делегациям или представительствам (в том числе от общественных организаций).

Не давая подробного описания специфики ВДО, обозначим общие особенности их деятельности, которые необходимо учитывать при планировании смены:

интенсивность общения детей;

частота ситуации выбора и самоопределения;


изменение социальных ролей;

чередование статуса в коллективе в зависимости от динамики групповых процессов;

яркий эмоциональный и событийный фон;

продолжительность и особая стилистика общения со взрослыми;

возможности для проявления самостоятельности. Очевидно, что независимо от степени структурного оформления ВДО, или целенаправленного влияния взрослых, процессы индивидуального развития каждого ребенка обеспечиваются за счет постоянно меняющейся ситуации в детском коллективе.

Учитывая, что ведущим методом исследования детского коллектива продолжает оставаться метод наблюдения, можно рекомендовать педагогам внимательно изучать, анализировать, и, при возможности, фиксировать все изменения ситуации в ВДО. Только таким образом можно своевременно заметить противоречия в управлении педагогическими процессами и выбрать оптимальные способы работы с детьми.

5. Стилистика взаимоотношений взрослого и детского коллектива.

Характер отношения между детьми и взрослыми в лагере в немалой степени определяется уровнем профессионализма педагогического коллектива и традициями (нормами) взаимодействия, которые складываются в ходе совместной деятельности.

Идеальной моделью подобного взаимодействия является общая ориентация всего коллектива (включая хозяйственные, сервисные службы и привлеченных специалистов) на реализацию педагогических задач. В этом случае изменение представлений ребенка о себе, о мире, об окружающих людях и явлениях становится общей целью и достигается общими усилиями всех взрослых людей в лагере.

В других условиях педагогические программы реализуются только "командой" специалистов или вожатским отрядом как особой педагогической единицей, развивающейся по особым законам и выступающий в качестве некоторого образца для участников смены. При этом значимыми становятся ценностные ориентации самих педагогов, которые транслируются через содержание тематических программ, посредством использования тех или иных педагогических технологий. Дополнительной задачей выступает в данной ситуации обязательная координация деятельности взрослых на основе:

принятия единых норм и ценностей;


согласования целей и задач деятельности;

предъявления единых педагогических требований;

демонстрации корректных форм поведения и способов решения конфликтных ситуаций;

выбора единого стиля отношений.

Достаточно традиционными являются и формы взаимодействия взрослого и детского коллективов: совместные творческие группы по подготовке конкретных дел, участие в спортивных и художественных конкурсах, совместный анализ и оценка эффективности проводимых дел, участие в органах самоуправления.

Перечисленные факторы являются системообразующими, когда речь идет о проектировании педагогической деятельности в детском оздоровительном лагере.

Вторая группа факторов включает:

1. Многоуровневость и разнонаправленность проводимых творческих дел. В том числе: в группе; в отряде; между отрядами; в лагере в целом.

2. Обучение методам подготовки дел. В том числе: поручение, инициативная группа; творческая группа; совет дела; конструкторское бюро (лаборатория, ВТК и др.).

3. Изменение степени включенности в деятельность. В том числе: зритель; участник; ведущий; организатор; автор-разработчик.

4. Способы включения в самоуправление. В том числе: временное поручение; сменяемые поручения; постоянные поручения.

5. Усложнение форм аналитической деятельности. В том числе: коллективное подведение итогов; оценка дел (дней, событий, явлений) в микрогруппах; индивидуальный анализ (письменный, схематизированный, устный).

6. Удовлетворение познавательных интересов детей.

7. Обеспечение двигательной активности.

8. Обучение выбору видов деятельности.

9. Включение в игровую деятельность.

10. Изменение пространств общения детей как совершенствование способов коммуникации.

Вторая группа факторов может рассматриваться одновременно в качестве критериев для оценки эффективности педагогической деятельности вожатых и в качестве примерного учебного плана для подготовки организаторов детского отдыха и оздоровления.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: