Цель деятельности:
^ изменение мотивации участия ребенка в спортивных делах (изменение отношения к занятиям физической культуре).
Задачи:
> координация деятельности отрядов по спортивно-оздоровительному направлению;
> обеспечение двигательной активности детей;
> удовлетворение потребности детей в состязательных и соревновательных формах общения;
> создание условий для самореализации и самоутверждения подростков через демонстрацию собственных спортивных навыков;
> направление доброжелательного взаимодействия подростков различного возраста;
** знакомство со способами организации соревнований, обучение элементами судейства;
^ формирование представлений о тренировке и развитии своего организма.
Особенности взаимодействия с педагогическим коллективом
разъяснение целесообразности работы по физическому совершенствованию детей;
знакомство с функциями инструкторов и планом работы с органами самоуправления;
объяснение прав и полномочий физоргов в отряде, требований к организации оздоровительной работы со стороны вожатых;
согласование планов текущей деятельности;
информирование о результативности и трудностях организации дел.
Примерный функционал инструктора по физкультуре и спорту
В условиях ДОЛ
1. Вместе с административной группой участвует в планировании на предстоящую смену.
2. Является членом педагогического коллектива, информирует вожатых и воспитателей о принципах организации спортивно-оздоровительной работы.
3. Проводит инструктаж и лично несет ответственность за безопасность и здоровье детей во время проведения спортивных мероприятий.
4. В соответствии с психолого-физиологическими особенностями детей разрабатывает, разучивает и проводит комплекс утренней оздоровительной гимнастики.
5. Разрабатывает положения и организует спортивные соревнования по различным видам спорта для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.
6. Организует и проводит (по особому плану), занятия спортивных кружков (секций), обеспечивает взаимодействие специалистов в различных видах спорта.
7. Участвует в ежедневных планерках педагогов-организаторов, информирует их о результатах и графиках проведения спортивных игр.
8. Работает с представителями всех отрядов (через органы детского самоуправления), проводит учебу актива (физоргов).
9. Участвует в общих делах лагеря. Способствует реализации специфических задач смены.
10. Взаимодействует с работниками медицинского корпуса, согласует спортивные мероприятия с состоянием здоровья детей и природно-климатическими условиями.
11. Оформление необходимой педагогической и
специальной документации. Анализ эффективности деятельности в
течение смены.
Примерный план работы с советом физоргов на период лагерной смены
1. Знакомство детей друг с другом и с физруками. Создание атмосферы доверия и открытости. Ритуал посвящения (вручение атрибутов). Договоренность о ежедневных сборах.
2. Знакомство с требованиями к спортивной работе, с организацией спортивных дел в ДОЛ: зарядка, спортчасы, соревнования. Обсуждение примерного плана работы на смену.
3. Предъявление требований к зарядке. Разучивание комплекса (с объяснением значения групп мышц). Знакомство с графиком соревнований (младшие, средние, старшие).
4. Составление и проведение в отрядах диагностической анкеты. Текущее планирование и анализ ситуации. Разработка Положения о конкурсе зарядок.
5. Обучение составлению Положений о соревнованиях.
6. Обучению составлению таблиц (по различным системам). Текущее планирование и анализ. Разработка спортивной викторины.
7. Знакомство с правилами соревнований (футбол, волейбол, снайпер, "охотники и утки" и т.п.), с проигрыванием на местности.
8. Совместный сбор с лучшими спортсменами младшей группы. Формирование сборной команды.
9. Совместный сбор с лучшими спортсменами средней группы. Формирование сборной команды.
10. Совместный сбор с лучшими спортсменами старшей группы. Формирование сборной команды.
11. Разработка Положения об участии в сборных командах ДОЛ и встречах с вожатским отрядом. Текущее планирование и анализ.
12. Положение о встречах с другими детскими лагерями. Вариант: встреча с врачом ДОЛ, беседа о здоровом образе жизни.
13. Подведение итогов спортивных соревнований. Оформление дипломов и грамот. Текущее планирование и анализ.
14. Итоговое анкетирование. Награждение внутри Совета. Сюрприз инструкторов.
15. Прощальный сбор. Обмен адресами. Эмоциональный настрой на последействие (пожелание успехов, результативности в спорте).
Особо следует продумать взаимодействие Совета физоргов с другими органами управления (самоуправления).
- встречи с руководителями программ;
- встречи с администрацией лагеря;
- встречи с вожатским отрядом.
Инструкторы могут рассматривать Совет как временное детское объединение (разновозрастное) с организацией специальных дел для ребят:
>• костров;
> вечеров песни под гитару;
> сюрпризов детей друг другу;
> встреч с известными спортсменами города, республики и др.
Система работы руководителя спортивной программы в ДОЛ "Дзержинец"
/. Проведение зарядки.
повышение эмоционального фона детей в начале дня;
нормализация посредством физических упражнений функционального состояния ребенка;
обучение элементарным навыкам самоконтроля и личной гигиены (зарядка), а также способам зарядки. Формы проведения:
1. Зарядка на площади. Проводится в виде комплекса общеразвивающих упражнений с музыкальным сопровождением направлена на детей, не имеющих специальной подготовленности.
2. Футбольная зарядка. Направлена на детей, имеющих определенный уровень подготовленности и на всех желающих.
3. Баскетбольная зарядка. Осуществляется, как и футбольная, в форме двусторонней игры для имеющих навыки.
4. Зарядка - аэробика. Для всех желающих проводит инструктор по аэробике.
5. Сюжетная зарядка. Направлена преимущественно на детей младших отрядов. Сюжет зарядки меняется каждый раз.
В течение смены комплекс зарядки не меняется. Сюжетная зарядка проводится один раз в три дня.
//. Обеспечение двигательной активности.
Задачи:
обучение детей элементарным навыкам выполнения физических упражнений;
обеспечение занятости детей в течение дня;
повышение эмоционального фона;
развитие физических качеств детей;
формирования гармонично развитой личности. Формы проведения:
1. Тренировка. В течение дня инструкторами по физической культуре проводятся тренировки по футболу, баскетболу, снайперу, пионерболу, где происходит отбор в сборные команды лагеря по вышеперечисленным видам спорта в различных возрастных группах.
2. Спортивные мероприятия: различные мероприятия
специальной и общефизической направленности - общелагерные и
по возрастам (младший, средний, старший - по отрядам).
Характерна повышенная эмоциональная окраска и охват разнообразных сторон подготовленности.
Примером могут служить "веселые старты", "муравейник", "тропа" и др.
3. Сюжетные мероприятия. В зависимости от легенды и сюжета лагерной жизни возможно проведение соответствующих мероприятий со спортивной направленностью ("молодецкие забавы" - традиционно русские виды состязаний и др.).
///. Спортивные игры.
Задачи:
массовое привлечение детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом; оздоровление детей;
профилактика правонарушений среди детей и подростков. Формы:
1. Турнирные матчи: в рамках первенств лагеря по футболу, снайперу среди сборных команд отрядов по возрастам.
2. Товарищеские игры: по договоренности и инициативе отрядов проводятся дружеские встречи команд отрядов (возраст может не учитываться).
3. Выездные матчи: со сборными других лагерей по футболу, снайперу. Преследуется в первую очередь красочность и эмоциональность матчей (парад-открытие, выход команд, шоу в перерыве и т.д.). Как правило - общелагерное шоу.
IV. Работа с физоргами.
Задачи:
осуществление связи между инструктором по физической культуре и отрядами;
обучение детей навыкам судейства и руководства спортивными мероприятиями;
повышение уровня адекватной самооценки ребенка-физорга.
Формы:
1. Клубная работа. Сбор физоргов отрядов и обсуждение проведенных и планируемых форм работы спортивной программы в лагере.
2. Занятия-игры: обучение в игровой форме навыкам судейства, руководства.
3. Просмотр видеофильмов о спорте и обучающих фильмов с целью повышения уровня спортивных знаний физоргов.
Желаемым результатом работы видится полное руководство физоргом спортивной жизнью отряда и активная помощь детей-физоргов инструктору по физкультуру по физической культуре в проведении мероприятий, инициативность их в процессе деятельности, повышение уровня спортивных знаний, умений и навыков.
V. Спорт-клуб.
Задачи:
повышение уровня знаний детей о видах спорта и способах поддержания и укрепления здоровья;
выявление спортивного актива лагеря; возрождение русских традиционных игр. Формы:
1. Собрание клуба. Дача теоретического материала в интересной (игровой, дискуссии) форме (с записями).
.: 2. Практические занятия. Проводятся на спортивных площадках в виде освоения новых игр, забав, конкурсов о спорте.
3. Просмотр ТВ, видео материалов о видах спорта (экстремальных, эстетических, необычных, красивых моментов).