Принципы организации деятельности




• принцип системности, реализующий единство, взаимосвязь и преемственность целей, задач, содержания, форм и методов организации основных сфер жизнедеятельности участников деятельности;

• принцип вариативности, обеспечивающий построение и функционирование различных образовательных и воспитательных программ в зависимости от контингента детей и взрослых, социального окружения, национальных традиций и других особенностей;

• принцип содержательной деятельности,

обеспечивающий содержательность деятельности, ее многообразие, лежащее в основе индивидуальной и коллективной деятельности;

• принцип свободы выбора, определяющий свободу выбора деятельности, коллектива, педагога, как необходимое условие самостоятельного, творческого развития и самореализации ребенка.

с\


Участники программы

Дети и подростки, в возрасте от 6 до 14 лет, изъявившие желание принять участие в совместной деятельности в рамках программы ДОЛ «Дзержинец». Иные ограничения не предусмотрены.

Педагогический персонал - студенты специальных и высших учебных заведений республики, педагоги образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, другие специалисты по профилю программы, прошедшие конкурсный отбор и систему подготовки по программе деятельности ДОЛ «Дзержинец» в 2001 году.

Структура организации

Общие характеристики организации временного детского объединения в условиях данной программы выглядят следующим образом:

1. Наличие ценностной идеи (цели), ради которой осуществляется совместная деятельность детей и взрослых.

Основная ценностная идея совместной деятельности детей и взрослых - помочь каждому проявить свои социально-значимые качества в совместной деятельности. Игровой сюжет, идея игрового моделирования происходит из литературных сюжетов книг Л. Кассиля, В. Крапивина, посвященных детству и отношениям между миром взрослых и детей. Так, «легенда о Земле Радуги» базируется на повести Л. Кассиля «Дорогие мои мальчишки». Технология «коммуникативной модели» подразумевает использование, в том числе, принципов коллективной творческой деятельности.

самостоятельность, совместное

2. Организационная социальное творчество

Пространство лагеря (физическое и игровое) представляет собой сообщество участников, объединенных общей территорией -«Земля Радуги», поделенной между структурными единицами -«командами» и способное изменяться посредством развития каждого участника. Участники сами обустраивают свою «географическую территорию», сами определяют, в том числе и через «называние» правила и участников совместной деятельности. Общее условие успешности известно всем участникам через игровую «легенду»: чтобы воссоздать некую целостность «Земли


Радуги» (символом которой служит большое Зеркало), необходимо каждому жителю стать «целостным» (создать свое маленькое зеркало, из которых сложится одно большое, общее), то есть проявить свои лучшие качества в совместной деятельности, социальном творчестве.

3. Четко выраженная структура, определяющая в ней каждого участника объединения; установленные для всех нормы и правила.

Участники игры объединяются в структурные единицы -«команды», основная цель которых - в совместной деятельности помочь каждому проявить свои личностные качества, качества своего характера. Проявление качества имеет визуальный аналог в виде цветной ленты. Организаторы задают 7 качеств: отвага, честь, дружба, забота, трудолюбие, умение, творчество. Каждый участник игры имеет право предложить общему сбору (команды, жителей Земли в целом) отметить проявление того или иного качества у своих партнеров. Ребенок, либо взрослый, собравший все 7 цветов Радуги, получает радужный галстук и звание «Хранитель Зеркала» с выдачей ему маленького зеркальца, как символа целостности, целеустремленности, мастера «отношений».

G целью регулирования отношений участников совместной деятельности, в организационный период обозначаются общие законы совместной деятельности, которые обязательны к исполнению, как для детей, так и взрослых участников.

4. Гарантированное для всех участников право субъекта совместной деятельности (право выбора видов, форм и способов осуществления деятельности).

Каждый участник совместной деятельности имеет право на свободный выбор проявления своих интересов, вкусов, возможностей. Для этого взрослые участники совместной деятельности создают специальные условия в виде структуры разноуровневых форм жизнедеятельности - кружки, клубы, секции, советы дела, отдельные разовые мероприятия и другие формы.

5. Добровольное участие в деятельности и свободный выход

из нее.

Добровольность - основополагающий принцип организации совместной деятельности. Педагогическая задача - создать мотивацию для участия в совместной деятельности каждому ребенку, независимо от его возраста, знаний, умений и навыков.


Мотивация, в том числе, задается через участие в игровых, педагогических ситуациях.

Уровни создаваемых ситуаций:

а) развлекательные (досуговая деятельность);

б) исполнительские (проявление знаний, умений, навыков);

в)познавательные (проявление познавательных способностей);

г) творческие (проявление творческих способностей).

Содержание этапов деятельности

I этап.- «самоопределение»

Организационный период смены. Происходит
самоопределение участников на различных уровнях: кто я? Кто
вместе со мной? Где мы живем? Как мы обустроим нашу
совместную жизнь? Кто из взрослых будет с нами? Задается игровой
сюжет. Происходит структурное и организационное оформление
системы совместной деятельности

II этап - «самореализация»

Первый этап основного периода смены. Участники совместной деятельности осуществляют собственную самореализацию в деятельностных, коммуникативных технологиях разноуровневых структур: отрядные дела, кружки, клубы, мастерские, советы дела, творческие площадки. Особую роль начинает выполнять игровой сюжет, создающий дополнительные ситуации для проявления социально-значимых качеств. Параллельно запускается механизм «осмысления» с целью отслеживания проявлений социально-значимых качеств среди участников деятельности.

III этап - «осмысление»

Второй этап основного периода смены. На первое место выходят моменты осмысления, отслеживания, наблюдения за проявлением социально- значимых качеств среди жителей «Земли Радуги». На отрядных огоньках, общем сборе участников игры происходит процесс «называния», отмечания наиболее проявивших себя ребят и взрослых. Появляются кандидаты на звание «Хранители Зеркал». Продолжать существовать игровой сюжет.


IV этап - «развитие»

Заключительный период смены, ключевой момент деятельности. Создаются условия для реального проявления своих социально-значимых качеств. Задаются ситуации с выходом в социум: поездки в город с шефскими концертами, организация событий «для других», для «не участников» совместной деятельности. Наличие таких ситуаций, как показатель некой «социальной зрелости» участников деятельности. Закрытие смены, знаменующееся созданием «целостности» «Земли Радуги».

Условия реализации

Организационно-кадровые

Разработка программы подготовки и сопровождения педагогических кадров, включающую в себя: а) проведение теоретических и практических занятий, инструктивных сборов; реализация системы подбора кадров, способных работать в коммуникативной модели организации совместной деятельности детей и взрослых; б) организация информационного взаимодействия в процессе реализации программы (проведение планерок, рабочих совещаний, педагогических и методических советов в течение смены; в) заключение контрактов с педагогическим составом лагеря, разработка функциональных обязанностей, разработка и внедрение системы мотивации персонала.

Научно-методические

Обеспечение научно-методическим обоснованием системы педагогической деятельности через: а) индивидуальное консультирование педагогов специалистами в области организации летнего отдыха и педагогической психологии; б) разработку педагогических основ организации совместной деятельности детей и взрослых в условиях летнего лагеря; в) создание системы методического обеспечения деятельности в процессе реализации программы (наличие методиста, научного консультанта).

Содержателъно-деятелъностные

Обеспечение содержательной наполненности деятельности: а) проработка основных моментов программы деятельности со всеми ее участниками; б) разнообразие «вне отрядных» форм деятельности - кружков, клубов, секций, иных форм совместной деятельности; в)


организация аналитического сопровождения процесса реализации программы. Материально-технические

Материально-техническое сопровождение проекта:
а) максимальное использование имеющейся материальной базы
лагеря; б) проработка системы технического сопровождения
игровых моментов деятельности; в) обеспечение визуального
сопровождения программы (игровой «антураж» - галстуки,
оформление площади, костюмы героев и т.д.).

Информационные

Обеспечение единого информационного поля для участников совместной деятельности: а) обеспечение методической и художественной литературой (в том числе произведениями Л. Кассиля, В. Крапивина и т. д.); б) организация работы «внутренних» средств массовой информации - газеты, радиогазеты и т. п.; в) взаимодействие с СМИ - информирование родителей, общественности о программе деятельности ДОЛ «Дзержинец».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: