Программа досуговой деятельности ДОЛ «Дзержинец» осуществляет одну из главных содержательных целей лагеря. Это создание пространства организованного включения детей в творчески развивающую жизнедеятельность, реализация потребностей детей в творчестве и общении, выявление и развитие навыков, умений и знаний, связанных с коллективной и индивидуальной творческой деятельностью, осознание своего места в социуме.
Идет время, меняются эпохи. Но ключевые понятия в системе детского отдыха остаются неизменными. Специалисты определяют основное из них как гармоничное развитие всех сторон личности ребёнка. Этот принцип определяет такие содержание деятельности и способы организации работы с детьми в оздоровительных центрах, которые способствовали бы самореализации каждого ребенка.
Цель: создание условий для формирования и проявления индивидуальных качеств, воспитание общей эстетической культуры, развитие творческих способностей детей на основе заявленного интереса.
Задачи:
воспитание творческой инициативы;
развитие коммуникативных качеств;
воспитание нравственно-эстетических качеств;
расширение кругозора и развитие интеллектуальных способностей;
воспитание у детей потребностей в самовыражении через творчество и самообразовании;
создание условий для непосредственного активного общения;
обучение навыкам анализа своей творческой деятельности;
развитие навыков адекватной адаптации к жизни в современном обществе;
формирование коллектива педагогов, вожатых и детей как творческого содружества.
Содержание программы тесно связано с тематикой деятельности лагеря и опирается при проведении мероприятий на знания о культурных обычаях, традициях, праздниках, связанных с заявленной программой работы.
В программе досуговой деятельности предусматриваются различные формы работы с детьми разных возрастов:
индивидуальные, микрогрупповые, групповые, массовые,
культурно-зрелищная работа.
1. Индивидуальные (подготовка к выступлениям на
различных мероприятиях).
2. Микрогрупповые (подготовка и проведение отрядных
мероприятий и участие в них).
3. Групповые (подготовка и проведение межотрядных мероприятий и участие в них, то же по мероприятиям для старшего,
среднего и младшего блоков).
4. Массовые (подготовка и проведение общих сборов и
участие в них).
5. Культурно-зрелищная работа (концерты, спектакли,
кинофильмы, экскурсии, встречи с интересными людьми).
Данные формы работы делятся, в свою очередь, на несколько
видов:
мероприятия познавательной направленности
(интеллектуальные игры, экскурсии);
мероприятия развлекательные (общие тематические дни,
фестивали, игродискотеки, конкурсы);
мероприятия, стимулирующие творческую деятельность детей (проведение и организация мероприятий для сверстников и малышей, танцевальная программа);
мероприятия на межотрядное взаимодействие; мероприятия на микрогруппы (отряды).
Руководитель программы организует работу, создаёт условия для реализации творческих замыслов, занимается планированием, корректировкой и анализом деятельности. Руководителю подчиняются творческие группы, состоящие из вожатых и работающие по графику в соответствии с принципами индивидуального подхода к детям. Вожатые, заранее составив план проводимых мероприятий досуговой деятельности, сами являются организаторами и ведущими данных мероприятий.
Организаторами по программе досуговой деятельности также являются руководители направлений, кружков, клубов и творческих мастерских, которые, как и творческие группы осуществляют непосредственную подготовку к творческим программам.
Система подготовки к мероприятиям, как на возрастные блоки, отряды, так и на весь лагерь в целом, строится на принципе
организации творческих групп.
В начале смены создаются творческие группы, которые будут принимать активное участие в подготовке и организации всех мероприятий по программе досуговой деятельности. Кроме того, отдельные творческие группы создаются для подготовки и
проведения творческих площадок и мастерских. Ответственными за них являются руководители направлений, кружков, секций и клубов. Организаторы по программе досуговой деятельности оказывают консультационную и другую творческую помощь педагогам на отрядах в работе с творческими группами. Творческие группы включают в себя детей, желающих принять участие: в оформлении; в сценарной разработке; в непосредственном выступлении; в игровой деятельности; в организации мероприятий; в проведении мероприятий.
В программе досуговой деятельности работают специалисты разных направлений: педагоги-организаторы, музыкальные работники, хореографы, режиссёры, руководители кружков, секций, клубов, а также заявленные творческие группы.
Требования к специалистам: специальное образование, опыт работы с детьми по данному направлению. Все представители групп работают в тесном контакте друг с другом, составляют заранее план всех мероприятий, оказывают консультационную и организационную помощь друг другу.
В зависимости от формы мероприятий назначаются следующие ответственные за их проведение:
1. Общелагерное дело: приглашенные специалисты.
2. Мероприятия по возрастным блокам: вожатые.
3. Межотрядные мероприятия: вожатые.
4. Отрядные мероприятия: вожатые.
5. Внешние связи: организатор культурно-зрелищной работы.
Программа досуговой деятельности предполагает совмещение с другими программами жизнедеятельности лагеря. В реализации мероприятий возможна вариативная деятельность творческих групп. Для более качественной реализации досуговых мероприятий предусматривается методическое обеспечение для творческих групп.
Написание программ, сценариев, сценарно-тематических планов, организация мероприятий осуществляется на базе методической педагогической литературы, а также консультаций со специалистами данного профиля.
План сценарных разработок включает в себя:
1. Актуальность.
2. Возрастные диапазоны
3. Цель.
4. Задачи.
5. Ожидаемые результаты.
6. Содержание.
Необходимыми условиями для реализации программы являются:
заинтересованность и желание детей принимать участие
в программе;
учет потребностей детей;
контакт взрослых с детьми, умение взрослых организовать и направить способности ребёнка для подготовки и проведения мероприятия. Также:
место проведения (улица, актовый зал, стадион и др.);
погодные условия;
материально-техническое обеспечение (призы, костюмы, подбор музыкального сопровождения, различных спецэффектов).