Принципы и условия реализации программ




Принципы деятельности, принимаемые всеми участниками реализации программы, являются теми ориентирами, относительно которых можно оперативно корректировать ход внедрения программных положений, гибко реагировать на изменение ситуации.

Принципы позволяют достаточно жестко закрепить нормы совместной деятельности и обращаться к ним всякий раз при возникновении спорных вопросов между участниками программы.

Принцип научного управления ходом реализации программ предполагает:

> целевую разработку закономерностей развития педагогических процессов;

> осуществление долгосрочного проектирования и поэтапное планирование деятельности;

> обеспечение педагогического мониторинга на основе сбора и обработки информации;

> систематизацию деятельности различных специалистов на основе единого целеполагания;

>• выбор целесообразных способов и форм взаимодействия и механизмов деятельности.

Принцип вариативности выбора содержания деятельности предполагает наличие индивидуальных и коллективных позиций по отношению к тем или иным действующим тематическим программам или методическим рекомендациям. Выбор той или иной программы должен быть при этом достаточно мотивирован и обоснован.

Принцип соответствия деятельности предполагает соотнесение локальных (частных, авторских) программ (отдельных тем, направлений) деятельности целям, задачам, механизмам, избранным в качестве приоритетных на общем уровне.

Принцип открытости предусматривает широкий обмен информацией, использование опыта отдельных специалистов в широкой практике, координацию действий по сходным направлениям деятельности.

Принцип последовательности усложнения деятельности предполагает постепенное совершенствование используемых


методов и педагогических технологий, форм педагогического анализа.

Соблюдение данных принципов является одним из важнейших условий эффективности комплексных педагогических программ.

В качестве обязательных выделяются также следующие условия реализации Программы:

> теоретическая разработка, моделирование и апробация последовательности этапов внедрения той или иной программы;

> заявленная или прогнозируемая потребность различных социальных институтов в реализации данной программы;

> оформление заказа на те или иные виды теоретических и методических разработок в рамках программы;

> кадровое обеспечение программы на основе комплексной или целевой профессиональной подготовки специалистов;

> наличие базы внедрения и обеспечение зоны ее развития (например: в виде экспериментальных площадок или педагогических лабораторий по различным направлениям деятельности);

> обобщение опыта участия в программе отдельных специалистов с последующей публикацией материалов в методических изданиях и средствах массовой информации.


Особенности планирования педагогической деятельности в условиях детского лагеря

Перспективное планирование, а затем текущий анализ и корректировка ежедневных планов - важнейшие слагаемые успешного проведения любой лагерной смены.

Все чаще в практике оздоровительных лагерей используются технологии проектирования и моделирования деятельности с постановкой долгосрочных, промежуточных и ближайших целей, с четким определением предполагаемых результатов и способов их достижения.

-о. Показателем грамотного управления педагогическим процессом выступает понимание целей и задач смены всеми участниками - как детьми и педагогами, так и воспитательными, и сервисными службами лагеря. Для эффективного осуществления программы принципиальным является совместное обсуждение и согласование позиций руководителей всех программных направлений.

В минувшем сезоне руководители тематических программ впервые составили единый Педагогический Центр и совместно осуществляли текущее планирование и мониторинг развития содержания смены.

Особенностью планирования каждой смены (и лета в целом) явилось не следование календарному принципу (что демонстрируют традиционные план - сетки многих лагерей), не циклограмма событий и творческих дел, а логика развития педагогических процессов в течение смены.

Педагоги попробовали учесть все пространства жизнедеятельности ребенка в лагере, предусмотреть возможные перегрузки эмоционального, физиологического и психологического характера. Необходимо было продумать варианты содержательного развития для каждого ребенка, отряда, для лагеря в целом, взаимодействие органов самоуправления, работу взрослых и детских творческих групп, определить характер отношений старших и младших подростков.

На первый взгляд подобная работа может показаться излишне
громоздкой и трудоемкой, однако, впоследствии совместное
планирование значительно облегчает обсуждение содержания
каждого дня, обеспечивает целесообразность и
взаимообусловленность творческих дел.


В данном разделе представлен вариант планирования смены в лагере с учетом многочисленных пространств пребывания, общения и развития ребенка.

Мы выделяем следующие пространства
жизнедеятельности:

1. Личный опыт и личностное развитие ребенка (самоопределение и самореализация).

2. Обеспечение жизнедеятельности детей (быт, комфорт).

3. Обеспечение разноплановой и разноуровневой деятельности (включение в программы).

4. Изменение социальной роли и активности включения детей в творческую деятельность.

5. Чередование кругов общения. Коммуникативные навыки.

6. Усложнение форм анализа. Аналитические навыки.

7. Эмоциональный рисунок смены. Состояние детей в каждый момент смены и его причины.

8. Событийный ряд смены. Логика проведения дел. Соотношение общих и отрядных дел.

9. Сюжетный ряд событий. Обеспечение восприятия и понимания происходящего.

Планирование осуществляется по следующим позициям:

• педагогическое обеспечение (педсовет до начала смены - защита планов работы и программ; анализ организационного периода смены; подготовка дел итогового периода; итоговый педсовет - анализ смены);

• организация жизнедеятельности (режим дня; быт; питание; здоровье; безопасность; отношения с родителями);


• контроль эмоционального состояния (диагностические срезы; тестирование; анкетирование; беседы; разбор ситуаций);

• коллективная творческая деятельность (отрядные дела; межвозрастное взаимодействие; межотрядное пространство);

• система организации досуга (общие дела; организация выездов; экскурсии);

• работа органов самоуправления (планы руководителей направлений по работе с ОСУ; формы взаимодействия);

• спортивная работа, секции, специализированные отряды (отряд чрезвычайных ситуаций) (зарядка; соревнования; работа с советом физоргов; работа клубов; организация выездных встреч);

• кружки (графики работы кружков; условия работы; система работы с детьми-мастерами);

• сюжетные события (развитие сюжета во -времени и в пространстве; репетиции; приглашение артистов, коллективов);

• система атрибутов (механизмы обсуждения и ритуалы вручения ленточек, галстуков; критерии взаимооценки).

Руководитель отдельного направления планирует свою «строку» индивидуально, далее все материалы проходят обсуждение через педагогический Центр, где выкладываются в общую схему смены по дням. Происходит процесс перераспределения нагрузки с перенасыщенных дней смены на наименее загруженные. Обсуждаются общие дела, планируется система взаимодействия, «подстраховки» на случай плохой погоды, отмены мероприятий, согласование по общим подходам к содержанию смены.

Прсле завершения работы (ее итоги выглядят в виде огромного плана-сетки) происходит оформление плана работы на смену в виде традиционного расписания мероприятий и событий по дням, на основании которого осуществляется процесс дальнейшего планирования уже в отрядах, клубах, кружках и других формах организации жизнедеятельности участников программы.


 

 

 


Форма: Цель: Содержание: Единица организации. Резким работы: Участники: Руководители:
Форма: творческая площадка Цель: организация межотрядного взаимодействия Содержание: самостоятельная подготовка и проведение дел Единица организации: микрогруппа, индивидуальная работа Режим работы: согласно плану отряда на день Участники: отряды, в рамках межвозрастной группы Руководители: вожатые, руководитель досуговой группы

Форма: Цель: Содержание: Единица организации: Режим работы: Участники: Руководители:
Форма: Цель: Содержание: Единица организации. Режим работы: Участники: Руководители:
Форма: Цель: Содержание: Единица организации Режим работы: Участники: Руководители:


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: