(Авторское послесловие)
Мое знакомство с Жюлем Верном состоялось на детском киносеансе, с коробками попкорна и стаканами газировки, летящими над головой. Фильм назывался «Таинственный остров», и это была замечательная, но очень вольная экранизация продолжения романа Верна «Двадцать тысяч лье под водой», в которой фигурировал тот самый замечательный гигантский краб, созданный Рэем Харрихаузеном, и завораживающий образ капитана Немо, созданный актером Гербертом Ломом.
Мне было тогда около восьми лет, и я еще не прочел ни одной книги Верна, но я знал, кто это, благодаря детским журналам про монстров, комиксам и книжкам в мягкой обложке, крутившимся на стойках в местных магазинах и аптеках, а также по сериям грампластинок с инсценировками книг «Двадцать тысяч лье под водой», «Путешествие к центру Земли» и «Вокруг света за восемьдесят дней». Была даже записанная на пластинку театральная постановка «Двадцать тысяч лье под водой», в которой в главных ролях фигурировали Джонни Квест и Рейс Бэннон (!)*, и я горжусь тем, что эта пластинка сохранилась у меня до сих пор.
- - - - - - - - - - - - - - -
* Герои американского фантастического мультсериала 1964-1965 годов «Джонни Квест». – Прим. переводчика.
- - - - - - - - - - - - - - -
Можно, конечно, наплести тут что-нибудь вроде того, что у моего интереса к Верну, и ко всему, что он создал, были какие-то более сложные корни, но именно фильмы и комиксы задели меня тогда за живое, заставив меня в конечном итоге захотеть открыть его мир по-настоящему и засесть за книги.
«Открыть» – наиболее верное тут слово, потому что Верн не только с удивительной точностью предсказал многие технологии будущего. Он писал книги, посвященные открытиям и путешествиям, будь то вокруг мира, или же на Луну. И это просто удивительно и замечательно, что произведения Верна так органично и часто находили свое отражение в лучших экранизациях, особенно в Диснеевском фильме «20 000 лье под водой» 1954 года.
Такой удивительный феномен мы уже почти больше не наблюдаем в ситуации с фильмами, так как тесное знакомство с многочисленной видеопродукцией сделало даже пятилетних детей специалистами по поп-культуре. Это также привело к ощущению цинизма, особенно в фантастических фильмах, чего я хотел избежать, когда решил написать свою собственную «свободную» экранизацию Верна: а именно, создав совершенно новый острый приключенческий сюжет, объединив капитана Немо с Робуром-Завоевателем из «Властелина Мира», и, надеюсь, мне удалось уловить и запечатлеть это чувство, которое возникло у меня тогда, на том самом детском киносеансе, много лет назад.
Время от времени у студий возникал кое-какой интерес к сценарию, и была даже пара реальных попыток начать снимать «Возвращение капитана Немо», однако ни фильм, ни пилот так и не появились. И вот, после более чем десятилетнего затишья и благодаря сценаристу Майлзу Суортауту, меня на это постоянно подталкивавшему, сценарий стал эскизом этого романа. Я сохранил его первоначальную структуру, но сделал для себя целый ряд открытий на этом пути, в том числе существенным изменением стал акцент на технике, которую Верн так любил, и который был мною в книге усилен, что привело к возникновению созданных злодеем механических чудовищ и дирижабля Президента Гранта.
Приводимая ниже сцена – классическая и ожидаемая битва между Наутилусом и гигантской морской змеей, которая вообще-то представляла собой изначально многоголовую гидру. Так что, как видим, немного мифологии – из фильмов и греческих мифов – также проникло тогда в мой старый сценарий.
В романе это превратилось в битву с механическим зверем, что, по-моему, гораздо ближе к духу Жюля Верна, и к тем фантастическим идеям, которые он создавал в период революции людей и машин. Или, по крайней мере, это отсыл в сторону всех тех поражавших тогда воображение экранизаций, которые привели меня к прочтению оригинальных произведений этого гениального писателя и ко всему, что он предсказал.
СЦЕНА СНАРУЖИ: ПОД ВОДОЙ – МОРСКОЙ САД
Немо и Сара кладут в мешок последнего омара. У них за спиной, во мраке пещеры––
ОТКРЫВАЕТСЯ ГЛАЗ
А затем второй. И третий. И четвертый.
НЕМО И САРА
перемещаются по границе «сада», собирая морские плоды. Сара хватается за какой-то куст водорослей, который выскальзывает у нее из рук и уплывает! Она бросается за ним. Немо смеется. Сара смотрит в сторону Немо и БЕЗМОЛВНО КРИЧИТ ЕМУ что-то, как вдруг —
МОРСКАЯ ГИДРА
выплывает из своего логова. Двуглавая. Тело более ста футов. Тварь бросается за Сарой и Немо. Две пасти, мчащиеся за ними в воде. Они кидаются на них. Набрасываются.
НЕМО
буквально вырывает Сару из щелкающей пасти. Раздвоенный язык бьет ее, как хлыстом. Хватает и начинает сжимать. Сара выхватывает из-за пояса нож и глубоко вонзает его в этот язык. Вода мутнеет от крови. Змея извивается от боли и, хлестнув телом, сбивает их с ног, они падают на дно. Вокруг них поднимается ил, как от взрыва. Густой тучей.
СЦЕНА ВНУТРИ: НАУТИЛУС – МОСТИК – ВНУТРИ ТЕМНО
Иллюминаторы затянуты мутью, ничего не видно.
ФУЛМЕР:
«Машинное отделение! Двигатели на полную мощность!»
Сквозь кружащийся волнами ил, песок и кровь Гидра поворачивает голову к субмарине. Немо хватает из кольев, отмечающих границы плантации, одну из пик. На него набрасываются две головы. Немо падает на спину, а тварь проплывает всего в паре дюймов над ним.
Немо вонзает железный кол в брюхо морской змеи. Литера N разрывает брюхо. Существо кричит, молотя телом. Хвост гидры врезается в Наутилус! Плоть пробивает металл.
ВНУТРИ: НАУТИЛУС – МОСТИК – ВОКРУГ ТЕМНО
От удара экипаж врезался в стены. У одного из матросов разбит до крови нос. Штурвал вращается. Фулмер хватает его.
СЦЕНА СНАРУЖИ: ПОД ВОДОЙ, НЕМО И САРА
Немо хватает Сару, а змея обворачивается вокруг субмарины.
ВНУТРИ НАУТИЛУСА – ВОДОЛАЗНЫЙ ЛЮК – ТЕМНО
В люк врывается вода, и из нее выныривают Немо и Сара. Один из матросов помогает им вылезти, и тут в отверстие врываются обе головы гидры! Высотой шесть футов [1,8 м]. Бешено щелкая пастями. Одна голова отбрасывает матроса в стену, другая бросается на Немо. Но промахивается.
Огромное тело Гидры застревает в люке, и тут––
НЕМО,
пригнувшись, бросается к стойке с оружием и хватает лазерную винтовку. Змея бросается на Сару и хватает ее одной своей пастью, и тянет ее к себе. Она сопротивляется. Тварь сжимает пасть. Немо пытается выстрелить. Но нет питания. Сара кричит, но едва слышно. Легкие ее иссякли. Ребра хрустят. Немо РАЗБИВАЕТ ее шлем прикладом винтовки. Акульи кости и латунь разлетаются в стороны.
САРА
глотает воздух, а Немо ВОНЗАЕТ СТВОЛ ВИНТОВКИ ГИДРЕ В ГЛАЗ, и тот лопается. Гидра ОРЁТ, выпустив Сару, и бросает ее. И отступает, исчезая в водолазном люке. Немо быстро захлопывает люк.
ВНУТРИ: МОСТИК – ТЕМНОТА
На мостик врываются Немо и Сара. За штурвалом Фулмер. Все глаза устремлены на иллюминаторы, где видно гигантское извивающееся брюхо морской змеи. Плоть, обвившаяся вокруг Наутилуса. Пытающаяся его удушить.
СНАРУЖИ ПОД ВОДОЙ: НАУТИЛУС И ГИДРА – МРАК
Двуглавый монстр сдавливает лодку. Ребра и мышцы сжимаются сильней, они затягиваются. Винты и заклепки корпуса подводной лодки ослабевают и выскакивают.
ВНУТРИ НАУТИЛУСА — ЛЮДИ – МРАК
Реакция команды на скрип Наутилуса. Металл скулит. Из шва над головой Джесса извергается морская вода. Корпус начинает гнуться и поддаваться.
ВНУТРИ НА МОСТИКЕ: НЕМО, САРА И ФУЛМЕР – ТЕМНОТА
Иллюминаторы начинают выпячиваться и деформироваться.
САРА:
«А если пустить электричество по внешней обшивке? Я смогу перенаправить ток напрямую от генератора дугового разряда в лаборатории».
Немо смотрит на Сару. Вода прорывается внутрь вокруг иллюминаторов.
НЕМО:
«Обеспечьте мисс Дункан всем необходимым!»
Молниеносная реакция экипажа. Матросы бегут. Готовясь к битве.
СНАРУЖИ ПОД ВОДОЙ: ГИДРА – МРАК
Наутилус полностью охвачен морской змеей. Животное — из ослепшего глаза которого течет кровь — продолжает сжимать кольца. Всё крепче.
ВНУТРИ НАУТИЛУСА – ЛАБОРАТОРИЯ – ТЕМНО
Сара и Джесс вытаскивают из лаборатории дуговой генератор с голыми кабелями для кардиоразрядов.
ДЖЕСС:
«Вы разбираетесь в этом лучше меня, мисс, но все это меня пугает, аж в горле пересохло!»
САРА:
«Скоро выпьешь».
ВНУТРИ НАУТИЛУСА – МОСТИК – МРАК
Джесс и Сара установили машину. Сара прикрепляет электроды к опорной балке, а Фулмер тем временем оголяет силовой кабель. Они лихорадочно работают, крича друг другу:
САРА:
«Дай Бог, чтобы ваше небольшое изобретение спасло сразу множество жизней!»
ДЖЕСС:
«Если нет, мы отправимся на ужин в брюхо этой твари!»
ФУЛМЕР:
«Ты нанялся сюда, ты и рискуй––»
НЕМО:
«Прошу отнестись к этому профессиональнее, мистер Фулмер».
Сара открывает главный щиток, обнажая источник тока. Она кивает Немо, и он замыкает щиток. Темнота. Слышно, как за кадром ОРУТ матросы. Джесс зажигает для Сары свечу с линзой, и она соединяется с линией напряжения.
Лопается и вскрывается один из металлических швов. Внутрь хлынули брызги морской воды. Подводную лодку оглашает РЕВ ГИДРЫ.
Джесс швыряет Сару в кресло капитана, а Немо сбрасывает рубильник щитка. Яростным раскаленным хлопком ЩИТОК ВЗРЫВАЕТСЯ голубыми искрами!
КАРДИОРАЗРЯДНЫЙ АППАРАТ
Электрическая дуга бьет в главную опорную балку; рои раскаленных голубых насекомых ползут по всем металлическим внутренностям и коже Наутилуса, пробираясь к—
ГИДРЕ ПОД ВОДОЙ – МРАК
Электрический ток бьет с поверхности субмарины, разрывая змею посередине. Изжаривая ее. Все четыре глаза вспучились и сварились, а затем туша твари разрывается на куски в едком взрыве.
НАУТИЛУС – МОСТИК – МРАК
Мостик содрогнулся. Джесс теряет равновесие и падает. Рукой задевая поперечную балку. Джесса бьет голубым разрядом тока – жутким ударом – и он отлетает через весь мостик, отброшенный в стену, разбиваясь насмерть.
НЕМО
бросается к кабелю, вырывая его. Голубая дуга шипит и плюется искрами. Угасая. И мертвый Джесс сползает на пол.
_____________________________
ПЕРЕВОД:
СЕВЕРНЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ
(апрель 2018 г.)
_______________________________________________
_______________________________________
________________________________
_________________________
__________________
_____________
ПОСЕТИТЕ МОЙ САЙТ
«СЕВЕРНЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ»!
https://sites.google.com/site/severkorrespondent/
Читайте переведенные мной западные триллеры на моем сайте «Северный Корреспондент»! Джек Бауэр, борьба с терроризмом, Терминаторы, Годзилла и другие монстры. Граф Дракула и Шерлок Холмс. Капитан Немо и его «Наутилус».