БОРОВИЧСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
УТВЕРЖДАЮ Директор колледжа ……………….. Л.А. Петрова «…..» ……………….. 2016 г. |
КОМПЛЕКТ
КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по междисциплинарному курсу (ПМ.01.МДК.01.08)
Теория и методика музыкального воспитания с практикумом
профессионального модуля «Преподавание по программам начального общего образования»
специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
(углублённый уровень)
Боровичи, 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств ………..........................3
2. Образовательный маршрут студента на текущий учебный год …………….5
3. Оценочные средства текущего контроля …………………………………....10
Входная диагностика №1…………………………………………………………10
Практическая работа №2………………………………………………………..13
Практическая домашняя самостоятельная работа (ДСР) №3…………………16
Практическая работа №4…………………………………………………………20
Практическая работа №6………………………………………………………….23
Практическая работа №7………………………………………………………..30
Практическая работа №8………………………………………………………..35
Практическая работа №9………………………………………………………..41
4. Оценочные средства рубежной аттестации (контрольная работа) №5……………………………………………………………………………………..49
5. Оценочные средства промежуточной аттестации (дифференцированный зачёт) № 10……………………………………………………..……………………………61
ПАСПОРТ
КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по междисциплинарному курсу
Теория и методика музыкального воспитания с практикумом
№ п/п | Контролируемые разделы (темы) междисциплинарного курса* | Код контролируемой компетенции (или ее части) | Формы и методы контроля и оценки результатов освоения компетенций |
Раздел 1. Изучение теоретических основ музыки как учебного предмета | |||
1. | Тема 1.1. Изучение музыки как вида искусства | ОК 1-2; ПК 1.2. | Входная диагностика / анализ ошибок, поиск путей их устранения/ оценка по критериям/ |
2. | Тема 1.2. Изучение элементов музыкальной грамоты и основ их преподавания в начальной школе 1.2.2.Анализ метроритмической организации музыкальных произведений | ОК 1-2; ПК 1.2. | Практикум / анализ оши-бок, поиск путей их устранения/ оценка по критериям/ самооценка/ экспертная оценка |
3. | 1.2.2. Ритмизация народных потешек, прибауток, считалок | ОК 2, ОК 7, ОК 8; ПК 1.2. | Практическая домашняя самостоятельная работа / выполнение заданий на проверку базовых знаний/ индивидуальная работа/ самооценка, экспертная оценка продуктов творческой деятельности |
4. | Тема 1.4. Осмысление сущности средств музыкальной выразительности 1.4.2. Слуховой анализ тембра как средства выразительности | ОК 1-2; ПК 1.2 | Практическая работа /анализ ошибок, поиск путей их устранения/ оценка по критериям/ самооценка/ экспертная оценка |
Раздел 2. Изучение содержания музыкального воспитания в начальной школе | |||
5. | Тема 1.2. Изучение элементов музыкальной грамоты и основ их преподавания в начальной школе Тема 1.3. Ознакомление со стилями и жанрами музыкального искусства Тема 1.4. Осмысление сущности средств музыкальной выразительности Тема 2.1. Ознакомление с предметом «Музыка» как составной частью образовательного процесса | ОК 1., ОК 2., ПК 1.1., ПК 1.2. | Контрольная работа Тест/оценка по критериям/ экспертная оценка продукта деятельности – анализ и исполнение попевки |
6. | Тема 2.2. Содержание и методика организации видов детской музыкальной деятельности 2.2.1. Проведение фрагмента урока по подготовке к эмоциональному восприятию и анализ музыкального произведения на уровне темы. | ОК 1-7; ОК 11; ПК 1.1-1.5, ПК 4.2 | Практическая работа |
7. | 2.2.2. Проведение фрагмента урока по разучиванию песни. | ОК 1-7; ОК 11; ПК 1.1-1.5 | Практическая работа |
8. | 2.2.3. Проведение музыкально-ритмических упражнений, игр, танцев. | ОК 1-7; ОК 11; ПК 1.1-1.5 | Практическая работа |
9. | Тема 2.3. Особенности форм, методов и приёмов музыкальной деятельности в начальных классах 2.3.1. Составление тематического планирования на учебную четверть (по выбору) с определением дидактических единиц | ОК 1, ПК 1.1., 1.3., 1.5., 4.1. | Практическая работа |
10. | Защита конспекта урока на основе программы «Музыка», 1-4 кл. (тема урока – по выбору). | ОК 1. – 9., ОК 11., ПК 1.1. – 1.4., ПК 4.1. – 4.5. | Дифференцированный зачёт |
|
|
* Наименование темы (раздела) или тем (разделов) берется из рабочей программы дисциплины (междисциплинарного курса).
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СТУДЕНТА
На 2016-2017 учебный год
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Группа 1 А. Курс 1. Семестр 1
Дисциплина Теория и методика музыкального воспитания с практикумом
|
Всего часов: 76, в том числе: ауд. 51, срс. 25
Форма аттестации: дифференцированный зачёт
Преподаватель: Михайлова Э.Д.
Дни/время консультаций: среда 13-20
График контрольных мероприятий дисциплины
к.т. | ||||||||||
неделя | ||||||||||
вид к.т. | ВК | П | П (ДСР) | П | К | П | П | П | П | ДЗ |
макс. |
Коды контрольных мероприятий: ВК – входной контроль, П – практическая работа, П (ДСР) – практическая домашняя самостоятельная работа, К – контрольная работа, ДЗ – дифференцированный зачёт и др.
Рейтинговый лист
Наименование раздела, темы | Формы / виды контроля | Содержание контроля (компетентностно-деятельностная основа студента) | Формируемые компетенции и показатели их проявления | Критерии оценки | Сроки проверки | |
mаx | min | |||||
Раздел 1. Изучение теоретических основ музыки как учебного предмета | ||||||
Тема 1.1. Изучение музыки как вида искусства | Входной контроль | Диагностика музыкально-теоретической установки личности. Определение и сравнение понятий: музыка, выразительность языка музыки, жанры музыки, вокальная и инструментальная музыка на основе выделения существенных признаков понятий | ОК 1-2; ПК 1.2. - отличает существенные (главные, основные) и несущественные (вспомо-гательные, второстепенные) признаки понятий; - понимает сущность изученных понятий, приводит необходимые примеры | 1 неделя | ||
Тема 1.2. Изучение элементов музыкальной грамоты и основ их преподавания в начальной школе | Практическая работа | Анализ метроритмической организации музыкальных произведений Сольфеджирование и исполнение с тактированием песен, попевок из репертуара младших школьников. | ОК 1-2; ПК 1.2. - отличает существенные (главные, основные) и несущественные (вспомогательные, второстепенные) признаки понятий; - различает высоту музыкальных звуков и направление звуковысотного движения; - умеет пользоваться знаками нотного письма при чтении, записи и исполнении на металлофоне музыкальных звуков в пределах 1-й октавы; - определяет диапазон по нотной записи - различает сильные и слабые доли в музыке; - различает в нотном тексте длительности нот и пауз; - сольфеджирует, тактирует и исполня-ет на металлофоне простейшие попевки (песни) на 1 звуке из репертуара млад-ших школьников в заданном размере; | 3 неделя | ||
Практическая домашняя самостоятельная работа | Ритмизация народных потешек, прибауток, считалок (выявление логического ударения в литературном тексте; определение сильной доли, музыкального размера и запись ритмической мелодии длительностями) | ОК 2, ОК 7, ОК 8; ПК 1.2. - рациональное распределение вре-мени на все этапы решения задачи и выполнение плана; - умение ритмизовать поэтический текс и исполнять его различными приёмами; - активная генерация новых идей и творческий подход к их исполнению; - оценка прогресса в личном развитии; | 4 неделя | |||
Тема 1.4. Осмысление сущности средств музыкальной выразительности | Практическая работа | Слуховой анализ тембра как средства выразительности: певческие голоса (мужские, женские, детские), группы инструментов симфонического оркестра | ОК 1-2; ПК 1.2 - отличает существенные (главные, основные) и несущественные (вспомога-тельные, второстепенные) признаки понятий; - определяет на слух тембры певческих голосов; - различает на слух тембры инструментов симфоничес-кого оркестра | 5 неделя | ||
Раздел 2. Изучение содержания музыкального воспитания в начальной школе | ||||||
Рубежный контроль | Контрольная работа | Контрольная работа - основные элементы музыкальной грамоты (звуковысотность, нотное письмо, метроритмическая организация музыкальных звуков); - алгоритм анализа нотного текста вокального произведения; - исполнение простейших песен, попевок из репертуара младших школьников (сольфеджирование с тактированием, пение, игра на детских музыкальных инструментах); - структура музыкальной речи, простые музыкальные формы; - цель и задачи музыкального воспитания в начальных классах; - методы музыкального воспитания. | ОК 1.- 4., 8.-9., ПК 1.1., 1.2. - владение грамотной устной речью, владение эмоционально-выразительными речевыми средствами (навыками убеждения); - рациональное распределение времени на все этапы решения задачи и выполнение плана; соответствие подготовленного плана требуемым критериям; совпадение результатов самоанализа (экспертного анализа) разработанного плана; - определение цели и задачи фрагмента урока, планирование его с учётом особен-ностей учебного предмета «Музыка»; - выбор эффективных методов, приёмов и средств организации учебной музыкальной деятельности. | 9 неделя | ||
Тема 2.2.Содержание и методика организации видов детской музыкальной деятельности | Практическая работа | Проведение фрагмента урока по подготовке к эмоциональному восприятию и анализ музыкального произведения (с использованием ИКТ) на уровне темы в зависимости от цели и задач урока, формирования у младших школьников УУД | ОК 1-7; ОК 11; ПК 1.1-1.5, ПК 4.2 - формулировка цели и задач отдельного этапа урока; - проявление самостоятельности и критичности в работе с информацией; - представление информации средствами презентационных технологий; - создаёт в кабинете предметно-развивающую среду; - знает основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе; | 11 неделя | ||
Практическая работа | Проведение фрагмента урока по разучиванию песни. | ОК 1-7; ОК 11; ПК 1.1-1.5 - формулировка цели и задач отдельного этапа урока; - соответствие представленному содержанию; - моделирование плана-конспекта по разучиванию песни для учащихся 1-4 классов с выделением задач обучения пению, методов и приёмов коллективной и индивидуальной работы с детьми с точки зрения формирования у младших школьников УУД. | 12 неделя | |||
Практическая работа | Проведение музыкально-ритмических упражнений, игр, танцев. | ОК 1-7; ОК 11; ПК 1.1-1.5 - формулировка цели и задач отдельного этапа урока; - проявление самостоятельности и критичности в работе с информацией; - представление информации средствами презентационных технологий; - создаёт в кабинете предметно-развивающую среду; - знает основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе; | 14 неделя | |||
Тема 2.3.Особенности форм, методов и приёмов музыкальной деятельности в начальных классах | Практическая работа | Составление тематического планирования на учебную четверть (по выбору) с определением дидактических единиц | ОК 1, ПК 1.1., 1.3., 1.5., 4.1. - владение грамотной письменной речью, содержательное изложение своих идей в письменном виде; - отличает существенные (главные, основные) и несущественные (вспомога-тельные, второстепенные) признаки понятий; - выявление специфики проведения урока в предметной области искусство на этапе планирования или на основе наблюдения; - определение объекта контроля и оценки результатов обучения; - владение правилами оформления и ведения различных видов учебной доку-ментации (календарно-тематического плана); - разработка учебно-тематического плана (рабочей программы; конспекта и/или плана урока) изучения темы (раздела) на ограниченный отрезок учебного времени (урок, неделю, месяц, четверть). | 16 неделя | ||
Дифференциро-ванный зачёт | Защита конспекта урока на основе программы «Музыка», 1-4 кл. (тема урока – по выбору). | ОК 1. – 9., ОК 11., ПК 1.1. – 1.4., ПК 4.1. – 4.5. | 17 неделя | |||
Итого | Перевод оценки из многобалльной в пятибалльную: «отлично» – 108-120 (90-100 %) «хорошо» – 90-107 (75-89 %) «удовлетворительно» – 60-89 (50-74 %) «неудовлетворительно» – менее 50% | 120 баллов – текущий рейтинг, 20 баллов – дифференцированный зачёт. |
Проверил председатель П(Ц)К_______________________________________(ФИО)
Текущий контроль
Оценочные средства текущего контроля
Входная диагностика №1
Тема. Изучение музыки как вида искусства: содержательные линии
Цель: установить соответствие уровня подготовки обучающегося (студента) на вводном этапе обучения требованиям рабочей программы профессионального модуля «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»
Задачи:
1) формирование положительной мотивации студентов к самостоятельной деятельности;
2) контроль уровня сформированности у обучающихся предметных знаний, умений, навыков и способов деятельности (слухового анализа) в области музыкального искусства для дальнейшего изучения студентами программного материала и формирования компетенций, определённых в ФГОС СПО по соответствующему направлению специальности 050146 Преподавание в начальных классах;
3) оценка уровня знаний, умений и навыков (студентов) с выделением положительных/отрицательных результатов и планирование предупреждающих/корректирующих мероприятий.
Порядок организации входной диагностики
1) Предварительные замечания
Входная диагностика проводится без предварительной подготовки студентов и состоит их двух вариантов, каждый из которых включает 2 блока:
- I. Тест – в котором представлены задания на выявление предметных знаний в области музыкального искусства;
- II. Слуховой анализ – где предложены задания на выявление уровня практических умений и навыков студентов в процессе слушания и оценке музыкального произведения.
2) Основной этап – проведение входной диагностики (на учебном занятии)
2.1. Изучение инструкции.
2.2. Выявление проблем, связанных с порядком выполнения и оформления работы (по процедуре).
2.3. Самостоятельное выполнение тестовой работы и слухового анализа.
3. Рефлексия достигнутых результатов. Анализ допущенных ошибок и прогнозирование дальнейших действий.
4. Критерии оценивания
Показатели оценки | Проявление показателя оценки | Баллы | ||
I. Тест | ||||
Выполняет задание | Устанавливает соответствие между термином и понятием; находит правильный вариант ответа; находит термин, подходящий по смыслу | по 1 баллу за каждый правильный ответ | ||
II. Практико-ориентированный блок | ||||
Выполняет задание | Анализирует музыкальное произведение по заданному алгоритму | 1-3 балла ( в процент-ном соотношении: 50/75/90). | ||
Итого (по результатам двух блоков) | ||||
Значение показателя | отлично | хорошо | удовлетворительно | неудовлетворительно |
Max: | менее 5 | |||
Min: |
Вариант I – II.
I. Тест
Инструкция: Тест состоит из 10 заданий знаниевого характера трёх типов. Решите задания в соответствии с предложенной инструкцией к каждому типу теста.
Время выполнения теста: 15 минут.
Источник информации: