Практическая домашняя самостоятельная работа (ДСР) № 3




Тема. Ритмизация попевки (потешки, дразнилки, считалки)

Цель: усвоение способов ритмизации поэтического текста; создание («сочинение») продукта музыкально-творческой деятельности и представление его.

Задачи:

1) формирование положительной мотивации самостоятельной музыкально-творческой деятельности;

2) развитие творческих способностей, познавательного интереса;

3) формирование умений самостоятельно приобретать и применять знания, формировать музыкально-практические умения, пользоваться музыкальными инструментами, справочной литературой, обрабатывать результаты продуктов музыкально-творческой деятельности и представлять их;

Порядок организации практической работы

1. Подготовительный этап

1.1. Инструкция для повторения: Повторите основные термины и понятия метроритмической организации музыки: доля; сильные, слабые доли;

ритм, длительности нот и пауз, их обозначение и счётные единицы каждой длительности; метр, размер, виды простых размеров; такт, затакт, тактовая черта, формирование такта в соответствии с заданным размером; тактирование (дирижирование).

1.2. Аналитическое чтение с целью систематизации.

1.3. Вопросы и задания для самопроверки:

- вспомните, сколько взмахов приходится на каждую длительность (нота, пауза): целую? половинную? четвертную? восьмую?

- просчитайте и протактируйте каждую длительность;

- протактируйте, используя дирижёрскую сетку, размеры 2/4, 3/4, 4/4, со счётом каждой доли (1-и, 2-и и т.д.).

1.4. Обязательное письменно-графическое оформление результатов аналитического чтения в форме графического изображения ритмической мелодии поэтического текста (попевки, потешки, дразнилки, считалки и др.).

1.5. Определение границ знаний, фиксация проблемных вопросов.

1.6. Список литературы:

1) Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: Академия, 2001. – 20 – 25.

2) Интернет-ресурсы

- https://ru.wikipedia.org/wiki/Метр_(музыка)

- https://muratmusicant.narod.ru/authorsoftware/music_exam.swf – звучащая клавиатура Музыкальный экзаменатор /Камертон (2006.06)

- https://ru.wikipedia.org/wiki/Такт_(музыка)

- https://teorymusic.jimdo.com/ Теория и методика музыкального воспитания с практикумом: электронно-образовательное пособие. Глава I, тема 1.2. (1.2.2.)

2. Основной этап – выполнение практической работы (во внеурочное время – домашняя самостоятельная работа – ДСР)

2.1. Воспроизведение алгоритма выполнения практической работы и выявление проблемных зон.

2.2. Самостоятельное выполнение практической работы.

2.3. Оформление результатов (по инструкции).

3. Рефлексия достигнутых результатов. Анализ допущенных ошибок и прогнозирование дальнейших действий.

4. Критерии оценивания

№ п/п Проверяемые умения Студент Преподаватель
1. Уровень самостоятельности    
2. Соблюдение алгоритма выполнения работы    
3. Правильно разбиты слова на слоги    
4. Правильность выполненной работы: а) выделены логические ударения, сильные доли; б) обозначены нотные длительности каждого слога; в) поставлена тактовая черта; г) определён размер ритмоинтонации.    
5. Точное, чистое и выразительное исполнение (голосом, на музыкальном инструменте) продукта музыкально-творческой деятельности    
6. * Правильность решения творческой задачи: обращение ритмоинтонации в звуковысотную мелодию    
  Итого:    

Итого максимально возможный балл – 16, минимальный – 8.

Уровни оценивания:

0 баллов – не умею, не понимаю, способом не владею, надо серьёзно работать; не учитываю время при планировании работы;

1 балл – умею, но сомневаюсь в своём решении, допускаю ошибки, требуется тренировка в применении способа, алгоритмов; время планирую, но нерационально;

2 балла – умею, выполняю задание верно, уверенно; правильно планирую время.

Значение показателя отлично хорошо удовлетворительно неудовлетворительно
Max: 10       менее 5
Min: 5        

Инструкция для выполнения ДСР:

1. Внимательно прочтите инструкцию по предложенной теме.

2. Подберите небольшой поэтический текст: потешка, дразнилка, считалка или короткое стихотворение, четверостишие и т.д.

3. Запишите его, разбив каждое слово на слоги, например:

Е-ха-ли мед-ве-ди на ве-ло-си-пе-де,

А за ни-ми кот за-дом на-пе-рёд … и т.д.

4. Прочитайте его выразительно, отметьте логическое ударение чёрточкой под сильной долей:

Е -ха-ли мед- ве -ди на ве-ло-си- пе -де,

А за ни-ми котза -дом на-пе- рёд … и т.д.

5. Протактируйте данный пример, отмечая сильную долю взмахом руки вниз. При этом продолжайте выразительно читать текст.

6. Обратите внимание, сколько слогов у Вас приходится на каждый взмах: если на один взмах приходится один слог, напишите над ним четвертную ноту (1и), если приходится 2 слога, то над каждым из них напишите по восьмой ноте (на 1 – и на «и» – ), а если один слог тактируется на 2 взмаха, тогда над ним запишите половинную ноту (на 1и, 2и):

7. Теперь разбейте нотную запись на такты, поставьте перед каждой сильной долей вертикальную тактовую черту:

8. Сосчитайте, какой размер получился в каждом такте, и выставите его перед первой нотной строкой в виде дробного числа, где верхняя цифра укажет на количество долей, а нижняя – их качество, т.е. какими долями ведётся счёт.

9. Исполните созданную («сочинённую») Вами ритмоинтонацию разными способами:

- хлопками (щелчками, шлепками, постукиванием и др.) с проговариванием текста;

- на ударных инструментах фабричного производства (клавесах, погремушках, деревянных ложках и др.) и изготовленных Вами инструментах-самоделках из подручного материала.

10. Исполните на каком-либо мелодическом музыкальном инструменте (металлофон, пианино, цимбалы, триола и др.) или на (https://muratmusicant.narod.ru/authorsoftware/music_exam.swf) звучащей клавиатуре на одной, двух, трёх нотах данный ритмический рисунок и пропеть получившуюся песенку со словами.

11. * Попробуйте переложить полученную ритмоинтонацию на звуковысотную мелодию, т.е. записать её нотными знаками на нотном стане (*по желанию).

Практическая работа № 4

 

Тема. Осмысление сущности средств музыкальной выразительности

 

Название. Тембр как средство выразительности

 

Цель: оценка и повышение уровня практических умений студентов в определении тембровых характеристик музыкальных инструментов и певческих голосов.

Задачи:

1) формирование положительной мотивации самостоятельной деятельности;

2) формирование умений наблюдать и узнавать группы и отдельные инструменты симфонического оркестра (по внешнему виду, тембровому звучанию) и певческие голоса;

3) развитие познавательного интереса и слухового самоконтроля.

 

Порядок организации практической работы

1. Подготовительный этап

1.1. Инструкция для изучения: Изучите материал учебника. Составьте таблицу групп певческих голосов, музыкальных инструментов, укажите их тембровые характеристики.

1.2. Аналитическое чтение (изучение) с целью систематизации.

1.3. Вопросы и задания для самопроверки:

- Что такое тембр? хор? оркестр?

- Каким образом классифицируются певческие голоса?

- Назовите виды и типы хоров?

- Какие различают оркестры по назначению и составу исполнителей?

1.4. Обязательное письменно-графическое оформление результатов аналитического чтения в форме таблиц групп певческих голосов и групп инструментов симфонического оркестра.

1.5. Определение границ знаний, фиксация проблемных вопросов.

1.6. Список литературы:

1. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: Академия, 2001. – С. 95 – 109.

2. Интернет-ресурсы

- https://ru.wikipedia.org/wiki/Хор – Виды и типы хоров;

- https://www.olofmp3.ru/index.php/Kratkii-obzor-instrumentov-simfonicheskogo-orkestra.html – Краткий обзор инструментов симфонического оркестра (аудио-видео каждого инструмента);

- https://ru.wikipedia.org/wiki/Оркестр – Оркестр; виды оркестров;

- https://www.chormiet.ru/articles/dictionary/golosa – Певческие голоса

- https://arsl.ru/?page=152 – Симфонический оркестр

- https://teorymusic.jimdo.com/ – Теория и методика музыкального воспитания с практикумом: электронно-образовательное пособие. Глава I, тема 1.2. (1.2.2.)

2. Основной этап – проведение практической работы (на учебном занятии)

2.1. Воспроизведение алгоритма выполнения практической работы и выявление проблемных зон.

2.2. Самостоятельное выполнение практической работы.

2.3. Оформление отчета (результатов).

3. Рефлексия достигнутых результатов. Анализ допущенных ошибок и прогнозирование дальнейших действий.

4. Критерии оценивания

Показатели оценки Проявление показателя оценки Баллы
Блок I. Теоретический
Выполняет задание Соотносит музыкальные инструменты симфонического оркестра с их изображением, распределяет их по группам. по 1 баллу за каждый правильный ответ
Блок II. Практико-ориентированный
Выполняет задание Определяет на слух тембры певческих голосов; и инструментов симфонического оркестра. по 1 баллу за каждый правильный ответ
Итого (по результатам 2 блоков)
Значение показателя отлично хорошо удовлетворительно неудовлетворительно
Max:       менее 5
Min:        

Инструкция: Работа состоит из двух блоков:

- блок I (теоретический) – предлагаются тестовые задания, где проверяется уровень предметных знаний: соотнесение музыкальных инструментов симфонического оркестра с их изображением и распределение их по группам;

- блок II (практико-ориентированный) – слуховой анализ, выявляющий уровень сформированности практических умений в узнавании на слух музыкальных инструментов и певческих голосов по тембровой окраске.

Критерии оценки каждого вида задания: за каждый правильный ответ1 балл.

Вариант I (Приложение 1)

Вариант II (Приложение 2)

Блок I. Теоретический

1. Установите соответствие между названием и изображением музыкальных инструментов оркестра (см. Приложение 1): …

Образец ответа: А) 2, 5, 3…

2. Распределите музыкальные инструменты оркестра по группам:

1 – струнно-смычковые

2 – деревянные духовые инструменты

3 – медные духовые инструменты

4 – ударные инструменты

Образец ответа: 1. Струнно-смычковые: 1, 5, 8…; 2. Деревянные духовые: 2, 4, 7… и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: