Тема. Ритмизация попевки (потешки, дразнилки, считалки)
Цель: усвоение способов ритмизации поэтического текста; создание («сочинение») продукта музыкально-творческой деятельности и представление его.
Задачи:
1) формирование положительной мотивации самостоятельной музыкально-творческой деятельности;
2) развитие творческих способностей, познавательного интереса;
3) формирование умений самостоятельно приобретать и применять знания, формировать музыкально-практические умения, пользоваться музыкальными инструментами, справочной литературой, обрабатывать результаты продуктов музыкально-творческой деятельности и представлять их;
Порядок организации практической работы
1. Подготовительный этап
1.1. Инструкция для повторения: Повторите основные термины и понятия метроритмической организации музыки: доля; сильные, слабые доли;
ритм, длительности нот и пауз, их обозначение и счётные единицы каждой длительности; метр, размер, виды простых размеров; такт, затакт, тактовая черта, формирование такта в соответствии с заданным размером; тактирование (дирижирование).
1.2. Аналитическое чтение с целью систематизации.
1.3. Вопросы и задания для самопроверки:
- вспомните, сколько взмахов приходится на каждую длительность (нота, пауза): целую? половинную? четвертную? восьмую?
- просчитайте и протактируйте каждую длительность;
- протактируйте, используя дирижёрскую сетку, размеры 2/4, 3/4, 4/4, со счётом каждой доли (1-и, 2-и и т.д.).
1.4. Обязательное письменно-графическое оформление результатов аналитического чтения в форме графического изображения ритмической мелодии поэтического текста (попевки, потешки, дразнилки, считалки и др.).
|
1.5. Определение границ знаний, фиксация проблемных вопросов.
1.6. Список литературы:
1) Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: Академия, 2001. – 20 – 25.
2) Интернет-ресурсы
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Метр_(музыка)
- https://muratmusicant.narod.ru/authorsoftware/music_exam.swf – звучащая клавиатура Музыкальный экзаменатор /Камертон (2006.06)
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Такт_(музыка)
- https://teorymusic.jimdo.com/ Теория и методика музыкального воспитания с практикумом: электронно-образовательное пособие. Глава I, тема 1.2. (1.2.2.)
2. Основной этап – выполнение практической работы (во внеурочное время – домашняя самостоятельная работа – ДСР)
2.1. Воспроизведение алгоритма выполнения практической работы и выявление проблемных зон.
2.2. Самостоятельное выполнение практической работы.
2.3. Оформление результатов (по инструкции).
3. Рефлексия достигнутых результатов. Анализ допущенных ошибок и прогнозирование дальнейших действий.
4. Критерии оценивания
№ п/п | Проверяемые умения | Студент | Преподаватель |
1. | Уровень самостоятельности | ||
2. | Соблюдение алгоритма выполнения работы | ||
3. | Правильно разбиты слова на слоги | ||
4. | Правильность выполненной работы: а) выделены логические ударения, сильные доли; б) обозначены нотные длительности каждого слога; в) поставлена тактовая черта; г) определён размер ритмоинтонации. | ||
5. | Точное, чистое и выразительное исполнение (голосом, на музыкальном инструменте) продукта музыкально-творческой деятельности | ||
6. | * Правильность решения творческой задачи: обращение ритмоинтонации в звуковысотную мелодию | ||
Итого: |
Итого максимально возможный балл – 16, минимальный – 8.
|
Уровни оценивания:
0 баллов – не умею, не понимаю, способом не владею, надо серьёзно работать; не учитываю время при планировании работы;
1 балл – умею, но сомневаюсь в своём решении, допускаю ошибки, требуется тренировка в применении способа, алгоритмов; время планирую, но нерационально;
2 балла – умею, выполняю задание верно, уверенно; правильно планирую время.
Значение показателя | отлично | хорошо | удовлетворительно | неудовлетворительно |
Max: 10 | менее 5 | |||
Min: 5 |
Инструкция для выполнения ДСР:
1. Внимательно прочтите инструкцию по предложенной теме.
2. Подберите небольшой поэтический текст: потешка, дразнилка, считалка или короткое стихотворение, четверостишие и т.д.
3. Запишите его, разбив каждое слово на слоги, например:
Е-ха-ли мед-ве-ди на ве-ло-си-пе-де,
А за ни-ми кот за-дом на-пе-рёд … и т.д.
4. Прочитайте его выразительно, отметьте логическое ударение чёрточкой под сильной долей:
Е -ха-ли мед- ве -ди на ве-ло-си- пе -де,
А за ни-ми котза -дом на-пе- рёд … и т.д.
5. Протактируйте данный пример, отмечая сильную долю взмахом руки вниз. При этом продолжайте выразительно читать текст.
6. Обратите внимание, сколько слогов у Вас приходится на каждый взмах: если на один взмах приходится один слог, напишите над ним четвертную ноту (1и), если приходится 2 слога, то над каждым из них напишите по восьмой ноте (на 1 – и на «и» – ), а если один слог тактируется на 2 взмаха, тогда над ним запишите половинную ноту (на 1и, 2и):
|
7. Теперь разбейте нотную запись на такты, поставьте перед каждой сильной долей вертикальную тактовую черту:
8. Сосчитайте, какой размер получился в каждом такте, и выставите его перед первой нотной строкой в виде дробного числа, где верхняя цифра укажет на количество долей, а нижняя – их качество, т.е. какими долями ведётся счёт.
9. Исполните созданную («сочинённую») Вами ритмоинтонацию разными способами:
- хлопками (щелчками, шлепками, постукиванием и др.) с проговариванием текста;
- на ударных инструментах фабричного производства (клавесах, погремушках, деревянных ложках и др.) и изготовленных Вами инструментах-самоделках из подручного материала.
10. Исполните на каком-либо мелодическом музыкальном инструменте (металлофон, пианино, цимбалы, триола и др.) или на (https://muratmusicant.narod.ru/authorsoftware/music_exam.swf) звучащей клавиатуре на одной, двух, трёх нотах данный ритмический рисунок и пропеть получившуюся песенку со словами.
11. * Попробуйте переложить полученную ритмоинтонацию на звуковысотную мелодию, т.е. записать её нотными знаками на нотном стане (*по желанию).
Практическая работа № 4
Тема. Осмысление сущности средств музыкальной выразительности
Название. Тембр как средство выразительности
Цель: оценка и повышение уровня практических умений студентов в определении тембровых характеристик музыкальных инструментов и певческих голосов.
Задачи:
1) формирование положительной мотивации самостоятельной деятельности;
2) формирование умений наблюдать и узнавать группы и отдельные инструменты симфонического оркестра (по внешнему виду, тембровому звучанию) и певческие голоса;
3) развитие познавательного интереса и слухового самоконтроля.
Порядок организации практической работы
1. Подготовительный этап
1.1. Инструкция для изучения: Изучите материал учебника. Составьте таблицу групп певческих голосов, музыкальных инструментов, укажите их тембровые характеристики.
1.2. Аналитическое чтение (изучение) с целью систематизации.
1.3. Вопросы и задания для самопроверки:
- Что такое тембр? хор? оркестр?
- Каким образом классифицируются певческие голоса?
- Назовите виды и типы хоров?
- Какие различают оркестры по назначению и составу исполнителей?
1.4. Обязательное письменно-графическое оформление результатов аналитического чтения в форме таблиц групп певческих голосов и групп инструментов симфонического оркестра.
1.5. Определение границ знаний, фиксация проблемных вопросов.
1.6. Список литературы:
1. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: Академия, 2001. – С. 95 – 109.
2. Интернет-ресурсы
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Хор – Виды и типы хоров;
- https://www.olofmp3.ru/index.php/Kratkii-obzor-instrumentov-simfonicheskogo-orkestra.html – Краткий обзор инструментов симфонического оркестра (аудио-видео каждого инструмента);
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Оркестр – Оркестр; виды оркестров;
- https://www.chormiet.ru/articles/dictionary/golosa – Певческие голоса
- https://arsl.ru/?page=152 – Симфонический оркестр
- https://teorymusic.jimdo.com/ – Теория и методика музыкального воспитания с практикумом: электронно-образовательное пособие. Глава I, тема 1.2. (1.2.2.)
2. Основной этап – проведение практической работы (на учебном занятии)
2.1. Воспроизведение алгоритма выполнения практической работы и выявление проблемных зон.
2.2. Самостоятельное выполнение практической работы.
2.3. Оформление отчета (результатов).
3. Рефлексия достигнутых результатов. Анализ допущенных ошибок и прогнозирование дальнейших действий.
4. Критерии оценивания
Показатели оценки | Проявление показателя оценки | Баллы | ||
Блок I. Теоретический | ||||
Выполняет задание | Соотносит музыкальные инструменты симфонического оркестра с их изображением, распределяет их по группам. | по 1 баллу за каждый правильный ответ | ||
Блок II. Практико-ориентированный | ||||
Выполняет задание | Определяет на слух тембры певческих голосов; и инструментов симфонического оркестра. | по 1 баллу за каждый правильный ответ | ||
Итого (по результатам 2 блоков) | ||||
Значение показателя | отлично | хорошо | удовлетворительно | неудовлетворительно |
Max: | менее 5 | |||
Min: |
Инструкция: Работа состоит из двух блоков:
- блок I (теоретический) – предлагаются тестовые задания, где проверяется уровень предметных знаний: соотнесение музыкальных инструментов симфонического оркестра с их изображением и распределение их по группам;
- блок II (практико-ориентированный) – слуховой анализ, выявляющий уровень сформированности практических умений в узнавании на слух музыкальных инструментов и певческих голосов по тембровой окраске.
Критерии оценки каждого вида задания: за каждый правильный ответ – 1 балл.
Вариант I (Приложение 1)
Вариант II (Приложение 2)
Блок I. Теоретический
1. Установите соответствие между названием и изображением музыкальных инструментов оркестра (см. Приложение 1): …
Образец ответа: А) 2, 5, 3…
2. Распределите музыкальные инструменты оркестра по группам:
1 – струнно-смычковые
2 – деревянные духовые инструменты
3 – медные духовые инструменты
4 – ударные инструменты
Образец ответа: 1. Струнно-смычковые: 1, 5, 8…; 2. Деревянные духовые: 2, 4, 7… и т.д.