Определите на слух певческие голоса, музыкальные инструменты по тембровому звучанию.
Образец ответа: 1. Женский голос – меццо-сопрано. 2. Литавры, барабан. 3… и т.д.
Практическая работа №6
Название. Проведение фрагмента урока по подготовке к эмоциональному восприятию и анализ музыкального произведения на уровне темы
Тема 2.2. Содержание и методика организации видов детской музыкальной деятельности
Цель: моделирование и проведение фрагмента урока по подготовке к эмоциональному восприятию и анализ музыкального произведения на уровне темы.
Задачи:
1) формирование умений определять цель урока и его фрагмента по слушанию музыкального произведения в рамках темы; методически грамотно моделировать подготовку к эмоциональному восприятию, выстраивать и вести анализ (разбор) музыкального произведения на уровне темы урока;
2) формирование положительной мотивации самостоятельной деятельности; познавательного интереса и творческой активности;
3) развитие самоконтроля.
Порядок организации практической работы
1. Подготовительный этап
1.1. Инструкция для изучения: Вам необходимо подготовиться к проведению фрагмента урока по слушанию музыки в начальной школе (в пределах 5-6 минут). Для этого вспомните ряд ключевых особенностей каждого этапа слушания музыки для последующей разработке фрагмента урока (по выбору) по подготовке учащихся к эмоциональному восприятию музыкального произведения и его анализу на уровне темы и цели урока.
1.2. Аналитическое чтение с целью систематизации
1.3. Вопросы и задания для самопроверки:
- Какова цель слушания музыки как основного вида музыкальной деятельности младших школьников?
|
- Назовите основные этапы процесса восприятия музыки, указав особенности и цель каждого.
- Разработайте фрагмент урока по слушанию музыки (класс, музыкальное произведение – по выбору).
1.4.Обязательное письменно-графическое оформление фрагмента конспекта урока по заданной схеме:
· Урок … (1.2.1.)
· Тема четверти …
· Тема урока …
· Цель урока …
· Цель фрагмента урока по слушанию … (автор, название музыкального произведения)
· Оборудование
· Литература
· Ход урока (фрагмента)
Этапы, временной аспект, методы и приёмы | Содержание | Планируемый результат, УУД |
1. В первом столбике таблицы прописывается: а) этап урока; б) временной аспект (например, 2´); в) методы и приёмы: наглядно-слуховой (автор, название музыкального произведения), наглядно-зрительный (портреты композиторов, исполнителей, иллюстрации, схемы, нотная, графическая запись и др.), анализ, сравнение, сопоставление, обобщение, и т.д.
2. Во второй графе конспекта подробно отражается содержание деятельности учителя (фотографическая запись): слова, произносимые педагогом, вопросы для беседы с учащимися и задания; здесь же в скобках записываются примерные ответы учащихся.
В содержании фрагмента урока по слушанию музыки необходимо отразить:
- вступительную беседу и задание (целеполагание) перед слушанием музыки (2-3 главных вопроса, на которые предстоит ответить после слушания);
- слушание и анализ музыкального произведения (вопросы на уровне темы и предполагаемые ответы учащихся);
- микровывод и переход к следующему этапу урока (виду деятельности).
|
3. В третьей графе указываются:
а) планируемый результат (чему научатся или получат возможность научиться дети), например: размышлять об истоках музыки, узнавать на слух музыкальные произведения; определять характер, настроение, жанровую, интонационную основу музыки; развитие и форму произведения; тембр музыкальных инструментов, певческого голоса и т.д.; ориентироваться в нотном письме как графическом изображении типичных интонационных оборотов; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи и т.д.;
б) УУД (универсальные учебные действия):
- познавательные, включающие общеучебные, логические действия, а также постановку и решение проблемы, например: узнавать, выбирать, использовать общие приёмы решения слушательской задачи, различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке; размышлять об истоках возникновения музыкальных звуков; находить особенности музыкального отражения жизненных ситуаций; выявлять выразительные возможности музыки, различные по смыслу музыкальные интонации; обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки; осознавать языковые особенности выразительности и изобразительности музыки; называть средства музыкальной выразительности; сравнивать разные музыкальные произведения,формы по принципу сходства и различия; соотносить различные элементы музыкальной речи с музыкальными образами и их развитием; распознавать художественный замысел различных форм (построений) музыки (одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.); исследовать и определять форму (построения) музыкального произведения ит.д.;
|
- регулятивные, обеспечивающие учащимся организацию их учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции действий и оценки успешности усвоения, т.е. выполнять учебные действия в качестве слушателя, преобразовывать познавательную задачу в практическое действие, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, самостоятельно и т.д.;
- коммуникативные, обеспечивающие сотрудничество – умение слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, например: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыку; составлять своё мнение об услышанном; принимать мнение других людей о музыке; формулировать собственное мнение и позицию и т.д.;
- личностные, позволяющие сделать учение осмысленным, направленным на осознание, принятие учащимися жизненных ценностей и смыслов, позволяющих им сориентироваться в нравственных нормах, правилах – наблюдать за использованием музыки в жизни человека; наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира; эмоционально относиться к музыке в её самобытном разнообразии; воспринимать окружающие звуки и звуки природы, сравнивать их с музыкальными звуками; воспринимать профессиональное творчество и музыкальный фольклор народов мира; адекватно оценивать себя как слушателя, испытывать чувство гордости за свой народ, за культурное наследие народа своей и другой страны, проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыкальных произведений; проявлять интерес к взаимосвязи композитора, исполнителя и слушателя как субъектов музыкально-творческой деятельности, проявлять интерес к процессу и результатам музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов,к музыкальному языку произведений своего народа; сопоставлять музыкальные образы произведений в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе современных электронных; выражать своё эмоциональное отношение к художественным образам произведений музыкальных жанров в слове, рисунке и пр.; выявлять в музыкальном тексте характеристики образа Родины,разницу в характере музыки марша, танца и песни; распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки; размышлять, рассуждать об отражении в музыке времен года, жизни животных, птиц, зверей, людей; анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии, интонационно-мелодические особенности музыкального творчества своего народа с особенностями музыкальных интонаций народов других стран мира; общаться со сверстниками в процессе решения коллективных творческих задач и т.д.
1.5. Определение границ знаний, фиксация проблемных вопросов.
1.6. Список литературы:
1) Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 240 с. – С. 77-100.
2) Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: Академия, 2001. – С. 219 – 231.
3) Программы «Музыка», 1-4 кл.
4) Интернет-ресурсы:
- Развитие музыкального восприятия младших школьников – https://5fan.ru/wievjob.php?id=14008
2.Основной этап – проведение практической работы (на учебном занятии)
2.1.Воспроизведение алгоритма выполнения практической работы и выявление проблемных зон.
2.2. Самостоятельное выполнение практической работы.
2.3. Оформление отчёта (результатов).
3.Рефлексия достигнутых результатов. Анализ допущенных ошибок и прогнозирование дальнейших действий.
4. Критерии оценивания
Показатели оценки | Проявление показателя оценки | Баллы | |||
Выполняет задание | Правильно определяет: - тему и место урока в теме четверти; - цель и задачи фрагмента урока | по 1 баллу за каждое правильно выполненное действие | |||
Правильно отбирает средства обучения (ТСО; видео-, аудиозаписи; словарь эмоций, наглядность, ИКТ и др.) и эффективно его использует | по 0,2 балла | ||||
Отбирает для вступительного слова существенную дозированную информацию по теме, отделяет её от второстепенной (использование жизненных ситуаций, музыкальных аналогов, использование пропевания тем, музыкально-ритмических движений, выявление средств музыкальной выразительности). | 0,5 балла | ||||
Продумывает форму вступительного слова (рассказ, беседу, использование жизненных ситуаций, проблемно-поисковую ситуацию и др.), в полной мере отвечающей теме и задачам урока | 0,5 балла | ||||
Правильно формулирует целеполагание перед слушанием музыки | 1 балл | ||||
Правильно прогнозирует ожидаемый результат (УУД) в процессе восприятия музыкального произведения | 1 балл | ||||
Чётко формулирует вопросы и задания; соблюдает их логическую последовательность при анализе музыкального произведения | по 0,5 балла | ||||
Планирует при необходимости словарную работу, знакомство с текстом вокального произведения | 0,5 балла | ||||
Оформляет фрагмент конспекта урока в соответствии с требованиями к нему | 1 балл | ||||
Личностные проявления: уверенность, владение собой; умение держаться; удерживать внимание обучаемых; импровизационность и находчивость; эмоциональная окрашенность речи. | по 0,2 балла | ||||
При анализе аргументирует собственную позицию (деятельность), опираясь на теоретический материал. | 0,5 балла | ||||
Итого | |||||
Значение показателя | отлично | хорошо | удовлетворительно | неудовлетворительно | |
Max: | менее 5 | ||||
Min: | |||||
Задание. Проведите разработанный Вами фрагмент урока по слушанию музыки с соблюдением следующего алгоритма действий:
1. Назовите:
- тему выбранного Вами урока и его место в теме четверти;
- цель и задачи при проведении фрагмента урока по слушанию музыки.
2. Укажите:
- оборудование;
- музыкальный материал (автор, название музыкального произведения или его фрагмента)
- литературу.
3. Продемонстрируйте студентам группы фрагмент урока по слушанию музыки, который Вы предполагаете провести с учащимися начальных классов.
4. Пользуясь схемой анализа деятельности, оцените работу (свою, сокурсников).