Раздел 1. Изучение теоретических основ музыки как учебного предмета




Тема 1.1. Изучение музыки как вида искусства

Тема 1.2. Изучение элементов музыкальной грамоты и основ их преподавания в начальной школе

Тема 1.3. Ознакомление со стилями и жанрами музыкального искусства

Тема 1.4. Осмысление сущности средств музыкальной выразительности

Раздел 2. Изучение содержания музыкального воспитания в начальной школе

Тема 2.1. Ознакомление с предметом «Музыка» как составной частью образовательного процесса

Тема 2.2. Содержание и методика организации видов детской музыкальной деятельности

Тема 2.3. Особенности форм, методов и приёмов музыкальной деятельности в начальных классах

 

Цель: оценка уровня готовности студентов к профессиональной деятельности: разработка и оформление конспекта урока музыки в соответствии с правилами оформления и ведения различных видов учебной документации; отбор методической литературы, технических средств, музыкального репертуара (для восприятия и исполнительской деятельности) для конкретного урока; выбор структуры урока в зависимости от его типа, определение микро-целей каждого этапа и их связи с общей целью урока; отбор методов, средств обучения и способов педагогического контроля в соответствии с решаемой задачей и содержанием учебного общения на каждом этапе урока; владение поиском и творческой переработкой информации из сети Интернет, разработкой собственных электронных средств учебного назначения и использованием их для решения профессиональных задач; владение эмоционально-выразительными речевыми средствами (навыками убеждения) в процессе защиты продукта творческой деятельности и др.

 

Задание 1. Вам, как учителю начальных классов предложили разработать и провести урок музыки в соответствии с календарно-тематическим планом в рамках учебной четверти (по выбору). Разработайте конспект урока музыки в соответствии с требованиями к нему (Инструкция по разработке конспекта урока музыки – Приложение 1).

Задание 2. Защитите конспект урока (продукт творческой деятельности) в соответствии с предложенным планом.

План защиты конспекта урока

1. Назовите:

- тему урока и его место в теме четверти;

- цель и задачи;

- средства обучения (оборудование, музыкальный материал);

- литературу.

2. Кратко изложите последовательность и взаимосвязь этапов предполагаемого урока, с указанием:

- целеполагания (ожидаемого результата);

- формы работы;

- видов музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-ритмическое движение, игра на ДМИ);

- методов музыкального обучения;

- формирования УУД (познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных).

- фрагментарно продемонстрируйте исполнение музыкального репертуара в предлагаемых вами видах музыкальной деятельности.

3. При защите конспекта урока используйте презентацию.

4. Проведите самоанализ результатов своей педагогической деятельности, изложите свои наблюдения и выводы. Используйте предложенные критерии оценки проекта урока и оцените Ваш конспект на соответствие требованиям. За предложенный Вами вариант по каждому из критериев Вы можете получить от «0» до «2» баллов (Приложение № 2).

Критерии оценивания:

1 задание
Показатели оценки Проявление показателя оценки Баллы
Выполняет задание Правильно обозначены тема, цель, задачи, тип урока; 6 (по 1 баллу за каждое правильно выполненное действие)
Правильно отобраны и указаны: - средства (оборудование) обучения; - музыкальный материал урока; - литература 3 (по 1 баллу за каждое правильно выполненное действие)
Правильно отражено в конспекте, как происходит постановка (принятие) учебной цели школьниками 2 балла
Правильно зафиксированы: - активизация музыкального и жизненного опыта школьника; - знакомство с новым знанием в форме различных поисковых ситуаций (чётко сформулирована задача, вопросы и задания для совместного с учащимися решения этой задачи и окончательный вывод, сделанный самими учащимися) 2 (по 1 баллу за каждое правильно выполненное действие)
Правильно обозначены этапы урока и методические аспекты по разным видам музыкальной деятельности с формулировкой УУД: 1) восприятие музыки (вступительная беседа с использованием жизненных ситуаций, музыкальных аналогов и т.д., задание перед слушанием на уровне темы урока и само слушание музыки, разбор /анализ/ произведения); 2) пение (этапы работы: вступительное слово, вопросы для анализа, рекомендации для исполнения); 3) использование музыкально-ритмических движений и/или/ игры на детских музыкальных инструментах (инструктаж для исполнения) 8 (по 1 баллу за каждое правильно выполненное действие) 3 балла   3 балла     2 балла
Чётко зафиксирован этап подведения итогов урока (ответы на вопросы, рефлексия) 2 (по 1 баллу за каждое правильно выполненное действие)
23 балла
2 задание
Показатели оценки Проявление показателя оценки Баллы
Выполняет задание Соответствие спланированного продукта деятельности условиям предложенного задания 1 балл
Аргументированность, обоснованность, доказательность при предъявлении продуктадеятельности 1 балл
Правильно отобран инструментарий (методы, средства) для организации вида продуктивной деятельности 1 балл
Демонстрация практических умений в исполнительской деятельности (пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах – фрагментарно) 1 балл
Соблюдена чёткость, логичность, последовательность в процессе предъявления продукта деятельности 1 балл
Соблюдение научности, фактической точности и доступности 1 балл
Полнота освещения темы; логичность и системность изложения; выделение главного, наличие выводов 1 балл
Учтены возрастные особенности учащихся 1 балл
Методически правильно выполнен продукт творческой деятельности (конспект урока) 1 балл
Чёткое и грамотное в речевом отношении объяснение социальной технологии решения проблем клиентов 1 балл
Эффективность методов и приёмов изложения новых знаний, их целесообразность и разнообразие 1 балл
Связь учебного материала с современностью, практикой применения знаний 1 балл
Речь (содержательность, эмоциональность, выразительность, громкость, темп, дикция, соответствие литературным нормам, яркость мимики и жестов, эстетика поз и движений) 1 балл
    36 баллов ( в процент-ном соотношении: 50/75/90).
Итого по результатам 2 заданий
Значение показателя отлично хорошо удовлетворительно неудовлетворительно
Max:       менее 10
Min:        
             

Приложения

Приложение 1

Инструкция по разработке конспекта урока музыки:

1. Подберите в программе «Музыка», 1-4 кл. конкретный урок для последующей разработки его конспекта.

2. Определите тему урока.

3. Подберите в соответствии с темой урока методическую литературу, музыкальный, наглядный материал и разработайте конспект урока.

4. Укажите в конспекте:

- класс, четверть, номер урока (цифрами, например: 1.2.3, т.е. 1 класс, 2 четверть, 3 урок);

- тему четверти;

- тему урока;

- цель урока;

- задачи урока (воспитательная, образовательная, развивающая);

- тип урока;

- средства обучения (оборудование);

- музыкальный материал (автор, название музыкального произведения, действия с ним: слушание, разучивание, исполнение – пение, движение под музыку и т.д.);

- литература;

- эскиз доски;

- ход урока (оформляется грамотно, аккуратно в таблице /возможен компьютерный вариант/ по следующему образцу)

Ход урока:

Этапы, временной аспект, методы и приёмы Содержание Планируемый результат, УУД
     

1) В первом столбике таблицы прописывается: а) этап урока; б) временной аспект (например, 2´); в) методы (наглядно-слуховой или наглядно-зрительный, метод анализа, сравнения, сопоставления, музыкальной драматургии и т.д.) и приёмы работы, используемые на каждом этапе занятия (рассматривание портретов композиторов, исполнителей, иллюстраций, схем, нотной, графической записи; слушание музыкальных фрагментов и т.д.).

2) Во второй графе конспекта подробно отражается содержание деятельности учителя (фотографическая запись): слова, произносимые педагогом, вопросы для беседы с учащимися и задания; здесь же в скобках записываются примерные ответы учащихся. В содержании урока необходимо указать:

Вход в класс

- задание на вход в класс под музыку (название произведения, автор);

- вопросы для анализа (на уровне темы) предполагаемые ответы учащихся и микровывод.

Целеполагание – отразите в конспекте как будет происходить постановка (принятие) учебной цели учащимися.

Восприятие

- вступительная беседа и задание перед слушанием музыки (2-3 главных вопроса, на которые предстоит ответить учащимся после слушания);

- слушание и анализ музыкального произведения (вопросы на уровне темы и предполагаемые ответы учащихся);

- микровывод и переход к следующему этапу урока (виду деятельности).

Пение

- вступительное слово, целеполагание, слушание вокального произведения;

- краткий анализ содержания, характера произведения на уровне темы;

- разучивание или исполнение вокального произведения;

- вывод по исполнению (оценку дают сами учащиеся, затем учитель);

- микровывод, который учащиеся сделают самостоятельно или с помощью учителя, и т.д. с другими видами музыкальной деятельности.

Проверка домашнего задания и задание на дом (при его наличии).

Обобщение по уроку (на уровне темы) – 1-2 вопроса.

Подведение итогов и выставление оценок.

Выход из класса под музыку (указать произведение, его автора) – формулировка задания.

3) В третьей графе указываются:

а) планируемый результат (чему научатся или получат возможность научиться дети), например: размышлять об истоках музыки, правилам слушания, пения и т.д., узнавать на слух музыкальные произведения; определять характер, настроение, жанровую основу музыки, тембр музыкальных инструментов, певческого голоса и т.д.; ориентироваться в нотном письме как графическом изображении типичных интонационных оборотов; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи и т.д.;

б) УУД (универсальные учебные действия):

- познавательные, включающие общеучебные, логические действия, а также постановку и решение проблемы, например: узнавать, выбирать, использовать общие приёмы решения слушательской, исполнительской задачи и т.д.;

- регулятивные, обеспечивающие учащимся организацию их учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции действий и оценки успешности усвоения, т.е. выполнять учебные действия в качестве слушателя, исполнителя…, преобразовывать познавательную задачу в практическое действие, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, самостоятельно и т.д.;

- коммуникативные, обеспечивающие сотрудничество – умение слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, например: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыку; составлять своё мнение об услышанном; принимать мнение других людей о музыке; формулировать собственное мнение и позицию и т.д.;

- личностные, позволяющие сделать учение осмысленным, направленным на осознание, принятие учащимися жизненных ценностей и смыслов, позволяющих им сориентироваться в нравственных нормах, правилах – уметь соотносить себя с мотивированным восприятием музыки, адекватно оценить себя как слушателя, испытывать чувство гордости за свой народ, за культурное наследие народа своей и другой страны, эмоционально относиться к музыке в её самобытном разнообразии; общаться со сверстниками в процессе решения коллективных творческих задач и т.д.

5. Разработайте мультимедийную презентацию урока.

Приложение 2

Оценочный лист к заданию. Самооценка моей готовности (от 0 до 2).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: