О том, что небо не одушевлено 7 глава




 

172. И великий Дионисий говорит: «Самый старший порядок окружающих находящихся вокруг Бога умов, иерархически подчиненный совершенноначальному озарению будучи священноначальствуем совершенноначальным озарением, по причине непосредственного к нему устремления, очищается, озаряется и совершенствуется более сокровенным и более ясным светодаянием богоначалия: более сокровенным — как более умопостигаемым,, более несложным и единотворящим, а более ясным — как перводанным, первоявленным, более цельным и в большей степени на него излившимся, поскольку он прозрачен [как эфир]. А от него (то есть от самого старшего порядка), в свою очередь, соответственно аналогичным образом [очищается, просвещается и совершенствуется], второй, от второго третий, а от третьего наша иерархия »[578]. И ниже: «Все же они есть изъявители (экфанторы) и вестники того, что находится перед ними: самый старший [порядок] — движущего Бога, а прочие аналогичным образом — тех, кто приведен в движение Богом »[579].

 

173. Ты видишь [Iβ 47v] различия между священными умами и в отношении мышления мышлений, и в отношении озарений? Почему же ты, не стесняясь умом, говоришь то, что для рассуждающих верно — достойно смеха: «У отделенной сущности ум, мышление и мыслимое не различаются »[580], так как «отдельная сущность мыслит саму себя согласно своей собственной сущности »[581], и «актульный активный ум, согласно учению Аристотеля, есть актуально мыслимое »?[582] Действительно, осуетились мысли твои[583], равно и ты стал похож на умалишенного. Из-за того что отделенная сущность мыслит саму себя, ты настаиваешь, говоря: «И поэтому ум, мышление и мыслимое тождественны »[584]. И когда она (отдельная сущность) мыслит другую [сущность], ты также настаиваешь и говоришь: «Однако трудно понять увидеть, каким образом одна отделенная сущность отождествляется с другой сущностью, когда она ее мыслит »[585]. Я же тебе говорю, что скорее бессмысленно и нечестиво, нежели затруднительно, даже если она мыслит только саму себя. А если она мыслит и другую [сущность], и притом чаще всего, [так] как было сказано выше прежде, то даже и словами невозможно передать, что за безумие так думать и утверждать такую нелепицу. какому по величине безумию и нечестию свойственно предлагать и прославлять [на весь мир] такую вот чепуху.

 

174. Богомудрые [мужи] считают, что все [бесплотные] разумные творения, все ангелы — одной сущности, однако все они делятся на девять[586] чинов, поскольку имеют различие никоим образом не по сущности, но, как мы сказали выше, по мышлению. И священный Давид говорит: «Творящий ангелов Своих духами »[587]. А если «и служителей Своих », то — по причине служения Богу, прибавляет — «пламенем огня »[588], на него (огонь) он указывает, поскольку и все души всех людей, от Адама вплоть до самого конца, — одной природы, ибо они духовны, однако [Iβ 48r] отличаются друг от друга движениями и образом мысли. Есть ведь такие [души], которые благодаря непрестанному и упорному служению как по причине непрестанного, так и упорного служения Богу становятся в причастии Богу огнем не по сущности, но по дару благодати, согласно изречению Господа: «Огонь пришел Я низвести пролить на землю »[589].

 

175. Так вот, как природа огня — одна, однако сияет она различным по причине восприимчивости материи образом, и так существует различие огня не по сущности, а по действию (ἐνέργεια) и светозарности, именно так и все души, и все ангелы — одной сущности, однако между ними, как мы сказали, есть различие в отношении мышления и восприятия. К тому же и Григорий Богослов, и Дионисий Великий, и Церковь Божия называют их «ангельскими силами»[590], однако ни в коем случае не «ангельскими сущностями», как Фома. Сам же он, поистине несчастный и злополучный, полагает, что разумная сущность и действие (энергия, ἐνέργεια)— тождественны, и потому ввергается в погибель, исполненную бедствий множества зол. А впрочем, даже если бы мы и допустили это, то, поскольку Церковь Божия говорит о девяти иерархиях[591] всех небесных сил, до́лжно, чтобы и он, злополучный, считал, что у них только, по крайней мере, девять сущностей[592].

 

< Ошибочное суждение Фомы о том, что

«нескольких отделенных сущностей одного вида не бывает»>

 

176. Однако же Фома он (я говорю о Фоме) — о слепота! о суетность! — определенно утверждает, что все небесные силы отличаются друг от друга по виду (κατὰ τὸ εἶδος) и по сущности. А именно Он говорит: «Природа отделенной сущности может сохраняться в одном индивиде, потому что они нетленны, следовательно, нет необходимости, чтобы среди тех сущностей было два индивида одного и того же вида »[593]. [Iβ 48v] И снова: «Нескольких отделенных сущностей одного вида не бывает »[594]. То, что выше он назвал индивидами, теперь называет сущностями, полагая, что в умопостигаемых сущность и индивид тождественны, а [сказать] такое можно только от совершенного помешательства каковое явно бывает из-за ужасного безрассудства. И к тому же [Фоме], поставившему себе целью говорить против язычников и встать на защиту возражать в защиту истины, до́лжно было со всем старанием следовать святым. Однако тем, что он пишет, он явно пытается говорить противоположное святым и выставляет своим защитником Аристотеля. Удивляюсь, как ему не стыдно настаивать на столь большой лжи? Что же общего у святых с Аристотелем, который закоснел в языческих [философских] мыслях?

 

177. Церковь же Божия открыто говорит, что все священные умы — служители «первого блистания; … огонь ли, как бы нематериальный и бестелесный [ должно понимать под ними [595]]» (он, безусловно, один), «или какую-нибудь природу » (она опять же одна)[596]. А если бы природы были различными, то по причине отпадения демонов святые бы и другие чины ангелов не считались бы не полностью неподвижными в отношении зла, как обо всем [этом] кратко говорит [Григорий] Богослов: «Хочу сказать, что они [полностью] неподвижны в отношении зла и имеют одно только движение к добру, поскольку они находятся вокруг Бога и первыми получают от Бога озарения. Однако убеждает уверяет меня считать возражать и называть их не неподвижными, но неудобоподвижными блистающий Денница (Ἑωσφόρος), который из-за превозношения и стал, и называется тьмой, а также отступнические силы »[597]. Если бы все они не были одной природы, то каким образом было бы разумным, чтобы по причине части [Iβ 49r] отпавших подозрение падало и на других? Однако истинно то, о чем говорит святой Максим [Исповедник в схолии на Ареопагита]: «Церковь считает, что все святые ангелы одной сущности »[598]. Также Дионисий, епископ Александрии[599], тот, что из риторов[600], говорит: «Внешняя мудрость имеет привычку всякую незримую природу называть нерожденной, равным образом и ипостаси — [именовать] сущностями »[601].

 

178. Поэтому и Фома, доверяя веря [философствующим] язычникам и их премудрости, а не Церкви Божией, утверждает: «Невозможно, чтобы существовало множество отделенных сущностей, если нет множества видов (species, εἴδη)»[602]. И еще: «Несколько отделенных сущностей одного вида не бывает »[603]. И снова: «Среди небесных тел, из-за их совершенства, обнаруживается только один индивид одного вида »[604], «что особенно заметно на примере солнца и луны. Стало быть в отделенных сущностях тем более будет обнаруживаться только один индивид одного вида »[605]. Затем он [подобно аспиду] изрыгает яд своей души, и говорит: «Все отделенные сущности по виду отличаются друг от друга »[606]. Вы видите выступающего якобы, дескать, «против язычников», который изображает из себя истину, явного губителя [душ], [вы видите] как он говорит то, что свойственно [философствующим] язычникам, следует им и верит, и явно становится противником Церкви Божией?

 

178. «Природа отделенной сущности, говорит он, может сохраняться в одном индивиде, потому что они — нетленны »[607]. Но как из того, что они нетленны, с необходимостью следует, что она (природа отдельной сущности) может сохраняться в одном индивиде? Даже если это и возможно, [Iβ 49v] то из-за возможности оно не делается необходимым то всё же не по этой причине и не с необходимостью. Так как у Бога-Творца есть возможность сотворить многое, чего нет, однако Он творит [только] необходимое и полезное. А из-за того, что они (отделенные сущности) нетленны, выдавать возможное за необходимое— явная логическая ошибка.

 

180. Солнце — один индивид, и притом нетленный, однако оно одно не потому, что нетленно, но потому, что так решил всемогущий Творец, Бог. Поскольку и звезды, будучи нетленными, как солнце, тем не менее сохраняются не в одном индивиде, но в очень большом количестве. Так же и наши души нетленны, однако и их природа, будучи одной, сохраняется в неисчислимых индивидах. Следовательно, он (я говорю о Фоме) не желает делать истинных умозаключений, но лжет и стремится покрепить языческое [мнение] укреплять то, что свойственно [философствующим] язычникам, как это весьма ясно обнаруживается.

 

181. Еще: «Нет необходимости, чтобы среди тех сущностей, говорит он, было два индивида одного и того же вида »[608]. Но это свойственно тому, кто упраздняет небесные порядки и их чин. Каким же образом такое множество ангелов, архангелов и начал окажется удовлетворяющим одному устроению и одному чиноначалию единственного чина, если «все отделенные сущности по виду отличаются друг от друга »[609], как предлагают Фома и [философствующие] язычники? Откуда ты взял те [мысли], которые теперь посреди Церкви возвещаешь Откуда узнав, ты утверждаешь посреди Церкви такие вот [вещи]? Зачем ты, выходя за границы знания, вопреки справедливости споришь с тем, что знает Святая Церковь несправедливость по отношению к знанию священной Церкви? Славнейший ученик великого Павла Дионисий говорит: «Невозможно для нас знать таинства пренебесных умов и их святейшие [Iβ 50r] совершенства — разве лишь кто-нибудь скажет — настолько, насколько через них, поскольку они хорошо знают собственные свойства, как хорошо знающих свое [положение], посвятило нас в эту тайну в таинства Богоначалие »[610]. И снова: «Мы ничего не станем говорить от себя, но насколько ангельские видения созерцали священные богословы, [настолько] мы, посвятившись в эти таинства, по возможности и изложим однако, поскольку мы посвящены в эти таинства, — мы, как можем, изложим, сколько ангельских зрелищ узрели священные богословы »[611].

 

182. Но и Фома, [ведаешь ли,] о священный Дионисий, не говорит о них от себя. Насколько же гнусные языческие богословы созерцали (а точнее, если сказать честно, выдумывали), [настолько] и он, посвятившись в эти таинства, по возможности и излагает, лживо и коварно. однако поскольку он (Фома), несчастливец, посвящен в эти мистерии, то он, насколько может коварно и хитро, излагает, сколько было увидено, или, вернее сказать, надумано, гнусными язычниками-философами, пишущими о богах. Разве ты не слышал, [Фома], что великий Дионисий говорит: великого Дионисия, который говорит [о том, что] «согласно богословскому учению [Церкви], богословие утверждает: изъяснение священных Речений передает, что святейшие Престолы [612] , а также многоочитые и многокрылые чины, названные на языке евреев Херувимами и Серафимами, вследствие все превосходящей близости находятся непосредственно около Бога »?[613] Каким же образом, о потерявший остроту мысли, «все отделенные сущности по виду отличаются друг от друга »[614], и как «в отделенных сущностях будет обнаруживаться только один индивид одного вида »?[615] А разве, по-твоему, святейшие Престолы, будучи столь неисчислимыми, а также многоочитые и многокрылые [Херувимы и Серафимы] не являются одной иерархией?

 

183. Почему же ты всех тех (то есть Херувимов и Серафимов), кто, по-твоему, и, в свою очередь, Аристотеля мнению, отличаются друг от друга по сущности и виду, по причине того что «природа отделенной сущности может сохраняться в одном индивиде »[616], называешь одним (индивидом)? И снова: «В одном виде нет [Iβ 50v] различных индивидов, потому что среди отделенных сущностей двух равных по чину не бывает, но одна природа находится выше другой »[617]. И еще: «В отношении друг друга сами отделенные сущности по чину природы равными не бывают »[618]. Разве не открыто упраздняется то, что было сказано об ангельских чинах у святых? Если бы в одном виде не было бы множества индивидов, то говорилось бы: «Престол вокруг Бога», а не престолы. Поскольку [же] вокруг Бога стоят Престолы, то очевидно, что они составляют один вид и огромное множество индивидов. Точно так же мы говорим не о «многоочитом», и не о «многокрылом», что он обращается вокруг Бога, но о многоочитых и многокрылых[619].

 

184. Итак, очевидно, что у огромного множества индивидов два вида (многоочитые и многокрылые). С другой стороны, эти три вида, как то: Престолы, многоочитые и многокрылые [«чины, названные на языке евреев Херувимами и Серафимами »[620]] — если бы они не были одной природы, то не было бы и одной иерархии, так как природа проявляется в действии (энергии, ἐνέργεια) природа обнаруживается по энергии (действию). Bследствие этого то, что свойственно этому действию (энергии), необходимо свойственно и соотвествующей природе той же самой энергии (действию), необходимо свойственно и той же самой природе, как говорят богомудрые [мужи]. И снова великий Дионисий говорит: «Второй же порядок, или иерархия, которую составляют святые Господства, Силы и Власти, предводительствует иерархией Начал, Архангелов и Ангелов »[621]. Ты видишь, что существует три чина, а если тебе угодно, три вида, в которых неисчислимое [множество] лиц, или, если тебе угодно, индивидов которые в отношении лиц, а если угодно индивидов, неисчислимы? Каким образом они одинаково с равным успехом они в иерерахическом порядке начальствуют над священноначальствуют теми [чинами], которые расположены на одну иерархию ниже? А как же те, что ниже, одинаково с равным успехом [Iβ 51r] в иерархическом порядке подчинены тем священноначальствуемы теми, что на одну иерархию выше?[622]

 

185. Неужели единообразные действия (ἐνέργειαι) единовидные энергии (действия) свойственны различным природам, а не одной природе? Ясно, что одной. И не только чины, состоящие из трех [видов] троический чин, как мы сказали, по причине одной энергии [действия], — одной природы, но и все небесные воинства и чины, числом девять[623], как говорят священные Речения, — одной природы. И это доказывает [распространяющееся] от тех, что выше, до тех, что ниже, просвещение и разумность [при невещественности] (νοερότης), и то, что, как говорит Фома, и разумность, а именно, как говорит Фома: «предельная цель всякой разумной природы — Бог »[624]. Итак, если одно восприятие соразмерно даровано Богом всем, а Бог — единая предельная разумная цель всех, то ясно, что и все они — одной природы.

 

186. Поскольку мы уже утверждали, что природа познается по действию (ἐνέργεια) энергии (действию) и то, что тождественно по действию (ἐνέργεια) энергии (действию), тождественно и по природе. Поэтому Фома лжет обманывает, когда говорит, что «все отделенные сущности по виду отличаются друг от друга »[625], в то время как святые, подобно великому Дионисию, утверждают, что «ихтысячи тысяч[626] имириады мириад ”»[627] и «что они неисчислимы »[628]. Однако Фома и природу их не оставляет тщательно не исследованной, но говорит: «В одном виде нет различных индивидов, потому что среди отделенных сущностей двух равных по чину не бывает, но одна природа находится выше другой »[629]. И снова [в другом месте]: «По отношению друг ко другу В отношении друг друга сами отделенные сущности по чину природы равными не бывают »[630], называя отделенными сущностями ангелов, то есть индивиды. Таким образом, он полностью упраздняет чин, [Iβ 51v] упраздняет иерархии, смешивает, и притом все, и таким образом идет против церковных догматов и, соответственно, мыслит по-еретически еретическое.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: