Необходимость умения выбора отрывка




Не существует такой формулы, по которой можно было бы определить длину отрывка — количество стихов, необходимых для хорошего занятия. Главное правило — это выбрать отрывок, в котором развивается одна мысль или излагается одна история. 179Отрывки могут быть как совершенно самостоятельными, так и тесно связанными с другими. Они могут быть разбиты на подпункты и могут отклоняться от основного повествования. И все- таки хорошо подобранный отрывок будет заключать в себе всего одну мысль. Способность выбрать отрывок помогает преподавателю тем, что дает хорошее основание для применения и размышления. Применение отрывка наиболее эффективно тогда, когда оно касается какой- то одной детали, основанной на одном тексте. Затем могут быть убедительно разрешены всякие сомнения слушателей, а также представлены различные пути, побуждающие человека к послушанию и помогающие ему в этом. Правильная подборка текста несомненно помогает и в процессе размышления, так как вряд ли удастся связать главную мысль с главным применением, если отрывок настолько объемен, что в нем говорится о многих вещах и содержится много применений. Короткие же отрывки представляют собой совершенно иную проблему.

Кто-то может считать, что стоит довериться разделению Библии на главы, стихи и абзацы. Разделения эти действительно могут быть полезны, но и здесь есть разумный предел. Главы, как правило, чересчур длинны, потому что содержат в себе развитие не одной мысли, а нескольких. Отдельный же стих обычно будет очень короток для того, чтобы развить даже одну мысль. Более того, нельзя даже и думать о том, что можно слепо доверять разделению на абзацы и на отрывки с подзаголовками, так как они не одинаковы во всех переводах Библии. К тому же эти подразделения отсутствовали в тексте оригинала. Они могут быть полезны при чтении в качестве справочного материала, но даже неискушенный читатель может заметить различные несоответствия: стихи, начинающиеся с середины предложения, главы, начало которых прерывает ход мысли. Очень часто предложения дробятся на части стихами, а разбивка на главы нарушает целостность отрывков. Освещение вопроса о христианской семье в Послании к Ефесянам, к примеру, находится с 5, 18 по 6, 9, а членение между главами 52 и 53 Книги пророка Исаии непонятно зачем размещает "Песнь страждущего Слуги" по двум главам. Немало библейских повествований занимают по несколько глав. Итак, раз мы не можем полагаться на разбивку Библии на главы, стихи и абзацы, мы должны научиться подбирать отрывки необходимого объема.

Вполне очевидно, что в этом процессе возможны лишь две ошибки: выбор слишком длинного отрывка или слишком короткого. Начинающие преподаватели обычно пытаются за одно занятие охватить слишком много материала. И хотя такие занятия могут быть полезны в качестве обзорных, как правило, они просто заваливают слушателей лавиной новой информации. Многочисленные отдельные темы развиваются поверхностно и в общих словах, потому что на более детальное рассмотрение не хватает времени. Из уроков практически полностью выпадают примеры и конкретное применение, и теряется единство текста.

С другой стороны, на фрагменте отрывка можно построить только фрагмент занятия. Без развития логических связей, которые остаются за пределами выбранной части отрывка, его смысл становится непонятен. Вне своего контекста такие отрывки могут послужить основой для преподавания уроков нравственности или для передачи информации. Привлекательные для толкователя выводы, которые не были задуманы автором, могут быть неверно сделаны

 
 

179 John Beekman and John Callow, Translating the Word of God (Grand Rapids: Zondervan, 1974), 279-280.


из неполного текста. Или можно выбрать какое-либо слово из отрывка и посвятить все занятие изучению этого слова, так и не объяснив сути самого отрывка. Несомненно, углубленное изучение одного стиха, фразы и даже слова имеет свое место в процессе изучения Библии, но, имея перед глазами только пару предложений, трудно догадаться, что хотел передать своим читателям сам автор.

Основная текстовая единица, содержащая в себе законченную мысль автора, — передает ли он информацию или пытается в чем- то убедить читателя — это абзац. Для точной передачи смысла того, что хочет сказать автор, ему потребуется, как минимум, один абзац, включающий в себя группу предложений (в среднем около пяти стихов).180Единица повествования может охватывать целую группу абзацев — в общем столько, сколько необходимо для пересказа всей истории, определение которой дается в главе 5.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: