Мы не можем повторить каждое доброе деяние из Писаний. В одних случаях подражание Христу будет верхом благодетели, в то время как попытки подражать ему в других случаях
189 Sidney Greidanus, Sola Scriptura (Toronto: Wedge Publishing Foundation, 1970).
190 В Новом Завете подражание Богу предписано одиннадцать раз, а подражание людям - семнадцать.
— это верх богохульства.191Поэтому нам необходимо выбрать верное направление в этом вопросе.192
1.Есть ли у вас причины думать, что автор преднамеренно ставит в пример действия главного героя или его противника? Очевидно ли, что действие совершается согласно той или иной заповеди или же нарушает ее?
2.Можно ли проследить в том или ином действии повторяющийся пример? Таким повторяющимся примером деяний Бога можно привести, согласно более поздней ссылке в самой Библии, наказание им Египта и одновременное освобождение Израиля, что так или иначе проходит отголоском по всей Библии (Пс. 77; 79; Ос. 2, 15; 12, 9; Ам. 4,10; Мих. 7, 14 и далее). Молитвы Иисуса также являются примером для учеников.
3. Согласуется ли урок, полученный в том или ином примере, с библейским нравственным учением? Демонстрирует ли он какие- то библейские заповеди. Описывает ли библейские добродетели и идеалы?
4.Вдохновляют ли действия героя на храбрость или доброе дело? Вызывают ли действия злодея чувство отвращения ко греху?
5.Является ли повествование образцом жизни по завету? Учит ли оно правильным поступкам в семье и в царстве Бога?
6. Ищите уроки нравственности не в отрывках повествования — описаниях отдельных действий, — но во всем повествовании в целом. Оценивая то или иное действие, задумайтесь над тем, вызвано ли оно причинами общими и вневременными или частными и преходящими? Более того, если действия героя проистекают из его полного незнания библейского откровения, подражание вряд ли было задумано автором.
|
7. Если лица, действующие от имени Бога, обладают полученной от него силой или знанием, мы не сумеем им подражать. Мы не можем вызвать засуху или огонь с небес, как это делали пророки. Мы не способны читать чужие мысли, прощать грехи, приказывать бесам или исцелять, как это делал Иисус.
Д. Пример на практике
1. В истории с паралитиком (Мк. 2,1-12; Лк. 5,17-26) фигурируют четыре действующих лица, или, вернее, группы лиц: Иисус (Бог Сын), паралитик с друзьями (верные), книжники и фарисеи (неверные, противники) и толпа в доме (нейтральная сторона). Действия каждой из этих четырех групп поучительны.
2. Из этого отрывка мы узнаем нечто об Иисусе: что-то, во что мы должны верить, что должно придавать нам силы.
• Он — Мессия, обещанный Ветхим Заветом. В нем исполняются пророчества о мессианских чудесах, данные в Ис. 33, 5-6 и 61,1.
• Он чуток и сострадателен. В Евангелиях часто говорится, что то или иное его действие было вызвано состраданием (Мф. 9, 36; 14, 14; 15, 32; 20, 34; Лк. 7, 11-15). К паралитику он отнесся тепло, называя его другом и сыном.
• Иисус спасает и исцелением тел, и прощением грехов. Он — Искупитель, и имеет право как Сын Божий одним словом простить грехи паралитика.
• Мы можем подражать сострадательности Иисуса, его прямоте и заботе о людях, но не можем, как он, отпускать грехи, читать мысли других, так как это — его Божественная привилегия.
3.Паралитик и его друзья — это пример истинной веры, достойной подражания.
|
• Свою веру они исповедуют сообща: "видя веру их" (Лк. 5, 20). Как и они, мы намного укрепимся в вере, если будем исповедовать ее вместе с общиной.
191 John Murray, Principles of Conduct (Grand Rapids: Eerdmans, 1957), 177.
192 См. William Larkin, Culture and Biblical Hermeneutics (Grand Rapids: Baker, 1988), 109-12; Richard Pratt, He Gave Us Stories (Phillipsburg, N.J.: Presbyterian and Reformed, 1990), 311-33.
• Вера не останавливается перед преградами. Паралитик и его друзья не ждали, пока для них, образно говоря, распахнутся двери. Они, не долго думая, разобрали крышу дома. Не стоит порицать их за повреждение чужой собственности. Разобранная крыша не являлась в те времена столь значительным разрушением, как сейчас. Однако их настойчивость заслуживает внимания.
• Вера и несовершенное знание не противоречат друг другу. Даже в своем послушании эти мужи не совсем понимали, какой цели они сумели достичь. Они пришли в поисках физического исцеления и получили его от Иисуса, но еще до того Иисус простил паралитику его грехи.
4.Книжники и фарисеи являют пример неверия. Они отрицают божественность Иисуса и, как следствие, подвергают его критике, когда он прощает грехи. Даже когда Иисус доказывает свою способность прощать грехи, исцелив паралитика, они не отказываются от своих обвинений. Действия этих людей дают нам возможность лишь отчасти взглянуть на природу современного неверия, так как они были весьма сведущи в Законе Божьем, и было бы нелегко сравнить их с кем-либо из наших современников.
5. Поучительно и удивление толпы. Чуда, совершенного Иисусом, и прощения, полученного от него, вполне достаточно, чтобы признать его Божественную суть. И все же они поражались лишь "чудным делам". Это довольно типично для людей, увидевших и уверовавших, но, тем не менее, восхищавшихся Иисусом только на расстоянии.